СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 8 классе. Тема урока: Н. А. Н е к р а с о в. (3 ч)

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Н.  А.  Н  е  к  р  а  с  о  в.  «Плач  детей»,  «Внимая  ужасам войны...». Слово о поэте.
  2.  Н.  А.  Н  е  к  р  а  с  о  в.  «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Анализ 1 части. Теория литературы. Жанровое разнообразие: поэма-путешествие.

3. Анализ 2 части поэмы

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 8 классе. Тема урока: Н. А. Н е к р а с о в. (3 ч)»

Раздел

Н. А. Н е к р а с о в. (3 ч)

Тема

  1. Н. А. Н е к р а с о в. «Плач детей», «Внимая ужасам войны...». Слово о поэте.

  2. Н. А. Н е к р а с о в. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Анализ 1 части. Теория литературы. Жанровое разнообразие: поэма-путешествие.

  3. Анализ 2 части поэмы

Цели и задачи

Расширить читательский кругозор учащихся; совершенствовать умения анализировать текст; воспитывать высокие нравственные качества обучающихся на основе анализа текста.

Термины и понятия

Нравственность,

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности. Развивать свои творческие способности, работать над культурой речи

Межпредметные умения

Уметь работать с тестовым материалом. Выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы. Уметь формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

Знать содержание и проблематику произведения, уметь анализировать текст, пересказывать текст. Читать выразительно

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Русская культура, история


Ресурсы (оборудование)

Информационные: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания на печатной основе, тесты

Демонстрационные: иллюстрации

Интегративные: презентация PowerPoint, аудио-, видеозапись

Формы и методы работы

Фронтальная. Индивидуальная. Анализ и синтез, «Микрофон»


Урок 1. Н. А. Н е к р а с о в. «Плач детей», «Внимая ужасам войны...». Слово о поэте.

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное задание

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу


2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему


3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Выявить пробелы в знаниях уч-ся

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы


С какими произведениями поэта вы уже знакомы? О чем писал Некрасов?

4 этап: Первичное усвоение материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала

Н. А. Некрасов внес огромный вклад в развитие рус¬ской литературы не только как поэт, автор прекрас¬ных стихов и поэм, но и как редактор журнала «Совре¬менник» (1847—1866). Во втором номере этого журнала за 1856г. был напечатан рассказ Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 года». Это — один из «Севасто¬польских рассказов» (всего их три) начинающего тогда писателя, и написал их Толстой не случайно.

В то время шла Крымская война (1853—1856), и он, будучи офицером, принимал в ней непосредственное участие. В основу «Севастопольских рассказов» положе¬ны подлинные факты и события, которые Толстой на¬блюдал, находясь на одном из самых опасных мест Севастопольской обороны — на четвертом бастионе.

В рассказе «Севастополь в августе 1855 года» особое внимание читателя привлекают образы двух братьев Козельцовых: старшего — Михаила, офицера, энергичного, талантливого, общительного, любимого солдатами, и младшего — Володи, прапорщика, только что окончившего военное училище при Императорском дворце и по собственному желанию приехавшего в Севастополь. «Стыдно жить в Петербурге, когда тут умирают за Отечество», — убежден он. «...Молодой мальчик, лет семнадцати, с веселыми черными глазками и румянцем во всю щёку», — пишет о нем Толстой. Скромность, боязнь показаться смешным, добрейшее отношение к окружающим, в том числе и к подчиненным, «серебристый звучный голос», радужные мечты, отвага... Нельзя не полюбить этого «приятно хорошенького мальчика».

...Во время одного из штурмов Севастополя вражескими войсками старший Козельцов был смертельно ранен, а младший — убит. Убит в первом и последнем для него бою... «Что-то в шинели ничком лежало на том месте, где стоял Володя». Жизнь кончилась, еще не начавшись как следует.

А теперь представим себе состояние матери, получившей извещение о гибели сразу двух своих сыновей...

В отзыве о рассказе «Севастополь в августе 1855 года» Некрасов писал: «И сколько слез будет пролито и уже льется теперь над бедным Володею! Бедные, бед¬ные старушки, затерянные в неведомых уголках обшир¬ной Руси, несчастные матери героев, погибших в славной обороне!..»

Под впечатлением событий Крымской войны и рас¬сказа Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 года» Н. А. Некрасов в 1856 г. написал одно из бессмертных своих стихотворений — «Внимая ужасам войны...».

Чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Внимая ужасам войны...»

***

(I) Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя...

(II) Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна —

Она до гроба помнить будет!

(I I I ) Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости в прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы —

То слезы бедных матерей!

(IV) Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей...

5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Показать мастерство Некрасова - поэта; развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Внимая ужасам войны...»

– Какое заглавие у стихотворения? (Заглавия стихотворения нет; его отсутствие обозначено знаком ***. Ученые в таком случае гово¬рят: нулевое заглавие. Если заглавия нет, стихотворение называется по первой строке, причем по всей первой строке, а не по части ее. Произносить эту строку нужно с понижением голоса, с интонацией законченности, в отличие от интонации незавершенности при выразительном чтении первой строфы.

