СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тезисы выступления на педагогическом совете по обеспечению качества образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях развития системы образования в России  Качество образования — это соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства.Здесь бы я выделила слова «потребностям, интересам личности, общества, государств», причём обратите внимание,  что интересы личности стоят на первом месте.

Просмотр содержимого документа
«Тезисы выступления на педагогическом совете по обеспечению качества образования»

Выступление учителя математики МКОУ СОШ №1 г. Россоши Коробейниковой О.А. на районном педагогическом совете

(Тезисы)


В теме педсовета присутствует словосочетание «качество образования». В современных условиях развития системы образования в России Качество образования — это соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства.Здесь бы я выделила слова «потребностям, интересам личности, общества, государств», причём обратите внимание, что интересы личности стоят на первом месте.

Федеральным государственным образовательным стандартом определены требования к результатам обучающихся, требования к качеству образования.

Причем в формулировке личностных, матапредметных и предметных результатов основной упор делается на развитие.

Таким образом, с введением федерального государственного стандарта нового поколения вектор целевого ориентира перемещается в плоскость личностного развития обучающихся.

Исходя из этого, передо мной, учителем возникает ряд проблем:

  1. Диагностика возможностей обучающихся.

  2. Формы личностного развития обучающегося.

  3. Оценка личностного развития. И в частности определение критериев и формы оценки.

В п. 7 ФГОС говорится о том, что в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, и далее прописаны качества личности, которые могут служить критериями личностного развития.

Что я жду от педсовета, хотелось бы обогатиться опытом диагностики возможностей обучающихся, формами работы с обучающимися в направлении личностного развития и способами оценки.


В связи с изменением целевых ориентиров стратегии качества образования логично предположить изменения в требованиях к личности учителя.

И действительно, если мы посмотрим Профессиональный стандарт педагога, то, помимо требований к образованию и обучению, увидим, что обобщенными трудовыми функциями является «педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса», а также «педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ»

А также четко прописаны в разделе трудовых функций. 1. Общепедагогическая функция. Обучение. 2. Воспитательная деятельность.3. Развивающая деятельность.


Думаю, что стало прописной истиной то, что немаловажную роль в личностном развитии играет личность учителя. И, наверное, если у меня в детстве был такой учитель литературы как Алфёрова Ирина Юрьевна, то возможно я была бы не учителем математики, а учителем литературы. Но мой профессиональный путь определила Анна Александровна – учитель математики, в арсенале которой были только мел и ученическая доска, а её уроки в моей памяти до сих пор.



Системность развития. Не от раза к разу, а в системе с соблюдением преемственности начальной, основной и старшей ступеней обучения. С этой целью я посещаю уроки, внеклассные мероприятий в начальных классах определить контингент учащихся которым необходима индивидуальная траектория в направлении математического развития.


Индивидуальный образовательный маршрут:

Учительская удача – работа с особо одарённым ребенком в области математики. Составила индивидуальный образовательный маршрут по отдельному предмету. Который предполагает ускоренный темп изучение программного материала и расширение содержания за счёт высвободившегося времени. (В частности криптография). Маршрут составлен с учетом интересов ученика. Это не просто решение заданий повышенной сложности, что присутствует, несомненно. Это материал за рамками программы.


Индивидуальная траектория развития обучающегося:

Вовлечение группы обучающихся в проектно – исследовательскую деятельность по математике и темам, сопутствующим предмету. Участие в конференциях, конкурсах. Здесь имею опыт работы с группами детей не только одной параллели, но и в группах, сформированных по вертикали, то есть разновозрастные группы детей. Это актуально для малочисленных школ.

(Проектная деятельность)


Если говорим о развитии в педагогике сразу возникает ассоциация с Понятием "зона ближайшего развития" и с именем Льва Семёновича Выготского.

В основу разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским (см. рис. 4).


Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С. Выготский, - когда оно идёт впереди развития". Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития - это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на ЗБР, - это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.


Лев Семёнович Выготский установил четыре основные закономерности, или особенности, детского развития.

1.   Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени, темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Подъем, интенсивное развитие сменяется замедлением, затуханием. Ценность месяца в жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: месяц в младенчестве не равен месяцу в подростничестве.

2.   Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Есть периоды, когда функция доминирует, — это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития, а остальные функции оказываются на периферии сознания и зависят от доминирующей функции. Каждый новый возрастной период знаменуется перестройкой межфункциональных связей — в центр выдвигается другая функция, устанавливаются новые отношения зависимости между остальными функциями.

3.        «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это не рост, а цепь качественных преобразований. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4.   Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы инволюции закономерно включены в прогрессивное развитие. То, что сложилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать.



Даниил Борисович Эльконин углубил идею о ведущей роли обучения, указав принципиальный путь развития — организацию детской деятельности, соответствующей данному возрасту.





