Дата проведения: | 20 марта 2014 г. |
Предмет: | математика |
Класс: | 4 |
Тип урока: | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков |
Вид урока: | Открытый урок-практикум |
Тема урока | Решение задач на движение |
Цель урока | создать условия для активного повторения и закрепления задач на движение. |
Задачи урока: | развивать умение планировать учебные действия; способность к исследованию при решении задач на движение; умение сравнивать, обобщать, систематизировать знания при установлении взаимосвязи между математическими понятиями; отрабатывать ключевые понятия, определяющие успешность решения задач на движение объектов; формировать умение анализировать и решать задачи на движение; отрабатывать вычислительные навыки при решении задач; воспитание уважения к себе в результате достижения целей, поставленных на уроке, дружеских отношений между учащимися, чувства взаимовыручки; чувства уверенности в своих силах. |
Место урока в системе уроков | III четверть, раздел : «Скорость, время, расстояние» |
Основные понятия и термины темы | Скорость, время, расстояние, движение, объекты, единицы измерения величин, мини-исследование, |
Межпредметные связи (с указанием тем в смежных предметах) | Окружающий мир: Здоровье человека, планеты Солнечной системы. Литературное чтение: Мифы и легенды. |
Ресурсы урока (программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы) | Название величин и формулы их нахождения; карточки , таблицы, схемы, лист достижений на каждого ученика; учебник математики, презентация, ИКТ. |
Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся | Здоровьесберегающая, ИКТ, исследовательская, личностно-ориентированная словесные: рассказ учителя, работа с текстом задачи; работа по таблице, схеме. наглядные: карточки, таблицы для индивидуальной работы; листы достижений для самооценки методы устного и письменного самоконтроля; мини-исследование |
Этапы | № слайда | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности. | 1 2 | Настроить детей на хорошее настроение на уроке. Путь познания не гладок. Но знаем мы со школьных лет, Загадок больше, чем разгадок, И поискам предела нет! Скажи мне — и я забуду, Покажи мне — и я запомню, Дай мне действовать самому - и я научусь» Древняя мудрость И сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы, которые задал древнегреческий ученый Фалес: - Что быстрее всего? - Что приятнее всего? И сравним наше мнение с мнением ученого. Ребята, на партах лежат листы, достижений, которые вы будете заполнять. | Выполняют оценку, самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей и аккуратность их расположения на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок. Открывают тетради и записывают число и тему урока. Дети улыбаются друг другу. Чтение учащимися хором | Коммуникативные УУД: Умение оценивать готовность к предстоящей деятельности. Личностные УУД: Самоопределение, настрой на результативный урок. |
Устный счёт | 3 4 5 6 | С какими величинами мы познакомились на предыдущих уроках?
- Охарактеризуйте каждую, закончив высказывание: а) Для того, чтобы найти расстояние, нужно б) Для того, чтобы найти скорость, нужно в) Для того, чтобы найти время, нужно г) Запиши единицы измерения времени: … д) Запиши единицы измерения скорости:… е) Запиши единицы измерения расстояния:… Оцените свои знания по разделу: правила
Сверхзвуковой самолёт ТУ-144 движется со скоростью 2450 км/ч.; это в 2 раза быстрее звука.Найти скорость звука? Скорость света 300.000км/с. На Солнце произошла вспышка. Через какое время её увидят на Земле. Если расстояние от Земли до Солнца 150.000.000 км Сколько это минут? Какое колесо у машины не вращается при её спуске с горы? Что больше 190 минут или 3 часа? Почему?
