Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
личностные | метапредметные | предметные |
Орг. момент | Подготовка учащихся к работе | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Настрой на урок - Окружающий нас мир Интересно познавать! Его тайны и загадки Мы готовы разгадать! | Проверяют готовность к уроку. Включение в ритм урока. | Самоопределение: внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе | Саморегуляция: стабилизация эмоционального состояния для решения заданий | |
Актуализация знаний. Мотивация, целеполагание | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно познавательной деятельности | - Прежде чем начнём разгадывать, повторим то, что уже знаем. Учитель организует выполнение теста на индивидуальных листах по проверке дом. задания. - Поставьте знак + там, где вы согласны и знак – там, где вы не согласны. Организует взаимопроверку | Дети выполняют тест, меняются работами, проводят взаимопроверку. | Смыслообразование (мотивация учебной деятельности) Уважительное отношение к иному мнению | Информационные УУД: поиск и выделение необходимой информации из учебника. Целеполагание | Закрепление понятий: звезда, материки, солнце, Земля |
| | - Сегодня на уроке мы узнаем много интересного, совершим путешествие, а вот куда, вы ответите сами, чуть позже. На доске слова, с помощью которых попробуйте составить рассказ. | Дети пробуют составить рассказ. - Солнце – звезда. Без солнечного света и тепла невозможна жизнь на Земле. В Солнечной системе 9 планет. Они вращаются вокруг Солнца. Солнечная система принадлежит галактике Млечный Путь. (при составлении рассказа учащиеся воспользовались знаниями полученными на прошлом уроке и дополнительной информацией) | | | |
Постановка учебной зада | Проверка понимания. | - Как вы думаете, куда мы совершим путешествие? | Отвечают на вопрос. Высказывают свои предположения Формулируют тему и цель урока под руководством учителя. - Мы знаем о Земле, о солнце, но мало знаем о планетах. Познакомимся с планетами. | | | |
Формирование нового знания | Обеспечение усвоения новых знаний | - Правильно, в космос и узнаем много интересного! Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. Космос. Наука, которая занимается изучением космоса, космических тел, называется астрономия, Слайд 2 а люди, которые занимаются изучением космоса, называются астрономами. Слайд 3 В старину люди думали, что звёзды это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. И в древности, занимаясь изучением космоса, астрономы выделили звёзды, созвездия, планеты, занимались изучением Земли. Люди всегда мечтали полететь в космос, но сделать это не просто. - Почему? - А на чём полетим? | Рассматривают слайды, отвечают на вопросы. - земное притяжение - на ракете | Самоопределение:осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы | Логические УУД: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; анализ, сравнение, обобщение | Усвоение новых понятий: «планета», «мерцающий» |
Физкультминутка | уменьшение негативного влияния учебной нагрузки | И чтобы полёт прошёл хорошо –наберёмся сил! | Выполнение фикультминутки | Развитие умений применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность. | | |
Этап первичной проверки знаний | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция | - Почему не на самолёте или вертолёте? - А чтобы совершить путешествие разделимся на экипажи. Назовите ваши корабли и выберите капитанов. - Прежде чем отправимся в полёт нам нужно ответить на вопросы, чтобы преодолеть земное притяжение. - Следующее испытание - у вас в конвертах лежат карточки их нужно расположить в правильном порядке- очерёдность полёта в космос. (Команде, ответившей правильно, даётся звезда) Молодцы! А теперь, полетели! Давайте назовём цель нашего путешествия. - Исследуем солнце и планеты. Вместе они составляют Солнечную систему. - В центре Солнечной системы находится солнце, а вокруг него по своим орбитам движутся 9 планет. - Нам нужно собрать информацию о солнце и планетах. Чтение стихотворения учителем Наши исследователи космического пространства приготовили для нас информацию о каждой планете. (после чтения вопросы по планете) - Помимо планет в космосе есть другие космические тела- кометы, астероиды. - Астеро́ид — относительно небольшое небесное тело Солнечной системы, движущееся по орбите вокруг Солнца. Астероиды значительно уступают по массе и размерам планетам, имеют неправильную форму, и не имеют атмосферы | - нет воздуха в космосе Дети дают названия кораблям и выбирают капитанов. Каждой команде даётся вопрос и дети отвечают на вопросы Каждая команда совещается и капитаны отвечают. - Изучение планет Ответы детей Дети читают информацию о планетах. | Принятие образа «хорошего ученика» Уважительное отношение к иному мнению. | Информационные УУД: поиск и выделение необходимой информации из текста учебника, обработка и оценка информации. | Закрепление знаний названий планет в порядке их удаления от солнца |
Закрепление знаний и способов действий | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации | - Сейчас полёты в космос обычное дело. Космонавты подолгу живут на космических кораблях, проводят опыты, наблюдают Землю и звёзды. Люди научились выходить в космос и работать в нём. - А чтобы вернуться на Землю нам нужно топливо – это наши знания. Проверим, как вы знаете космический словарь. - Теперь нужно открыть корабль, а для этого нужно выстроить планеты Солнечной системы. | Каждая группа получает конверт с 2 словами и нужно дать определение. Дети отвечают. Дети совещаются и помогают друг другу у доски изобразить Солнечную систему. | | Информационные УУД: обработка информации (заполнение схем с опорой на прочитанный текст) Информационные УУД: оценка информации | Усвоение знаний названий планет в порядке удаления их от Солнца |
Итог и рефлексия Домашнее задание | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы | – Какую цель мы ставили на уроке? - Достигли ли мы поставленной цели? - Интересно было? - Что бы вы хотели узнать ещё о планетах? Слайд 24 Дает комментарий к домашнему заданию. - Найдите интересную информацию о планетах | Высказывания детей. Подводят итоги работы на уроке, отвечают на вопросы Записывают домашнее задание | Смыслообразование: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | Получение учащимися информации о реальных результатах учения, открытость в осмысленности своих действий и самооценке. | |