СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по литературному чтению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку  по литературному чтению в 4 классе по теме: Фёдор Иванович Тютчев. "Ещё земли печален вид...", "Как неожиданно и ярко..." учебно-методический комплект "Школа России", На уроке использовались аудиозаписи стихотворений, музыкальная физкульминутка "Радуга", презентация биографии Тютчева.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по литературному чтению.»

Тема урока: Ф.И.Тютчев. «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

Цель урока: создать условия для формирования активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы «Ф.И.Тютчев. «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

Задачи:

1.Предметные:
- познакомить с пейзажными зарисовками весеннего времени года;
- формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относится к каждому слову в лирическом произведении;
- закрепить полученные знания по теме «Поэзия и проза»;
- отметить музыкальность стихотворений Ф.И.Тютчева;

2. Метапредметные:
- владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка;
- планировать своё выступление;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- развивать навыки выразительного чтения;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся;
- развивать память, внимание, творческие способности.

3. Личностные:
- привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф.И.Тютчева;
- воспитывать любовь и уважение к родной природе;
- передать красоту и музыкальность поэтической речи;
- пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе;
- эмоционально «проживать « текст, выражать свои эмоции;
- развивать творческие способности каждого ученика.



Оборудование:
1. Презентация к уроку «Биография Ф.И.Тютчева»
2. Видеоролик с аудиозаписью стихотворения «Как неожиданно и ярко…»
3. Аудиозапись стихотворения «Ещё земли печален вид…»,
4. Видеоролик для физкультминутки «Радуга»
5. Рисунки учащихся по теме «Иллюстрация к любимому произведению из раздела «Чудесный мир классики».







Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент. Создание положительной мотивации

Слайд №2

- Ребята, сегодня у нас немного необычный урок, на нем присутствует много гостей. Поприветствуйте их.

А теперь давайте настроимся на урок.

Психологический настрой:

- Из глубокого колодца (руки «О»)

- Солнце медленно встает (руки над головой)

- Свет его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)

- Луч его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх)

- Новый день оно начнет (руки вниз широко).


- Улыбнитесь друг другу. Пусть ваше настроение на нашем уроке будет таким же, как ваши замечательные улыбки.


Слайд №3

Не то, что мните вы – природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь и есть язык…

(Ф.И.Тютчев)

Эти замечательные строки я выбрала эпиграфом к нашему уроку.

- Скажите, как вы понимаете эти слова?


Дети приветствуют гостей.




Учащиеся выполняют движения за учителем.






















Природа небездушна. Она может говорить, любить.

2. Создание положительной мотивации. Проверка домашнего задания.

- Первые минуты нашего урока я предлагаю посвятить проверке домашнего задания. (Слайд №4)Дома каждый поработал творчески. Сейчас мы рассмотрим вашу выставку работ «Моё любимое произведение в рисунке».

- А теперь ответьте на вопрос: Какое настроение передают ваши рисунки?
- Почему?


- Молодцы! Видно сразу, что вы творчески подошли к выполнению задания. Нарисовали прекрасные иллюстрации к понравившимся произведениям. Например, А.С.Пушкин, великий русский поэт, иллюстрировал произведениями своими же рисунками.

- Ну, вот у нас в классе создалась хорошая рабочая атмосфера.






Учащиеся комментируют свои рисунки.

3.Физкультминутка. Дыхательная гимнастика.

- За окном красавица – осень. Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.








Выполняют упражнение.

4. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели.

- сегодня мы открываем новый раздел нашего учебника. Прочитайте его название. (Слайд 6)

- Как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом разделе?
- Чему будем учиться?


- Проверим ваши предположения и откроем учебник на с.137.

- Прочитайте, с чем вы познакомитесь.

- Чему научитесь?

- Чему будете учиться?

- Как вы думаете, с какими понятиями познакомитесь в этом разделе?


Проверим. Внимательны ли вы были.

- С произведениями каких поэтов вы познакомитесь в этом разделе?

- Какие это будут произведения?

- А теперь ещё раз обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

-Кто его автор?


-Сформулируйте задачи нашего урока. С кем познакомимся, чему научимся?


Тема нашего урока: Знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева.

- Что вы можете о нём рассказать? Давайте вспомним его биографию. (Слайд №6)


- (Слайд №7)

Ф.И.Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда., Орловской области в родовой дворянской семье.


(Слайд №8)

Его отец, Иван Николаевич Тютчев по характеру добрый и мягкий человек, сначала служил в гвардейском полку, затем перешёл на гражданскую службу. Где получил чин надворного советника.


(Слайд №9)

Мать будущего поэта, Екатерина Львовна, женщина добрая, умная, занималась домашним хозяйством и воспитанием сына.


(Слайд №10)

С 1813 года домашним образованием Ф.И.Тютчева руководил Семён Егорович Раич, выпускник орловской духовной семинарии, знаток древних языков и античной литературы. Именно он привил будущему поэту любовь к наукам и искусству, приобщил к литературному творчеству. Уже в 12 лет Тютчев переводил оды римского поэта Горация, а в 15 лет был принят в «Общество любителей русской словесности».


