СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тяжелая атлетика

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тяжелая атлетика»

ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА


Ковалева Ирина,

студентка 2 курса

ГБПОУ ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум»

г. Лиски, Воронежской области.

Научный руководитель Кадиров И. К.


Тяжёлая атлетика – олимпийский вид спорта, в основе которого лежит выполнение упражнений по поднятию штанги над головой. Соревнования по тяжёлой атлетике на сегодняшний день включают в себя два упражнения: рывок и толчок. Тяжелоатлеты имеют три попытки в каждом упражнении. Объединённое общее двух наиболее успешных попыток определяет общий результат в весовой категории. Весовые категории у мужчин и женщин разные. Тяжелоатлет, у которого не получилось успешно выполнить хотя бы один рывок и один толчок, проигрывает и выбывает из соревнования. Некогда в программе состязаний было третье упражнение — жим, однако из-за сложности оценки он был исключён из соревнований.

Занятия тяжелой атлетикой в течение многих лет накладывают определенный отпечаток на внешний вид и поведение спортсмена. Преодоление трудностей в обучении, когда тяжелоатлеты должны поднимать тонны груза, постоянно настраиваясь на проявление максимальной силы для достижения намеченной цели в борьбе с металлом, проявляется в его уверенности в собственных силах, достоинстве и доброжелательности по отношению к людям. Необходимость контролировать свои действия при проявлениях кратковременной силы позволяет тяжелоатлету учиться сохранять способность к концентрации умственных проявлений в самых сложных условиях спортивного единоборства и эмоционального возбуждения, когда в течение нескольких секунд, необходимых для завершения упражнения, нужно совершить точно выверенные в процессе многолетних тренировок действия.

Чрезвычайно сложно точно установить, когда и где поднятие тяжестей стало чисто спортивной дисциплиной. История зарождения атлетизма тесно переплетается с другими видами спорта — борьбой, боксом, греблей, легкой атлетикой.

На протяжении многолетней истории развития физической культуры и спорта занятия с отягощениями занимали заметное место в системе использования разнообразных средств и методов. При этом многие виды (снаряды) отягощений пришли к нам с глубокой древности (Древний Египет, Греция, Рим и др.). Так, доподлинно известно, что в древности изобрели различные тяжелые снаряды, имеющие сходство с современными гантелями, которые были найдены среди бронзовых предметов, относящихся к V тысячелетию до н. э. Снаряды, похожие на гантели, можно было увидеть на росписях древнеегипетских храмов, на мозаичных рисунках и гравюрах.

Атлетизм как современный вид спорта сформировался лишь в последние десятилетия XIX века — первой половине ХХ века.

История тяжелой атлетики как вида спорта начала полноценно формироваться примерно с 1860 года. В то время в странах Европы, США, Канаде и Австралии появились первые атлетические кружки и клубы.

Первый чемпионат Европы по тяжелой атлетике прошел в Роттердаме. Тогда оценивать показатели силачей было довольно сложно. Деление на весовые категории отсутствовало, поэтому чемпионом становился сильнейший из участников турнира. На тот момент первое место занял пивовар из Баварии Ганс Бек. Двумя руками мужчина выжал 130 кг и толкнул 135 кг.

В Олимпийских играх 1896 и 1904 годов использовались совершенно разные техники, не было разделения спортсменов по весовым категориям. Первый чемпионат мира состоялся в Вене в 1898 году. Соревнование лучших силачей мира можно смело считать знаковым событием в истории тяжелой атлетики и началом эпохи ее развития как самостоятельного вида спорта.

На первом ЧМ впервые были определены снаряды: насыпные штанги и чугунные «бульдоги», спортсмены перестали поднимать все, что попадалось под руку. Программа состояла из 14 упражнений, за успешное выполнение которых присуждались очки.

Рывок – упражнение в тяжелой атлетике, в котором спортсмен должен осуществить подъем штанги над головой одним движением (с помоста на полностью выпрямленные руки), при этом подседая под неё. Затем, удерживая штангу над головой, спортсмен должен подняться, полностью выпрямив ноги.

Толчок –  упражнение в тяжелой атлетике, которое состоит из двух раздельных движений. Первым движением спортсмен должен оторвать штангу от помоста и положить её на грудь, одновременно подседая под неё, после чего он должен подняться на прямые ноги. Вторым движением спортсмен немного приседает затем посылает штангу вверх на прямые руки, при этом разбрасывая ноги чуть в сторону (швунг) или вперед-назад (ножницы). После фиксирования положения штанги над головой спортсмен выпрямляет ноги, ставя стопы на одном уровне (параллельно), удерживая штангу над головой. На соревнованиях первым упражнением всегда выполняется рывок, а уже потом толчок.

