к региональным требованиям к профессиональной деятельности педагогических работников
при аттестации на квалификационные категории по должности «учитель» (начальные классы)
ФИО Харченко Любовь Михайловна.
Класс 2.
УМК: «Планета знаний».
Предмет: «Литературное чтение». Тема. А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Место и роль урока в изучаемой теме: формирование потребности чтения художественной литературы, читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
Цель: определение смысла произведения и причины поступков героев.
| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Организационный . | Включить учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. | Инд. | Сказка особый жанр. Она завораживает, очаровывает слушателя. Любите ли вы сказки? Почему? Сегодня заключительный урок. Давайте вспомним страницы биографии А.С. Пушкина. | Строят выражения в устной форме с опорой на слайд. Определяют место, год рождения. Обучение в Царскосельском Лицее. Характеризуют няню - Арину Родионовну. Уточняют место сказок в творчестве А.С. Пушкина. | Используют вербальные и невербальные средства по результатам читательского кругозора | Подбирают слова-характеристики к каждому слайду. |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Создание условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). | Инд. | На слайде выберите правильное определение, что такое сказка? Вы приготовили иллюстрации к понравившимся эпизодам сказки. Александр Сергеевич характеры и настроение героев передал при помощи одежды, описания природы. А кто из вас тоже мог передать характеры и настроение героев через графическое рисование? | К «Сказке о рыбаке и рыбке» дети выставляют только те рисунки, которые характеризуют старика и старуху, золотую рыбку. |
Определяют, последовательность развития сюжета, выстраивают картинный план. | Выбирают определение «сказка» из предложенных, обосновывают свой выбор. Умеют в рисунке передать характерные черты персонажей сказки средством одежды, мимики, пейзажа |
3 | Актуализация знаний | Воспроизведение знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания, выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. | Фронт. | - Почему некоторые дети не стали выходить к доске и показать свой рисунок? | Определяют причинно-следственные связи, цель урока «передача настроения или характера с помощью рисунка». | Определяют свой уровень знания\незнания содержания сказки | Лишние рисунки, потому что не отражают настроение или характерные черты действующих лиц в сказке. |
4 | Обобщение и систематизация знаний | Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы) | Парная | Подумайте, чьё настроение отражает море? Приведите примеры словами сказки, как менялось море. | Сравнивают, анализируют, обобщают. | Приходят к выводу, что настроение рыбки отражает море. | Разыгралось синее море. Помутилося синее море. Не спокойно синее море. Почернело синее море. На море чёрная буря. |
Фронт. | Почему у рыбки менялось настроение? На что она сердилась? Какие желания были у старухи? Используя рисунки, расположите их в нужном порядке | Анализируют, сравнивают, выстраивают в логической последовательности | Восстанавливают желания старухи | Корыто, изба быть столбовою дворянкой, быть царицей, быть владычицей морскою. |
Парная | Заслужили ли старики снова разбитое корыто и старую землянку. Почему? Подготовьте ответ на вопрос: что значит « остаться у разбитого корыта»? | Определяют причинно-следственные связи. Договариваются, приходят к единому мнению | Аргументируют свой выбор. Строят оценочные суждения в устной форме. | Старуху наказали за жадность, а старика за безволие. |
5 | Применение знаний и умений в новой ситуации | Проговорить новое знание, записать в виде опорного сигнала. | Фронт. | Почему рыбка сразу не отказалась исполнять желания, дала обещание старику откупиться, чем он пожелает, а последнее желание старухи не исполнила? Характеризовать героев сказки мы будем по плану. 1. Где живёт герой? 2. Чем занимается? 3. Какие поступки совершает? 4. Какой характер у героя? 5. Что вам понравилось или не понравилось в герое? Для доказательства будем выбирать отрывок из сказки. Почему называется «Сказка о рыбаке и рыбке», а старухи нет? | Сравнивают, анализируют, обобщают, классифицируют. Определяют причинно-следственные связи. | Составляют элементарные характеристики стрика и старухи в устной форме | Старуха сварливая, неуживчивая, жадная, алчная, злобная, властная, грубая. Захотела управлять всем миром и рыбкой, которая исполняла её желания. Старик был добрым, мягким, смиренным, слабым, податливым, бесхарактерным, не смог справиться со своей женой. Поэтому рыбка перестала его жалеть и не ответила на последнюю просьбу. Он не является положительным героем, потому что имеет нетвёрдый характер, выполняет все приказы старухи и провоцирует её на зло. |
6. | Контроль усвоения | Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
| Парная | 1.На карточке подчеркните одной чертой слова-характеристики, относящиеся к старику. Волнистой линией подчеркните слова, относящиеся к старухе. (сварливый, добрый, мягкий, злобный, властный, смиренный, жадный, алчный, податливый) 2.Можно ли море считать четвёртым героем сказки? Почему? 3.А.С. Пушкин сказал: «… сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам, урок..». Запиши, чему эта сказка научила тебя. | Используют знаково-символические средства Строят оценочные суждения в письменной форме | Взаимопроверка и оценка парной работы | 1.Правильно даны характеристики. 2.Море герой сказки, потому что отображает характер старухи. 3.Точно определен идейный замысел сказки: не быть жадным, завистливым, добиваться всего самому, а не получить всё готовое. |
7 | Рефлексия (подведение итогов занятия) | Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. Осознать свою учебную деятельность, самостоятельно оценить результаты своей деятельности и всего класса. | Фронт. | Выберите главную мысль сказки. 1. Как здорово поймать волшебную золотую рыбку! 2. Как плохо быть сварливым и жадным. 3. Если ты сварливый и жадный ты потеряешь своё счастье. Закончите фразу. Сегодня на уроке: Я научился… Было интересно… Было трудно… Похвалю себя за то, что… Похвалю одноклассников за то, что… Мне показалось важным… Для меня было открытием то, что… | Контролируют и оценивают свои действия. Обобщают полученную информацию на уроке, строят высказывания в устной форме | Определяют известное и неизвестное. | Встают в рефлексивную позицию и заканчивают одну из предложенных на слайде фраз |
8 | Инструктаж домашнего задания | Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина на стр.135-147. | Инд. | Каждый из вас побудет рыбаком из сказки Пушкина и выловит свою рыбку с домашним заданием из аквариума. Вылавливает «рыбку» с одной из пословиц: Лишнее пожелаешь - последнее потеряешь. Бездонной кадки водою не наполнишь. Поклон – что дуга; отказ – что шест. | Р- планируют деятельность | Выбирают посильное задание по уровню готовности, по интересам. | 1.Соотнести пословицу с героем из сказки. 2.Найти слова в тексте подтверждающие пословицу. 3.Нарисовать рисунок к пословице. |