Какое расстояние пройдет лыжник за 4 часа, если скорость его равна 11 км/ч? Переведи в метры 45 км 45м. ? Ребята нашего класса 14 марта ездили на областной форум «Защитим зеленую планету». «Автобус ехал от Шкуновки до Оренбурга 3 часа, а обратно 180 минут. Как объяснить такую разницу? Рассмотрите схемы: Какие виды движения показаны? Это интересно! А знаете ли вы, что скорость воздуха при выдыхании равна 2 км/ч, а при чихании — 170 км/ч. Поэтому при чихании мы прикрываем рот. -А теперь закройте глаза и представьте, что вы находитесь рядом с солнцем. Кто представил, поднимите руку. За сколько секунд вы это сделали Так что же на свете всего быстрее по мнению Фалеса? Оцените свои знания по разделу: устный счет. | Выполняют все предложенные задания. Скорость, время, расстояние. Работа по карточкам s = v х t v = s : t t = s : v ч,мин,сек м/c,км /ч,м/мин см, м, км Проверяют по слайду 3 Осуществляют оценку своих знаний и умений. 1225км/ч 500сек.=8мин. запасное 3ч = 180 мин. 190 мин больше 180 мин.) 44 км 45045м одинаково: т.к. 180мин = 3ч -Движение навстречу; -движение в одном направлении; -движение в противоположных направлениях.
Наши мысли Осуществляют оценку своих знаний и умений | Познавательные УУД: Анализировать, доказывать, аргументировать свою точку зрения, классифицировать объекты, объединять в группы по существенному признаку; Коммуникативные УУД: Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Регулятивные УУД: Осуществляют самоконтроль. Регулятивные УУД: Осуществляют планирование, самоконтроль, самопроверку учебной деятельности. |
Актуализация знаний. Постановка учебных задач Работа по теме урока | 7 8 9 | С какими величинами работали? Где встречаются эти величины? -Чем они различаются? Определите тему урока, цель. Какие задачи поставим для достижения этой цели?
-Чтобы решить задачу, что нужно помнить?
Работа по теме урока. Решение задач на движение. Прочитайте текст. - Из двух городов одновременно вышли два поезда и встретились через 5 часов. Скорость первого поезда 70 км/ч, второго на 5 км/ч меньше. -Является ли эта запись задачей? Почему? -Подберите подходящий вопрос к данной задаче.
а)Найдите скорость второго поезда.
б)Найди расстояние между двумя городами. в)Сколько времени затратили на путь до встречи поезда? -Что известно в задаче? -Что нужно найти? Расстояние каждого поезда . В каком направлении двигались поезда? -Самостоятельно запишите решение задачи. 1) 70 - 5 = 65 км/ч — скорость 2 поезда. 2) 70 х 5 = 350 км -прошел 1 поезд 3) 65 х 5= 325 км — прошел 2 поезд 4) 350 + 325 =675 км — расстояние между городами. Ответ: 675 км.
- Положите перед собой оценочный лист и оцените свои знания по разделу: решение задачи. | Скорость, время, расстояние В задачах на движение Находили разные величины, производили разные действия. Выполняют все предложенные задания. Формулируют тему урока, цель и ставят учебные задачи. Тема: «Решение задач на движение.» Цель: продолжим решать задачи на движение. Задачи: закреплять решение составных задач, работать с таблицей; составлять план решения, закреплять вычислительные навыки. Формулы Выполняют все предложенные задания. Нет, потому что нет вопроса? Чему равно расстояние между городами? Чему равна скорость второго поезда? 70-5=65 км/ч -скорость 2 поезда Мы не сможем, потому что не знаем, сколько км прошел каждый поезд 5 часов (Скорости и время, можно найти расстояние). Навстречу друг другу.
1 ученик решает у доски, остальные в тетради. Взаимопроверка в парах.
Осуществляют оценку своих знаний и умений в решении задач на движение. | Познавательные УУД: Осуществляют работу по выполнению отдельных операций применяя усвоенные знания. Коммуникатные УУД: Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Регулятивные УУД: Формулируют, принимают и сохраняют учебную цель и задачи. Познавательные УУД: Умение структурировать знания, выбор способа выполнения задания; Коммуникативные УУД: Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); Регулятивные УУД: Осуществляют планирование, самоконтроль, самопроверку учебной деятельности. |
Физминутка | 10 | Что такое жизнь?
