Способствовать формированию навыков вычисления значений выражений с факториалами
развивать мыслительные операции: умение анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать по аналогии;
развивать математическую речь (через понятия «комбинаторика», «комбинаторные задачи», «перестановки»)
формировать качества личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: интуиция, логическое мышление, способность к преодолению трудностей.
1. Способствовать формированию навыков вычисления значений выражений с факториалами.
2. Обеспечить осмысленное восприятие нового материала.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
1 | Организационно мотивационный | Слайд 1 - определяет настроение учащихся Какой смайлик соответствует твоему настроению на начало урока? Слайд 2 - приветствует учащихся Доброго утра! Удачного дня! И от солнышка и от меня! Слайд 3 - определяет вместе с учащимися тему урока, задает наводящие вопросы Что изображено на слайде? Что общего во всех комбинациях? Чем отличаются комбинации? Что делали с овощами? Слайд 4 - сообщает тему урока «Перестановки» Слайд 5 -предлагает учащимся сформулирует цели к уроку самостоятельно, затем знакомит с целями к уроку на слайде 1. Дать определение понятия «перестановки» 2. Вывести формулу перестановок 3. Познакомиться с понятием «факториал» 4. Научиться применять формулу перестановок в простейших случаях 5. Использовать полученные знания в новых ситуациях Слайд 6 - знакомит с планом урока 1. Библиографическая справка 2. Введение понятия перестановки и вывод формулы 3. Решение задач на применение формулы перестановок 4. Самостоятельная работа 5. Итог урока 6. Домашнее задание | - на черновике изображают соответствующий смайлик (улыбку) - приветствуют учителя В каждой комбинации изображены одни и те же овощи: баклажан, морковь, редис. Отличаются порядком расположения овощей. Овощи меняли местами, переставляли. Предлагают название темы. Записывают тему урока в тетрадь формулируют цели к уроку - включаются в работу | - настрой на урок - мотивация к деятельности |
2 | Библиографическая справка | Слайд 7 Сообщает, кем был введен термин «перестановки». Термин «перестановки» впервые употребил швейцарский математик, один из основателей теории вероятностей и математического анализа Якоб Бернулли (27.12.1654 — 16.8.1705) в книге «Искусство предположений» | - делают необходимые записи | |
3 | Введение в тему | Предлагает учащимся дать самим объяснение «Что такое перестановки» Формулирует определение «Перестановки» Слайд 8 1. Перестановками называют комбинации, состоящие из одних и тех же n различных элементов и отличающиеся только порядком их расположения 2. Перестановки – соединения, которые можно составить из n предметов, меняя всеми возможными способами их порядок Слайд 9 Басня Крылова «Квартет» Предлагает учащимся прочитать текст басни, который лежит у них на парте. Какое отношение имеет данное произведение к нашему уроку? Зададим вопрос: Сколько существует способов, чтобы рассадить четырех музыкантов? Сколько существует способов, чтобы рассадить пять музыкантов? Шесть, семь музыкантов? Сколько существует способов, чтобы рассадить n музыкантов? Записывает формулу перестановок, используя понятие факториал Слайд 10, 1∙2∙3∙4∙5=120 1∙2∙3∙4∙5 ∙ …∙n Рn = n! Слайд 11 Формула n!= 1∙2∙3∙4∙ …∙(n-1)∙n Например 2! = 1∙2 = 2 3! = 1∙2∙3 = 6 Запомни 0! = 1 и 1! = 1 Удобная формула n!= (n-1)!∙n Например: 6! = 5!∙6 = 120 ∙ 6 = 720 | -пытаются сформулировать понятие перестановки - делают необходимые записи - читают вслух по очереди по выделенным фрагментам - Музыканты менялись местами, пересаживались. - решают задачу используя правило умножения - выводят формулу перестановок - делают необходимые записи в тетради - делают необходимые записи в тетради | - знакомство с понятиями перестановки |
