СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Движение земной коры. Землетрясения"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по теме "Движение земной коры. Землетрясения " к учебнику  В.П.Дронова. Создана презентация.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Движение земной коры. Землетрясения"»

Тема урока: «Движение земной коры. Землетрясения»

класс: 5

Учитель: Рогова Надежда Викторовна

Цель урока: Расширить знания о внутреннем строении земли, сформировать представления о землетрясениях, причинах их возникновений, следствиях, сейсмических районах.

Задачи урока:  

Учебные:

- сформировать у учащихся знания о вертикальных и горизонтальных движениях земной коры;

- изучить, как происходят землетрясения, какими могут быть последствия землетрясений;

- продолжить формирование умения работать с различными источниками  знаний: географическими картами, материал презентаций,  печатный материал СМИ;

Развивающие:

- развивать речь;

- развивать навыки работы в группе;

- формировать навыки публичных выступлений;

Воспитывающие:

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, экологическое воспитание. 

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Познакомить учащихся с видами движения земной коры


Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить

Учащийся должен обладать: ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

сформировать представление об грабене, горсте, надвиге и покрове, движение

оценивать достижения на уроке


опытом участия в социально значимом труде

сформировать знания о землетрясениях, вулканах.

оценивать работу одноклассников

осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.

сформировать правила безопасного поведения при землетрясении.

высказывать суждения, подтверждая ее фактами

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной


работать с текстом, презентацией

общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельностью



осознание ценностей географических знаний, умений выявлять причины движения земной коры



Универсальные учебные действия:

Личностные: Обобщать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: Выявлять по географическим картам закономерности распространения землетрясений. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений.

Познавательные: Формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск, отбор информации, а также ее презентацию с помощью информационных технологий (задание для желающих- составить презентацию о землетрясениях)

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудованиекомпьютер, мультимедийный проектор, экран.

Тип урока: 

 Урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

География. «Землеведение» 5-6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/В. П. Дронов., Л. Е. Савельева – 5-е издание. – м.: Дрофа, 2015 , атласы, физическая карта мира, презентация .

Ход урока:

Этап урока

Действия учителя. Формы организации работы учителя

Действия учеников. Формы организации работы детей

Мотивация познавательной деятельности.

Орг. момент

1 минута

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем, узнаем много нового, интересного и полезного.

Готовят рабочее место. Приветствуют учителя.

Проверка усвоения знаний

5 минут

  1. Как называется каменная оболочка Земли? Что входит в ее состав?

  2. Какова максимальная мощность земной коры, где она наблюдается?

  3. Каково строение земной коры, есть ли различия между материковой и океанической земной корой?



  1. Как изучают земную кору, зачем это нужно?

Литосфера, включает в себя земную кору и часть мантии.

- 70 – 80 км, на материках под горными системами.- Состоит из слоев: верхний – «осадочный», средний – «гранитный», нижний – «базальтовый». В океанической коре «гранитный» слой отсутствует, ее мощность 3-7 км.

- Геологи изучают обнажения горных пород, бурят скважины и шахты, используют возможности геофизики и сейсмологии, космические спутники. Это нужно для получения сведений о строении земной коры, о происхождении горных пород, их изменении во времени, их составе.

Постановка учебных задач урока

2 минуты

Также на прошлом уроке мы познакомились с некоторыми особенностями внутренних оболочек Земли. Однако непосредственно соприкасаемся мы только с земной корой, поэтому и изучать ее будем более подробно. Сегодня поговорим о процессах, происходящих в земной коре.


Определение темы урока




1.Просмотрите видеофрагмент. Назовите географический процесс, который в нем показан?

2.На Скандинавском полуострове, на побережье Норвегии, далеко от побережья вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки. Почему колышки для лодок находятся не у самой кромки воды?

3. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

1.Высказывают предположение о землетрясении.

2.Задумываются о теме урока.

- Землетрясение

- Отвечают, что тема посвящена землетрясениям

-земная поверхность поднялась

Записывают число тему урока.

Определение целей и формулирование

задач урока



- Как вы думаете, каковы цели нашего урока и с чем нам предстоит познакомиться сегодня на уроке?


1.Изучить строение земной коры.

2. Узнать причины землетрясений.

3. Выделить основные сейсморайоны.

4. Выяснить, какой силы могут быть землетрясения.

5. Выяснить, чем опасны землетрясения.

Создание мотивационной установки

- Для чего необходимо изучать человеку строение и движение земной коры?

Ответы учащихся – чтобы знать почему происходят какие-либо процессы в земной коре


Как вы думаете, каким образом залегают горные породы в природе?

1. Вот вам рисунок, объясните, почему так изображены горные породы под почвой?

Почему? Как вы считаете какова тема сегодняшнего урока? Цель урока?

Т.е. земная кора движется. Это и есть тема сегодняшнего урока.

Горизонтально, наклонно, смятые в складки.

Происходит смещение горных пород. т.е. земная кора находится в постоянном движении.

