СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения. Журавль и цапля

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения по программе "Начальная школа 21 века". Тема урока: "Журавль и цапля"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения. Журавль и цапля»

Технологическая карта урока литературного чтения


Программа, автор (ы)

УМК «Начальная школа ХХ1 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой

Литературное чтение. 2 класс. В 2 частях. Часть 1 М.: Вентана-Граф (учебник 2013)

Класс

2 кл. (2-ое полугодие)

Раздел (содержательная линия)

О братьях наших меньших

Тема урока

Русская народная сказка. Журавль и цапля

Цель урока

Формировать и развивать ЦО (ценностное отношение) совместной учебной деятельности по определению и применению русской народной сказки“Журавль и цапля”, её содержания; совершенствования навыков чтения, развития устной речи, образного мышления, умения анализировать, обобщать; развивать нравственные ценности



Тип урока

Комбинированный

Опорные понятия

Сказка, начало, завязка, ход событий, развязка

Новые понятия

Присказка, «Несолоно хлебавши», свататься

Технологии

Системно-деятельностный метод обучения, развивающая технология, здоровьесберегающая, личностно-ориентированый метод обучения, исследовательский, поисковый


Планируемый результат


Личностные умения


Метапредметные умения

(познавательные у.у.д.,

регулятивные у.у.д.,

коммуникативные у.у.д.)

Предметные умения

















Л1: Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий.

Л2: Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Л3: Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Л4: Развитая сфера этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости

М1: Способность принимать и

сохранять цели и задачи учебной

деятельности, находить

средства и способы ее осуществления.

М2: Умения планировать,

контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии

с поставленной задачей и

условиями ее выполнения.

М3: Умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и четко излагать свою точку зрения и аргументировать ее, умения взаимодействовать в парах

П1: навык чтения: чтение целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение

П2: определение темы и жанра произведения

П3:характеристика героев произведения

П4:коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт






Организация образовательного процесса


Межпредметные связи

Ресурсы

(информационный, демонстрационный)

Форы работы

Русский язык (использование фразеологизма: «Несолоно хлебавши)

1. «Литературное чтение» 2 класс.

Л.А. Ефросинина

Учебник 2 кл. ч.2, М.: Вентана-Граф. – 2013.

2. Классная доска.

3. Компьютер.

4. Проекционный экран.

5. Проектор

-фронтальная работа с классом;

-индивидуальная работа учащихся;

-работа в парах;

-работа в группах













Технология изучения темы урока


Этап урока


Результаты этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

1.

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Формальная готовность к уроку.

Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка

Формирование и развитие ЦО (ценностного отношения) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке

Действия педагога


Действия обучающихся


-Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока

-Настраиваются на работу

2.

Актуализация знаний, мотивация

Осознание необходимости получения новых знаний

Воспроизведение знаний и способов действий, необходимых для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания

- Итак, друзья начнём урок! Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас! Давайте начнём работать.

Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом? (Прочитать выразительно стихотворение Дудина «Тары-бары…» и выполнить задания в р.т.)

1) Проверка заданий №1,2 в Р.т. с.13

- Поставьте «+», кто выполнил задание так же.

2) Чтение стихотворения по частям цепочкой.

- А сейчас в тетради с печатной основой на с.17. найдите задание № 3. Прочитайте шёпотом 2-ую загадку, запишите отгадку. Кто это? (Это цапля)

- Давайте прочитаем эту загадку хором «на одном дыхании».







-Прочитать выразительно стихотворение Дудина «Тары-бары…» и выполнить задания в р.т.












-Цапля

3.

Постановка учебной задачи


Сформулированная и зафиксированная учебная задача

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему

- Вернёмся к заданию 3 в Р.т. на с.13 и прочитаем 1-ю загадку.

А это кто ? (Это журавль)

- Какие слова помогли отгадать загадку? Прочитайте.

- Что вы знаете об этих птицах?

- Как вы думаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся?

- Мы познакомимся с русской народной сказкой «Журавль и цапля».





-Журавль



-Птицы, живут на болоте, питаются лягушками, имеют длинные ноги и клюв

-Это произведение о журавле и о цапле


4.

Решение учебной задачи

Новое знание, понятие, правило, способ деятельности, способ использования алгоритма

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности

- Откройте учебник на с.23. Приготовьтесь слушать и читать сказку по частям.

1) Чтение присказки (читает учитель).

2) Чтение 2-ой части сказки (читают дети).

3) Словарная работа.

- Посмотрите на доску. Прочитайте словосочетания и объясните их значение:

- ноги долги

- худо летать

-долговязый

- несолоно хлебавши

-свататься

4) Чтение сказки до конца.












