Учитель Аникеева О.И.
Тема: Сложноподчинённое предложение с придаточными времени и места.
Цель урока: Учить понятие о придаточном предложении времени и места, видах и способах связи, особенности построения;
Развивать речевую грамотность, навыки устной и письменной речи, навыки составления схем предложения, составление предложений по схемам, умение использовать полученные знания на практике;
Воспитывать и прививать интерес к изучению русского языка в контексте изучения русской литературы, стремление к грамотной речи, чистоте и красоте русского языка;
Формировать поликультурную компетенцию, углублять знания биографии А.С. Пушкина.
Оборудование: видеопрезентация, видеофрагмент, таблица по теме: вид придаточных предложений.
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.
№ | Этап урока | Виды деятельности | Учитель | Ученик | Временные рамки | Примечание |
1 | Организационный момент | Проверка готовности к началу урока; | Рада вас приветствовать на нашем уроке. Прошу вас проверить что бы на столах были учебник тетрадь, ручка, дневник. | Проверяет готовность к уроку, наличие необходимого материала. | 0,5 мин. | |
Минутка позитива | Что бы всё в жизни удавалось всем нам необходимо просто улыбнуться. Вот давайте сейчас улыбнёмся своему соседу по парте, вы мне, а я вам. | Улыбаются и желают хорошей работы | 0,5 мин. | этот момент поможет снять напряжённость и расслабить перед началом работы. |
2 | Актуализация опорных знаний учащихся | Приём «Снежный ком». | Повторим уже изученный материал., дополним предложения вставляя по слову: Сложноподчинённое предложение – это…; Придаточное изъяснительное предложение - …; Придаточное определительное - …; Придаточное обстоятельственное - …. | Каждый ученик добавляет по слову к определению, могут быть приведены примеры | 3 мин | Все учащиеся класса принимают участие в работе, соответственно это даёт возможность проверить уровень знаний по изученной теме |
2. проверка выполнения домашнего задания. | Вашим домашним заданием было выписать сложно подчинённые изъяснительные и определительные предложения. Наступило время проверить результаты вашей работы. | Фронтально или по желанию, учащиеся зачитывают выписанные предложения. | 2 мин. | Необходимо обратить внимание, на временные рамки данного этапа. |
3 | Объявление темы и цели урока | Мотивация учебного процесса | На доске учитель пишет тему урока и выставляет себе самоцель. Например: исходя из темы я сегодня буду стремится помочь вам разобрать новые понятия, научить вас строить схемы к предложениям, а так же строить предложения по схемам | Учащиеся устанавливают себе свою цель. Например: я хочу выучить понятие придаточных времени и места; или я хочу научиться строить предложения по схемам. | 1-2 мин. | Самоцель помогает учащимся сосредоточить своё внимание, мотивирует их в учебном процессе. |
4 | Изучение нового материала | 1.вступительное слово учителя | Мы живём в информационном обществе и информацию чаще всего вы черпаете из Интернета. Но важно не только уметь найти информацию важно и уметь ею воспользоваться. Учебный урок имеет свои временные рамки, а вот ваши возможности дома никто не ограничивает, и если что-то вам не до конца понятно вы запросто можете воспользоваться видео уроками. Сейчас вы просмотрите видеофрагмент, и заполните таблицы что лежат перед вами. И так начнём | Учащиеся подготавливаются к просмотру. | 0,5 мин | |
| | Просмотр видеофрагмента. | Пока учащиеся просматривают, учитель может заполнить журнал, записать тему урока, отметить отсутствующих. | По мере просмотра заполняются индивидуальные таблицы для каждого ученика. | 4 мин | Видеоролик должен быть ёмким и коротким. |
| | Беседа на первичное восприятие увиденного | Я вижу, что вы заполнили таблицы по мере просмотра видео материала и сейчас мы проверим насколько хорошо вы поняли увиденный материал. Ответьте на вопросы: - какие ставим вопросы к придаточным времени, места? - какие союзы участвуют в образовании сложноподчинённых предложений с придаточными времени и места? - как располагается придаточное предложение относительно главного? | Пользуясь таблицей учащиеся отвечают на поставленные вопросы. | 3 мин. | Темп работы очень быстрый. |
| | Работа с учебником | Давайте по учебнику прочитаем определение и особенности этих видов придаточных | Учащиеся читают сверяют с тем что у них в таблице дополняют | 2 мин. | Обязательно необходимо продемонстрировать где именно в учебники находится материал по данной теме. |
| | Написание предложений по диктовку | От теории перейдём к практике. Запишем предложения под диктовку у доски. Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботы суетного света он малодушно погружён. Когда Пушкин находился в Михйловском, его посетит Иван Пущин. -
| | | |