Тема: «Техники формативного оценивания»
Жакупова З.К. – учитель начальных классов ЗСШ№1
«Учитель должен знать- чему научил,
учащийся- чему научился».
Е. Н. Ильин.
Как и многие казахстанские педагоги, я прошла курсы по обновлённой программе. Чтобы внедрить в свою педагогическую деятельность модуль программы «Оценивание обучения и оценивание для обучения», т.е. формативное и суммативное оценивание, мне пришлось пересмотреть свои взгляды на преподавание и выбрать те пути решения, которые помогли бы во-первых, способствовать повышению качества знаний моих учеников, во-вторых, следить за процессом продвижения своих учеников к целям их учения, в- третьих, помогло бы мне как учителю, корректировать весь учебный процесс и донести до учащихся ответственность за улучшение своего образования. Ведь на занятиях нас знакомили в основном с теоретическим материалом, а на практике весь процесс формативного оценивания исходил из интуитивных представлений, поэтому сам процесс формативного оценивания на моих уроках носит произвольный характер. Поэтому «методом проб и ошибок» я приобрела свой пока еще маленький опыт работы по данному модулю.
Роберт Стейк о формативном оценивании говорил так: «Когда повар пробует суп – это формативная оценка; однако если суп пробует или ест эксперт – это уже суммативная оценка». Иначе, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, а суммативная оценка представляет собой конечный результат (продукт) в реальном мире.
Формативное оценивание на уроках в начальной школе помогает мне как учителю отследить процесс продвижения учащихся к целям, поставленных ими же в начале урока и осознать степень ответственности за свое образование.
Что же такое формативное оценивание?
«Оценивание для обучения - это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определенного этапа на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня» (Руководство учителя, с. 163)
Другими словами формативное оценивание- процесс наблюдения как изо дня в день протекает процесс обучения.
Целью формативного оценивания является коррекция деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов полученных в процессе обучения и предлагает постановку задач совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.
Для проведения эффективного процесса формативного оценивания учителю необходимо определить для себя две позиции: что ученик должен извлечь для себя входе изучения курса, и какие формы оценивания могут этому способствовать. Поскольку оценивание направлено на то, чтобы узнать, в какой степени поставленные цели достигнуты, надо выбрать именно такие формы и техники оценивания, которые подходят для конкретных целей. Примером этому могут служить оценочной техники, обеспечивающие эффективную обратную связь с учениками.
Расскажу о некоторых приемах формативного оценивания, применяемых мною на уроках.
Техника светофор: у каждого ученика 3 карточки со цветами светофора: зеленый – понял, желтый – не все понятно, красный – непонятно. Данная техника применяется также и при проведении взаимооценивания.
Техника проверка ошибочности понимания: учитель намеренно дает уч-ся типичные ошибочные понятия или предсказания, ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем просит высказать свое согласие или несогласие и объясняет свою точку зрения.
Наиболее часто мною на уроке применяется техника сигналы рукой: учитель останавливает объяснение и дети показывают сигналы рукой: большой палец вверх- понимаю, могу выполнить самостоятельно, большой палец в строну – не понимаю, помахать рукой – не совсем понимаю, нужна будет дополнительная помощь. (Что именно непонятно? Что именно понятно? А что вы поняли?).
Техника «формативный тест»: учитель произвольно делит уч-ся на малые группы (4-5уч). Каждый получает лист с вопросом и лист для ответов. После обсуждения дети заполняют лист ответов. Формативный тест проводится мною на разных уроках и в зависимости от типа урока. Это работа может быть проведена как на первом уроке изучения раздела, так и на последнем. Таким образом, учащиеся могут проследить собственный рост при достижении результатов.
Письменные комментарии (письменная обратная связь): проверяя письменные работы уч-ся учитель делает комментарии в соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата, выделяет правильное и неправильное, дает советы. Часто, проверяя тетради, учитель просто исправляет ошибки, не давая ученику возможность изучить материал и внести необходимые исправления. Письменные комментарии дают ученику информацию о точном месте ошибки и способах их исправлений.
Лесенка.
Ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал урока: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
Учитель, в своей деятельности должен уметь использовать разнообразные техники формативного оценивания. При этом использование техник формативного оценивания на уроке не должно быть самоцелью учителя, результаты оценивания должны позволять вносить корректировки в деятельность учащегося и учителя для улучшения качества образования.
Нужно помнить, что применение методологии формативного оценивания становится одним из важнейших критериев новой системы оценки работы учителя и использование методов формативного оценивания на уроках показало, что у учащихся появился интерес к учебе и ответственность, вырабатываются навыки самостоятельной работы, работы в группе, воспитываются чувства толерантности, коллективизма, взаимопомощи.
Литература:
1. Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г.
2. Формативное оценивание в начальной школе. Пособие для учителя. Дудкина О.И., Буркитова А.А., Шакиров Р.Х. 2012 г