Мотивация | 1.Создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. 2.Организует формулировку темы и постановку цели учащимися. - Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть, сегодня на уроке мы узнаем много нового, а я постараюсь сделать процесс познания интересным. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь сегодня на уроке. (слайд №1) Уж полон зал. Вот-вот начало, Надет костюм, наложен грим. И ты готов, к восторгу зала, К нему прийти совсем уже другим! Оваций шум и крики «Браво!» Приятны, что уж там таить?! Но всё же главное – не слава, Когда выходишь ты на сцену жить! В нем женщины, мужчины – все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль… Догадались ли вы о чем идет речь? ( театр) А что такое театр? (слайд №2) Ребята, историю какого государства вы изучали на прошлых уроках? (Греция) (слайд №3) Посмотрите и попробуйте сформулировать тему нашего урока. Итак, тема нашего сегодняшнего урока « Древнегреческий театр». ( Слайд № 4) Все ли театры одинаковы? Давайте сформулируем цель нашего урока. (слайд №5). Итак, мы сегодня поговорим об истории возникновении театра в Древней Греции, узнаем из каких частей состоял театр, какие представления показывали актеры театра. | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. | |
Изучение нового материала | Знакомит учащихся с новой информацией показывая и комментируя слайды презентации, организует обсуждение вопроса. История возникновения театра. Многие любят театр, но далеко не все знают, что театр возник в Греции примерно две с половиной тысячи лет назад. Зарождение театра было связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов. Греки верили во многих богов, одним из наиболее почитаемых был Дионис (слайд №7). В одном из мифов рассказывается, как Дионис под звуки флейт и свирелей приходит в Грецию, в этой стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново. В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Весёлое шествие ряженых двигалось по улицам города и останавливалось где-нибудь на площади. Сценки, которые разыгрывали участниками праздника, и были первыми театральными зрелищами, а зрителями – всё население города. - Объясните, почему театральное представление воспринималось греками как праздник? К этому вопросу мы вернёмся в конце урока, может быть вы добавите к этому перечню причин ещё что-нибудь. 2. Учитель организует работу учащихся с текстом учебника и проводит работу с новыми понятиями. Здание театра, актёры и хор В греческих городах с конца VI в. До н.э. начинают строить для театральных представлений специальные сооружения. Кто из вас был в театре? Скажите, похож современный театр на Древнегреческий театр? (слайд №8). Какие особенности Древнегреческого театра вы можете назвать, глядя на слайд ( под открытым небом) А почему? Здание театра имело форму огромной чаши, которая усиливала звуки, человеческий голос. Если бросить монету в центре орхестры, звон её будет слышен на самых задних скамьях. Такое устройство театра называется амфитеатром. Ребята, давайте выясним, из каких же частей состоял театр? Рассмотрите изображение древнегреческого театра (слайд №8). Главные части здания театра обозначены цифрами 1, 2, 3. Ниже перечислены основные части Древнегреческого театра, но беда в том, что здесь же указаны и некоторые части современного театра, наша задача выбрать, те слова, которые относятся к Древнегреческому театру. Найдите правильные ответы на стр. 186 учебника (слайд №10) -Посмотрите на наши билеты. Что мы на них видим? В каждом билете буквой указывался один из «клиньев», на которые театр делился лестницами. В указанном на билете «клине» можно было занять любое место, начиная со второго ряда. Места в первом ряду были бесплатными и отводились для почётных зрителей. –Как вы думаете, кто мог занимать эти места? (стратеги, жрецы Диониса, победители на Олимпийских играх) 3.Организует работу над проблемной задачей, комментирует задание. До нашего времени дошли воспоминания одного актера, который играл в Греческом театре. (слайд №11) Вот что он рассказал… Внимательно прочтите текст №1 на рабочем листе и определите особенности греческого театра. (слайд №12) Ответы ( слайд № 13) 4.