СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта к уроку литературного чтения по теме А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Приложение №1

к региональным требованиям к профессиональной деятельности педагогических работников

при аттестации на квалификационные категории по должности «учитель» (начальные классы)


Технологическая карта урока


ФИО Харченко Любовь Михайловна.

Класс 2.

УМК: «Планета знаний».

Предмет: «Литературное чтение». Тема. А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Место и роль урока в изучаемой теме: формирование потребности чтения художественной литературы, читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

Цель: определение смысла произведения и причины поступков героев.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Речевая и читательская деятельность

-воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;

-читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;

-пересказывать произведение выборочно, используя соответствующую лексику; 

-вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;

-объяснять действия персонажей.

Литературоведческая пропедевтика

-объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;

-находить сравнения в тексте произведения;

-выделять описание внешности, поступков героев, описание пейзажа

- выполнять учебные действий в устной и письменной форме;

-самостоятельно оценивать правильность выполненных действий;

-планирования свои действия в соответствии с поставленной целью.

.


-прогнозировать, самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту;

-устанавливать причинно-следственные связи.


 - задавать вопросы по тексту произведения;

-сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого);

- высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;

-аргументировать собственную позицию;

- получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.

-положительное отношение и интерес к обучению;

- оценка своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.

-представление о добре и зле, общих нравственных категориях;

- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

-оценка своего отношения к учебе;

- внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;

- эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства.



Ход урока


Название

этапа урока





Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы

организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1

Организационный






.



Включить учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

Инд.

Сказка особый жанр. Она завораживает, очаровывает слушателя.

Любите ли вы сказки?

Почему? Сегодня заключительный урок. Давайте вспомним страницы биографии А.С. Пушкина.






Строят выражения в устной форме с опорой на слайд. Определяют место, год рождения. Обучение в Царскосельском Лицее. Характеризуют няню - Арину Родионовну.

Уточняют место сказок в творчестве А.С. Пушкина.

Используют вербальные и невербальные средства по результатам читательского кругозора

Подбирают слова-характеристики к каждому слайду.









2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Создание условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Инд.

На слайде выберите правильное определение, что такое сказка? Вы приготовили иллюстрации к понравившимся эпизодам сказки. Александр Сергеевич характеры и настроение героев передал при помощи одежды, описания природы. А кто из вас тоже мог передать характеры и настроение героев через графическое рисование?






К «Сказке о рыбаке и рыбке» дети выставляют только те рисунки, которые характеризуют старика и старуху, золотую рыбку.












Определяют, последовательность развития сюжета, выстраивают картинный план.

Выбирают определение «сказка» из предложенных, обосновывают свой выбор.




Умеют в рисунке передать характерные черты персонажей сказки средством одежды, мимики, пейзажа

3

Актуализация знаний

Воспроизведение знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания, выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.

Фронт.

- Почему некоторые дети не стали выходить к доске и показать свой рисунок?

Определяют причинно-следственные связи, цель урока «передача настроения или характера с помощью рисунка».

Определяют свой уровень знания\незнания содержания сказки

Лишние рисунки, потому что не отражают настроение или характерные черты действующих лиц в сказке.




4

Обобщение и систематизация знаний



Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

Парная

Подумайте, чьё настроение отражает море? Приведите примеры словами сказки, как менялось море.

Сравнивают, анализируют, обобщают.

Приходят к выводу, что настроение рыбки отражает море.

Разыгралось синее море. Помутилося синее море. Не спокойно синее море.

Почернело синее море. На море чёрная буря.

Фронт.

Почему у рыбки менялось настроение? На что она сердилась? Какие желания были у старухи? Используя рисунки, расположите их в нужном порядке

Анализируют, сравнивают, выстраивают в логической последовательности


Восстанавливают желания старухи




Корыто, изба

быть столбовою дворянкой, быть царицей, быть владычицей морскою.



Парная

Заслужили ли старики снова разбитое корыто и старую землянку. Почему? Подготовьте ответ на вопрос: что значит « остаться у разбитого корыта»?

Определяют причинно-следственные связи.

Договариваются, приходят к единому мнению

Аргументируют свой выбор. Строят оценочные суждения в устной форме.

Старуху наказали за жадность, а старика за безволие.

5

Применение знаний и умений в новой ситуации

Проговорить новое знание, записать в виде опорного сигнала.

Фронт.

Почему рыбка сразу не отказалась исполнять желания, дала обещание старику откупиться, чем он пожелает, а последнее желание старухи не исполнила?

Характеризовать героев сказки мы будем по плану.

1. Где живёт герой?

2. Чем занимается?

3. Какие поступки совершает?

4. Какой характер у героя?

5. Что вам понравилось или не понравилось в герое?


Для доказательства будем выбирать отрывок из сказки.


Почему называется «Сказка о рыбаке и рыбке», а старухи нет?

Сравнивают, анализируют, обобщают, классифицируют. Определяют причинно-следственные связи.

Составляют элементарные характеристики стрика и старухи в устной форме

Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная, злобная, властная, грубая. Захотела управлять всем миром и рыбкой, которая исполняла её желания. Старик был добрым, мягким, смиренным, слабым, податливым, бесхарактерным, не смог справиться со своей женой. Поэтому рыбка перестала его жалеть и не ответила на последнюю просьбу. Он не является положительным героем, потому что имеет нетвёрдый характер, выполняет все приказы старухи и провоцирует её на зло.

6.

Контроль усвоения

Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Парная


1.На карточке подчеркните одной чертой слова-характеристики, относящиеся к старику. Волнистой линией подчеркните слова, относящиеся к старухе.

(сварливый, добрый, мягкий, злобный, властный, смиренный, жадный, алчный, податливый)

2.Можно ли море считать четвёртым героем сказки? Почему?

3.А.С. Пушкин сказал: «… сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам, урок..». Запиши, чему эта сказка научила тебя.

Используют знаково-символические средства










Строят оценочные суждения в письменной форме

Взаимопроверка и оценка парной работы

1.Правильно даны характеристики.

2.Море герой сказки, потому что отображает характер старухи.

3.Точно определен идейный замысел сказки: не быть жадным, завистливым, добиваться всего самому, а не получить всё готовое.


7

Рефлексия (подведение итогов занятия)



Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. Осознать свою учебную деятельность, самостоятельно оценить результаты своей деятельности и всего класса.

Фронт.

Выберите главную мысль сказки.

1. Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!

2. Как плохо быть сварливым и жадным.

3. Если ты сварливый и жадный ты потеряешь своё счастье.

Закончите фразу.

Сегодня на уроке:

Я научился…

Было интересно…

Было трудно…

Похвалю себя за то, что…

Похвалю одноклассников за то, что…

Мне показалось важным…

Для меня было открытием то, что…

Контролируют и оценивают свои действия.

Обобщают полученную информацию на уроке, строят высказывания в устной форме

Определяют известное и неизвестное.

Встают в рефлексивную позицию и заканчивают одну из предложенных на слайде фраз

8

Инструктаж домашнего задания

Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина на стр.135-147.

Инд.

Каждый из вас побудет рыбаком из сказки Пушкина и выловит свою рыбку с домашним заданием из аквариума.

Вылавливает «рыбку» с одной из пословиц:

Лишнее пожелаешь - последнее потеряешь.

Бездонной кадки водою не наполнишь. Поклон – что дуга; отказ – что шест.

Р- планируют деятельность

Выбирают посильное задание по уровню готовности, по интересам.

1.Соотнести пословицу с героем из сказки.

2.Найти слова в тексте подтверждающие пословицу.

3.Нарисовать рисунок к пословице.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!