СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по теме : "Зимовье зверей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка оформлена в виде технологической карты и содержит сведения о технологии проведения урока, деятельности учителя и ученика, обучающие и развывающие задания каждого этапа урока, формируемые ууд.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по теме : "Зимовье зверей"»

Урок литературного чтения во 2 классе


Технологическая карта изучения темы « Русская народная сказка «Зимовье зверей»

Тема

« Русская народная сказка «Зимовье зверей»

Цель:


уточнение знаний учащихся о сказке, ознакомление обучающихся с произведением устного народного творчества «Зимовье зверей», формирование читательских умений : различать сказки авторские и народные, сравнивать героев сказки; развитие мышления, фантазии, умение работать в коллективе; воспитывать любовь и доброе отношение к животным.

Планируемые результаты:

Предметные:

познакомить учащихся с произведением устного народного творчества «Зимовье зверей»,

формировать читательские умения,

различать сказки авторские и народные, сравнивать героев сказки.

Метапредметные:

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение

уметь принимать цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;

уметь проговаривать во внешней речи свои мысли и рассуждения партнёру по лицу или плечу;

Познавательные:

учить строить речевое высказывание в устной форме, основам смыслового чтения сказки, выделять существенную информацию из художественного текста

уметь ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

уметь слушать своего партнёра, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, ответственно относиться к мнению собеседника ;

уметь работать в группе, распределяя между собой обязанности по выполнению заданий;

Личностные:

учить оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы:

- основные


- дополнительные

Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Л. А. Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2012


наглядный и раздаточный материал, СМАРТ – доска, маркеры, ИКТ, МЭНЭДЖ МЭТ.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах


Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа урока

Формируемые УУД

I этап

Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

создание условий для внутренней

потребности включения в работу.

Дети рассаживаются по 4 человека,

Определяются

под каким номером они сидят. Услышав свои номера,поднимают

руки.

Определяют, кто из них Партнер по лицу, а кто Партнёр по плечу,

дают пять своему

Партнеру по плечу, стукаются кулачками с партнером по лицу.


Психологическая установка на урок




















 ХАЙ ФАЙВ!

Расположите МЭНЭДЖ МЭТ в центре стола. Пожалуйста, определитесь, под каким номером вы сидите. Поднимите руки участники №1, поднимите руки участники №2, поднимите руки участники №3, поднимите руки участники №4.

. Посмотрите на своего Партнера по лицу и Партнера по плечу. Дайте пять вашему партнеру по плечу и слегка ударьтесь кулачками с вашим Партнером по лицу.

Великолепно! Теперь у нас сформированы команды и мы готовы продолжить.



Коммуникативные УУД

Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками


Личностные УУД Формировать внутреннюю позицию школьника, умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

II этап

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

Цель: возбуждение мыслительной деятельности, -организация выполнения

учащимися пробного учебного действия;

фиксирование индивидуального затруднения.























III. Выявление места и причины затруднения Цель:

выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.












IV Построение проекта выхода из затруднения:

Цель:

организовать постановку цели урока, организовать составление совместного плана действий; определить средства.





V Реализация построенного проекта.

Цель: действовать согласно намеченному плану.































Уч- ся разгадывают загадки о сказках, называют произведения по иллюстрации, отвечают на вопросы учителя



Называют тему урока.





Участвуют в диалоге.



























Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.






Ученики работают с толковыми словарями, ищут лексическое значение слова






Слушание произведения.




Участвуют в диалоге













Находят слова, непонятные для понимания и пытаются объяснить их смысл



Учитель демонстрирует иллюстрации, относящиеся к сказкам и задаёт вопросы, необходимые для построения новых знаний, подводит к формулированию

темы урока.





Организует постановку цели урока.




Выслушивает мнение детей





















Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.





Корректирует, направляет действия детей









Ведёт беседу с уч-ся, выясняет, насколько внимательно учащиеся слушали текст.







Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.


Слайд 1-6

- Рассмотрите внимательно представленные иллюстрации и ответьте на вопрос, что это за произведение, выслушав при этом четверостишие, которое приведёт к разгадке.

Слайд 1,2.3,4,5,6

- Что их объединяет? (на них изображены фрагменты из сказок)


- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?( о сказках).

- Что же такое сказка?

- Для чего она нужна в жизни?

- Чем отличается от других жанров?

- На какие две группы можно разделить все сказки?( авторские и народные)

- Чем авторская сказка отличается от народной?

- Назовите, какие из тех сказок были авторские, а какие народные? «Колосок», « Лиса и журавль», « Гуси-лебеди» - народные. « Пятеро из одного стручка», « Снегурочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» - авторские.


