СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Краски и звуки в пейзажной лирике Фета"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фет - певец красоты. Красота удивляла поэта, молодила его сердце, поднимала на крыльях вдохновения. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Краски и звуки в пейзажной лирике Фета"»




Технологическая карта урока литературы

Тема урока: Поэтическая экскурсия «Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета»

Класс: 6

Учитель: Сушко Валентина Фёдоровна

Цели урока:

обучающие: познакомить учащихся с пейзажной лирикой А.А.Фета; показать красоту картин природы, созданных с помощью поэтического слова, их созвучие с миром живописи;

развивающие: развивать внимание, умение анализировать стихотворение, сравнивать, делать выводы, продолжить работу над изобразительно-выразительными средствами языка; пополнять словарный запас учеников;

воспитательные: воспитывать культуру общения; любовь к жизни и к природе, разви­вать эстетический вкус, коммуникативные способности во время работы в парах.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные: познавательный интерес способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные: создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; межпредметная связь с изобразительным искусством и музыкой.

Предметные: создание условия для знакомства с очередным стихотворением, картиной, научить выявлять смысл стихотворения, сопоставлять различные понятия, приемы анализа литературного произведения.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Литература 6 класс». Авторы УМК: В.Я. Коровина, П. Журавлев, В.И. Коровин,

И.С. Збарский, В.П. Полухина

Оборудование: Репродукции картин русских художников, гитара, карточки, учебник, словарик литературоведческих терминов.

Образовательные ресурсы: Прослушивание аудиозаписей П.И.Чайковского, слайды для мультимедийной презентации.












Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Теоретическое обоснование


1.Организационный

момент.

(2 мин.)

Здравствуйте, ребята!

Сегодня наш урок я бы хотела начать с небольшой притчи.

Однажды в школе проходил урок на тему «Семь чудес света». Задание заключалось в том, чтобы каждый ученик написал семь чудес света на свой взгляд. Когда учитель собирал тетради, он заметил, что одна девочка ещё не закончила работу. Учитель спросил, не нужна ли ей помощь.

Ученица ответила:

- Я долго сомневалась, какие выбрать. На свете так много чудес. Тогда учитель предложил зачитать, что она выбрала. Помедлив несколько секунд, девочка начала читать:

-Для меня 7 чудес света: видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить, смеяться, любить.

- Почему девочка выбрала именно эти понятия и посчитала их чудесами?

- Без этих чудес не появились бы величайшие произведения искусства.

- Что мы отнесём к произведениям искусства? (поэзия, музыка, живопись)






Дети слушают учителя и музыку Чайковского «Времена года», отвечают на вопросы.

Воспитание дисциплины, культуры учебного труда.


Цель: организация внимания. Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Положительный эмоциональный настрой детей на серьёзную, вдумчивую работу в доброже- лательной обстановке. Мотивация на рабочий ритм.


2. Актуализация

знаний.

(3 мин.)













3.Тема и цель урока.

Мотивация: для

чего?

(3 мин.)




























- Вы, наверное, уже обратили внимание на необычное оформление кабинета: он напоминает вам галерею художественного музея – вы видите репродукции картин известных художников.

- Какова тематика этих картин? Что их объединяет?

Ассоциативный ряд:

Какие ассоциации вызывает у вас слово природа?

- У вас есть любимый уголок природы? Что вы чувствуете, когда находитесь там?

-Вы догадались о чем будем говорить сегодня?



А для того, чтобы услышать звуки, рассмотреть краски леса, мы отправимся на экскурсию в мир поэзии известного русского поэта А.А.Фета.

- Давайте попробуем сформулировать тему урока.


Тема урока: «Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета»


- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

- Для чего вам это нужно?

- Итак, что нужно знать и уметь по теме урока?


Знать:


  • Биографию А.А.Фета;

  • содержание стихотворения А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…».


Уметь:

  • выразительно читать стихотворение;

  • отвечать на вопросы;

  • рисовать словесные картины;

  • работать самостоятельно и в группах.




Дети рассматривают выставку.






Слушают учителя и отвечают на вопросы.










Дети слушают.


Отвечают на вопросы.






Самоосмысление.

Научиться выразительно читать, находить в стихотворении красивые слова.




Чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и, чтобы приятно было слушать другим.



Цель: Обеспечение стимулирова -ния и мотивации, актуализация опорных знаний и умений.

Создание проблемной ситуации

активизирует детей на восприятие нового материала, развивает творческое мышление.

Метод стимулирования и мотивации.

Операционный компонент УД (развитие операций логического мышления: анализа, сравнения, синтеза, обобщения).

Регулирующий компонент УД (развитие самооценки и самоконтроля на основе взаимооценки и взаимоконтроля, развитие итогового самоконтроля.

Красивая мелодия развивает эстетический вкус. Межпредметная связь приобщает к искусству.

.


Словесный и наглядный методы обучения.


ИКТ активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, воображение.