Определяют тему урока, ставят цель.

Записывают тему урока в свои тетради.


Организация познавательной деятельности

Изучение нового материала

20 минут

Предположите, какие направления могут иметь движения земной коры.

Заполним схему (приложение)

Движения земной коры

горизонтальные вертикальные

И те, и другие движения очень медленные, всего несколько см. в год, поэтому заметить результаты этих движений можно только через сотни лет.

Решите задачу: какую высоту будут иметь Скандинавские горы через 100 лет, если скорость поднятия – 2 см в год при условии равномерного поднятия.

В свою очередь горизонтальные движения могут быть направлены как навстречу друг другу, так и в противоположные стороны.

Складки (горы)

Тектонические разломы

При движении навстречу отдельных участков земной коры горные породы сминаются в складки. Что при этом образуется?

При движении в противоположные стороны отдельных участков земной коры образуются глубокие трещины – разломы.

Тектоника – наука о строении земной коры.

Участки Земли, где расположено большое количество разломов.

Этот район называется Великие Африканские разломы.

А теперь посмотрим на результаты вертикальных движений: возвышенности, плоскогорья, низменности



Как вы думаете, могут ли на одной территории наблюдаться медленные вертикальные и горизонтальные движения?

Когда эти движения накладываются, образуется система горстов и грабенов.

грабен горст

Дайте определение этим структурам.

Скажите, на образование горстов и грабенов может влиять возраст горных пород на территории?

Какие породы более твердые, молодые или старые?

Так значит, при каких условиях возникают горсты и грабены?





- вертикальные и горизонтальные.


Последовательно заполняют схему в своих тетрадях.2 см. * 100 лет = 200 см = 2м.






горы.





- что такое «тектонические» разломы?

Работая с картой, определяют, что на территории Восточной Африки находится большое количество тектонических разломов.



грабен – участок земной коры, опущенный относительно прилегающих участков.

горст – поднятый.


- да.


- старые.

- там где территория сложена твердыми горными породами.


- Скажите, а есть ли движение, которое совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения?

Правильно, это землетрясение, которое возникает из-за резких смещений, разрывов горных пород, на глубине в литосфере, где происходят эти нарушения, называют очагом землетрясения (показ схемы землетрясения)
Во все стороны от очага расходятся колебания и там где они достигают поверхности земли, и происходит землетрясение.

- Где будут ощущаться наиболее сильные толчки? 
- А какая точка поверхности земли ближе всего находится к очагу? В этом районе и происходят самые сильные разрушения, а называется он эпицентр (показ схемы землетрясения). «Эпи», в переводе с греческого означает над.

- да, это землетрясение.

- Ближе к очагу





- Над очагом

4. Землетрясения. Интенсивность землетрясения. Последствия землетрясений.

















1.Самостоятельная работа в парах с учебником по параграфу 25:

Учитель: (класс разбивается на пары, выбирают координатора, выполняют задания в течение 7 мин.)

Учащиеся первой пары должны ответить на вопрос: Что такое землетрясение? Почему возникают землетрясения?

- Учащиеся второй пары должны ответить на вопрос: Что такое очаг землетрясения? Где возникают очаги землетрясений?

Учащиеся третьей пары должны ответить на вопрос: От чего зависит сила и площадь землетрясения?

- Учащиеся четвертой пары должны ответить на вопрос: Где происходят самые сильные землетрясения? Что такое эпицентр землетрясения?

- Учащиеся пятой пары должны ответить на вопрос: Как оценивают силу землетрясения?

Текст

Май 1995 года. Нефтегорск. По свидетельствам очевидцев, непосредственно перед землетрясением все вокруг загудело, и вслед за этим рухнули все 17 пятиэтажных жилых домов. Толчок был такой силы, что спящих людей подбросило сначала вверх, а потом, увлекаемые тяжелыми плитами потолочных перекрытий и балок, они полетели вниз. В считанные секунды стройные ряды пятиэтажек превратились в руины.

- Учащиеся шестой пары должны ответить на вопрос: Кто и как изучает землетрясения?

2.Просмотр видеофрагмента «Землетрясения и их последствия»

1)От каждой группы на заданный вопрос отвечает один ученик.

1группа – Землетрясение – быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками.

Землетрясения возникают потому, что в глубоких недрах Земли происходит разрыв и смещение горных пород.

- 2 группа – Очаг землетрясения – место в земной коре, где разрываются и смещаются горные породы. Очаги землетрясений возникают чаще всего на глубине до 10 км. Более глубинные очаги – до 700 км.

- 3 группа – Сила и площадь землетрясения зависит от глубины очага и силы толчка в нем: чем больше глубина очага и сила толчка в нём, тем больше площадь землетрясения и его сила.

- 4 группа – Самые сильные землетрясения происходят в эпицентре. Чем дальше от эпицентра, тем слабее сотрясания поверхности. Эпицентр землетрясения – место на земной поверхности, расположенное непосредственно над очагом.