Когда у стихотворения нет заглавия, то автор как бы предлагает читателю самому восполнить отсутствующее заглавие. А сделать это непросто: в стихотворении несколько смыслов, они открываются не сразу, а постепенно. Для этого надо перечитывать каждую строфу и каждую строку неоднократно, ставить перед собой вопросы и искать на них ответы, использовать энциклопедические и лингвистические словари. Это очень полезное и увлекательное занятие!)

– Проследим микросвязи, т. е. связи между словами, оборотами.

Читаем сначала всю строку или все предложение, потом выбираем и комментируем из них отдельные слова и обороты, используя словари или заранее приготовленные выписки из них.

Внимая ужасам войны...

Внимая — деепричастие от глагола внимать — слушать с особым вниманием. Некрасов, как поэт-гражданин, как редактор журнала, игравшего огромную роль в формировании общественного мнения, все сообщения с фронтов войны, естественно, воспринимал с особым вниманием.

...Ужасам войны — любая война противоестест¬венна, противочеловечна и вызывает у людей чувство страха, сильного испуга.

Но Крымская война для России была особенно тяжелой.

– Вспомним одну из героических и трагических страниц ее — оборону Севастополя.

349 дней русские войска мужественно защищали этот город от значительно превосходящих вооруженных сил не одного государства, а четырех: Франции, Великобритании, Турции, Сардинии. Когда были исчерпаны все возможности обороны, южная часть города была оставлена.

В сообщениях с фронтов описывались именно ужасы войны — страшные, трагические явления, положения, случаи.

При каждой новой жертве боя...

Каждый — всякий, любой; один из ряда подобных, взятый подряд, без выбора, без пропусков;

новая жертва боя — только что или недавно погибший в бою; до него жертвы боя уже были.

Мне — форма дательного падежа от личного местоимения я, употребляется для обозначения самого говорящего.

– Кто здесь говорящий? Поэт или лирический герой (т. е. герой, от имени которого дается высказывание)?

(Наверное, и тот и другой: говорящий — лирический герой, но он выражает мысль автора).

Жаль — о чувстве жалости, сострадания; слово категории состояния, в данном случае в роли сказуемого безличного предложения. Дополнение мне и сказуемое жаль для усиления их смысла повто¬ряются в двух рядом расположенных частях сложного предложения, следовательно, они анафорические. Частица не при однородных членах (не друга, не жены, не самого героя) указывает на противопоставление им кого-то другого.

– Что означает многоточие в конце четвертой строки? (Можно «расшифровать» как вопрос: почему не жаль? Ответ частично содержится в следующих двух строках стихотворения.)

Увы! — междометие; выражает горькое сожа¬ление или сетование по поводу чего-либо; здесь — «как это ни печально, ни прискорбно», утешится жена — перестанет огорчаться, горевать, плакать (возможно, выйдет замуж за другого); и друга луч¬ший друг забудет.

– А самого героя почему не жаль? (Он — «жертва боя», погибший и ничьего сострадания, сожаления воспринять уже не может).

Но где-то есть душа одна... Многозначное слово душа здесь употреблено одновременно в двух значениях: человек и его внутренний мир; ...до гроба помнить — несколько измененный по форме фразеологизм — по гроб жизни — навсегда.

Предложение восклицательное: глубокая уверенность говорящего в том, что он говорит, эмоционально окрашена.

III строфа — сложное бессоюзное предложение. В первой части его ключевые слова — святые, т. е. глубоко чтимые, исключительные по своему благородству, искренние слезы; во второй части предложения объясняется, о чьих слезах идет речь: То слезы бедных матерей. Прилагательное бедных здесь в значении несчастных (на фронте погибали дети не только бедняков, но и дворян); бедный и несчастный — синонимы. Святость, искренность материнских слез особенно глубоко осознаются при сопоставлении их с «прозой жизни», с обыденностью повседневных «лицемерных дел» (искренний и лицемерный — антонимы). Известно: искренние слезы напоказ не выставляются; их не каждый и не всегда увидит; их надо подсмотреть, т.е., наблюдая, заметить, подметить. Материнские «святые, искренние слезы» — одни в мире, ничьих еще таких же благородных слез нет.

Основа последней строфы — сравнение двух ситуаций.

1) Матерям никогда «не забыть своих детей, погибших на кровавой ниве»; нива — в прямом значении засеянное поле, хлеба; в переносном (с определением) и в высоком стиле — поприще; на кровавой ниве — на полях сражений.

2) Как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей.

Плакучая ива (разновидностей этого дерева много) — ива с длинными свисающими ветвями.

Поникнувшие (ветви) — причастие от глагола поникнуть — 1) склониться, пригнуться (о растениях); 2) впасть в подавленное настроение, склонить голову. В данном контексте эти значения глагола неразделимы: мать в глубокой печали низко склоняет голову, как ива низко опускает свои длинные ветви.


Вывод из наблюдений

– Какова тема стихотворения «Внимая ужасам войны...»? (Неизбывность горя, святость, искренность слез матерей, у которых война отняла самое дорогое — детей).

– Для чего поэт написал стихотворение? (Для того, чтобы выразить свое (и наше!) сочувствие, сострадание матерям погибших героев и протест против любой войны).

