- сформировать у учащихся знания о вертикальных и горизонтальных движениях земной коры;
- изучить, как происходят землетрясения, какими могут быть последствия землетрясений;
- продолжить формирование умения работать с различными источниками знаний: географическими картами, материал презентаций, печатный материал СМИ;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, экологическое воспитание.
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Познакомить учащихся с видами движения земной коры | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить | Учащийся должен обладать: ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
сформировать представление об грабене, горсте, надвиге и покрове, движение | оценивать достижения на уроке | опытом участия в социально значимом труде |
сформировать знания о землетрясениях, вулканах. | оценивать работу одноклассников | осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению. |
сформировать правила безопасного поведения при землетрясении. | высказывать суждения, подтверждая ее фактами | коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной |
| работать с текстом, презентацией | общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельностью |
| | осознание ценностей географических знаний, умений выявлять причины движения земной коры |
География. «Землеведение» 5-6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/В. П. Дронов., Л. Е. Савельева – 5-е издание. – м.: Дрофа, 2015 , атласы, физическая карта мира, презентация .
Этап урока | Действия учителя. Формы организации работы учителя | Действия учеников. Формы организации работы детей |
Мотивация познавательной деятельности. |
Орг. момент 1 минута | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. - Надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем, узнаем много нового, интересного и полезного. | Готовят рабочее место. Приветствуют учителя. |
Проверка усвоения знаний 5 минут | Как называется каменная оболочка Земли? Что входит в ее состав? Какова максимальная мощность земной коры, где она наблюдается? Каково строение земной коры, есть ли различия между материковой и океанической земной корой?
Как изучают земную кору, зачем это нужно? | Литосфера, включает в себя земную кору и часть мантии. - 70 – 80 км, на материках под горными системами.- Состоит из слоев: верхний – «осадочный», средний – «гранитный», нижний – «базальтовый». В океанической коре «гранитный» слой отсутствует, ее мощность 3-7 км. - Геологи изучают обнажения горных пород, бурят скважины и шахты, используют возможности геофизики и сейсмологии, космические спутники. Это нужно для получения сведений о строении земной коры, о происхождении горных пород, их изменении во времени, их составе. |
Постановка учебных задач урока 2 минуты | Также на прошлом уроке мы познакомились с некоторыми особенностями внутренних оболочек Земли. Однако непосредственно соприкасаемся мы только с земной корой, поэтому и изучать ее будем более подробно. Сегодня поговорим о процессах, происходящих в земной коре. | |
Определение темы урока | 1.Просмотрите видеофрагмент. Назовите географический процесс, который в нем показан? 2.На Скандинавском полуострове, на побережье Норвегии, далеко от побережья вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки. Почему колышки для лодок находятся не у самой кромки воды? 3. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? | 1.Высказывают предположение о землетрясении. 2.Задумываются о теме урока. - Землетрясение - Отвечают, что тема посвящена землетрясениям -земная поверхность поднялась Записывают число тему урока. |
Определение целей и формулирование задач урока | - Как вы думаете, каковы цели нашего урока и с чем нам предстоит познакомиться сегодня на уроке? | 1.Изучить строение земной коры. 2. Узнать причины землетрясений. 3. Выделить основные сейсморайоны. 4. Выяснить, какой силы могут быть землетрясения. 5. Выяснить, чем опасны землетрясения. |
Создание мотивационной установки | - Для чего необходимо изучать человеку строение и движение земной коры? | Ответы учащихся – чтобы знать почему происходят какие-либо процессы в земной коре |
| Как вы думаете, каким образом залегают горные породы в природе? 1. Вот вам рисунок, объясните, почему так изображены горные породы под почвой? Почему? Как вы считаете какова тема сегодняшнего урока? Цель урока? Т.е. земная кора движется. Это и есть тема сегодняшнего урока. | Горизонтально, наклонно, смятые в складки. Происходит смещение горных пород. т.е. земная кора находится в постоянном движении. Определяют тему урока, ставят цель. Записывают тему урока в свои тетради. |
Организация познавательной деятельности |
Изучение нового материала 20 минут | Предположите, какие направления могут иметь движения земной коры. Заполним схему (приложение) Движения земной коры горизонтальные вертикальные И те, и другие движения очень медленные, всего несколько см. в год, поэтому заметить результаты этих движений можно только через сотни лет. Решите задачу: какую высоту будут иметь Скандинавские горы через 100 лет, если скорость поднятия – 2 см в год при условии равномерного поднятия. В свою очередь горизонтальные движения могут быть направлены как навстречу друг другу, так и в противоположные стороны. Складки (горы) Тектонические разломы При движении навстречу отдельных участков земной коры горные породы сминаются в складки. Что при этом образуется? При движении в противоположные стороны отдельных участков земной коры образуются глубокие трещины – разломы. Тектоника – наука о строении земной коры. Участки Земли, где расположено большое количество разломов. Этот район называется Великие Африканские разломы. А теперь посмотрим на результаты вертикальных движений: возвышенности, плоскогорья, низменности
Как вы думаете, могут ли на одной территории наблюдаться медленные вертикальные и горизонтальные движения? Когда эти движения накладываются, образуется система горстов и грабенов. грабен горст Дайте определение этим структурам. Скажите, на образование горстов и грабенов может влиять возраст горных пород на территории? Какие породы более твердые, молодые или старые? Так значит, при каких условиях возникают горсты и грабены? | - вертикальные и горизонтальные. Последовательно заполняют схему в своих тетрадях.2 см. * 100 лет = 200 см = 2м. горы.
- что такое «тектонические» разломы? Работая с картой, определяют, что на территории Восточной Африки находится большое количество тектонических разломов.
грабен – участок земной коры, опущенный относительно прилегающих участков. горст – поднятый. - да. - старые. - там где территория сложена твердыми горными породами. |
| - Скажите, а есть ли движение, которое совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения? Правильно, это землетрясение, которое возникает из-за резких смещений, разрывов горных пород, на глубине в литосфере, где происходят эти нарушения, называют очагом землетрясения (показ схемы землетрясения) Во все стороны от очага расходятся колебания и там где они достигают поверхности земли, и происходит землетрясение. - Где будут ощущаться наиболее сильные толчки? - А какая точка поверхности земли ближе всего находится к очагу? В этом районе и происходят самые сильные разрушения, а называется он эпицентр (показ схемы землетрясения). «Эпи», в переводе с греческого означает над. | - да, это землетрясение. - Ближе к очагу
- Над очагом
|
4. Землетрясения. Интенсивность землетрясения. Последствия землетрясений.
| 1.Самостоятельная работа в парах с учебником по параграфу 25: Учитель: (класс разбивается на пары, выбирают координатора, выполняют задания в течение 7 мин.) Учащиеся первой пары должны ответить на вопрос: Что такое землетрясение? Почему возникают землетрясения? - Учащиеся второй пары должны ответить на вопрос: Что такое очаг землетрясения? Где возникают очаги землетрясений? - Учащиеся третьей пары должны ответить на вопрос: От чего зависит сила и площадь землетрясения? - Учащиеся четвертой пары должны ответить на вопрос: Где происходят самые сильные землетрясения? Что такое эпицентр землетрясения? - Учащиеся пятой пары должны ответить на вопрос: Как оценивают силу землетрясения? Текст Май 1995 года. Нефтегорск. По свидетельствам очевидцев, непосредственно перед землетрясением все вокруг загудело, и вслед за этим рухнули все 17 пятиэтажных жилых домов. Толчок был такой силы, что спящих людей подбросило сначала вверх, а потом, увлекаемые тяжелыми плитами потолочных перекрытий и балок, они полетели вниз. В считанные секунды стройные ряды пятиэтажек превратились в руины. - Учащиеся шестой пары должны ответить на вопрос: Кто и как изучает землетрясения? 2.Просмотр видеофрагмента «Землетрясения и их последствия» | 1)От каждой группы на заданный вопрос отвечает один ученик. 1группа – Землетрясение – быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками. Землетрясения возникают потому, что в глубоких недрах Земли происходит разрыв и смещение горных пород. - 2 группа – Очаг землетрясения – место в земной коре, где разрываются и смещаются горные породы. Очаги землетрясений возникают чаще всего на глубине до 10 км. Более глубинные очаги – до 700 км. - 3 группа – Сила и площадь землетрясения зависит от глубины очага и силы толчка в нем: чем больше глубина очага и сила толчка в нём, тем больше площадь землетрясения и его сила. - 4 группа – Самые сильные землетрясения происходят в эпицентре. Чем дальше от эпицентра, тем слабее сотрясания поверхности. Эпицентр землетрясения – место на земной поверхности, расположенное непосредственно над очагом. - 5 группа – Силу землетрясения оценивают по шкале: от 1 до 12 баллов. - 6 группа- Сейсмологи. Сейсмология – наука о прохождении сейсмических волн в недрах Земли. Наблюдения за землетрясениями осуществляются автоматически. 2)Ученики записывают по ходу просмотра видеоролика в рабочие листы последствия землетрясений. - трещины, провалы, уступы; - цунами; -разрушения зданий, сооружений, разрыв линий электропередачи, газопровода, водопровода, железнодорожных путей; - пожары; - гибель людей Обсуждают полученные результаты коллективно. |
| "Давайте запомним Землетрясения связаны с разрывами и нарушениями горных пород в литосфере. Зона, в которой зарождается землетрясение, называется очагом землетрясения, а район, расположенный на поверхности Земли точно над очагом, — эпицентром. В эпицентре колебания земной коры особенно сильны. "Наука, занимающаяся изучением землетрясений, называется сейсмология, от слова «сейсмос» — колебания. Ежегодно на Земле происходит почти миллион землетрясений. Большинство из них слабые и почти незаметные. Однако все они четко фиксируются чувствительными приборами, которые называются сейсмографами. Это слово вы можете перевести с греческого самостоятельно. "Сейсмограф работает на основе принципа маятника: на любые, даже на самые слабые колебания земной поверхности чувствительный маятник обязательно отреагирует. Маятник качнется, и это движение приведет в действие перо, оставляющее след на бумажной ленте. Чем сильнее землетрясение, тем больше колебания маятника и заметнее след пера на бумаге . Давайте посмотрим рисунок 49, в учебнике. "Силу землетрясений измеряют в баллах. На стр. 77-78 учебника посмотрим таблицу 1. "А теперь подумайте, а еще как определяют силу землетрясения? "Ребята, прочитайте текст и попробуйте определить силу землетрясения, помощником будет вам таблица 1. "Специалисты могут определить не только силу землетрясения, но и место расположения, глубину залегания очага землетрясения. Землетрясения возможны далеко не везде. Большинство из них происходит в характерных районах планеты. Эти районы имеют форму поясов шириной в сотни и длиной — многие тысячи километров. Называют их сейсмическими поясами. Самые крупные сейсмические пояса — Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский. Он буквально опоясывает со всех сторон Тихий океан. (Показать на настенной карте). Давайте запомним Землетрясения связаны с разрывами и нарушениями горных пород в литосфере. Зона, в которой зарождается землетрясение, называется очагом землетрясения, а район, расположенный на поверхности Земли точно над очагом, — эпицентром. В эпицентре колебания земной коры особенно сильны. "Сейсмология — наука, изучающая землетрясения. Давайте запомним Большинство землетрясений возникает в районах сейсмических поясов, из которых самый крупный — Тихоокеанский.
- Магма средней мантии стремится найти выход на поверхность Земли. Выход она находит там, где земная кора имеет наименьшую толщину. "Точно так же ведёт себя водяной пар в кипящем чайнике. Ему тесно в ограниченном объеме, и он вырывается наружу через носик чайника. "Излившаяся через возникающую трещину магма превращается в лаву, которая в виде потоков растекается во все стороны. Всё это сопровождается взрывами, выбросами облаков раскаленного газа и пепла. - Извержение рано или поздно заканчивается, и лава застывает. Так образуются изверженные магматические горные породы. Через некоторое время происходит новое извержение и на поверхность выбрасывается новая порция вещества из мантии. Так постепенно формируется вулканический конус. Благодаря такой конусообразной форме вулкан всегда можно отличить от простой «мирной» горы. Ребята, посмотрите на карту и ответьте на вопросы. "Где больше всего происходит вулканов на суше или в океане? А почему? «Давайте запомним» Вулканы — конусообразные горы, сложенные из изверженных горных пород. Возникновение вулканов связано с прорывом на поверхность Земли вещества из мантии. Чаще всего это происходит там, где земная кора имеет небольшую толщину |
Читают учащиеся в учебнике Ученики читают по очереди вслух содержание таблицы
По последствиям этого опасного процесса, по разрушениям. Учащиеся пишут в тетради.
Читают учащиеся в учебнике
В океане. Более тонкая земная кора.
Читают учащиеся в учебнике. Учащиеся пишут в тетради. |
Рефлексия 7 минут | | |
Материк, где находится | Абсолютная высота | Действующий или потухший |
Ключевская Сопка | Евразия | действующий |
Везувий | ? | действующий |
Этна | ? | действующий |
Эльбрус | ? | действующий |
Кракатау | ? | действующий |
Фудзияма | ? | действующий |
Гекла | ? | действующий |
Котопахи | ? | действующий |
Орисаба | ? | действующий |
Домашнее задание | Параграф 12 выучить. На к/к отметить вулканы. Творческое задание: 1.Подготовить сообщение о любом известном землетрясении или цунами. 2. Подготовить сообщение о животных предсказателях землетрясений. | Записывают д/з |