- 5 группа – Силу землетрясения оценивают по шкале: от 1 до 12 баллов.

6 группа- Сейсмологи. Сейсмология – наука о прохождении сейсмических волн в недрах Земли. Наблюдения за землетрясениями осуществляются автоматически.

2)Ученики записывают по ходу просмотра видеоролика в рабочие листы последствия землетрясений.

- трещины, провалы, уступы;

- цунами;

-разрушения зданий, сооружений, разрыв линий электропередачи, газопровода, водопровода, железнодорожных путей;

- пожары;

- гибель людей


Обсуждают полученные результаты коллективно.


"Давайте запомним
Землетрясения связаны с разрывами и нарушениями горных пород в литосфере. Зона, в которой зарождается землетрясение, называется очагом землетрясения, а район, расположенный на поверхности Земли точно над очагом, — эпицентром. В эпицентре колебания земной коры особенно сильны.

"Наука, занимающаяся изучением землетрясений, называется сейсмология, от слова «сейсмос» — колебания. Ежегодно на Земле происходит почти миллион землетрясений. Большинство из них слабые и почти незаметные. Однако все они четко фиксируются чувствительными приборами, которые называются сейсмографами. Это слово вы можете перевести с греческого самостоятельно.

"Сейсмограф работает на основе принципа маятника: на любые, даже на самые слабые колебания земной поверхности чувствительный маятник обязательно отреагирует. Маятник качнется, и это движение приведет в действие перо, оставляющее след на бумажной ленте. Чем сильнее землетрясение, тем больше колебания маятника и заметнее след пера на бумаге . Давайте посмотрим рисунок 49, в учебнике.

"Силу землетрясений измеряют в баллах. На стр. 77-78 учебника посмотрим таблицу 1.

"А теперь подумайте, а еще как определяют силу землетрясения?

"Ребята, прочитайте текст и попробуйте определить силу землетрясения, помощником будет вам таблица 1.

"Специалисты могут определить не только силу землетрясения, но и место расположения, глубину залегания очага землетрясения. Землетрясения возможны далеко не везде. Большинство из них происходит в характерных районах планеты. Эти районы имеют форму поясов шириной в сотни и длиной — многие тысячи километров. Называют их сейсмическими поясами. Самые крупные сейсмические пояса — Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский. Он буквально опоясывает со всех сторон Тихий океан. (Показать на настенной карте).
Давайте запомним

Землетрясения связаны с разрывами и нарушениями горных пород в литосфере. Зона, в которой зарождается землетрясение, называется очагом землетрясения, а район, расположенный на поверхности Земли точно над очагом, — эпицентром. В эпицентре колебания земной коры особенно сильны.

"Сейсмология — наука, изучающая землетрясения.

Давайте запомним

Большинство землетрясений возникает в районах сейсмических поясов, из которых самый крупный — Тихоокеанский. 

- Магма средней мантии стремится найти выход на поверхность Земли. Выход она находит там, где земная кора имеет наименьшую толщину.

"Точно так же ведёт себя водяной пар в кипящем чайнике. Ему тесно в ограниченном объеме, и он вырывается наружу через носик чайника.

"Излившаяся через возникающую трещину магма превращается в лаву, которая в виде потоков растекается во все стороны. Всё это сопровождается взрывами, выбросами облаков раскаленного газа и пепла.

- Извержение рано или поздно заканчивается, и лава застывает. Так образуются изверженные магматические горные породы. Через некоторое время происходит новое извержение и на поверхность выбрасывается новая порция вещества из мантии. Так постепенно формируется вулканический конус. Благодаря такой конусообразной форме вулкан всегда можно отличить от простой «мирной» горы.

Ребята, посмотрите на карту и ответьте на вопросы.

"Где больше всего происходит вулканов на суше или в океане? А почему? 
«Давайте запомним»
Вулканы — конусообразные горы, сложенные из изверженных горных пород. Возникновение вулканов связано с прорывом на поверхность Земли вещества из мантии. Чаще всего это происходит там, где земная кора имеет небольшую толщину



Читают учащиеся в учебнике


Ученики читают по очереди вслух содержание таблицы



По последствиям этого опасного процесса, по разрушениям.


Учащиеся пишут в тетради.





Читают учащиеся в учебнике






















В океане. Более тонкая земная кора.



Читают учащиеся в учебнике. Учащиеся пишут в тетради.

Рефлексия

7 минут



Материк, где находится

Абсолютная высота

Действующий или потухший

Ключевская Сопка

Евразия

действующий

Везувий

?

действующий

Этна

?

действующий

Эльбрус

?

действующий

Кракатау

?

действующий

Фудзияма

?

действующий

Гекла

?

действующий

Котопахи

?

действующий

Орисаба

?

действующий

Домашнее задание


Параграф 12 выучить. На к/к отметить вулканы.

Творческое задание:

1.Подготовить сообщение о любом известном землетрясении или цунами.

2. Подготовить сообщение о животных предсказателях землетрясений.

Записывают д/з




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!