Помост для соревнований по тяжелой атлетике должен иметь квадратную форму, каждая из сторон должна иметь длину 4 метра. Пол вокруг помоста должен быть выкрашен в другой цвет. Высота соревновательного помоста должна быть не меньше 5 сантиметров и не больше 15 сантиметров.

Гриф для мужчин должен отвечать следующим условиям:

вес — 20 кг;

длина грифа — 2200 мм;

диаметр грифа — 28 мм;

диаметр рукавов — 50 мм;

расстояние между внутренними замками — 1310 мм;

ширина внутренних замков, включая замки рукавов — 30 мм.

Чтобы облегчить хват и положение рук спортсмена, на грифе должна быть насечка; мужской гриф должен иметь синюю отметку для того, чтобы отличить мужской гриф от женского, имеющего желтую отметку.

Гриф для женщин должен отвечать следующим условиям:

вес — 15 кг;

длина грифа — 2010 мм;

диаметр грифа — 25 мм;

диаметр рукавов — 50 мм;

расстояние между внутренними замками — 1310 мм;

ширина внутренних замков, включая замки рукавов — 30 мм;

Диски для штанги должны иметь следующие цвета и массу:

— 25 кг — красный;

— 20 кг — синий;

— 15 кг — желтый;

— 10 кг — зеленый;

— 5 кг — белый;

— 2,5 кг — черный;

— 1,25 кг — хромовый;

— 0,25 кг — хромовый.

Для закрепления дисков на грифе используются два замка, весом по 2,5 кг каждый.

Жим лежа  главное упражнение, которое способствует развитию верхней части тела. Варианты выполнения: жим узким хватом, и широким; жим лежа с паузой и так далее. Приседания — основное упражнение, способствующее развитию силы и набору массы. Ни одна высокоэффективная тренировочная программа не обходится без приседаний. Существует много вариантов приседаний: фронтальные приседания, приседания с широкой постановкой ног, приседания с узкой постановкой ног, приседания с паузами. В приседаниях нагружаются мышцы ног мышцы спины и верхняя часть тела. После того, как атлет отошел со штангой от стоек, необходимо жестко закрепить спину, плечевой пояс, отведя плечи назад. Лишь после этого следует плавно опускаться в сед. Глубина приседа регулируется индивидуально.

Становая тяга — второе по значимости упражнение после приседа. Различают 3 вида становой тяги: тяга классикой, тяга сумо и промежуточная. В-первую очередь, необходимо жестко закрепить поясницу, создав небольшой прогиб в ней на старте. Также необходимо отвести плечи назад. Всё это позволит держать спину натянутой. После этого можно начинать подъем. В становой тяге нельзя резко бросать штангу после подъёма. Это отрицательно сказывается на пояснице.

Тяжелая атлетика — олимпийский вид спорта, занятие которым способствует гармоничному развитию человека, разумному сочетанию физической силы и здоровья, красоты и знаний, что в конечном счете определяет место человека в жизни общества.

Занятия тяжелой атлетикой способствуют:

– развитию скоростно-силовой подготовки занимающихся, позволяющей в повседневной жизни преодолевать трудности, связанные с проявлением максимальных силовых напряжений;

– овладению знаниями в областях: физиологии, биохимии, психологии, биомеханики, основам гигиены, питания и спортивной тренировки.

Занятия тяжелой атлетикой способствуют развитию моральных и волевых качеств, в основе которых лежит строгая самодисциплина, основанная на высокой сознательности, здоровой оценке событий и своих действий, на подчинении своих чувств разуму.

В процессе спортивной тренировки воспитываются такие качества, как: уверенность в своих силах и возможностях, самообладание и ответственность перед командой.

Физиологические и биомеханические особенности тяжелоатлетических упражнений обуславливают психологию поведения атлета, так как во время подъема максимального веса, в любом из упражнений спортсмен учится предельно концентрировать свое внимание на подъеме веса, на проявлении максимальных мышечных усилий в каждый момент движения. Участие в соревнованиях требует создания условий для проведения регулярных, круглогодичных занятий, направленных на постоянное совершенствование физической подготовки, технических и тактических навыков

Участие в соревнованиях требует создания условий для проведения регулярных, круглогодичных занятий, направленных на постоянное совершенствование физической подготовки, технических и тактических навыков.


Список литературы.


1. Аптекарь М.Л. Тяжелая атлетика. Справочник. М.: Физкультура и спорт. 2013.

2. Дворкин Л. С. Тяжелая атлетика. В 2 т. Том 1: учебник для СПО/2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019.

3. Ригерт Давид. Благородный металл. /Спорт и личность. М: Молодая гвардия, 1987.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!