2. Активация познавательной деятельности | Стимулировать обучающихся к постановке проблемного вопроса, подготовить их к усвоению новых знаний и способов действия. | - Сегодня мы вместе отправимся в путешествие. Куда, вы мне скажете сами. Но прежде заслушайте один из интересных исторических фактов. (слайд№1) Около 150 лет назад небольшое судно дрейфовало во льдах Арктики. Вдруг в лучах низкого солнца перед моряками предстал остров. Матросы в ужасе смотрели на скалы: снег местами был в кровавых пятнах. Суеверные моряки сочли это дурным предзнаменованием. Случаи покраснения снега были и высоко в горах. Для того, чтобы объяснить это явление нам придётся совершить путешествие, но не высоко в горы, а наоборот в глубины подводного мира. Сегодня мы отправляемся в сады владыки морей и океанов Нептуна (слайд №2). - Скажите, что за растения произрастают в его садах? - Как вы, думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? - Какова тема нашего урока? - Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с водорослями (слайд №3). Учёные, изучающие водоросли называются альгологами, а наука о водорослях – альгология. - Так как мы будем выступать в роли ученых альгологов, давайте спланируем нашу научную деятельность. - Какие вопросы нам необходимо изучить, чтобы достичь поставленной цели? 1. Изучим среду обитания 2. Строение 3. Размножение 4. Представители отделов. 5. Значение водорослей в природе и жизни человека. Запишите тему и план работы в тетрадь. Проблемный вопрос: - В воде обитает большое количество растительных организмов. Значит ли это, что все растения, которые растут в воде, водоросли? | Высказывают предположения
Формулируют тему урока «Водоросли,их разнообразие и значение».
Постановка цели и задач урока самими обучающимися. Выражают готовность решить проблемный вопрос. | |
О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н О - П О З Н А В А Т Е Л Ь Н Ы Й О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н О - П О З Н А В А Т Е Л Ь Н Ы Й | 3. Изучение новых знаний и способов действия
Промежуточная рефлексия
Промежуточная рефлексия
| Овладеть новыми знаниями по теме «Водоросли». Обеспечить восприятие, согласовать его возрастным особенностям и содержанию программы.
Установить правильность усвоения нового материала на данном этапе, выявить неверные представления и их коррекция
Установить правильность усвоения нового материала на данном этапе, выявить неверные представления и их коррекция
| 1) Среды обитания Водоросли самые древние животные на Земле. Основная масса водорослей обитает в водной среде, но встречаются так же водоросли в почве, воздухе, на снегу, на стволах деревьев, в шерсти животных, так же могут образовывать симбиоз с грибами, образуя лишайники (лихенологи). (слайд №4) Ботаники насчитывают более 30 тыс. видов водорослей – от одноклеточных организмов до гигантов длинной в десятки метров. Итак, подведём итог по пункту "Среда обитания": 2) Строение. - Мы с вами говорили, что растения делятся на две большие группы (какие?)– высшие и низшие растения. Водоросли – низшие растения. Почему? Чем они отличаются от остальных растений? (слайд № 5) - Что перепутал художник? Тело водорослей представлено слоевищем или талломом. Вместо корней имеются корнеобразные выросты – ризоиды. По внутреннему строению ризоиды однородны и не имеют тканей. (демонстрация натурального объекта) Что доказывает данное исследование? (что у водорослей не развиты механические ткани) Теперь мы с вами можем сказать, почему водоросли относят к низшим растениям. К низшим растениям относят водоросли, т.к. их тело не разделено на органы, и у них плохо развиты ткани. В клетках водорослей присутствует хлорофилл, который находится в особых клетках – хроматофорах. (стр.108) (органоид водорослей, в котором происходит процесс фотосинтеза). Они могут иметь различную форму у разных видов. Водоросли являются автотрофными организмами (почему?). Одноклеточные водоросли (слайд №6) Особенностью одноклеточных водорослей является то, что их тело состоит из одной-единственной клетки. Мы с вами изучали строение растительной клетки, но про водоросли мы говорим, что это живой организм. И сейчас мы как учёные должны будем доказать этот факт. Выполните задание №1 в рабочих листах. Для этого используйте рисунок 108 на стр.109 и текст учебника. Вы должны отметить на рисунке структуры, свойственные свободноживущему организму (жгутики, глазок, сократительные вакуоли). Подведём итог по пункту «Строение водорослей» Физминутка 3) Размножение Водоросли размножаются бесполым и половым путём. Давайте вспомним характеристику (слайд № 7, 8) Бесполое размножение происходит путём деления клетки надвое. Деление начинается с ядра. Затем делятся все части клетки (2 или 4 дочерние клетки) Половое размножение осуществляется путём слияния двух плавающих клеток от разных особей. При их слиянии образуется зигота, дающая начало новому организму. Многоклеточные водоросли тоже могут размножаться как бесполым, так и половым путём. Улотрикс. Одни клетки при делении образуют две или четыре дочерние клетки с четырьмя жгутиками (зооспоры) – бесполый способ. Половое размножение. Деление клеток идёт многократно, образуется большое количество мелких дочерних клеток – гамет. Они свободно плавают, а встретившись с такими же клетками других особей улотрикса, соединяются в пары. Сливаются и образуют зиготу, дающую начало новому организму. Подведём итог по пункту «Строение водорослей» 4) Многообразие Все разнообразные виды водорослей объединяют в несколько отделов. . Часто отделы водорослей называют в зависимости от окраски тела, которую обеспечивают пигменты (красящие вещества). Прослушайте короткие сообщения и заполните схему в рабочем листе( задание № 2) (слайд 9) Различают отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. На доске (в рабочих листах) даны следующие слова: глубина, солнце, фотосинтез, окраска. Итак, уважаемые альгологии, поясните, как связаны между собой окраска слоевища и глубина обитания водорослей? Значение водорослей. Составить кластер. (если мало времени, то на дом) |
ответы детей Формулируют вывод к первому пункту 1. Водоросли могут обитать в воде, в почве, на снегу, на стволах деревьев, и образовывать симбиоз с грибами.
ответы детей
Рассматривают рисунок, исправляют ошибки.
Наблюдают, делают вывод, что у водорослей не развиты механические ткани
ответы детей
Работают с рабочими листами, текстом учебника отвечают на вопросы.
Формулируют вывод ко второму пункту Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными. В состав клетки входят все органоиды растительной клетки, но кроме этого имеются структуры свойственные свободноживущим организмам: жгутики, глазок, сократительная вакуоль.
Выполняют упражнение
Отвечают на вопрос, слушают учителя.
Формулируют вывод к третьему пункту Водоросли могут размножаться бесполым и половым способами.
Слушают сообщения, заполняют схему в рабочих листах.
Выдвигают гипотезы, отстаивают свою точку зрения
| Овладение теми знаниями и способами действий, которые определены задачами урока
Осуществляют профилактику утомляемости
|
Объяснение домашнего задания | 7.Информация о домашнем задании | Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Обеспечивает понимания цели домашнего задания. Для достижения этих целей дается задание: работа с § 20, Творческое: сообщения о самых интересных представителях отделов. Давно замечено, что в северных морях, где вода холодная, водоросли растут значительно лучше, чем в морях южных широт. Объясните это явление. | Записывают домашнее задание, стараясь осмыслить и понять. | Реализация необходимости достижения условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися, в соответствии с поставленной задачей и уровнем развития обучающихся |