- Как, по-вашему, появляется народная сказка на страницах книг? ( есть такие люди, которых называют собирателями устного народного творчества. Одним из таких собирателей был В. Афанасьев, именно благодаря ему мы узнали об этой сказочной истории.

- Можно ли, прочитав лишь название сказки, предположить, о чём идет в ней речь? ( нет)

- Почему? ( мы не знаем, что такое

« зимовье»)


- Что же будем делать? (Сами искать способ)

- Какую цель ставим? (найти ответы на заданные вопросы)

- Что нам может помочь в ответах на этот вопрос? (дополнительная информация).

-Где нам взять нужную информацию? (из книг, журналов, интернета)

- Какой информацией мы сможем воспользоваться на данный момент? (тем, что есть на рабочих столах)

- На партах лежат толковые словари. Попробуйте найти ответ там.

Слайд 8

- Зимовье – это место, где зимуют люди (животные)




- Сейчас можем предположить, о чём пойдёт речь в сказке?

- Что будем делать дальше? (читать)

- Прослушайте запись этой сказки.

- Как вы будете читать эту сказку вслух?

- В каком месте вы измените свою интонацию?

- Где будете читать громче, а где тише?

- В каком месте текста голос у вас будет грубее, а в каком нежнее?

-Какие слова затрудняли понимание смысла текста? Назовите их. (армяк, кафтан, гужишко, избу рубить, осаживать, подполье, ухват.

-Что будем делать дальше?

- Чем мы воспользуемся для того, чтобы выяснить толкование непонятных слов? (толковым словарём).

-Что такое армяк? Кафтан? (старинная

русская мужская одежда).

- Можно ли эти слова назвать синонимами? Почему?

- Что значит «избу рубить»? (строить дом из брёвен)

- Как объяснить смысл слова «гужишко»?

- Гужишко- петля в упряжке, которая соединяет хомут с оглоблей и дугой.

- Что значит «осаживать»? (бить).

- Как вы поняли смысл слова «подполье»? (подвал, помещение под полом.

- Кто объяснит, что такое ухват?

- Ухват –это длинная палка с металлической рогаткой на конце, которой ставят в печь горшки и чугуны.


Познавательные УУД

Формируем умение выделять необходимую информацию из иллюстраций.

Формируем способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение)










Коммуникативные УУД

Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

















Познавательные УУД.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Уметь самостоятельно строить процесс поиска необходимой информации

























Познавательные УУД

Уметь самостоятельно находить нужную информацию в материалах дополнительной литературы
























VI Учебно- познавательная деятельность.


Цель: развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять  инструкции учителя, делать выводы.




































































VII Самостоятельная работа с проверкой по эталону.


Цель:


контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.





VIII Домашнее задание



IX Рефлексия учебной деятельности.











Занимают нужный угол, делятся на пары и проговаривают своему партнёру причины выбора данного угла.







Ищут ответ на вопросы учителя по прочитанному, доказывают свою точку зрения






























Составляют характеристики героев





















Бегают под музыку до тех пор, пока не услышат тишину. Затем делятся по 2, образуя пару. По сигналу учителя дети задают друг другу по очереди вопрос и выслушивают ответы.


Отвечают на вопрос. Выходят к доске, обводят правильный ответ красным маркером.

Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном








Записывают домашнее задание в дневник.



Подводят итог урока, производят самооценку.





























































.







.











Даёт сигнал для построения в углы, деления на пары, выслушивает точки зрения некоторых учеников.








Ведёт диалог, побуждает к участию в построении доказательств






















































даёт необходимые сигналы для построения в пары, следит за правильностью выполнения заданий, выясняет точки зрения некоторых учащихся.



Показывает слайды, выслушивает ответы учеников.



Организует деятельность по применению новых знаний











Проговаривает и объясняет



Подводит итог урока.



























































даёт






































Используется структура «КОНЭРС».

- А сейчас выберите угол, который вам наиболее симпатичен( 3 угла: бытовые, о животных, волшебные). Разбейтесь на пары по желанию. Каждый из вас, посмотрите название своего угла и вспомните сказку, которая относится к данному жанру. Сначала называет тот, у кого темнее волосы, а затем второй участник.



-Давайте распределим роли и прочитаем сказку вслух.

- Где происходят события, описанные в сказке?

- Назовите героев сказки.

- Почему домашние животные оказались в лесу?

- Как героям жилось в лесу?

- Кто из них решил построить избу?

- Какими словами можно охарактеризовать быка?

