Населенный пункт г. Горловка, ДНР образовательная организация Горловская гимназия «Интеллект», класс 7 Предметная область урока (занятия) мета предметный урок физики
Этап урока | Проектирование содержания деятельности учителя и форм и содержания деятельности учеников | Планируемое время и необходимый инструментарий | Возникшие в ходе урока изменения плана урока и обоснование – почему это произошло | Как можно было бы сделать по-другому для повышения продуктивности урока для учеников | Как использовалось, менялась предметно-пространственная среда класса, изменялась расстановка, использовались материалы среды класса и др. |
1.Организационный момент. | Учитель Организует начало урока, проверяет наличие учебников, тетрадей. Ученики Обучающиеся записывают дату, вид работы, проверяют готовность к уроку | 2 мин Презентация «Простые механизмы», конспект урока | Организационный момент урока затянулся так как еще в течении 5 мин подтягивались опоздавшие после предыдущего урока физкультуры. Потребовалось время чтобы успокоить и настроить учеников на плодотворную работу. | Данный урок лучше было начать с демонстрации сложных и простых механизмов и сразу поставить проблемный вопрос «Что это? Зачем они нам нужны?» | Классный коллектив привлекло отсутствие темы урока на первом же слайде и наличие незнакомого им демонстрационного оборудования на столе. |
2.Актуализация знаний, повторение. | Учитель Предлагает повторить тему предыдущего урока «Механическая работа. Мощность», разгадать ребус. Ученики Обучающиеся работают в группах, отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. | 10 мин Работа в 6-ти группах, карточки с заданиями (Приложение №1) | Разделение на группы не основывалось на интеллектуальных знаниях учащихся, а было предложено случайным образом (метод месяца рождения), что вызвало возмущение. Для организации работы пришлось разделить их основываясь на рассадки в классе. | Предложить учащимся самостоятельно разделиться на шесть групп или сделать слепой жребий. | Работа в группах внесла соревновательный азарт в ход урока. Многие учащиеся увидели пробелы в своих знаниях по физике, а также в общем развитии по сравнению со своими сверстниками. |
3.Целеполагание и мотивация | Учитель Подготовка к восприятию нового материала: постановка проблемы. Ученики Анализируют визуальную информацию, составление кластера. | 4 мин Беседа. Презентация «Простые механизмы», конспект урока | Повышенный интерес учащихся привел к множеству вопросов, которые уводили от основной темы урока и приходилось периодически обрывать нить обсуждения. | В начале обсуждения сразу установить четкие границы нашего научного интереса «Нас интересует не зачем и почему они это делали, а как им удалось?» | На данном этапе урока активность проявили все ученики, даже те кто не интересовался этой темой. Свои предположения высказывали все, не боясь показаться смешными. |
4.Изучение нового материала | Учитель Предлагает просмотреть видеофрагмент и провести исследование Ученики Демонстрационная работа выполняется отдельными учащимися по предложенным инструкциям (Приложение №2). Всем учащимся предлагается записать результаты экспериментов в сводную таблицу. «Организация информации» -
Работа в тетради. | 18 мин Просмотр DVD, обсуждение, опорный конспект. Демонстрация. Работа с инструкцией | Предложенный отрывок из мультфильма вызвал интерес, но через пару минут внимание стало рассеиваться. Необходимо сократить данный отрывок максимально или разбить на несколько коротких смысловых фрагментов. Провести демонстрационные опыты было предложено желающим ученикам, желающих было много, но не все смогли справиться без подсказок. | Таблицу с результатами необходимо чертить на доске и заполнят параллельно с классом (один из учеников), чтобы они более осознано могли структурировать полученные данные. | Более сильные ученики на этом этапе урока себя чувствовали более комфортно и уверенно, легко догадывались и делали правильные выводы. Слабые ученики просто переписывали результаты не всегда понимая почему так. |
