СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта учебного занятия в 8 классе "Особенности употребления обращений"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке занятия "Особенности употребления обращений" использован метод смыслового обучения с целью реализации деятельностного подхода. В разработке представлена только теоретическая часть урока, где использован ряд деятельностных приемов: клоуз-тест, филологическая задача, создание проблемной ситуации, актуализация имеющихся знаний с помощью кластера, ПОПС-формула. Вы можете наполнить урок любыми заданиями на отработку пунктуационных навыков и навыков синтаксического анализа предложения, поэтому к определенному учебнику данный материал не привязан.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта учебного занятия в 8 классе "Особенности употребления обращений"»

Технологическая карта учебного занятия

Выполнила Шлюкова Марина Николаевна

Класс 8

Тема Особенности употребления обращений

Планируемые результаты:

Предметные:

- Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка

- Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц, освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка

- Формирование навыков проведения синтаксического анализа предложения.

Метапредметные:

- умение самостоятельно планировать пути достижения цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности (регулятивные УУД)

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (регулятивные УУД)

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы (познавательные УУД)

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (коммуникативные УУД)

Личностные:

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

- развитие эстетического сознания через освоение литературного наследия России.

Деятельностные приёмы, используемые на занятии: клоуз-тест, филологическая задача, создание проблемной ситуации, актуализация имеющихся знаний с помощью кластера, ПОПС-формула.

Этап

Основная деятельность учителя и детей

Рефлексивные вопросы учителя на понимание цели, осознание способов и результатов деятельности

Создание проблемной ситуации с помощью клоуз-теста

Противоречие

Точка удивления

Дети выполняют клоуз-тест, выявляют противоречие.


Лиза и Слава выполняли клоуз-тест:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне ……. прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

Выполнив его, ребята заспорили, сколько предложений в данном отрывке.

Почему Лиза и Слава по-разному поняли строки поэта?

Выполните клоуз-тест, найдите противоречие.

Проблемный диалог
Обнаружение ловушки

Прием «установи сходства и различия», использование ПОПС-формулы.

Версии детей, аргументы

- Приведите доказательства с точки зрения каждого из ребят.

(Ученики с помощью ПОПС-формулы аргументируют свои ответы:

  1. Если вставить слово «её», то очевидно, что в отрывке три предложения: два назывных и бессоюзное сложное предложение.

  2. Если вставить слово «твоя», то перед нами одно бессоюзное сложное предложения, осложненное двумя распространенными обращениями.)


Как вы думаете, какие аргументы приводил Слава? А Лиза?

Сравните два варианта отрывка. По каким признакам будете их сравнивать? Найдите сходные и различные признаки, дайте синтаксическую характеристику.







- А как на самом деле звучат строки поэта? Кто автор этих строк?

Оценка восприятия текста

Ребята называют автора и восстанавливают строку Пушкина.

- Опишите, как меняется картина действительности по сравнению с первым вариантом клоуз-теста? Почему Пушкин выбирает обращение к природе? Как называется такое обращение?

В чем разница в изображении действительности? Ведь строки получились схожими по смыслу.

Формулирование проблемы и темы урока


Дети формулируют проблему и тему урока:

Во всех ли предложениях возможно использовать обращения?

В чем особенности употребления обращений?


- Возможно ли использование обращений в первом варианте выполненного клоуз-теста?

Какой у вас возникает вопрос? (проблема).

Как вы определите тему урока?

Постановка целей и задач урока

Дети формулируют цель урока: Понять, в каких предложениях используются обращения, как их найти в тексте

И задачи: 1) Вспомнить, что такое обращение. 2) Понаблюдать, в каких предложениях они используются. 3) Найти простой способ нахождения обращений в предложении.

Давайте определим, какой цели мы должны достичь и какие шаги нас ждут на пути к ней.

Включение в систему знаний и повторение. Кластер

Дети составляют на доске кластер «Обращение».

(Что такое обращение? Как узнать его в тексте?
В каких предложениях используются обращения? И т.д.)

Актуализируются понятия «Обращение», «Риторическое обращение».

Вспомните, что вы знаете об обращении.

Фиксация затруднения.

Открытие детьми нового.

Ребята определяют причину столкновения 2 точек зрения: обращения в тексте Пушкина отделены от предложения не запятыми, а восклицательными знаками (знаками завершения предложения)

Как вы думаете, что стало причиной столкновения точек зрения Славы и Лизы?


Индивидуально-групповая деятельность

Привлечение жизненного опыта, факта, представления

Задание: составьте (вспомните, найдите) свои примеры неоднозначного использования обращений.

Задание группе: составить филологическую задачу, подобную начальной, для другой группы.

(Учащиеся выполняют часть заданий индивидуально, на основе результатов индивидуальной работы строится групповая деятельность)


Актуализация знаний в учебных действиях

Учащиеся выполняют задания других групп с фиксацией затруднений

Выполните задания групп, при затруднениях фиксируйте их, отвечая на вопросы: Трудно ли было выполнять задание? Если ДА, то в чем было затруднение?

Составление алгоритма

Составление алгоритма действия при затруднении в обнаружении обращения.

Что можно сделать, если трудно определить, есть ли обращение в предложении?

Закрепление учебного материала

Ребята выполняют упражнения из учебника, выполняют взаимопроверку в парах.

Выполните упражнения из учебника. Если столкнетесь с трудностями, проговаривайте этапы алгоритма, можно вслух.

Домашнее задание

Найдите стихи русских поэтов с риторическими обращениями, составьте клоуз-тест для одноклассников.


Выводы. Рефлексия

Последействие

Ребята определяют, достигнуты ли цели урока, оценивают свою работу и результат (устная работа, сигнальные карточки)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!