Цель: Обеспечение мотивации. Организовать и направить к цели учебно-позновательную деятель- ность учащихся.






4. Усвоение новых знаний и способов действий.

(15 мин.)


Знакомство с биографией поэта. Чтение статьи учебника на с. 201.

Вызов.

Как вы думаете, о чем мы узнаем, прочитав статью?


Осмысление содержания. Чтение с остановками.

1 остановка (прочитаны 1-3 абзацы).

  • Каковы детские впечатления поэта?

2 остановка (прочитан 4 абзац).

  • Изменилась ли жизнь поэта в Московском университете?

3 остановка (прочитаны 5-6 абзацы).

  • Каковы этапы становления Фета-литератора?

4 остановка (прочитаны 7– 9 абзацы).

  • Что вы узнали о Фете – авторе лирических стихов?

Погружение в урок.

- Ребята, были вы когда-нибудь в лесу. Прикройте глаза и представьте на миг, что вы одни в лесу. Шумит ветер, осыпаются, кружась, листья с ветвей. Какие чувства испытываете вы?

1.Визуализация. Первичное чтение учителем.


- Стихотворение А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила..» мне очень понравилось своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое. Я постараюсь вам помочь представить себе картины, описанные автором в этом стихотворении.

(Учитель исполняет романс на стихи Фета)


2.Анализ поэтического текста

1.Как вы думаете, какое время года описано в стихотворении? Докажите.

-время года - осень ( кружатся листья, ветер, все колышется, листья мертвые).

2. Почему листья “мертвые”? Это красочный образ?

(они мертвые , так как упали на землю. Листья лежат повсюду. Они очень красивые)

3.Какое состояние испытывает лирический герой? (ученики дают определение понятия “лирический герой”)

( с одной стороны, лирический герой грустит, с другой - радуется. Лирический герой остался в лесу один. Поэтому ему и страшно, и жутко. Но потом, заслышав, зов глашатая медного”, он радуется, что рядом кто-то есть. Это тот, которому не страшен ни ветер, ни шум).


3.Выразительное чтение стихотворения детьми.

- Какое слово в стихотворении повторяется. С какой целью?

(Это слово ветер. Ветер пугает человека, любому человеку будет страшно в лесу, если дует сильный ветер, потому что качаются деревья, появляются различные звуки. Эти звуки непонятны лирическому герою. Он сам говорит: “Я ничего не пойму»)



4. Прием «Двойной дневник»

(параллельно учитель заполняет кластер)

- Теперь продолжим экскурсию, ведя дневник.

Заполняем таблицу (работа в парах)

ЕЛЬ Образ колдуньи, атмосфера таинственности, сказочности.

- Какой художественный прием использует автор? (метафоры: ель - женщина-колдунья, ветка - рукав ее платья).

-Какой звук повторяется чаще всего в 1 строфе?

-Какие чувства вызывает повторение этого звука? (шумно, жутко, грустно, весело)

ВЕТЕР. Что еще привлекло наше внимание? (запишите в дневниках наблюдения).

Читаем 2 строфу.

-С какого предложения начинается строфа?

-Какие согласные передают шум ветра? (ш)

Самостоятельная работа со словарями.

Найдите в словаре, как называют в литературе, когда повторяются гласные звуки, согласные? (аллитерация, ассонанс)

Аллитерация-повторение согласных звуков, придающих особую выразительность стихотворению.

Ассонанс-повторение гласных звуков, придающих музыкальность, выразительность стихотворению.

ЗВУК РОГА

- Среди шума ветра какой звук мы слышим? (рога)

- Что означает в осеннем лесу звук рога?

Звук посылают друг другу охотники.

-Кто еще присутствует в стихотворении?


- Как вы понимаете слово “глашатай”?

(Это человек, который к чему-либо взывает, призывающий к каким-либо действиям).

- А какой инструмент подразумевается под выражением “глашатая медного”?

(Это медный рог).

Раньше богатые люди устраивали охоту на каких-нибудь зверей. Находились друг от друга на большом расстоянии. Вот тогда-то и использовали рог в качестве сигнала.

- В стихотворении есть еще одно необычное слово “гудет”. Оно общеупотребительное или диалектное? Что оно обозначает?

(Это слово диалектное. Оно обозначает какие-то доносившиеся звуки.

Причем эти звуки сильные, гудет, то есть издает звуки).

11.А почему “зов глашатая” лирическому герою” сладостен”?

(Лирическому герою приятно слышать эти звуки, ему было страшно одному. Услышав звуки рога, он понял, что не один).










Дети слушают.







Самоосмысление.








Самоосмысление.

Дети делятся мыслями.







Слушают исполнение учителя.








Самоосмысление.




Радость, изумление, восторг, ликование.




Самоосмысление.

Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.


Дети читают самостоятельно


Дети рисуют словесные картины.






Дети слушают.





Заполняют таблицу.




















Самостоятельная работа







Эпитеты делают нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной.