– Это — основная мысль, идея стихотворения.

В творчестве Некрасова это стихотворение — одно из программных. Все самое доброе, самое светлое в детстве и юности будущего поэта было связано с образом его матери Елены Андреевны, ласковой и чуткой, умной и образованной. Она горячо любила детей, ради их счастья, их будущего терпеливо сносила и в меру своих слабых сил смягчала царивший в доме произвол. В стихотворении «Рыцарь на час» к ней обращены проникновенные строки поэта:

Повидайся со мною, родимая!

Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других.

С детства страдания любимой матери были в сердце Некрасова «никогда не заживавшей раной», и эта рана «была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». (Ф. Достоевский)

Неудивительно, что один из главных образов творчества Некрасова — образ многострадальной матери. Вспомним: «В полном разгаре страда деревенская», «Орина — мать солдатская», «Мороз, Красный нос»... В хронологическом порядке этим шедеврам поэта мести и печали предшествует «Внимая ужасам войны...». Оно, как уже говорилось, написано под впечатлением событий Крымской войны и «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого. В настоящее время его вызывают в нашей памяти печальные вести из «горячих точек», таких, как, например, Чечня...Украина.


Н. А. Некрасов-поэт уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи. В свет вышли такие его произведения, как «Стихотворения, посвященные русским детям» (1867, 1870), «Школьник» (1856), «Плач детей» (1860) и многие другие. Тема детства постоянно перекликается в стихотворениях Некрасова с темой России и русского народа.

Николай Некрасов

«Плач детей»



Равнодушно слушая проклятья

В битве с жизнью гибнущих людей,

Из-за них вы слышите ли, братья,

Тихий плач и жалобы детей?


"В золотую пору малолетства

Всё живое - счастливо живет,

Не трудясь, с ликующего детства

Дань забав и радости берет.

Только нам гулять не довелося

По полям, по нивам золотым:

Целый день на фабриках колеса

Мы вертим - вертим - вертим!


Колесо чугунное вертится,

И гудит, и ветром обдает,

Голова пылает и кружится,

Сердце бьется, всё кругом идет:

Красный нос безжалостной старухи,

Что за нами смотрит сквозь очки,

По стенам гуляющие мухи,

Стены, окна, двери, потолки, -

Всё и все! Впадая в исступленье,

Начинаем громко мы кричать:

"Погоди, ужасное круженье!

Дай нам память слабую собрать!"

Бесполезно плакать и молиться -

Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри - проклятое вертится,

Хоть умри - гудит - гудит - гудит!

Где уж нам, измученным в неволе,

Ликовать, резвиться и скакать!

Если б нас теперь пустили в поле,

Мы в траву попадали бы - спать.

Нам домой скорей бы воротиться, -

Но зачем идем мы и туда?..

Сладко нам и дома не забыться:

Встретит нас забота и нужда!

Там, припав усталой головою

К груди бледной матери своей,

Зарыдав над ней и над собою,

Разорвем на части сердце ей..."



- Какова тема этого стихотворения? (каторжный труд детей на капиталистической фабрике. Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья)

Найдите в тексте слова, передающие тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни поэт (передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов: Целый день на фабриках колеса/ Мы вертим – вертим – вертим! Бесполезно плакать и молиться,/ Колесо не слышит, не щадит: Хоть умри – проклятое вертится,/ Хоть умри – гудит – гудит – гудит!)

- Есть ли ответ на жалобы детей? ( Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа)

. Стихотворение "Плач детей" – это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство. Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным.

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Выявить знание содержания повести

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы

Что объединяет эти стихи?

Как автор выражает свое отношение к поднятым проблемам?

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Выучить наизусть «Внимая ужасам войны»

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.

Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

Индивидуальная

«Рисунок по шаблону»

1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов



2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу….


Урок 2. Н. А. Н е к р а с о в. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Анализ 1 части. Теория литературы. Жанровое разнообразие: поэма-путешествие.

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное задание

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу


2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему

Пленительные образы! Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Н. Некрасов

3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Выявить сформированность навыка в\ч

Проверка навыков в\ч

4 этап: Первичное усвоение материала

Познакомить с поэмой «Русские женщины»; создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности

На уроках истории вы ещё не знакомились с событиями 1825 года, поэтому нам придётся совершить экскурс в историю

В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая. Об отречении Константина не было объявлено. Войска и население были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола. На 14 декабря 1825 года назначили переприсягу.

Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», ликвидировать существующее правление, отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение солдатской службы.

Утром 14 декабря мятежные офицеры привели свои полки на площадь перед Сенатом, на план, разработанный ранее, осуществить не удалось: Сенат и Государственный совет до прихода полков уже приняли присягу.

Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших.

Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции. Солдат приказали прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пять декабристов – поэт К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, С.И. Муравьёв-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский – были повешены в Петропавловской крепости. Вслед за мужьями в Сибирь последовали их жёны, хотя царь долго не давал разрешения на это.