(Слайд №11)

Стихи великого русского поэта Ф.И.Тютчева каждый знает с детства: «Люблю грозу вначале мая», Зима не даром злится, прошла её пора», Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят…»

Но вот парадокс! Сам Тютчев поэтом себя не считал, печатать произведения не стремился, никогда не собирал своих стихов, они сохранились случайно в письмах к родным и близким. Опубликованы были без его стараний, усилий, возможно, и желания.

Стихи рождались у него внезапно, не за столом, а «между дел», часто в пути.


Вы прослушали биографию поэта.

_Чем же, на ваш взгляд замечателен Ф.И.Тютчев?

- Как вы понимаете, что такое поэзия?

- А что такое проза?

- Чем поэзия отличается от прозы?



Поэтическая тетрадь.

Стихи.


Выразительному чтению.




Учащиеся читают по «цепочке».








Ответы учащихся.

Лирические.



Ф.И.Тютчев


Познакомимся с биографией Ф.И.Тютчева, научимся читать его стихи.




Поэт. Пишет стихи о природе.












































Писал стихи.

Стихотворные произведения.

Нестихотворные произведения.

Рифмой, строфой, размером.

5.Постановка учебной задачи на основе первичного восприятия стихотворения «Ещё земли печален вид…»

Знакомство с новым материалом

- Сейчас мы познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид…» Прослушайте внимательно. (Слайды 12,13,14,15)


Беседа по вопросам.

- О чём это стихотворение?
- Какие приметы весны вы замечали в природе?




- Какой поре весны посвятил поэт своё стихотворение?

Работа над стихотворением.

Чтение стихотворения на с.138

- Какие слова вам были непонятны?


Словарная работа (Слайд №16)

Колышет-

Невольно-

- Докажите словами из текста, как Тютчеву удаётся показать картину ранней весны?

- Какое чувство вызывает у поэта картина ранней весны?

- Как поэт создаёт образ пробуждающейся природы?


Повторное чтение стихотворения (подготовка к выразительному чтению)

Выразительное чтение 2-3 учащимися.




Слушают аудиозапись.


О весне.


Весна приходит не сразу, а постепенно по своим законам. Каждая из примет весны отображает определённый её период (ранняя, середина весны, поздняя)

Ранней весне.


Самостоятельное чтение про себя.







Земли печален вид, мёртвый стебель, природа не проснулась.

Грусти, печали.


Использует глаголы.




Конкурс чтецов.

6.Физкультминутка «Радуга».

7. Продолжение работы по теме. Работа над стихотворением «Как неожиданно и ярко…»

- Вы, наверное, уже догадались, о каком чуде природы далее пойдет речь.

- После жаркого душного дня спустились тучи, и полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом засверкало заходящее солнце, и в это время над темной уходящей тучей, словно гигантская дуга, изогнутая к земле появилась…. радуга.

- Семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

- Пейзажная лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Давайте посмотрим видеозарисовки и послушаем еще одно стихотворение Ф.И.Тютчева « Как неожиданно и ярко…»

Работа с текстом
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

- Прочитайте стихотворение самостоятельно, выделите непонятные слова, выражения и определите его настроение.

Словарная работа. Слайд №17

  • “воздвиглась” - (воздвигнуть)- соорудить, построить.

  • “арка”- 1. Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами. 2. Сооружение в виде больших ворот такой формы.

  • “вонзить”- что-то в кого-то. Воткнуть острием.

  • “изнемочь”- потерять силы, ослабеть.

  • “нега”- блаженство, приятное состояние (нега во взоре).

  • “всецело”- целиком, полностью.

- Какие чувства испытывает поэт при виде радуги?

Повторное чтение стихотворения учащимися по частям.

- О чём поэт рассказывает в этой части?

Прочитайте как расположена радуга и рассмотрите рисунок на с.139

- Как вы понимаете выражение «в высоте изнемогла»?
- Что значит «нега для очей»?

Прочитайте 2 часть стихотворения.
- Изменилось ли настроение стихотворения?
- Почему последние строки не радостны, а печальны?
- Представьте, что вы художник. Что вы нарисуете в качестве иллюстрации к этому стихотворению?

- А сейчас посмотрите репродукцию картины «Радуга» замечательного русского художника Александра Кондратьевича Саврасова (Слайд 18).

- Подумайте, может ли эта картина проиллюстрировать стихотворение Ф.И.Тютчева

Выразительное чтение стихотворение.

- Когда вы увидите летом радугу, вспомните эти строки. Они помогут вам более ярко представить минутное затишье, шум летнего дождя и воздушную арку.

- Какое из стихотворений вам понравилось больше? Почему?


О радуге.
















Просмотр видеоматериала.




Ответы учащихся.



Самостоятельное чтение.



















Радости, восхищения.






Работают по тексту.


Арка, один конец в леса вонзила, другим за облака ушла, полнеба обхватила.


Исчезла.


Блаженство для глаз, удивительное зрелище. Очень приятно смотреть.




Словесное рисование картин.







Рассуждения учащихся.

8. Рефлексия.

- Какие задачи мы поставили вначале урока?

- Выполнили ли вы поставленные задачи?

Составление синквея к слову радуга.



Радуга.

Разноцветная, воздушная.

Появилась, воздвиглась, исчезла.

Радуга- это явление природы.

Сияние.

9. Итог урока

Сегодня на уроке я узнал…

Мне показалось интересным…

Я хочу похвалить…, за ….

Меня удивило…

Оценивание работы на уроке.