Этап урока | Результаты этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Формальная готовность к уроку. Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка | Формирование и развитие ЦО (ценностного отношения) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке | Действия педагога | Действия обучающихся |
-Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока | -Настраиваются на работу |
2. Актуализация знаний, мотивация | Осознание необходимости получения новых знаний | Воспроизведение знаний и способов действий, необходимых для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания | - Итак, друзья начнём урок! Затей у нас большой запас! А для кого они? Для вас! Давайте начнём работать. Проверка домашнего задания. - Что было задано на дом? (Прочитать выразительно стихотворение Дудина «Тары-бары…» и выполнить задания в р.т.) 1) Проверка заданий №1,2 в Р.т. с.13 - Поставьте «+», кто выполнил задание так же. 2) Чтение стихотворения по частям цепочкой. - А сейчас в тетради с печатной основой на с.17. найдите задание № 3. Прочитайте шёпотом 2-ую загадку, запишите отгадку. Кто это? (Это цапля) - Давайте прочитаем эту загадку хором «на одном дыхании». | -Прочитать выразительно стихотворение Дудина «Тары-бары…» и выполнить задания в р.т. -Цапля |
3. Постановка учебной задачи | Сформулированная и зафиксированная учебная задача | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему | - Вернёмся к заданию 3 в Р.т. на с.13 и прочитаем 1-ю загадку. А это кто ? (Это журавль) - Какие слова помогли отгадать загадку? Прочитайте. - Что вы знаете об этих птицах? - Как вы думаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? - Мы познакомимся с русской народной сказкой «Журавль и цапля». | -Журавль -Птицы, живут на болоте, питаются лягушками, имеют длинные ноги и клюв -Это произведение о журавле и о цапле |
4. Решение учебной задачи | Новое знание, понятие, правило, способ деятельности, способ использования алгоритма | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности | - Откройте учебник на с.23. Приготовьтесь слушать и читать сказку по частям. 1) Чтение присказки (читает учитель). 2) Чтение 2-ой части сказки (читают дети). 3) Словарная работа. - Посмотрите на доску. Прочитайте словосочетания и объясните их значение: - ноги долги - худо летать -долговязый - несолоно хлебавши -свататься 4) Чтение сказки до конца. | - ноги долги ( длинные ноги) - худо летать ( плохо летать) -долговязый (высокий) - несолоно хлебавши (остаться ни с чем) -свататься (звать замуж) |
5. Первичное закрепление (применение алгоритма на практике) | Умение действовать по алгоритму, правилу | Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму | 1) - Улыбнитесь, если сказка понравилась и откиньтесь на спинку стула, сядьте свободно, закройте глаза ладошками. Откройте правый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его. Откройте левый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его. Откройте правый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его. Откройте левый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его. Откройте глаза. Поморгайте. 2) - Чем необычно начало сказки? (Начинается с присказки) - Что такое присказка? Найдите ответ на с.18. - Зачем нужна присказка? - Прочитайте присказку. Помните, присказка читается по-особому – скороговоркой. (Быстро, чётко, правильно) - Какие слова повторяются? 3) – Как начинается сказка? Прочитайте. - Почему журавль решил жениться? Прочитайте. - Сколько раз сватался журавль к цапле? - Исполнилось ли его желание? Почему? - Есть развязка у сказки? - Как закончилась сказка? Прочитайте. | -Присказка – это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы -Привлекает наше внимание -Вот она летела, летела и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела – летела, летела и опять села, хвостиком повертела и опять полетела – летела, летела… -Жили-были на болоте журавль да цапля -Журавлю стало скучно жить одному - Два раза -Нет, они не могут договориться, и все время отказывают друг другу - Нет -Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе | Умение применять алгоритмы | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий | - А сейчас работа в парах, вы должны сделать модель обложки. Покажите свои модели. Сравните свою модель с моделью на доске. Поднимите руки, у кого такая же модель обложки. Сделайте выводы: -название произведения… -жанр…. -тема… | -Работа в парах - Название: «Журавль и цапля» -Жанр: это сказка (используем заместитель – это круг) - Тема: о животных (замещаем тему коричневым цветом, потому что это сказка о животных) |
7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний | Использование нового знания, правила в деятельности, в выполнении заданий | Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий | Подумайте, какими изображены в сказке журавль и цапля, используйте при описании этих героев слова-признаки: - Вывод: журавль и цапля очень похожи. Оба нерешительны, не могут договориться, глупо и смешно выглядят со стороны. - Сейчас вы выполните задания, работая группами: Карточка №1. Задание 1-ой группе. Вспомните, что вы знаете о сказках. Какие слова потерялись в этом кластере. Напишите их. сказки народные _____?____ _____?____ бытовые ____?_____ Карточка №2. Задание 2-ой группе. Составьте синквейн на тему «Журавль». Журавль. (какой?) ______________, _______________. (что делает?) ______________, ______________, _______________. __________ ________ ___________ _____________. ____________. Карточка №3. Задание 3-ей группе. Представьте, что вы работаете над созданием книги «Журавль и цапля». Расположите иллюстрации в порядке следования событий. Иллюстрации к сказке -Проверка работы групп | -упрямый(ая), смешной(ая), несговорчивый(ая),капризный(ая), придирчивый(ая), нерешительный(ая). -Карточка №1 (сказки бывают авторские и народные; сказки волшебные, бытовые, о животных) -Карточка № 2 -Карточка № 3 (иллюстрации) -1-ая группа -2-ая группа -3-я группа |
8. Оценка | Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности | Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий | - Возьмите яркие цветные карточки. - Оцените свою работу и отношение к уроку. Выберите подходящее вашему состоянию утверждение и поставьте «галочку». Отличное настроение, всё получалось, всё понравилось, хотелось многое узнать. Хорошее настроение, было интересно, но были трудности. Было скучно, неинтересно, было много затруднений. | -Карточки для рефлексии |
9. Итог занятий. Рефлексия деятельности | Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения | – С каким произведением познакомились? - О ком эта сказка? - Могла ли эта история приключиться с людьми? -Почему? - Чему учит эта сказка? | - Мы познакомились с русской народной сказкой «Журавль и цапля» - Эта сказка о журавле и цапле -Да, могла -Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблему, не думают о том, что говорят друг другу -Сказка дает возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки |
10. Домашнее задание | Умение применять знания в самостоятельной деятельности | Формирование и развитие ЦО к умению самостоятельно выполнять домашнее задание, находить нужную информацию | По выбору: -Подробно пересказать сказку «Журавль и цапля»,выполнить задания 1,2 в рабочей тетради. -Сделать книжку-малышку к этой сказке | Д.з. с.23-25, пересказ; Р.т. с.17, №1,2 |