СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Род имен существительных" 3 класс УМК "Гармония"

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта МОУ СОШ№27»

МОУ СОШ №27 им.Ф.Т. Цветкова п.Ключевский Могочинского района.

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК «Гармония»

Учитель: Аксенова Вера Александровна


Тема урока

Род имен существительных

Тип урока

Открытие нового знания.

Цель

Формирование представления учащихся о родах имён существительных, развитие умения классифицировать имена существительные по родам.

Задачи

Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся;

Развивать логическое мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Формируемые УУД

Предметные:

- определять грамматический признак имени существительных - род;

- находить имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

Метапредметные:

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

-определять и формулировать тему и цель урока;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.

Познавательные:

- классифицировать слова по определённым признакам;

- делать выводы на основе обобщения;

- подтверждать аргументы фактами;

-разрешать проблемную ситуацию;

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Оборудование

-Мультимедийный проектор;

-Экран;

-Компьютер;

- Презентация


Формы работы

фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная.

Методы

постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, игровые, наглядные, практические методы, использование информационных технологий.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение к учебной деятельности.

Организационный момент.

1. Прозвенел у нас звонок,

Начинается урок.

Мы урок наш начинаем,

Что учили повторяем

И новое узнаем.

Русский язык богат тайнами. И сегодня на уроке мы с вами откроем еще одну тайну русского языка. На уроке вы будете работать с одноклассниками в парах, группах, поэтому будьте взаимно вежливы, помогайте друг другу.  Вы всегда должны помнить: тебе помогут, и ты помоги.


Приветствуют учителя, настраиваются на урок,

проверяют свою готовность к уроку.












Регулятивные УУД:

-нацеливание на успешную деятельность.

ЛичностныеУУД:

-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения слушать и слышать.

2

Актуализация знаний. Фиксация затруднения в деятельности.


. Сегодня на уроке мы должны провести исследование и сделать новое открытие.

- А сейчас посмотрите на доску и скажите, о какой части речи будем говорить.

- Найди лишнее слово


Зима, снежинка, новый, снег, холод, год


- Почему лишнее? (прилагательное, остальные слова - существительные)

- Итак, о какой части речи мы будем вести разговор? (имя существительное).

- Верно, мы будем пополнять знания об имени существительном.

- Проверим, что вы знаете об имени существительном.

Поиграем в игру «Да и нет». Перед вами круги: красный и зеленый. На слайде вопросы. Если вы согласны, то поднимаете зеленый кружок, если не согласны – красный

1. Имя существительное – это часть речи?

2. Имена сущ. отвечают на вопросы: какой? какая? какое?

3. Имена сущ. отвечают на вопросы: кто? что?

4. Имена сущ. обозначают действие предмета?

5. Имена сущ. бывают только одушевлёнными?

6. Имена сущ. обозначают предмет?

7. Имена сущ. изменяются по числам?

8. Имена сущ. бывают и собственными и нарицательными?

9. Имена сущ. изменяются по родам?

10. У имён сущ. два рода?


Учащиеся записывают слова в тетрадь.




Регулятивные УУД:

- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы,

-анализировать, проверять, фиксировать информацию.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.


3

Выявление места и причины затруднения.

Итак, на все ли вопросы вы смогли ответить? А какие вопросы вызвали затруднения?


Ребята, с каким же признаком имени существительного мы должны познакомиться на уроке?



Имена сущ. изменяются по родам?

У имён сущ. два рода?



4

Построение проекта выхода из затруднения.Постановка учебной задачи

Сформулируйте тему нашего урока.


Какие задачи поставим?


Тема урока: « Род имени существительного»

Задачи: узнать какого рода бывают имена существительные.

научиться определять род имён существительных; применять новое знание при выполнении заданий

4

Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

Для решения первой задачи предлагаю вам посмотреть и послушать грамматическую сказу о том, как у существительных род появился.

https://www.youtube.com/watch?v=KkdPbLdQ6Qc (часть до таблицы )

-Что нового узнали из сказки?

-Выполнили мы первую задачу урока?


- Какую вторую задачу мы поставили перед собой? Это наша следующая задача.

А может кто-то догадался, как определить род имён существительных?

Попробуйте определить род существительных. О распределите их в три столбика по родам

Тетрадь, ягода, зима, яблоко, пенал, окно, солнце, стул

А теперь проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

А для этого мы посмотрим вторую часть грамматической сказки

https://www.youtube.com/watch?v=KkdPbLdQ6Qc

Поднимите зеленые кружочки, кто сделал правильно.

