СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока " Первые государства на территории Восточной Европы. .

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта учебного занятия "  Первые государства на территории Восточной Европы.

УМК-И.Л. Андреев ,И.Н. Федоров.. 6 класс.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока " Первые государства на территории Восточной Европы. .»

Технологическая карта урока «Первые государства на территории Восточной Европы»


Предмет


История

Класс

6

Тема урока

Первые государства на территории Восточной Европы


Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов России как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность



Регулятивные: планировать пути достижения целей; оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы


Познавательные: осуществлять поиск информации в исторических текстах; использовать историческую карту как источник информации о территории расселения восточных славян, направлениях передвижения людей; составлять описание образа жизни различных групп населения; осуществлять сравнение и классификацию; строить логическое рассуждение


Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; отображать в речи содержание совершаемых действий; аргументировать свою точку зрения

Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена этнической группы; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов; формирование устойчивого познавательного интереса










Условия реализации урока


Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Оборудование





Учебник И. Л. Андреева, И. Н. Федоро-ва. История России с древнейших времен до XVI в.;

атлас «История России с древнейших времен до XVI века»

Е. В. Симонова. Методическое пособие к учебнику И. Л. Андреева, И. Н. Федоро-ва. История России с древнейших времен до XVI в.;

Е. Н. Сорокина Поурочные разработки по истории России. С древнейших времен до конца XVI в.

Стратегическая технология: технология исследовательской деятельности; проблемное обучение.

Тактические технологии: технология критического мышления через чтение и письмо.

Карта «Восточные славяне и Византийская империя»;мультимедийная презентация; фрагмент письменного исторического источника

Основные понятия

Колонизация, союзы племен, подсечно-огневая и переложная системы земледелия, бортничество, хазары, болгары, дань, каган, иудаизм, ислам





Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников


I. Мотивационно-целевой этап

Цели:


Эмоционально, психологически подготовить учащихся к усвоению изучаемого материала










Продолжительность: 7 минут



Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися











Чертит схему на доске.

(Приложение 1)


Выделяет эти вопросы на схеме.:

1.Места проживания.

2. Занятия.

3. Соседи и отношения с ними.

- С историей каких народов мы знакомились на прошлом уроке? Какой народ является нашими далекими предками?

Древнейшая история славян еще окончательно не выявлена. Истоки исторической судьбы славян уходят в никуда. На каждую каплю твердого знания приходится по целому океану предположений и загадок. Таким образом, ранняя история славян не менее загадочна и таинственна, чем история Атлантиды. Давайте и мы попробуем себя в роли исследователей нашей далекой и загадочной истории…

- Предположите, какие вопросы мы должны задать себе, чтобы составить портрет восточных славян?




- Как вы думаете, какие из перечисленных вопросов мы должны рассмотреть на уроке в первую очередь?

- Какие источники нам помогут выяснить эти вопросы?

- Как вы думаете, над какой темой нам предстоит работать на уроке?

- Откройте §3, посмотрите, верно ли мы сформулировали тему. Обратите внимание, какой основной вопрос будет стоять перед нами в процессе работы (стр. 27).

Слушают, отвечают на вопросы, высказывают предположения, записывают схему-план в тетрадь и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока.














Выдвигают предположения.





Пытаются сформулировать тему урока.


Читают тему урока и главный вопрос параграфа.


III. Процессуальный этап

Цели: формирование у учащихся умений реализации новых способов действий, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов









Продолжительность: 30 минут



Организует самостоятельную работу с учебником и отрывком из «Повести временных лет». (Приложение 2)








Организует первичную проверку усвоения нового материала.





Использует метод мозгового штурма для выяснения занятий восточных славян.

Составляет на доске схему «Занятия восточных славян» (Приложение 4)





Организует работу с новыми терминами.


Организует анализ отрывка из «Повести временных лет», работу с

§ 3 и картой.






Организует работу с терминами.




Нацеливает на самостоятельную работу с текстом учебника.


Организует проверку таблицы.






Организует работу с проблемным вопросом урока.







Подводит итог.

С большинством народов и племен были добрососедские отношения, шло мирное проникновение на соседние территории и слияние языков. Военные конфликты не имели затяжного характера и происходили в основном с юго-восточными государствами. Это позволило в дальнейшем создать свое государство

- На основе п.1 §3 и карты на стр. 28 составьте кластер «Ветви славянства».

-

- Назовите названия восточнославянских племен и покажите на карте места их расселения.



- Ребята, почему такие названия у племен: поляне, древляне, дреговичи и т. д.?

- Предположите, какие основные занятия были у восточных славян. Ответ аргументируйте.



Какие народы, проживающие на Восточно-европейской равнине, упоминает Нестор в своем труде? Найдите их на карте.

- На прошлом уроке мы говорили о некоторых из этих народов. Какие отношения складывались у славян с ними? Что такое колонизация?

- Что такое государство? Какие государства существовали на Восточно-европейской равнине?



- Прочитав пункты 2-3(§3), составьте сравнительную таблицу «Соседи славян: хазары и волжские болгары» (Приложение 5)

- Кратко охарактеризуйте государства-соседи восточных славян.

- С каким государством соседствовали славяне на юго-западе?

-Что вам известно о Византийской империи?


- Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока (§3, стр. 27): Важным ли было для восточных славян наличие соседей с разнообразным государственным и экономическим устройством и различными религиями? Попробуйте аргументировано ответить на него.

- Как вы думаете, почему с некоторыми соседями у славян складывались нелегкие отношения?



Работают с учебником и картой, преобразуют полученную информацию в знаково-символическую. Проговаривают вслух полученную информации.

Читают исторический документ, работают с картой атласа, анализируют информацию и обобщают ее в виде таблицы.




Проговаривают вслух полученную информацию, показывают на карте места расселения восточных славян. Исправляют ошибки допущенные при заполнении таблицы.

Выдвигают предположения. Аргументируют свое предположение). Фиксируют схему в тетради.




Перечисляют неславянские народы, показывают их расселение на карте.




Делают выводы об отношениях славян с народами Восточно-европейской равнины. Объясняют понятие «колонизация».

Объясняют термин «государство». Перечисляют и показывают на карте государства, расположенные на Восточно-европейской равнине.

Читают учебник, анализируют материал, составляя сравнительную таблицу.


Озвучивают обобщенную информацию о соседних государствах. Исправляют допущенные ошибки в таблице.

Дают характеристику Византии.



Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают друг другу вопросы



IV. Рефлексивно-оценочный этап


Цели: закрепить результаты образовательной деятельности и сформулировать задачу на следующий урок








Продолжительность:5 минут



Проводит беседу


- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Выполнили цель?

- Что для вас явилось новым?

- Над чем будем работать на следующем уроке?

- Кто доволен своей работой на уроке? А кто нет?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.



V. Домашнее задание



Продолжительность: 2 минуты

Комментирует домашнее задание

§3, вопросы и задания в печатной тетради.

По желанию: подготовить проекты на темы, предложенные в учебнике

Записывают домашнее задание