В те времена путь в Восточную Сибирь был очень труден. Хороших дорог не было, железные дороги ещё не существовали. Ехать лучше было зимой по санному пути, пока реки были замёрзшими. Но путников подстерегали сильные морозы, метели и снегопады. Жёнам декабристов надо было преодолеть в зимний мороз около семи тысяч километров. Но их это не пугало.

Среди отважных женщин, решившихся разделить судьбу опальных своих мужей, первой была Екатерина Ивановна Трубецкая. Её примеру последовала Мария Николаевна Волконская, а затем ещё десять жён декабристов.

Подвиг жён декабристов произвёл впечатление на всё русское общество. Впечатление от их подвига тем более усиливалось, что все эти женщины становились такими же бесправными, как и их мужья, дети, рождённые в ссылке, по своему юридическому положению приравнивались к крестьянам.

“Пленительные образы” жён русских декабристов, сосланных в далекую Сибирь, запечатлены И.А. Некрасовым в трогательной и мужественной поэме “Русские женщины”. Душевная щедрость, стойкость и мужество перед лицом страданий и лишений, чувство долга и верность русских княгинь давали Некрасову богатый поэтический материал для развития темы национального русского женского характера.

Первой в Сибирь отправилась княгиня Трубецкая. 24 июля 1826 г. покинула родной дом Екатерина Ивановна Трубецкая. Её путь лежал на восток, в Сибирь, по следам мужа. Ей и посвящена первая часть поэмы. Преданным жёнам декабристов Н.А.Некрасов посвятил поэму «Русские женщины». Приехав в Карабиху в 20-х числах мая 1871 года, поэт рассчитывал в середине лета ехать за границу, но работа над поэмой так захватила его, что он отказался от поездки за границу. Основная работа над текстом первой части поэмы «Княгиня Трубецкая» было закончена 23 июля 1871 года.

Узнав, что у Михаила Сергеевича Волконского, сына декабриста, хранятся записки матери, поэт выпросил разрешение прочесть их. Поскольку Волконская писала по-французски, а Некрасов французский знал плохо, записки читал и переводил М.С. Волконский. «Дело было в Петербурге. Читали три вечера,- вспоминает он,- …при этом Николай Алексеевич по нескольку раз в вечер вскакивал со словами «Довольно, не могу», бежал к камину, садился и, схватясь руками за голову плакал, как ребёнок».

Здесь же, у Волконского, поэт набросал для себя краткое изложение записок.

Эти наброски были использованы при работе над поэмой.

Жена брата поэта, Фёдора Алексеевича, вспоминала: «Однажды, после нескольких дней интенсивной работы, Николай Алексеевич пришел к брату сказал: «Пойдём в парк, под кедр, я буду читать «Русские женщины», я написал конец». Мы пошли, и поэт своим, немного глухим, голосом прочёл всю поэму. Мы слушали с затаённым дыханием и не могли удержаться от слёз. Когда он кончил и взглянул на своих слушателей, то по взволнованным лицам и влажным глазам понял, какое сильное впечатление произвело на всех его произведение».

Отец героини поэмы – Екатерины Ивановны Трубецкой – французский эмигрант Иван Степанович Лаваль. Его роскошный особняк на Английской набережной в Петербурге сохранился до наших дней. Салон Лавалей всегда был открыт для гостей, здесь читал свои стихи А.С, Пушкин. Здесь в 1825 году, незадолго до декабрьского восстания великий князь Николай Павлович (Николай I) танцевал на балу мазурку в паре с дочерью графа Лаваля – Екатериной Трубецкой. Она была первой женой декабриста, добившейся у царя разрешения последовать за мужем в Сибирь.

5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

– Что мы узнали из первых строк поэмы? (Поэма – один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.) У крыльца прочный, легкий, удобный («покоен») возок (сани с пологом – кибитка). Граф-отец проверил его прочность, затем «фонарь внутри его зажгли», впрягли шесть лошадей. Граф – подушки поправлял, чтобы было удобно, для тепла ногам постелил покрывало из медвежьей шкуры. Молясь («творя, читая, говоря молитву»), повесил маленькую иконку, чтобы она оберегала в пути. Все готово. Мысль об отъезде дочери как-то забылась во время приготовлений к отъезду, теперь же она вернулась опять, и князь, не выдержав, зарыдал.

– Какие слова были сказаны дочерью отцу при прощании? (Уговорами остаться, слезами они друг другу надрывают сердце. Слезами, тоской не поможешь горю. Единственный человек, кто мог бы им помочь, это князь Трубецкой (княгиня не называет даже его имени, нельзя). Дочь просит отца отпустить ее с миром, сомневается в том, что им придется встретиться (она умерла в Сибири в 1854 г.). Она заверяет отца, что любит его и будет хранить его завет. Она уверена, что путь ее будет долог и труден, судьба страшна, но «сталью я одела грудь» – силой воли заставила себя не отчаиваться, убедила сама себя, а теперь и отца, что преодолеет все преграды на своем нелегком пути. Она понимает, что долг ее оберегать своего уже немолодого отца, но у нее долг другой, «и выше и трудней», и он зовет ее.

О, видит бог!..