Постановка перед учащимися проблемной ситуации.


Операционный компонент УД


Цель: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.


Мотивационный компонент УД:

создать соответствующую эмоциональную атмосферу.





Принцип целенаправленности.

Обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению.




Эмоциональное восприятие художественного произведения.




Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.


Операционный компонент УД:

развитие логического мышления (анализа, сравнения, синтеза, обобщения); умение делать выводы и заключения.










Учить детей представлять в своём воображении картины природы.

Развитие коммуникативной культуры учащихся, умение слушать друг друга.




Принцип внимательного отношения к тексту.


Формирование навыка самостоятельного чтения.

Самостоятельная деятельность учащихся, выполняет важную воспитательную функцию: приучает учащихся к сам. работе без учителя, выполнению заданий без побуждения и контроля и идет отработка способа действия (совершенствуется навык выразительного чтения0.












Регулирующего компонента УД:

Развитие самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки.

Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Глубокое понимание текста через практическую деятельность.

Постановка проблем, активизация познавательной деятельности учащихся.

Операционный и регулирующий компонент УД (развитие логического мышления, развитие контроля и самоконтроля, обратная связь).



5. Закрепление

знаний и способов

действий.

(2 мин.)



- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения стихотворений?

- Какие краски вы бы использовали, чтобы передать на картине это настроение?

- Нарисуйте словесно последнюю строфу, попытайтесь передать состояние природы в этот момент.



Обмен впечатлениями.

Работа с репродукциями картин русских художников.

-Скажите, какие картины созвучны стихотворению Фета?







Самоосмысление.


Словесное рисование






Дети решают проблему.


Название и иллюстрация.











Расширение кругозора.

Обогащение словарного запаса.

Развитие зрительно - слухового восприятия.



Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями.

Формируется умение анализи-ровать поэтический текст, умение видеть образные языковые средства художественной выразительности.




Создание проблемной ситуации:

углубить восприятие произве-дения, освоение идеи произве-дения.

Операционный компонент УД:

развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), умение делать выводы и заключения.


6. Обобщение

изученного

материала.

(2 мин).


-Какие художественные средства мы повторили на уроке?

Вывод

- Каковы чувства лирического героя? Что несет нам природа? (радость общения, очищение, человек делается добрее).

- Что привлекло ваше внимание, когда мы путешествовали по еловому лесу? (см. дневник).

-С помощью каких средств выразительности автор рассказал и нарисовал нам картину (кластер).

- Что автор хочет донести вам, молодому поколению, своим стихотворением?

(близость человека к природе, он никогда не будет одинок).

Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. Вы увидели простой, неяркий русский пейзаж, но он помог нам понять, что природа - неотъемлемая часть жизни любого человека, она тоже живая!

А теперь давайте представим, что вы вышли завтра на улицу и не увидели ни березки, ни заснеженного кустика, ни травинки.

- Что вы почувствуете? (Пустоту, одиночество, мы не замечаем природу, но без нее мы не можем жить, она часть нашей жизни)

- Как же нужно относиться к нашей природе?

- Что мы можем сделать для того, чтобы наши потомки увидели красоту нашей природы? (Не мусорить, не ломать деревья)






Совместное хоровое чтение.







Самоутверждение.


Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы.


Работают самостоятельно, опираются на знания по теме.


Природа.


Красота природы.




Форма работы - беседа.


Цель: Обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения.

Операционный компонент УД.

Умение сделать логические выводы.

Принцип целостности.



Организация самостоятельной работы школьников, формирование у учащихся навыков самообразования


Принцип внимательного отношения к тексту.





Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.



Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний. Формируются навыки самообразования.

Дифференциация по степени сложности даёт возможность отработать учащимся разных групп различные виды самоконтроля, самооценки на основе взаимоконтроля и взаимооценки – регулирующий компонент УД.


7. Домашнее задание.

(1 мин.)













8. Рефлексия.

(2 мин.)



(Дети выбирают)

  • Подготовить сообщение о поэте;

  • Выучить наизусть стихотворение;

  • Нарисовать картины, которые возникли в вашем воображении;





– Какова была цель занятия? Достигли ли мы её?

– Какие виды искусства использовались нами в течение занятия? Для чего?

- Приближается всеми любимый праздник Новый год, а под Новый год всегда происходят чудеса. Возьмите в руки мишуру (вместе с учителем делают сердечки) и скажите, что вы узнали на сегодняшнем уроке. Мне хочется, чтобы в своих детских сердцах вы сохранили любовь к родной поэзии, к родной природе.


Дети выбирают, записывают в дневник.
















Самоосмысление.

Ответы детей.















Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Дифференцированный подход к домашнему заданию. Принцип учёта потребности ребёнка.






Цель: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Операционный компонент УД.


Создаю ситуацию успеха. Подведение итогов помогает учащимся глубже осознать своё продвижение вперёд, осмыслить свои достижения и проблемы.