4 | Распознавание формулы | Дает задание учащимся на распознавание формулы перестановок -Укажите номера выражений, где правильно записана формула перестановок Слайд 12 Р3 = 3! = 3∙2∙1 Р4 = 4! = 1∙2∙4∙5 Р5 = 5! = 1∙2∙3∙4∙5 Рn = n! = 1∙2∙3∙…∙n Р4= 4! = 7∙8∙9∙10 Проверяет записи учащихся и комментирует правильно сделано или нет | - выполняют задание, на черновике выписывают номера выражений с правильной формулой перестановок и показывают учителю | - присвоение умения отличать формулу перестановок |
5 | Первичное закрепление понятие факториал | Предлагает учащимся задание на вычисление факториала для первичного закрепления формулы Слайд 13 1. Вычислите: а) 4!; б) 5!; в) 6!; г)7! Предлагает учащимся задачу на применение формулы перестановок Слайд 14 Сколькими способами можно изготовить различные флаги, расположив горизонтально три одинаковых по величине куска материи белого, синего и красного цвета? адает дополнительный вопрос. В государственной символике каких стран используется флаг, состоящий из полотен белого, синего и красного цветов? Слайд 15 | - выполняют задания, ответы сверяют с данными на слайдах. Сигнальными карточками показывают: зеленая – ответ совпал, красная - не совпал Ответы: а) 24, б) 120 в) 720, г) 5040 - выполняют задание самостоятельно, с последующей проверкой (сличение со слайдом) Решение. Р3 = 3! = 1∙2∙3 = 6 Ответ: 6 способов Используют карточки обратной связи Ответ: Россия, Югославия, Нидерланды | - присвоение способа решения заданий на понятие факториал |
6 | Применение полученных знаний в новой ситуации | Предлагает учащимся выполнить задание на действия с факториалами (сложения, умножения и деления) Слайд 16 1. Вычислить: а) 4! + 2!; б) 3!∙2!; в)5! : 4! Предлагает задание повышенного уровня для совместного решения Слайд 17 Что больше: 9!∙6! или 7!∙8! ? | - выполняют задания, ответы сверяют с данными на слайдах Ответы: а) 26; б) 12; в) 5 Используют карточки обратной связи - записывают решение в тетрадь Решение Так как 9! = 8!∙ 9, то 9!∙6! = 8!∙ 9 ∙ 6! Так как 7! = 6! ∙ 7, то 7!∙8! = 6! ∙ 7∙ 8! 9 7 = 9!∙6! 7!∙8! Ответ: 9!∙6! 7!∙8! | |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой | Дает задание для самостоятельного решения со следующей проверкой Слайд 18 I вариант 1. Сколькими способами можно составить расписание одного учебного дня из 5 различных уроков? 2. Аня, Вера и Таня купили билеты в кинотеатр на 1, 2 и 3-е места первого ряда. Сколькими способами девочки могут занять эти три места? II вариант 1. Сколькими способами можно расставить 4 различные книги на книжной полке? 2. Сколькими способами могут стать в очередь в билетную кассу 3 человека? Предлагает учащимся выписать получившиеся ответы в черновик для самопроверки и сдать тетради Слайд 19 Ответы к самостоятельной работе | - решают задачи самостоятельно Выписывают ответы на черновик и сдают тетради на проверку учителю | |
8 | Подведение итогов | - Что нового узнали на уроке? Ответьте на этот вопрос, написав синквейн Слайд 20 | - пишут синквейн | -определение уровня присвоения темы |
9 | Постановка домашнего задания | Слайд 21 Пункт 6.4 , учить формулу перестановок I уровень: №611, №612, II уровень: №616, №621. | -записывают домашнее задание | - понимание домашнего задания |
10 | Рефлексия | - Определите своё настроение в конце урока Слайд 22 | - на черновике изображают соответствующий смайлик | |
1. Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей. 7 – 9 классы В.Н.Студенецкая. Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2009. – 428 с.
2. Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович и др; под ред. Г.В.Дорофеева; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение», 2010. – 256 с.
3. festival.1september.ru Мастер-класс по теме "Элементы комбинаторики: перестановки, сочетания и размещения"
4. klasnaocinka.com.ua Урок по теме «Элементы комбинаторики: перестановки, сочетания и размещения»
Яндекс. Картинки
5. Размещения Формулы и расчеты онлайн - Fxyz.ruhttp://www.fxyz.ru/формулы_по_математике/комбинаторика/соединения/размещения…
6.. http://www.happy-kids.ru Басня Крылова «Квартет»