5.Первичное закрепление знаний. | Учитель Проводит физический диктант (тест) Ученики Индивидуальная и коллективные работы с учащимися. Отвечают на вопросы , высказывают предположение | 7 мин Письменный опрос по новому материалу (Приложение №3) | Физический диктант писался по привычной схеме (два раза читается вопрос и варианты ответа) и трудностей не вызвал. Самопроверка показала высокие достижения и ошибки из-за не внимательности и некой самоуверенности у сильных учеников. | Данную проверку лучше сделать в виде индивидуальной карточки с заданиями. | Визуальная информация (слайды и видеофрагмент), кластер и таблица результатов хорошо помогли запомнить и структурировать весь материал урока. |
6.Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока | Учитель Обсуждает с учащимися критерии самооценивания их работы . Обсуждает с учащимися итоги урока в целом . Ученики Участвуют в обсуждении критериев самооценивания. Производят самооценку их работы. Участвуют в подведении итогов урока в целом | 2 мин Дискуссия, обсуждение, выводы. | Предлагалось учащимся самостоятельно выбрать критерии оценки тестирования. Они оказались завышенными по сравнению с общими требованиями и их результат оказался ниже ожидаемого. Слабые ученики не участвовали в обсуждении ответов теста, а так же критериев его оценки. | Необходимо дать критерии оценки до тестирования, собрать письменные работы учащихся, а потом предложить им сделать самооценку своих ответов. | После написания теста ученики традиционно поделились на три группы: «я в себе уверен, я молодец», «я не уверен, что ответил правильно на несколько вопросов, переживаю», «мне все равно как я ответил». Но после обсуждения и проверки у большинства учеников возникает радость, когда они осознают что правильно ответили на вопросы и что поняли эту тему. |
7.Домашнее задание (Обсуждение) | Учитель Мотивирует учащихся на выполнение домашнего задания: А) Прочитать текст учебника §47-48; проверить свои знания по вопросам после параграфов; Б) Вклеить в тетрадь картинку любого простого механизма, указав на нем ось вращения и плечи сил. Ученики Осознают значимость изученного материала. Записывают домашнее задание. | 2 мин Учебник, наглядный материал с примерами | Полное отсутствие интереса у учащихся к первой части задания и много вопросов по второй части. Необходимо терпеливо дать инструкцию по выполнению и показать пример. | Указать сразу, что выполнить вторую часть задания не получиться без внимательного выполнения первой части домашнего задания. | Учащиеся активно обсуждают способы выполнения домашнего задания, а также сразу предлагают варианты по его усложнению. За такую инициативу я хвалю и предлагаю желающим ее реализовать. |
II. Детализация плана урока (занятия)
№ | Аспект, про который важно предусмотреть в контексте планирования урока | Детализация описания – где и как предусмотрено решение данного аспекта (что важно учесть, что предусмотреть, к чему быть готовым, как реагировать в различных альтернативах развития событий и др.) в ходе возможной реализации урока (с аргументацией в соотношении с возрастными возможностями и потенциалами детей) – в соотношении с содержанием курсов. |
1. | Организация продуктивной групповой учебной деятельности учеников | |
2. | Создание условий для становления самостоятельной учебной деятельности учеников | |
3. | Способы построения понимающей коммуникации, диалога и полилога в учебном процессе | |
4. | Вовлечение учеников в процесс решения учебных задач, организация ситуации исследования на уроке (мотивация, познавательная активность и вовлеченность детей) | |
5. | Управление эмоциональными состояниями детей в ходе урока, их работоспособностью (мобилизация, релаксация, экспрессивность – спокойствие) | Нервно-психологическое развитие подростков. Избижания усталости переключение внимания на другой вид деятельности (частая смена вида деятельности) |
6. | Педагогическая гибкость – возможные изменения плана урока в соответствии с актуальной ситуацией на уроке (как ученики могут повлиять на ход урока) | Плотность учебного материала составляет 65% В зависимости от вопросов обучающихся включаются релические отступления отдых от усталости |
7. | Организация взаимодействия с «трудными» учениками (или имеющими особые образовательные потребности) | |
8. | Взаимодействие в обучающимися в зоне ближайшего развития (что, возможно, является зоной актуального развития, а что при этом будет в зоне ближайшего развития) | |
9 | Разнообразие использования предметно-пространственной среды класса для повышения образовательного эффекта занятия | Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, |
10 | Продуктивность деятельности учеников на уроке (занятии) и ее репрезентация в пространстве класса | |