Но долг другой, и выше и трудней,

Меня зовет…)

– Какой же долг ее зовет? (Быть там и с тем, где очень трудно и кому трудно, разделить страдания и тяготы жизни, ободрить, а главное – своим присутствием убедить, что в несчастиях и невзгодах вины его нет, что его понимают, потому что иначе он поступить не мог и поступил именно так по велению своего сердца и долга перед Родиной и людьми.)

– Какая мысль придавала ей силы и гнала вперед? (Княгиня в пути 2 месяца. Заболевшего спутника, сопровождавшего ее, она, «прождав» два дня, оставила в Иркутске и «помчалась далее одна».)

– Охарактеризовать внешность иркутского губернатора, начальника городского. (Высокий и седой, прямая осанка, юношеский стан («как палка прямой». На нем мундир военного, на груди кресты – награды за службу царю и Отечеству.)

– Какие картины ее будущей жизни нарисовал генерал, чтобы отговорить от продолжения пути? (Сторона, куда она держит путь, беднее той, где она жила; весна коротка, зима длится 8 месяцев, там много каторжников, рудники глубокие, сырые, холодные, будет жить в казарме общей, пища хлеб да квас». Ее «не пощадят», не «сжалится никто».)

– Каков ее ответ?

Ужасна будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его!

– Что ждет княгиню и ее детей? (Суровый климат, зловредные пары от непросыхающих болот, в этих краях пурга убаюкивает детей, дикие звери бродят около жилищ; да и мужу-арестанту будет легче одному: увидев ее слезы, он будет чувствовать свою вину.)

Зачитать ответ княгини. (С. 237.)

Покинув родину, друзей…

Я силы дам ему…

– Что говорит княгиня о светском обществе? (Светское общество лживо, лицемерно, готово на подлость и лесть. Она сравнивает его с «вырубленным лесом», где торчат одни пеньки. Она утверждает, что в обществе нет места умному человеку, который «прозрел» (понял, какие люди окружают его, продажные и тупые.) «Когда-то ее сторона была «рай», а теперь ее своей заботливой рукой расчистил Николай.) (Речь идет о царе Николае I, которого в народе называли «душителем» и «вешателем».)

– Какие две причины еще назвал губернатор, чтобы княгиня вернулась домой? (С. 239.)

Но он же вас не пощадил?

Подумайте, дитя:

О ком тоска? К кому любовь?

И услышал в ответ:

Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба –

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины другой…

………..

Но знаю, к родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..

– Как княгиня отнеслась к сообщению о том, что она должна отречься от дворянства, наследства, от привилегий своих?

– Где отреченье? Подпишу!

И живо – лошадей!..

Учитель. Не испугало княгиню и сообщение о том, что до Нерчинска ее «по этапу поведут с конвоем…». Подписав отреченье, она становится такой же каторжанкой, как и муж.

Княгиня воскликнула:

Боже мой!

Но так ведь месяцы пройдут

В дороге?..

– В чем она обвинила генерала?

Но вы, но вы… злодей!

Неделя целая прошла…

Нет сердца у людей!

Зачем бы разом не сказать?..

Уж шла бы я давно…

Велите ж партию сбирать –

Иду! мне все равно!..

– Какое решение принимает генерал? Почему пытается отговорить княгиню продолжать путь? (С. 244.)

Вывод. Вместе с автором мы не скрываем своего восхищения героиней поэмы. Отказавшись от забот родных и близких, от забот послушных слуг, она отправляется в Сибирь, где нет театров, музыки, балов, роскоши, одним словом, того, к чему она привыкла, что было частью ее жизни. Во имя чего отказалась? Во имя долга, долга перед мужем, перед родиной, а главное – перед собой. Воспитанная в нежности и роскоши, она проявляет такую стойкость к невзгодам и лишениям в пути, целеустремленность, решимость в достижении своей цели, что убеленный сединами генерал, рискуя собственной головой, вскричал:

Острожным жестким сухарем

И жизнью взаперти,

Позором, ужасом, трудом

Этапного пути

Я вас старался напугать.

Не испугались вы!

Я не могу, я не хочу

Тиранить больше вас…

Я вас в три дни туда домчу…

Ей! Запрягать, сейчас!..

Инсценированное чтение: диалога генерала и княгини.

- Как вы оцениваете поступки героев диалога?

- Каково, по-вашему, отношение автора к героине 1-ой части поэмы?

- Какие аргументы выдвигал губернатор, пытаясь убедить княгиню вернуться?

- Убедительно ли его признание, что он действовал не своей воле?

- Что свидетельствует о том, что решение Трубецкой – не временный порыв, а результат твердого убеждения в своей правоте?

- Что заставило губернатора уступить княгине? Приведите аргументы героев поэмы

Губернатор

Княгиня

1. Отъезд убил отца.

1. «Но долг другой меня зовет…»

2. Тяжёлая, неустроенная жизнь на каторге.   

2. «Живут же люди в том краю..»

3. Соблазны столичной жизни

3. «В этот… лес меня не заманят..»

4. Уязвлённая гордость.

4. «Я не жалкая раба, я женщина, жена!»

5. Отречение от прав.

5. «Подпишу! И живо - лошадей!»

6. Дорога вместе с каторжниками.

6. «Иду! Мне все равно!»