Организует физкультминутку. Физкультминутка. Давайте теперь представим, что мы пришли в театр, встанем, осмотримся кругом, найдём свой сектор и займем места. 5.Организует работу в группах, ориентирует учащихся на поиск аргументов в тексте учебника Трагедии и комедии в Древней Греции. Наконец мы в театре, скоро будет представление. А что играли актеры того времени? Театральные представления были двух видов: комедии и трагедии. - Как вы думаете, что такое комедия, что такое трагедия?(слайд №14) Итак, в греческом театре было 2 вида представлений: трагедия и комедия. Давайте познакомимся с именами древнегреческих авторов. Наиболее известными были Софокл и Аристофан. (слайд №15) Обратимся к их произведениями. Прочитайте краткий пересказ произведений в учебнике (1вариант стр.187-188, 2 вариант стр.188-190) и определите вид представления (трагедия или комедия). 1вариант- отрывок из произведения Софокла «Антигона» 2вариант- отрывок из произведения Аристофана « Птицы» В комедиях актеры часто высмеивали людские недостатки. Какие из них зашифрованы на слайде? (слайд №16). А как из этих недостатков существуют в наше время? Предположите, интересно ли было бы побывать вам на греческих представлениях в наши дни? Поднимите руки, кому захотелось пойти в театр после нашего урока.(слайд № 17) | Знакомятся с новой информацией, отвечают на вопрос, делая предположения, высказывают собственное мнение. Учащиеся отвечают, учитель фиксирует ответы кратко на доске. Работая со слайдами, учащиеся знакомятся с новой информацией и сравнивают её с личными представлениями о театре в наше время. Учащиеся записывают новые понятия в рабочих тетрадях.(стр.30 №39) Ответы: Амфитеатр - устройство здания в форме огромной чаши. Орхестра – круглая площадка, на которой выступали актёры и хор. Скене – постройка, примыкающая к орхестре, на ней размещались декорации. (внутри хранились костюмы и маски) Места для зрителей. Лестницы, разделяли места для зрителей на клинья. Устные ответы учащихся. Ответ учащиеся дают с опорой на пройденный материал Решение проблемной задачи урока. Ответы: участниками представления были только мужчины; актёры использовали маски, обувь на толстой подошве; один человек играл несколько ролей в каждом спектакле; представления происходили несколько раз в год в особом здании под открытым небом; Учащиеся встают со своих мест, поворачиваются всем корпусом в разные стороны. Устные ответы учащихся. Работа по группам, учащиеся подготавливают аргументированный ответ на вопрос с привлечением полученных на уроке знаний. Работа учащихся с заданием на внимание. Учащиеся высказывают собственное мнение, аргументируют ответы | Записи в рабочих тетрадях. Устные ответы. Устные ответы. |
Рефлексия | Проведение беседы, подведение итогов урока. Многое исчезло с тех времен, но театр жив до сих пор. Давайте вернёмся к вопросу: Почему театральное представление воспринималось греками как праздник? Как вы считаете, какую роль играл театр в жизни древних греков? Есть ли у вас дополнения? Греческий театр имел народный характер. Зрители оценивали поступки героев. Безнравственных и подлых героев осуждали. Благородным мыслям аплодировали. (Слайд № 21) Театр – школа жизни. Согласны ли вы с этим? Спектакли учили, что добро обязательно побеждает зло, а честность и порядочность всегда ценятся выше коварства и предательства. Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность, доброту, любовь к родине. Не случайно в Афинах так заботились о том, чтобы все граждане могли посещать театр, что беднякам даже выдавали деньги на театральные билеты. -Вы за вашу работу на уроке все достойны билетов в театр. А на первый ряд у нас сядут….(назвать особенно активных учеников получивших оценку «5» за урок) (Слайд№22) В ваших рабочих листах нарисуйте звёздочку-индикатор, которая будет отображать ваши чувства после урока: · зелёный цвет – мне было интересно; · желтый – было интересно, но кое-что осталось непонятно; · красный – я с этим не согласен · фиолетовый – мне это безразлично, «фиолетово» · чёрный - было скучно | Учащиеся отвечают на вопрос опираясь на собственное мнение и полученные знания в ходе урока. Учащиеся оценивают своё эмоциональное состояние и фиксируют результат в виде звёздочки. | Устные ответы |