- Какие слова-помощники нам помогут определить род существительных ?

Памятка « Как определить род имён существительных»

Женский род запомню я

И скажу: « Она – моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: « Он – мой».

Средний род: « Оно – моё»

Это правило – моё!


Учебник стр.66 (знакомство с правилом)

Мы выполнили вторую задачу урока?







Просматривают сказку до таблицы.




Ответы учащихся. Имена существительное бывают женского, мужского и среднего рода


научиться определять род имён существительных;


Дети работают в парах.

Два ученика выходят к доске и распределяют слова по столбикам.



Исправляют ошибки, если они есть





Учащиеся называют слова-помощники «Она, моя», «Он, мой», «Оно, моё»
















Да

РегулятивныеУУД:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Коммуникативные УУД:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Физминутка.

«Хомка, хомка, хомячок»

Выполняют двигательные упражнения



5

Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)

-Ребята, как вы думаете, изменяются ли имена существительные по родам?

Выполните, пожалуйста, упражнение №169 стр68

Итак, можно ли изменить род существительных? Род у существительных постоянный признак?

Правило на странице 68 упр.170

Ученики выполняют упражнение. Отвечают на вопрос.

( новое открытие) По родам существительные не изменяются, т.е. род – это постоянный признак. Каждое существительное может быть только м.р., ж.р. или с.р.


Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Регулятивные УУД - постановка учебной задачи.

Личностные.УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.


Работа в парах

Распредели слова в 3 столбика по родам:

Автобус, береза, дорога, город, варежки, животное, огурец, облако, ворона, зеркало, арбуз, морковь, шоссе.

- А какое слово вызвало у вас затруднение?

- Как узнать род имени существительного, если оно стоит во множественном числе?

Дети работают в парах, распределяя слова по столбикам.

Варежки, т.к. слово стоит в форме множественного числа.

Поставить это существительное в форму единственного числа.

Познавательные УУД: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД: коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, управление поведением партнёра - контроль, коррекция.




































Самостоятельная работа .











Работа в группах









-Вы наверняка все любите нашу русскую зиму и зимние забавы: катание с горки, игру в снежки .

-Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»?

(дети называют)

-Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.

1 группа лепит к нашему снеговику ком, т.е. придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в строчку через запятую

2 группа лепит к нашему снеговику 2 ком, т.е. придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их в строчку через запятую .

3 группа лепит к нашему снеговику 3 ком,, т.е. придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в строчку через запятую.

Проверка.

-Вот какой замечательный снеговик у нас получился! (снеговик из слов на слайде)

Зима – замечательное время года со своими зимними забавами, праздниками.

Итак, ребята, мы справились с третьей задачей урока?

Учащиеся работают в группах.

1 группа – существительные мужского рода: снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник.

2 группа - женского рода: метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,

3 группа - среднего рода: солнце, небо, облако, веселье, волшебство





Да




Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Регулятивные УУД:

- составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6
































7





Рефлексия учебной деятельности.





























Домашнее задание




Итог урока.

-Ребята, а как вы считаете, справились ли мы с задачами , поставленными в начале урока?

- С какими затруднениями столкнулись на уроке? Смогли преодолеть их?

- Чему научились на уроке?

- Понравился ли вам урок? Оцените свою работу на уроке с помощью лесенки знаний.

Возьмите магнитики и прикрепите их на ту ступеньку лесенки, на которой вы сейчас находитесь по нашей сегодняшней теме.

Лесенка на доске

Первая ступенька лесенки – я не понял, надо постараться.

Вторая ступенька – я понял, но не уверен в своих силах.

Третья ступенька – я понял, хорошо усвоил тему, но могу лучше.

Четвёртая ступенька – я понял, могу помочь другим.

- Посмотрите на нашу лесенку знаний. Почти все усвоили тему урока. Молодцы. Мы открыли еще одну тайну русского языка. Поднялись еще на одну ступеньку знаний.



Домашнее задание на выбор:

1. Выписать из словаря по 5 имён существительных каждого рода.

2. Записать по 4 имени существительных каждого рода к каждой группе:

- одежда

- школа

- фрукты и овощи

3. Подбери к каждому прилагательному подходящее пол смыслу имя существительное. Напиши словосочетания в тетрадь. Определи род имён существительных.

Ловкая … , мягкая … , тёплое … , крепкая … , поздний … , глубокое … , робкая … , лёгкий … .


- Урок окончен. Всем спасибо за работу. Молодцы!




Ответы детей.


Узнали род….. .

Научились определять…. .

Научились применять… .












Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!