- Почему остальные не помогли быку?

- Какими словами их можно описать?

- Почему они попросились в дом быка?

- Пустил ли их бык и почему?

- Можно ли их было назвать на тот момент настоящими друзьями? Докажите.

- Как, по-вашему, концу произведения они ими стали? Подтвердите словами из текста.

- Подумайте, кому из героев присуща такая характеристика: умный, трудолюбивый, добрый? Докажите словами из текста.

Работа с пословицами.

Какая из пословиц подходит к данной сказке:

Старый друг лучше новых двух.

Без беды друга не узнаешь.

Дружбой дорожи. Забывать её не спеши.

Без друга на сердце вьюга.

Дружбу помни, а зло забывай!

- Чему учит эта пословица? (необходимо ко всему заранее готовиться, а не надеяться на авось).

- А сейчас я предлагаю игру. Используется структура «Микс-пэа-шэа». Ваша задача –образовать пары, по желанию, поприветствовать друг друга и задать друг другу вопрос по содержанию сказки. Партнер должен ответить на этот вопрос, а потом предложить свой вопрос. Начинает тот, кто выше ростом.


Проверка понимания прочитанного:

Слайд . Угадайте, кто лишний.

Слайд. Сколько зверей от зимы лета искали?

Слайд. Как баран рассчитывал греться зимой?

Слайд. Как гусь с петухом думали зимовать?

Слайд. Что кричал петух, сидя на брусу?












-Дома попробуйте сами сочинить свою мини- сказку с любым из этих героев.



-Оцените свою работу на уроке. Выберите себе фразу по желанию и закончите её самостоятельно.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …













































12) Итог:

- О чём же мы говорили на уроке? -Что нового узнали? - -Где можем применить полученные знания? К то доволен своей работой на уроке? Что для вас показалось трудным? 13) Домашнее задание:

Для желающих узнать больше с помощью источников информации выясните, из чего состоят снежинки, сколько у них лучиков и встречаются ли одинаковые снежинки, а на следующем уроке всем об этом расскажите.

-Скажите, ребята, какой праздник приближается? Вот к нам в гости пришла красавица ёлка.

- Если вам на уроке всё понравилось и вам всё было понятно, то раскрасьте ёлочную игрушку красным цветом. Если вам всё понравилось, но вы не всё поняли, то раскрасьте зелёным цветом. Если вам ничего не понравилось, то – синим цветом. На этом мы свой урок заканчиваем. Вы молодцы. Мне приятно было с вами работать. Спасибо за урок.



























































-






































КоммуникативныеУУД Формируем умение работать в группах, парах, учитывая мнение собеседника









Познавательные УУД осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы



































Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, отстаивать свое мнение, делать выводы.

КоммуникативныеУУД Формируем умение работать в группах, учитывая позицию собеседника.

Познавательные УУД Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать)



Регулятивные УУД формировать умение выполнения учебной деятельности, оценки правильности выполнения действий в соответствии с поставленной целью.


Познавательные УУД:

Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из текста.

строить речевое высказывание в устной форме, обосновать свою точку зрения.





Коммуникативные УУД

Формируем умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение контролировать действия партнера, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнера.

Регулятивные УУД Формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Формируем начальные формы рефлексии.





































































Коммуникативные УУД

Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос.





Познавательные УУД:

составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;



Коммуникативные УУД:

формировать умение выполнения учебной деятельности, самостоятельной оценки правильности выполнения действий в соответствии с поставленной целью.

















































Познавательные УУД:

структурирование знаний, подведение к выводу.

















Познавательные УУД поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;


Личностные УУД: Формируем умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов






















































































































































































































Вызывает желающих к доске, даёт маркер.










Следит за правильностью выполнения заданий, выслушивает составленные предложения.





Вызывает желающих, вручает им маркер, далее проверяет задание по эталону.









































Организовать фронтальную работу, включить учащихся на решение проблемной ситуации. Подвести их к постановке темы и целей урока.




























.
























































Слайд4

- Учиться задавать вопросы к таким словам.

- Уметь находить эти слова в устной и письменной речи.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД























IV этап. Постановка темы и цели урока. Создание трудности.


- Для чего нужно уметь задавать вопросы?

Какая трудность возникла? Чему будем учиться на уроке?

Познавательные УУД









V этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: моделировать речевую ситуацию о профессиях родителей, учить точности формулирования вопросов к словам

Работать с информацией, представленной в форме стихотворения и картинок, выделять названия профессий.


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.


Организовать фронтальную комментированную работу

Включить учащихся в мини- исследование.