- ноги долги ( длинные ноги)

- худо летать ( плохо летать)

-долговязый (высокий) - несолоно хлебавши (остаться ни с чем)

-свататься (звать замуж)


5.

Первичное закрепление (применение алгоритма на практике)

Умение действовать по алгоритму, правилу

Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму

1) - Улыбнитесь, если сказка понравилась и откиньтесь на спинку стула, сядьте свободно, закройте глаза ладошками.

Откройте правый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

Откройте левый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

Откройте правый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

Откройте левый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

Откройте глаза. Поморгайте.


2) - Чем необычно начало сказки? (Начинается с присказки)

- Что такое присказка? Найдите ответ на с.18.

- Зачем нужна присказка?

- Прочитайте присказку. Помните, присказка читается по-особому – скороговоркой. (Быстро, чётко, правильно)

- Какие слова повторяются?






3) – Как начинается сказка?

Прочитайте.


- Почему журавль решил жениться? Прочитайте.

- Сколько раз сватался журавль к цапле?

- Исполнилось ли его желание? Почему?

- Есть развязка у сказки?

- Как закончилась сказка? Прочитайте.





















-Присказка – это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы

-Привлекает наше внимание





-Вот она летела, летела и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела – летела, летела и опять села, хвостиком повертела и опять полетела – летела, летела…

-Жили-были на болоте журавль да цапля


-Журавлю стало скучно жить одному


- Два раза


-Нет, они не могут договориться, и все время отказывают друг другу

- Нет

-Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе


Умение применять алгоритмы

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий

- А сейчас работа в парах, вы должны сделать модель обложки. Покажите свои модели.

Сравните свою модель с моделью на доске. Поднимите руки, у кого такая же модель обложки.

Сделайте выводы:

-название произведения…

-жанр….

-тема…



-Работа в парах







- Название: «Журавль и цапля»

-Жанр: это сказка (используем заместитель – это круг)

- Тема: о животных (замещаем тему коричневым цветом, потому что это сказка о животных)

7.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний

Использование нового знания, правила в деятельности, в выполнении заданий

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий

Подумайте, какими изображены в сказке журавль и цапля, используйте при описании этих героев слова-признаки:



- Вывод: журавль и цапля очень похожи. Оба нерешительны, не могут договориться, глупо и смешно выглядят со стороны.


- Сейчас вы выполните задания, работая группами:


Карточка №1. Задание 1-ой группе.

Вспомните, что вы знаете о сказках.

Какие слова потерялись в этом кластере. Напишите их.


сказки

народные _____?____

_____?____ бытовые ____?_____



Карточка №2. Задание 2-ой группе.

Составьте синквейн на тему «Журавль».




Журавль.

(какой?) ______________, _______________.

(что делает?) ______________, ______________, _______________.

__________ ________ ___________ _____________.

____________.



Карточка №3. Задание 3-ей группе.

Представьте, что вы работаете над созданием книги «Журавль и цапля». Расположите иллюстрации в порядке следования событий.

Иллюстрации к сказке


-Проверка работы групп






-упрямый(ая), смешной(ая), несговорчивый(ая),капризный(ая), придирчивый(ая), нерешительный(ая).








-Карточка №1 (сказки бывают авторские и народные; сказки волшебные, бытовые, о животных)











-Карточка № 2


















-Карточка № 3 (иллюстрации)







-1-ая группа

-2-ая группа

-3-я группа

8.

Оценка


Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий

- Возьмите яркие цветные карточки.

- Оцените свою работу и отношение к уроку. Выберите подходящее вашему состоянию утверждение и поставьте «галочку».


  • Отличное настроение, всё получалось, всё понравилось, хотелось многое узнать.

  • Хорошее настроение, было интересно, но были трудности.

  • Было скучно, неинтересно, было много затруднений.



-Карточки для рефлексии

9.

Итог занятий. Рефлексия деятельности

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения

– С каким произведением познакомились?

- О ком эта сказка?

- Могла ли эта история приключиться с людьми?

-Почему?




- Чему учит эта сказка?



- Мы познакомились с русской народной сказкой «Журавль и цапля»

- Эта сказка о журавле и цапле

-Да, могла


-Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблему, не думают о том, что говорят друг другу

-Сказка дает возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки

10.

Домашнее задание

Умение применять знания в самостоятельной деятельности

Формирование и развитие ЦО к умению самостоятельно выполнять домашнее задание, находить нужную информацию

По выбору:

-Подробно пересказать сказку «Журавль и цапля»,выполнить задания 1,2 в рабочей тетради.

-Сделать книжку-малышку к этой сказке




Д.з.

с.23-25, пересказ; Р.т. с.17, №1,2