- Определите значение слова этап в контексте поэмы Н.А. Некрасова.

Женщинам было запрещено брать с собой детей. У княгини Трубецкой детей не было, а княгиня Волконская, уезжая, оставила малолетнего сына у Зинаиды Волконской. (Позже Пушкин в письме пришлет эпитафию на смерть сына Николеньки). Вечная разлука с детьми куда более страшна, чем угроза “нищей стать и женщиной простой”. Можно ли победить таких женщин? Кто же оказался сильнее: губернатор, за которым стоит царь, или слабые женщины? Найдите слова, которые помогут нам ответить на этот вопрос. («Я делал всё, что мог. Не испугались вы!») Старый генерал прослезился, осознав величие этих женщин.

Не удалось иркутскому губернатору И.Б. Цейдлеру запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину.

Не задерживаясь более ни на час, княгиня Трубецкая отправилась в путь. Через несколько дней, уже в черте Нерчинских горных заводов и рудников, её нагнала княгиня Мария Николаевна Волконская, с которой отныне им уже не суждено было расставаться до последнего часа.


Рассказ ученика о жизни Е.И. Трубецкой в Сибири, её смерти.

Екатерина Ивановна Трубецкая только в январе 1845 г. получила дозволение жить в Иркутске с детьми. Её муж С.П. Трубецкой мог навещать семью наездами из Оёка, а затем с молчаливого согласия местных властей остался в Иркутске.

У Трубецких была большая семья. Трое детей, родившихся в Сибири, – Владимир, Никита, Софья – скончались в младенчестве. С ними жили три дочери – Александра, Елизавета, Зинаида и сын Иван. С 1845 г. Трубецкие жили близ иркутского Знаменского монастыря в деревянном доме в четырнадцать комнат. Рядом с домом располагался прекрасный сад. Пребывание Е.И. Трубецкой и других жён декабристов вместе с мужьями имело огромное значение для жизни изгнанников. Самоотверженность и постоянная забота этих прекрасных женщин об узниках – яркая романтическая страница отечественной истории. Е.И. Трубецкая отличалась не только умом и сообразительностью, но и необыкновенной сердечностью. Переехав в 1845 г. в Иркутск, она занималась благотворительностью, устраивала вечера, на которых бывало очень весело. Однако годы тяжелых нравственных и физических испытаний, постоянные усилия в борьбе за здоровье мужа и детей (их было семеро) подорвали её силы. Е.И. Трубецкая тяжело заболела и 14 октября 1854 г. скончалась в возрасте 54-х лет. За её гробом шёл, как писали, весь Иркутск.

Весть об амнистии в Иркутск привез Михаил Сергеевич Волконский, сын Марии Николаевны Волконской.

Перед отъездом навек отправился Сергей Петрович Трубецкой с сыном, дочерью и зятем в ограду Знаменского монастыря, к могиле жены и трех детей. Опустившись на колени, он притронулся рукой к серому могильному камню и потерял сознание. Его пытались привести в чувство, всё было безуспешным, так в обморочном состоянии его погрузили на сиденье возка, кучер взмахнул бичом, и кони тронулись к переправе. [5] На шесть лет пережил С.П. Трубецкой свою жену: его не стало 22 ноября 1860 года. Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Выявить знание содержания повести

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы

Какова идея поэмы? Как она раскрывается?

В чем особенность поэмы – путешествия. Назовите признаки этого жанра в произведении.

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Письменно ответить на вопрос: каковы сюжетные и композиционные особенности поэмы?

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.

Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

Индивидуальная

«Рисунок по шаблону»

Выбор смайлика из предложенных вариантов



Урок 3. Анализ 2 части поэмы

Технология изучения темы. 1 этап: Организационный

Задачи

Учебное задание

Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу


2 этап: Целеполагание и мотивация

Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему


3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация

Выявить пробелы в знаниях уч-ся

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы


Выборочная проверка д\з. Письменно ответить на вопрос: каковы сюжетные и композиционные особенности поэмы?

4 этап: Первичное усвоение материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала

Вторая часть, «Княгиня Волконская», построенная как семейные воспоминания, (подзаголовок - «Бабушкины записки»), передает, по существу, то же событие, но увиденное иначе. Тон повествования неспешный, задушевный и доверительный.

Родилась я, милые внуки мои,

Под Киевом, в тихой деревне;

Любимая дочь я была у семьи….

М.Н. Волконская — дочь генерала Раевского, выросла в богатом имении. Ее мать- внучка самого М.В. Ломоносова, отец- герой войны 1812 года. Дом был радушным. Здесь часто проводились музыкальные вечера. В Марию был влюблён сам А.С. Пушкин. В один из таких вечеров Мария пела, Пушкин восхищался, а князь Волконский простоял весь вечер в углу, очарованный пением юной девушки. На следующий день отец объявил дочери, что она выходит замуж за князя Волконского. Отец руководствовался двумя причинами: богатство жениха и его высокое положение в обществе. Мария покорилась воле отца. « Я мало думала тогда»,- напишет она позже.

.(Звучит фрагмент песни кавалергарда из кинофильма « Звезда пленительного счастья»).