IV этап. Работа по теме урока.

Исследовать сегодняшнюю тему нам помогут профессии. Дети рассказывают отрывок стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»

  1. А в-четвертых - наша мама

Отправляется в полет,

Потому что наша мама

Называется - пилот!

2. С лесенки ответил Вова:

3. Мама - летчик?

Что ж такого?

Вот у Коли, например,

Мама - милиционер!

4. А у Толи и у Веры

Обе мамы - инженеры!

5. А у Левы мама - повар!

Названия каких профессий вы услышали?

IVэтап. Работа по теме урока.




Какие слова называют одну и ту же профессию? (обращаю внимание на слова лётчик и пилот) Какую профессию также можно назвать двумя словами?(врач, доктор)






VI этап. Реализация построенного проекта.

Цель: 1) зафиксировать новый способ действия, чтобы узнать профессию родителей;

2) зафиксировать преодоление затруднения


Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь (работать в парах)

Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи.













Организовать работу в парах, осуществлять контроль за выполнением задания.












Организовать фронтальную работу со словарным словом.






Слайд 5

А какой вопрос нам нужно задать, чтобы узнать профессию ваших родителей?

Упр.2, стр. 57















- А кем работают ваши мамы?

- Кем работаю я?

Словарная работа: учитель

Слайд 6

-Назовите гласные;

-Запишите слово;

-Произнесите слово с ударением;

-Разделите на слоги;


Самостоятельная работа в парах.

-Прочитайте вопросы,

Ответьте на каждый вопрос.

- Какие вопросы ты выберешь, если хочешь узнать о профессии мамы друга?

-Кто твоя мама?

-Чем занимается твоя мама?

-Кем работает твоя мама?

Какая профессия твоей мамы?

-На какие вопросы можно ответить не назвав профессию? Почему?

Какой вывод сделаем?

Слайд 4

Чтобы тебя понимали правильно, устная или письменная речь













Вспомнить алгоритм написания предложения.















Организовать фронтальную комментированную работу.



-Разделите для переноса;

-Назовите слова, в которых спрятано слово учит (учительский, научит, выучит, разучит)

-Составьте предложение со словом учитель;

-Запишите предложение (на доске и в тетради) Учитель учит ребят.





должна быть точной.




- А как вы по-другому спросите у ваших мам, чем они занимаются?

Я учу, а мама Зарины врач - она ? (что делает?) лечит



VII этап

Первичное закрепление с проговариванием.

Цель: организовать новый способ действий в устной речи.
























VIII этап.

Самостоятельная работа в группах по эталону, рефлексия нового действия по результатам работы в группах


Подбирать вопросы к выделенным словам.





























Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

(работать в группах)


































Провести инструктаж для работы в группах.

Дети в каждой группе находят слова, которые отвечают на вопросы что делает? что сделал? что сделает?


Упр.3, стр.58 Наблюдение над словами, отвечающие на вопрос что делает?

Прочитайте отрывок из стихотворения С.Михалкова:

Летчик водит самолеты -

Это очень хорошо!

Повар делает компоты -

Это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе.

Мамы разные важны.

Мамы разные нужны,

-Какой вопрос ты задашь к выделенным словам?

Вопросы для выбора: Кто? Что? Какой? Что делает?

Слайд 7

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Вот мы и подошли к открытию одной из тайн русского языка. Слайд 8

В русском языке есть слова, которые отвечают на вопросы:

Что делать? варить, лечить

Что делает? варит, лечит

Что делал? варил, лечил

Что будет делать? будет варить

будет лечить

Что сделать? сварить, вылечить

Что сделал? сварил, вылечил

Что сделает? сварит, вылечит





- А сейчас посмотрите на образец на слайде, сравните ваше решение в группах.

-Обоснуйте свой ответ.





- Давайте вернёмся к нашему тексту в начале урока. Так какие же вопросы нужно поставить к словам-подсказкам? Слайд 3 Ответьте на вопрос: для чего нам нужно знать слова, которые отвечают на вопросы что делает? Вывод: эти слова необходимы для того, чтобы правильно выражать свои мысли при общении.












































Работа в группах.

-прочитайте слова;

-подберите к ним вопросы;

-выберите одно слово, которое подходит к нашей теме


1 группа: строит, стройка, строитель;

2 группа: напишет, писатель, письмо;

3 группа: водитель, заводит, заводной;

4 группа: рабочий, работа, заработал.

Вопросы: кто? что? что делает? что сделал? что сделает?

Личностные УУД

Регулятивные УУД Познавательные УУД

Коммуникативные УУД