Федеральный государственный образовательный стандарт обеспечивает реализацию права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют дефекты в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает некоторые отклонения в формировании ребенка при необходимости создания специальных условий для жизни.

Основная классификация делит нездоровых ребят на следующие группы: - с расстройством поведения и общения; - с нарушениями слуха; - с нарушениями зрения; - с речевыми дисфункциями; - с изменениями опорно-двигательного аппарата; - с отсталостью умственного развития; - с задержкой психического развития; - комплексные нарушения. Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние. Так, например, при работе с ребятами, имеющими нарушения зрения, используются специальные развивающие компьютерные игры, которые помогают улучшить восприятие данного анализатора (лабиринты, таблицы Шульте и другие).

Возможности дистанционного обучения. (Кальченко)

Программы развития с учетом ФГОС. Существует несколько учебных планов на основе Стандарта.

Первый вариант создан для детей, которые смогли к моменту поступления в школу достигнуть нужного уровня развития и которые могут сотрудничать со сверстниками. В этом случае наравне со здоровыми школьниками обучаются учащиеся с ОВЗ. Расшифровка данного варианта такова: дети учатся в одной и той же среде, к ним предъявляются в основном одинаковые требования, по окончании школы все получают документ об образовании. Дети с ограниченными возможностями, которые учатся по первому варианту, имеют право на прохождение разных видов аттестации в иных формах. Специальные условия создаются в применении к конкретной категории здоровья учащегося. Основная образовательная Программа включает обязательную коррекционную работу, которая исправляет недостатки в развитии ребенка.

Второй тип программы Ученики с ОВЗ, в школе проходящие обучение по данному варианту, имеют право на более пролонгированные сроки. К основной программе присоединяется несколько учебных планов с учетом потребностей ученика с ограничениями в здоровье. Данный вариант может быть осуществлен как в виде совместного обучения со сверстниками, так и в отдельных группах или классах. Важную роль в учении играют информационные технологии и специальное оборудование, которое расширяет возможности школьника. Второй вариант предусматривает проведение обязательных работ, направленных на углубление и расширение социального опыта учеников с ОВЗ.

Третий тип Ученики с ОВЗ, обучающиеся по данному варианту, получают образование, несопоставимое с тем, которое получают школьники без нарушений здоровья. Обязательным условием для реализации учебного плана является создание адаптированной индивидуальной среды. Учащиеся с ОВЗ совместно с экспертной комиссией выбирают формы аттестации и сроки обучения. В этом случае возможно осуществление учебной деятельности как совместно со сверстниками, так и в отдельных группах и специальных организациях.

Четвертый вид программы развития В данном случае ученик с множественными нарушениями здоровья проходит обучение по адаптированной программе, с учетом индивидуального плана. Обязательным условием является формирование среды, в которой в большой степени происходит реализация жизненной компетенции в социуме. Четвертый вариант предусматривает обучение на дому, где акцент делается на расширении в доступных пределах социальных контактов и жизненного опыта. Для освоения программы возможно использование сетевой формы взаимодействия с использованием разных образовательных ресурсов. Ученикам, которые успешно прошли обучение по данному варианту, выдается свидетельство установленного образца. Перспективными можно считать те учебные заведения, которые реализуют как основные программы, так и адаптированные под потребности ребенка с ОВЗ. Такие организации включают инклюзивные классы, что позволяет детям с нарушениями здоровья свободно развиваться в социуме. Также в данных школах идет непрерывная работа не только с детьми, но и с их родителями, педагогами.

Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается и описывается рядом документов. Среди них можно выделить: Национальную доктрину образования РФ, Концепцию модернизации российского образования, Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Работа с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также социально адаптировать учащихся с последующим слиянием их с обществом. Для успешного формирования навыков в специальных школах организуют факультативные занятия, где для ребят созданы все условия для развития дополнительных способностей. Такая форма учебной деятельности для детей с нарушениями здоровья должна быть согласована с психологами и учитывать индивидуальные особенности учеников. При долгой, терпеливой работе по разработанным психологами коррекционым программам рано или поздно обязательно будет результат.

Что ожидаю от педсовета: Поделитесь опытом работы по развитию детей с ОВЗ.



Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого хочется учиться.

Не будет секретом то, что многие из конкурсантов пришли на конкурс не совсем по своей воле. И я первоначально считала, что учителей, прошедших отборочный тур нужно не поздравлять, а им сочувствовать. Да, действительно мы ощутили большие физические нагрузки, психологическое напряжение. Но, пройдя все этапы конкурса, наверное, многие, как и я, изменили свое отношение. Я поняла, что меня действительно нужно поздравить с тем, что я получила уникальную возможность пообщаться с лучшими учителями, увидеть лучшие уроки. За короткий период конкурсных испытаний, получила такой богатый опыт профессионального обогащения, какой не получила за последние 10 лет.