Ей было 20 лет.

Привычный благополучный мир Марии рухнул. От братьев она узнала, что ее муж арестован. С маленьким Николенькой на руках она отправляется к отцу. « Бедная моя Машенька! Мы оформим развод и избавим тебя от мужа-каторжника!» - вскричал отец. Но Мария продолжала задавать вопросы, а потом воскликнула: « Вы знали! Вы все были заодно! А теперь под страхом ареста вы отреклись от него!» Она добивается свидания с мужем в Петропавловской крепости.

Ученик. Из дневника М.Н. Волконской: “Кто кладёт голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит отечество, хотя, может быть, и преждевременно затеял дело своё”.

Узнав, что дочь не только не оформляет развод, а собирается ехать в Сибирь, отец закричал, что отрекается от нее. И только на смертном одре он раскаялся. Взяв в руки портрет дочери, произнес: « Вот величайшая женщина, которую я знал».

В 1826 году, после оглашения приговора, в салоне Зинаиды Волконской состоялся бал в честь Марии, которая уезжала за мужем в Сибирь. Были приглашены лучшие музыканты и итальянские певцы. Многие плакали. Подвиг Марии произвел впечатление на всю Москву. Пылкая влюбленность Пушкина переросла в восхищение.

В ссылке Мария писала дневники, которые передала сыну Михаилу и просила их никому не показывать, но тот дал прочитать эти записки Николаю Некрасову, своему другу, редактору. Тот не мог оторваться от изящного слога. По словам Волконского, Николай Алексеевич по несколько раз в вечер вскакивал и со словами: “Довольно, не могу, - бежал к камину, садился к нему и, схватившись руками за голову, плакал, как ребенок”.

5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений

Пазвивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

- Как вы думаете, почему поэт плакал, когда читал записки жены декабриста? (Чтение отрывков из дневника М Волконской).

Ученик. В 1856 году был объявлен манифест об амнистии сосланным в Сибирь декабристам. С любовью встречало передовое русское общество вернувшихся из ссылки изгнанников. В Москве очень тепло принимали престарелого декабриста Сергея Григорьевича Волконского.


Ученица. Годы, проведенные в ссылке, давали о себе знать. У Марии Волконской прогрессировала болезнь сердца. Лечение в Париже не принесло видимых результатов. Она умерла в своем имении. Волконский, будучи почти слепым стариком, не смог приехать проститься, и не мог себе этого простить всю оставшуюся жизнь. Он завещал похоронить себя у ее ног.

Ученик. И когда в конце 1865года Волконский умер, герценовский « Колокол» откликнулся некрологом, в котором говорилось: « Мир праху твоему, благородная , почтенная жертва гнусного самодержавия, из любви к отечеству променявший генеральские эполеты на кандалы каторжника…».

Ученица. Если честно, то поначалу я думала, что Некрасов слегка приукрасил события, добавил женам декабристов мужества и энтузиазма, но нет, биографии Трубецкой и Волконской говорят о том же самом. Поэт восхищается подвигом жен декабристов, последовавших добровольно вслед за мужьями Их было сто двадцать три, но Некрасов описал лишь двух первых, которым было едва ли не труднее всех: они "другим дороги проложили" - это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская. Трубецкой не довелось вернуться из Сибири и встретиться с родными. Она, как и А.Г. Муравьёва, похоронена там.

Читать! Читать и учиться силе духа, воли, готовности преодолевать препятствия, идти к намеченной цели, не боясь трудностей. Именно такой тон рассказа, простой и естественный, с особой силой высвечивал человеческое содержание исторического деяния героини и ее подруг, о которых в не вошедшем в окончательный текст эпилоге «Княгини Трубецкой» Некрасов сказал:

Пленительные образы!

Едва ли в истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Образы русских женщин, созданные великим поэтом, по праву признанным певцом женской доли, не утрачивают своей привлекательности, своего живого обаяния для новых поколений читателей. Все героини Некрасова - женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы. Они повенчались с офицерами, чья карьера казалась блестящей, перед которыми были раскрыты двери самых лучших домов, а оказались жёнами каторжников. Как они приняли свою тяжёлую долю? (С гордостью, с сознанием выполненного долга. «Пускай горька моя судьба — Я буду ей верна!»)

Обобщающая беседа.

- Поэма имела успех у читателей. “Литературные критики “ругают”, а публика читает и раскупает”. Что тут скажешь, классика - это прекрасно. Прошло около 2-х столетий с тех исторических событий 1825-1826 гг. Как вы сегодня воспринимаете подвиг жен декабристов?

Ученик Поэзия Н.А. Некрасова учит нас чувствовать красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого является умение понять другого человека, как самого себя, счастье радоваться его счастьем или страдать его страданием. Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями. Но каждая из тех, кто разделил участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили. Согласны ли вы, что жен декабристов можно назвать героинями? Их подвиг и сейчас привлекает внимание поэтов.

Высок и свят их подвиг незабвенный!

Как ангелы-хранители они

Являлися опорой неизменной

Изгнанникам в страдальческие дни.

(Звучит романс « Посвящение женам декабристов»).

