| | 3. Заполнение таблицы «Отличие человека от животного» с сопутствующей беседой и прочтением текста (прило- жение 1). 4. Анализ высказываний. 5. Работа с учебником, с. 10. | – Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нем? 3. Знакомит с таблицей, помогает выделить отличительные черты, организует беседу по вопросам: – Чем человек отличается от животного? – Почему дети-маугли не стали людьми? 4. Знакомит учащихся с высказываниями: «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками», «Бесцельно прожитая жизнь», «Человек – творец своего счастья», «Эгоизм и себялюбие не приносят радости и счастья»; организует дискуссионную беседу по вопросам: – Что означает высказывание «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками»? – Можно ли плохими поступками оценивать жизнь человека? – Может ли сам человек оценить свои поступки или его оценивают окружающие? 5. Нацеливает учащихся на анализ схемы и таблицы (сравнить схему учебника с таблицей «Отличие человека от животного») и на обсуждение вопросов: – Зачем человек рождается? – Каковы ценности человеческой жизни? | 3. Определяют черты, отличающие человека от животного, самостоятельно заполняют таб- лицу, отвечают на вопросы, приводят примеры и доказательства. 4. Анализируют высказывания, отвечают на вопросы, делают самостоятельно выводы. 5. Рассматривают и анализиру-ют схему и таблицу, делают сравнения, отвечают на | 3. Индивидуальная, фронтальная работа. 4. Фронтальная работа. 5. Индивидуальная и фронтальная работа. | учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее | 3. Проверка таблицы, уст-ные ответы. 4. Уст-ное задание. 5. Уст-ные ответы. |
| | 6. Работа с учебником, с. 11–13. Знакомство с рубрикой «Жил на свете человек», с. 13 | 6. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам: – Что узнали из текста учебника? – Что такое наследственность? – Согласны ли вы с суждением, что «человек – часть природы»? Проводит обсуждение рубрики «Жил на свете человек» | вопросы. 6. Самостоятельно знакомятся с материалами учебника, обсуждают информацию рубрик, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение | 6. Индивидуальная, фронтальная работа | чтение; ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план | 6. Уст-ные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | 1. Задания в рабочей тетради, № 1, с. 4; № 4, с. 5. 2. Прочтение стихотворения и беседа по его содержанию (Приложение 2) | 1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль. 2. Организует беседу по тексту стихотворения В. Берестова. – Почему подростки хотят скорее повзрослеть? – Что они подразумевают под этим понятием? | 1. Выполнение заданий в рабочей тетради. 2. Рассуждают, отвечают на вопросы | 1. Индивидуальная работа. 2. Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | 1. Проверка выполнения заданий в рабочей тетради. 2. Уст-ные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Человек рождается как «чистый лист» или природа дает ему что-то от рождения? – Какие биологические признаки наследует живое существо? – Чем различается деятельность животного и человека? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |