Тема: Ледники и многолетняя мерзлота -сформировать у учащихся понятия: ледник, снеговая граница, горные ледники, покровные ледники, айсберги, многолетняя мерзлота -познакомить учащихся со значением ледников, с природными явлениями схода ледников и их таянием. -развивать навыки работы с географической картой и атласом. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Описание географическое положение областей оледенения. Нахождение информации и подготовка сообщений (презентаций) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты. Знать понятия: ледник, снеговая граница, виды ледников, многолетняя мерзлота Уметь характеризовать каждый термин урока; Знать причину образования ледников и причину природных явлений связанных с сходом ледника Уметь показывать на карте ледники | Регулятивные УУД: Умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; Оценивать достижения на уроке Оценивать работу одноклассников Высказывать суждения, подтверждая ее фактами Работать с текстом, презентацией, раздаточным материалом Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | Учащийся должен обладать: ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; |
Ресурсы урока: учебник, физическая карта, маршрутные листы, презентация, видеролик |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Мотивация познавательной деятельности . |
Активизация учащихся Здравствуйте те, кто весел сегодня, Здравствуйте те, кто грустит. Здравствуйте те, кто общается с радостью, Здравствуйте те, кто молчит. Улыбнитесь, пожалуйста, те кто готов работать сегодня с полной отдачей… Здравствуйте все! | Эмоциональный настрой на урок |
I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. Дидактическая задача: создание проблемной ситуации и формулирование учебной проблемы |
Контроль знаний: Выполнение географического диктанта. Проверка и определение ключевых слов в диктанте (Ледники, мерзлота) Выяснение причин затруднений. Какой будет тема урока? Сл.1 | Выполняют диктант. Самопроверка оценивание, правильно выполнившие диктант |
Изучение нового материала. Постановка учебных целей и задач. |
Какой будет тема урока? Определите, что вы уже знаете по этой теме, отметьте в маршрутных листах в таблице в графе «знаю до урока». А теперь, определим, что мы должны сегодня выяснить. (Изучить особенности ледников и мерзлоты).Сл. 2 С чего начнём решение проблемы? Какие будем решать задачи: Узнать, что такое ледник и его виды. Что такое мерзлота. Выяснить причины образования ледников. Определить где распространены ледники и многолетняя мерзлота. 1.Как и где образуются ледники. Беседа с учениками, демонстрируя на слайдах изображения ледников, и предлагает учащимся вспомнить: - Что такое лед? - Какие условия необходимы для образования ледника? - Как обозначены на картах ледники? | Расшифровывают тему урока «Ледники и мерзлота» Высказывают свои предложения. С помощью учителя проговаривают следующий этап урока, ставят цель. Беседа с учителем. Составляют план действий с помощью учителя Отвечают на вопросы, показ не карте ледниковых территорий. |
Ваша задача выяснить следующие вопросы: Что такое ледник? Причины образования ледников? Виды ледников? Айсберг? Мерзлота? Проверка выполнения работы с терминами сл.4. | Работа с книгой п.25 Работа с учебником и маршрутными листами. Записывают определения терминов, оценивание. |
Физминутка. |
Реализация построенного проекта. Первичное закрепление знаний. |
Показ видеоролика «Ледники и многолетняя мерзлота» - А могут ли, ледники и многолетняя мерзлота образоваться в нашей местности? Какое значение имеют ледники в жизни и хозяйственной деятельности человека. | Отвечают на вопросы, анализируют видеоматериал |
Первичный контроль |
Выполнение теста с самопроверкой и выставление оценки | Выполнение теста. Самопроверка. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Организует рефлексию. Отметьте в своих маршрутных картах таблице в графе «знаю после урока». Добились ли мы поставленной цели? Самооценку учебной деятельности | По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. После полученных ответов ученики делают вывод. Ледник – это скопление льда на суше, они возникают в полярных областях и в горах, там, где весь год температура воздуха низкая. Зимой здесь выпадает больше снега, чем тает летом. Современные ледники покрывают более 11% площади суши и в них законсервировано около 75% пресных вод. Оледенение есть на всех материках, кроме Австралии. Но крупнейшие ледники сосредоточены в Антарктиде и на острове Гренландия. Они оказывают охлаждающее Проводят самооценку за урок. |
Подготовиться п 25 | Записывают д/з п. 25 и задание № 5 стр. 103 |
1 | Архипелаги | М | Огромный участок суши |
2 | Соленость | Л | Группа островов, лежащих недалеко друг от друга в Мировом океане |
3 | Полуострова | И | Часть океана, моря, другого водоема, вдающаяся в сушу |
4 | Море | И | Замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении |
5 | Залив | Н | Часть океана, отдаленная от него сушей или подводными возвышениями и отличающаяся особенностями вод, течениями, обитателями |
6 | Река | Е | Количество минеральных веществ в граммах, растворенных в 1 л (1 кг) воды, измеряющаяся в промилле |
7 | Озеро | Д | Участки материков и островов(суши), глубоко вдающиеся в океан |
8 | Материки | А | Место, где река впадает в другую реку или озеро или море |
9 | Болото | Е | Участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью |
10 | Подземные воды | Л | Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытые сверху водоупорными породами |
11 | Водопроницаемые породы | Т | Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов |
12 | Грунтовые воды | К | Водный поток, текущий в выбранном им углублении - русле |
13 | Межпластовые воды | З | Горные породы, пропускающие воду |
14 | Минеральные воды | Р | Воды, находящиеся в земной коре. |
15 | Устье | О | Водоносный слой находящийся между двумя водоупорными слоями |
1. 7 13
2. 8 14
3. 9 15
4. 10
5. 11
6. 12
ЛЕДНИК – ___________________________________________________________________________________________________________________.
Айсберг (айс – лед, берг –гора) __________________________________________________________Гляциология – наука, занимающаяся _____________________________________________
Многолетняя мерзлота – ____________________________________________________________________________________________________________________
Причины образования ледников? ____________________________________________________________________________________________________________________
а) в течение зимы; б) за много лет.
а) горный; б) покровный.
а) горный; б) покровный.
а) горный; б) покровный.
а) горный; б) покровный.
Ученики отвечают на вопросы. Показывают на карте территории, покрытые ледниками.
После полученных ответов ученики делают вывод.
Ученики. Ледник – это скопление льда на суше, они возникают в полярных областях и в горах, там, где весь год температура воздуха низкая. Зимой здесь выпадает больше снега, чем тает летом. Современные ледники покрывают более 11% площади суши и в них законсервировано около 75% пресных вод. Оледенение есть на всех материках, кроме Австралии. Но крупнейшие ледники сосредоточены в Антарктиде и на острове Гренландия. Они оказывают охлаждающее влияние на климат. Если все современные ледники в результате потепления климата растают, то уровень воды в Мировом океане станет на 75 м выше и будет затоплена значительная часть обитаемой суши.