Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
| | | | Предметные | УУД |
Мотивация учебной деятельности | Мозговой штурм: Дети пытаются определить тему урока по слайду и звукам метронома. Определение темы урока: -Метроном связан с Великой Отечественной войной -Лёд вероятнее всего говорит о блокадном Ленинграде -Тема урока связана с героизмом советских людей в блокадном Ленинграде. Определение задач урока: Нас интересует подвиг Советского народа во время блокады, в чём он проявлялся? Как боролись за свой город ленинградцы? Как оказывала помощь страна блокадному городу? | Учитель предлагает учащимся самим определить тему урока, для этого демонстрируется слайд изображающий лёд, звучит метроном. Пытается учащихся подтолкнуть к правильной постановке темы, информирует о важнейших сражениях, что происходили зимой, упоминает о Ленинградской блокаде Учитель поясняет: работа на уроке будет строиться по плану, мы будем решать исследовательские задачи, чтобы раскрыть тему урока. О чём бы вы хотели узнать на уроке? Ваши предложения могут раскрыть тему урока. | Слайд презентации, звуки метронома | | Коммуникативные Познавательные Регулятивные Личностные Обучающиеся: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. |
Актуализация знаний | Учащиеся высказывают свои предположения. | Приближается 70 летний юбилей нашей победы в Великой Отечественной войне, но фашизм поднимает голову, мы видим его проявления. Может ли подвиг ленинградцев служить примером для молодого поколения в настоящее время? Для того чтобы ответить на эти вопросы давайте посмотрим видеофильм. Что вы знаете о подвиге города Ленинграда? Как вы понимаете выражение – доказательство подвига блокадного Ленинграда? | Показывается фрагмент видеофильма о блокадном Ленинграде | Работа с причинно-следственными связями общественных и исторических явлений. | Коммуникативные Познавательные Личностные Обучающиеся учатся: ставить перед собой учебные цели, при разрешении проблемного вопроса. |
Изучение нового материала – самостоятельная познавательная деятельность | Работа в группах: работа с источником информации. Ответы учащихся Заполнение схемы причин выступлений в рабочем листе к уроку Работа в группах: -распределение обязанностей в группе - обсуждение вопросов - работа с источниками информации - презентация проекта | Задание: 1.работа с картой Обозначьте территории занятые противником, территории относящееся к Красной Армии и район блокадного Ленинграда. 2. решение вопроса теста о «Дороге жизни» 3. Работа с фотодокументами. Дети должны совместить фотографии с текстом. 4.работа с письмом с фронта. Учащиеся должны выделить основные мотивы письма. Уяснить основную идею письма «Голод, блокада, вера в победу» 5.работа с документами об эвакуации на территорию Вашкинского района. Основная задача - выяснить сколько эвакуированных граждан было на территории нашего района? Были ли эвакуированные граждане с Ленинграда? Какую помощь им оказывали местные жители? | 1.Раздаточный материал: Контурная карта 2.Раздаточный материал: информация о «Дороге жизни» и тест 3.Раздаточный материал: Фотографии и подписи к фотографиям. 4.Раздаточный материал: Копия письма с фронта Клюева А.С. 5. Раздаточный материал: Отрывки из научной работы, написанная ученицей Новокемской школы Алёшичевой В.С. и учителем истории Митрофановым В.К. «История военной эвакуации на территории Конёвского сельского совета в годы войны» 6.Слайды презентации: Методика изучения писем с фронта, Методика изучения фотодокументов, Судьба нашего земляка – защитника Ленинграда Клюева А.С. | Поиск необходимой информации в информационном блоке раздаточного материала | Коммуникативные Познавательные Личностные Обучающиеся учатся: самостоятельно анализировать условия жизни ленинградцев в блокаде; работать в коллективе; самостоятельно планировать свою работу при поиске ответов на проблемные вопросы учителя |
Закрепление нового материала | Решение вопроса с проговаривание вслух ответа и вывода Запись вывода Работа с тестом и взаимопроверка | Что было характерно для блокадного города? Какова была жизнь людей? В чём проявлялся подвиг советских людей? Проверим ваши знания Запишите ответы в тетрадях, после обменяйтесь и проверьте друг друга | Представляют своё мини-исследование | работа с тестовыми вопросами. | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные Обучающиеся учатся умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников; осуществлять взаимный контроль своего одноклассника. |
Задание на дом | Учащиеся могут выбрать вопросы, что бы дома подготовить сообщения. | Ответить на вопросы: - Какие мемориальные комплексы в честь жертв блокады вы знаете? -Есть ли захоронения ленинградцев на территории Вологодской области, Вашкинского района, вашего посёлка? -Как в нашей стране отмечают День снятия блокады Ленинграда – 27 января? | Познакомьтесь в районной библиотеке с книгами о Ленинградской блокаде, в школьном и районном музеях о судьбах блокадников и эвакуированных граждан на территории нашей области и района, сделайте сообщение о ваших результатах работы. Все мини - исследования учащихся могут быть основой подготовки домашнего задания | Работа с источниками | Личностные Познавательные Обучающиеся учатся умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее. |
Рефлексия | Опираясь на своё мини- исследование, отвечают на вопросы | Что нового вы узнали на уроке? Какие трудности в учебной деятельности испытали в ходе урока? Что необходимо сделать, чтобы в дальнейшем справиться с такой работой? Что вам понравилось на уроке? | Опираясь на своё мини- исследование, отвечают на вопросы | Вспоминают этапы урока, свои затруднения и открытия | Коммуникативные Личностные Обучающиеся научатся: оценивать процесс и результат своей деятельности на уроке; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулировать и аргументировать свое мнение; |
| | | | |