Что помогает человеку быть здоровым? Движение-это жизнь. Человек, который мало двигается, быстро дряхлеет. Ведь не даром говорится: Люди с самого рождения Жить не могут без движения. | Жизнь=здоровье+семья+учёба+друзья
Движение, прогулка, правильное питание, и ,конечно осторожность). Дети, улыбаясь, выполняют физкультминутку под музыку | |
Работа по учебнику | 11 | Самостоятельная работа №452 Прочитайте задачу и заполните таблицу, сравните с таблицей на слайде, затем решите ее.
Какое расстояние прошел лыжник за 3 часа? | Дети читают задачу, заполняют таблицу, сравнивают с таблицей на слайде. Задачу решают самостоятельно. Осуществляют оценку своих знаний и умений в решении задач на движение. 42 км. | Регулятивные УУД: Осуществляют планирование, самоконтроль, самопроверку учебной деятельности. |
Работа в парах | 12 | Мини - исследовательский проект Текст задачи на слайде и карточках. Узнайте, нарушены ли правила водителем? На участке дороги длиной 280км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа? Что составляет основу исследовательской деятельности. Ребята, мне кажется, очень интересную тему мы затронули? Вопрос: быстрая езда это «плюс» или «минус»? | Нарушил, так как скорость равнялась 70 км/ч Дети дают объяснения - действия, направленные на решение проблемных задач и ситуаций . Дети высказывают свои предположения, что «быстрая » по нынешним меркам езда на автомобилях скоро станет нормальной для страны. Минус, так как приводит к авариям «Тише едешь, дальше будешь». если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно проехать без происшествий. | Познавательные УУД: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять формулы для решения задач; выявлять известное и неизвестное; Коммуникативные УУД: Анализировать , дополнять, изменять. Умение сотрудничать при работе в паре; Регулятивные УУД: Построение логической цепи рассуждений, доказательство, составление плана выхода из проблемной ситуации; |
Творческая работа | 13 14 | Составьте пословицу. Слова даны вразброс. - Как вы понимаете её? - Как вы думаете, с одинаковой скоростью перемещаются объекты? Таким образом, можно сделать вывод, что мини-исследовательский проект «Тише едешь, дальше будешь» поставленные задачи решил.Впереди лето и у нас в селе тоже много лихачей. Выяснили, что необходимо составить памятку водителю. А дома вы придумали советы водителям. Следует всегда помнить народную мудрость..... | Дети составляют пословицу «Тише едешь, дальше будешь» Конечно, нет. Дети озвучивают советы водителям: 1. Соблюдай правила дорожного движения. 2. Быть осторожным на дороге — это не трусость, а расчёт. 3. Оптимальная скорость — безопасность пешеходов и водителей. Дети продолжают: Тише едешь, дальше будешь. | Коммуникативные УУД: Осознанно строят речевые высказывания. Познавательные УУД: Умение структурировать знания, выбор способа выполнения задания; Регулятивные УУД: Построение логической цепи рассуждений. |
Рефлексия | 15 | Поднимите руки, кто может сказать: - Решаю задачи и могу помочь другим. - Всё понятно на уроке, затруднений нет. - Хочу знать больше. Какую цель поставили в начале урока?. Достигли вы её? Посмотрите на свои оценочные листы и скажите, над чем вам надо поработать на следующем уроке? Дома? | Дети поднимают руки Дети отвечают над чем им работать по данной теме. Читают стихи: Есть о математике молва, Что она в порядок ум приводит Потому хорошие слова Часто говорят о ней в народе. Ты нам, математика, даёшь Для победы трудности, закалку. Учится с тобою детвора Развивать и волю и смекалку. И за то, что в творческом труде Выручаешь в трудные моменты, Мы сегодня искренне тебе Посылаем гром аплодисментов! | Коммуникативные УУД: Оценивать уровень владения учебным материалом; ЛичностныеУУД: Оценивать свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; |
Домашнее задание | 16 | Объясняет домашнее задание. Стр. 138, № 454, № 455 (а) | | |
| 17 | Спасибо за урок! | | |