Инсценировка монолога М.Н. Волконской “Спасибо вам, русские люди…” - “актерская группа”.

Беседа:

- Что вы можете сказать о героине 2-й части поэмы?

- Как вы думаете, почему поэт плакал, когда читал записки жены декабриста?

6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений

Выявить знание содержания повести

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы

- Как доказать, что произведение действительно является поэмой?

- Первоначально поэма называлась “Декабристки”. Это название, написанное карандашом, сохранилось в рукописном варианте в архивах. Исследователи отмечают, что “это заглавие гораздо точнее, чем “Русские женщины”, потому что среди декабристок были три француженки и одна полька: Анненкова (урожденная Гебль), Трубецкая (Лаваль), Ивашева (Ле-Дантю) и Юшневская. Прав ли был Н.А. Некрасов, назвав все-таки поэму “Русские женщины”? Аргументируйте свой ответ.

- Поэма имела исключительный успех у читателей. Как вспоминает сам поэт: “Литературные критики “ругают”, а публика читает и раскупает”. Как вы думаете, почему произведение имело такой успех?

- Прошло около 2-х столетий с тех исторических событий 1825-1826 гг. Как вы сегодня воспринимаете подвиг декабристов и их жен?

- Муза Некрасова – это женщина-крестьянка, почему же поэт создает поэму о дворянках (дамах из высшего света)?

- Вспомните слова эпиграфа к уроку. Чему учит поэзия Н.А. Некрасова?

Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся в Сибирь. Он написал только о двух из них — Е.И. Трубецкой и М.Н. Волконской. Трубецкой не довелось вернуться из Сибири и встретиться с родными. Она, как и А.Г. Муравьёва, похоронена там. А вот М.Н. Волконская вернулась и даже написала воспоминания. Ими и воспользовался Некрасов для создания второй главы поэмы.

Первая глава написана в форме диалога, а вторая имеет подзаголовок «Бабушкины записки». Совсем по-другому проводила Волконскую в далёкий путь её семья. Но даже проклятие отца не остановило княгиню. Почему? В её ответе мы найдём уже знакомое нам слово:

Старик говорил: — Ты подумай о нас,

Мы люди тебе не чужие:

И мать, и отца, и дитя, наконец, —

Ты всех безрассудно бросаешь,

За что же? — “Я долг исполняю, отец!”

М.Н. Волконская — дочь генерала Раевского, героя войны 1812 года. Любимица семьи, блиставшая в свете. Получила воспитание, характерное для того времени, которое никак не готовило женщину к трудностям жизни. В неё был влюблён сам А.С. Пушкин. Что же заставляет её всё бросить и ехать за мужем? Что же роднит этих княгинь с русскими крестьянками? (Три горькие доли имела судьба...)

Они повенчались не с рабами, они шли под венец с офицерами, чья карьера казалась блестящей, перед которыми были раскрыты двери не только самых лучших домов Петербурга, но и дворца. И вдруг эти женщины оказались жёнами каторжников. Как они приняли свою тяжёлую долю? (С гордостью, с сознанием выполненного долга.)

Пускай горька моя судьба —

Я буду ей верна!

Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями. Но каждая из тех, кто разделил участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили. Согласны ли вы, что их можно назвать героинями?

Так о чем эта поэма “Русские женщины”?

Выводы учащихся:

О мужественном и благородном подвиге жен первых русских революционеров-декабристов, которые, невзирая на все трудности и лишения, пошли за своими мужьями в ссылку, в далекую Сибирь, в суровые необжитые места их заключения. Они отказались от богатства, удобства привычной жизни, от всех гражданских прав и обрекли себя на тяжелое положение ссыльных, на мучительные и тягостные условия жизни. В этих испытаниях проявилась сила их характеров, решительность и смелость.

Итоги урока. Давайте же теперь ответим на вопрос : «Почему Некрасов первоначально свою поэму назвал «Декабристки», а затем сменил заглавие?» В чём же тогда смысл замены?

-Русской женщине, независимо от того, живёт ли она в крестьянской избе или в барской усадьбе, одета в холщовый сарафан или в бальное платье. Поэт видит в настоящей русской женщине такие качества, которые роднят княгиню с крестьянкой, которая “коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт”.

Сам Некрасов объяснил это так: “Самоотвержение, выказанное ими, остаётся навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине”.

Какие же качества, по мнению Некрасова, присущи русским женщинам?

- Самопожертвование, достоинство, терпение.

: 11 женщин, молодых, богатых, знатных, отказались от светской жизни, роскоши и отправились в далекую, суровую Сибирь, чтобы делить со своими мужьями изгнание, поддержать в них мужество и волю к борьбе.

Женам декабристов пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды на пути, тяжесть зимней дороги, сибирский холод и одиночество.

Женам декабристов пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды на пути, тяжесть зимней дороги, сибирский холод и одиночество.

7 этап: Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Письменное выс-е «Соответствует ли современная русская женщина Некрасовскому идеалу?»

8 этап: Рефлексия. Итог урока

Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.

Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.

Оценить работу учащихся

Индивидуальная

«Рисунок по шаблону»

1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов



2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу….






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!