- Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц, освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка
- Формирование навыков проведения синтаксического анализа предложения.
- умение самостоятельно планировать пути достижения цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности (регулятивные УУД)
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (регулятивные УУД)
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы (познавательные УУД)
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (коммуникативные УУД)
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
- развитие эстетического сознания через освоение литературного наследия России.
Этап | Основная деятельность учителя и детей | Рефлексивные вопросы учителя на понимание цели, осознание способов и результатов деятельности |
Создание проблемной ситуации с помощью клоуз-теста Противоречие Точка удивления | Дети выполняют клоуз-тест, выявляют противоречие. | Лиза и Слава выполняли клоуз-тест: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне ……. прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… Выполнив его, ребята заспорили, сколько предложений в данном отрывке. Почему Лиза и Слава по-разному поняли строки поэта? Выполните клоуз-тест, найдите противоречие. |
Проблемный диалог Обнаружение ловушки Прием «установи сходства и различия», использование ПОПС-формулы. Версии детей, аргументы | - Приведите доказательства с точки зрения каждого из ребят. (Ученики с помощью ПОПС-формулы аргументируют свои ответы: Если вставить слово «её», то очевидно, что в отрывке три предложения: два назывных и бессоюзное сложное предложение. Если вставить слово «твоя», то перед нами одно бессоюзное сложное предложения, осложненное двумя распространенными обращениями.) | Как вы думаете, какие аргументы приводил Слава? А Лиза? Сравните два варианта отрывка. По каким признакам будете их сравнивать? Найдите сходные и различные признаки, дайте синтаксическую характеристику. - А как на самом деле звучат строки поэта? Кто автор этих строк? |
Оценка восприятия текста | Ребята называют автора и восстанавливают строку Пушкина. - Опишите, как меняется картина действительности по сравнению с первым вариантом клоуз-теста? Почему Пушкин выбирает обращение к природе? Как называется такое обращение? | В чем разница в изображении действительности? Ведь строки получились схожими по смыслу. |
Формулирование проблемы и темы урока | Дети формулируют проблему и тему урока: Во всех ли предложениях возможно использовать обращения? В чем особенности употребления обращений? | - Возможно ли использование обращений в первом варианте выполненного клоуз-теста? Какой у вас возникает вопрос? (проблема). Как вы определите тему урока? |
Постановка целей и задач урока | Дети формулируют цель урока: Понять, в каких предложениях используются обращения, как их найти в тексте И задачи: 1) Вспомнить, что такое обращение. 2) Понаблюдать, в каких предложениях они используются. 3) Найти простой способ нахождения обращений в предложении. | Давайте определим, какой цели мы должны достичь и какие шаги нас ждут на пути к ней. |
Включение в систему знаний и повторение. Кластер | Дети составляют на доске кластер «Обращение». (Что такое обращение? Как узнать его в тексте? В каких предложениях используются обращения? И т.д.) Актуализируются понятия «Обращение», «Риторическое обращение». | Вспомните, что вы знаете об обращении. |
Фиксация затруднения. Открытие детьми нового. | Ребята определяют причину столкновения 2 точек зрения: обращения в тексте Пушкина отделены от предложения не запятыми, а восклицательными знаками (знаками завершения предложения) | Как вы думаете, что стало причиной столкновения точек зрения Славы и Лизы? |
Индивидуально-групповая деятельность Привлечение жизненного опыта, факта, представления | Задание: составьте (вспомните, найдите) свои примеры неоднозначного использования обращений. Задание группе: составить филологическую задачу, подобную начальной, для другой группы. (Учащиеся выполняют часть заданий индивидуально, на основе результатов индивидуальной работы строится групповая деятельность) | |
Актуализация знаний в учебных действиях | Учащиеся выполняют задания других групп с фиксацией затруднений | Выполните задания групп, при затруднениях фиксируйте их, отвечая на вопросы: Трудно ли было выполнять задание? Если ДА, то в чем было затруднение? |
Составление алгоритма | Составление алгоритма действия при затруднении в обнаружении обращения. | Что можно сделать, если трудно определить, есть ли обращение в предложении? |
Закрепление учебного материала | Ребята выполняют упражнения из учебника, выполняют взаимопроверку в парах. | Выполните упражнения из учебника. Если столкнетесь с трудностями, проговаривайте этапы алгоритма, можно вслух. |
Домашнее задание | Найдите стихи русских поэтов с риторическими обращениями, составьте клоуз-тест для одноклассников. | |
Выводы. Рефлексия Последействие | Ребята определяют, достигнуты ли цели урока, оценивают свою работу и результат (устная работа, сигнальные карточки) | |