I этап. Организационный момент. Цель – активизация учащихся. | Формулировать законы работы в группе и аргументировать их. | Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. | I этап. Организационный момент. Добрый день! проверь, дружок, готов ли ты начать урок? все на месте, все в порядке: книжки, ручки и тетрадки? Расскажите о законах работы в паре, группе . -Если вы посмотрите на картинку ( слайд №1 зима, птицы)- вы догадаетесь, о чем мы будем говорить. - Правильно , о птицах. | I этап. Организационный момент. - Почему эти законы нужно соблюдать каждому из вас? - Любите ли вы зиму? Какие изменения в природе происходят с приходом зимы? -Назовите зимние месяцы.(Декабрь, январь, февраль). Коммуникативные УУД Личностные УУД |
II этап. Актуализация знаний. Цель – показать многообразие мира птиц. | Работать с информацией, представленной в форме загадок . Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать работу в группе по разгадыванию загадки, показать учащимся всё многообразие мира птиц, включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. | II этап. Актуализация знаний. - Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полетом и мечтаем побывать на их месте. Мы воспеваем это чудо природы в стихах, картинах, сказках. Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, заглянуть в загадочное, покрытое тайной царство птиц! Организует работу по составлению картинки из «комочков снега». Отгадайте загадки. Небольшая пестрая птица Не боится зимой простудиться, Угощение наше ей снится Прилетает к нам часто …(синица) Тащит в дупла лип упорно Желуди, орехи, зерна, Как заправский кладовщик Бойкий …. ямщик. (Поползень). Не страшны ему метели Гнезда вьет зимой на ели, Крик его отрывист, прост, Кривоносый красный …(Клест). Мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, Крохи подбирает, По полям ночует, Коноплю ворует. (Воробей). Он в мундире ярком, Шпоры для красы Днем он – забияка Поутру - часы (Петух). (слайд № 2-3) -Что у этих птиц общее?(Строение тела птиц). (слайд № 4 ) Птицы одинаковы по строению тела, но могут быть разные по окраске, по форме, по размеру. Чтобы проверить верно это или нет , я предлагаю вам выполнить практическую работу. (слайд № 5). | II этап. Актуализация знаний. - Что вы знаете о птицах и их жизни? Каких птиц вы знаете? Составление картинки на тему «Птицы». Выбрать подходящие по смыслу слова, написанные на «комочках снега». По окончании работы группы отчитываются о проделанной работе. Познавательные УУД Коммуникативные УУД -Ребята, а не кажется ли вам, что среди этих птиц есть одна лишняя? Какая? (Петух- это домашняя птица). Познавательные Практическая работа : логическая задача на сравнение птиц. Есть начало фразы, надо закончить ее. Каждая группа получает карточку с заданием. 1. Клюв синицы тонкий, а у дятла…толстый. 2.Ворона большая, а воробей …маленький. 3. Снегирь малоподвижный, а синица…шустрая. 4. Клест нарядный, а воробей…невзрачный. 5. Синицы высиживают птенцов летом, а клесты…зимой. По окончании работы группы отчитываются о проделанной работе. Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |
III этап. Изучение нового материала. Цель – Познакомить учащихся с перелетными и зимующими птицами. Научиться принимать непосредственное участие в заботе о зимующих птицах. | Работать с информацией, представленной в учебнике. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе). Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Организовать работу в группах обеспечить контроль за выполнением задания. . | III этап. Изучение нового материала. 1).Вступительная беседа учителя. Птиц на земле очень много- около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двух метровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах , а другие – только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие- насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют гнезда на земле или ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные… Учитель предлагает выполнить практическую работу в группах с текстом. Узнай птицу по описанию. 2). Объяснение нового материала по развороту учебника стр. 16 - 17 -В разных странах живут разные птицы. Подумайте, могут ли все эти птицы собраться вместе в зимнюю пору? -Почему? Зимой многие птицы совсем не смогли бы находить себе корм. Поэтому они улетают в теплые края, где корма всегда достаточно. Эти птицы называются перелетными. (слайд № 6). Теперь мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые – орнитологи узнали, куда улетают перелетные птицы. -Как же это удалось сделать ученым? Ученые- орнитологи придумали надевать на лапки птицам маленькие кольца. -А как эти кольца помогли им? На каждом кольце был номер и адрес места, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы. (слайд № 7) Но не все птицы улетают. Те, которые проводят зиму у нас называют зимующими. Это синицы, поползни, дятлы и другие птицы. Они не улетают потому, что и зимой могут найти себе корм. (слайд № 8) Физминутка. -Скажите ребята, о каких перелетных птицах вы узнали?(Ласточки, стрижи, жаворонки, соловей, аисты, кукушки).Почему эти птицы улетают на юг? Что птицам страшнее зимой холод или голод? Правильно- голод. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птичка и тепло ей под пухом и перьями. И все же нередко птицы зимой голодают. Особенно трудно бывает во время метели, сильного мороза. Из десяти птичек выживает только две. А чтобы им помочь, мы должны… а что мы должны? Мы уже сделали кормушки и угощаем птичек. Но оказывается, ребята, - не всегда птички бывают, довольны нашим угощением. Знакомство с кормом для птиц. (слайд № 9). Как видите, мало сделать кормушку, но еще надо хорошо знать, какой корм нужен птицам. | III этап. Изучение нового материала. Практическая работа в группах: Чтение текстов с описанием птиц, отгадывание. Каждая группа получает карточку с заданием. Карточка с заданием. I группа. Обычно эти птицы прилетают весной на старое гнездо и тут же начинают его ремонтировать, поэтому каждый год оно увеличивается и иногда становится таким большим, что в нем вьют гнезда мелкие птицы – воробьи, скворцы. Эта птица считается птицей, приносящей счастье, поэтому люди всегда радуются, если эта крупная белая птица вьет гнездо на крыше дома. У этих птиц нет голоса: они не умеют петь и кричать. Разговаривают друг с другом, треща клювом, постукивая нижней челюстью о верхнюю. (аист) II группа Рано весной, едва зазеленеют леса, из березовой рощи послышится знакомый голос этой перелетной птицы. Она зимовала в далекой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но, делает это она не как все птицы. Она не вьет гнезда и не заботится о своих птенцах в течении весны откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнезда других птиц. Эта птица хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которые не едят другие птицы, и спасает лес от гибели. (Кукушка) Ш группа Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. Эти птички редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточки) IV группа Птичка ростом с воробья. С утра до вечера без устали перепархивают с ветки на ветку, внимательно осматривая каждый уголок, беспрерывно склевывая мушек и притаившихся жучков. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью; они клевать будут все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала. У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюшко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо – голубые. По окончании работы группы отчитываются о проделанной работе. Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД -Почему ласточка улетает в теплые края, а дятел остается зимовать у нас? - Почему журавль улетает в теплые края, а сова зимует в наших краях? Высказывания детей. Для ответа на первую часть вопроса ученики должны воспользоваться рисунком на с. 17. Мы немного устали. Давайте отдохнем. Физминутка. -А какие советы вы могли бы дать друг другу? * Не распугивать птиц возле кормушек. * Чистить снег. * Стараться подкармливать птиц в одно и то же время. Личностные УУД |