Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД |
I этап: Организационный –2мин. |
Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, повторение ТБ по работе с ножницами. - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Проверьте, у всех ли лежат на столе учебники, тетради, письменные принадлежности. У кого все готово можете присаживаться. - В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы будете получать жетоны. В конце урока мы подсчитаем жетоны. У кого окажется наибольшее количество – получает оценку «5». - На одном из этапов урока мы будем работать с ножницами, поэтому повторим ТБ. - Как вы думаете, что самое ценное на Земле? Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вспомним девиз нашихуроков. Высказывание «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».Так что же самое ценное на Земле? Почему? - Молодцы! Теперь я уверена, что вы точно знаете, зачем пришли на урок! Желаю успеха в открытии знаний! | Настраиваются на работу. Проверяют готовность к уроку, повторяют ТБ по работе с ножницами. Высказывают свои предположения. Рассуждают. Доказывают свою точку зрения. | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности; Личностные: мотивация учения |
II этап: Актуализация знаний - 4 мин. |
Актуализация опорных знаний и способов действий. | Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.Выявление уровня подготовленности домашнего задания. - О чем мы говорили на прошлом уроке? - Что такое доля? - Кто напомнит, что было предложено в качестве домашнего задания? Д/з было творческого характера.Обучающимся нужно было изготовить модель «Доли целого» и представить ее (изготовить модель любого предмета из любого материала и разделить его на равные доли. Количество долей на выбор ребенка. Модель могла быть изготовлена индивидуально, в парах или одна от класса). - Прошу вас представить свои модели. | Отвечают на вопросы по изученному материалу учебника. Выходят к доске и представляют свою модель (делают краткое описание), остальные обучающиеся проверяют правильность выполнения. | Познавательные:структурирование собственных знаний; умение моделировать Регулятивные: умение работать с учебной информацией; контроль; коррекция Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество со сверстниками. Личностные: умение представить информацию; умение слушать; умение творчески мыслить. |
III этап: Постановка цели урока - 6 мин. |
Обеспечение мотивации учения, принятие обучающимися темы и целей урока. | Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут формулировку темы урока в виде вопросов или гипотез.Постановка проблемного вопроса, на который обучающиеся смогут ответить по окончанию урока. - Что у меня в руках? Что можно сделать с конфетами? С яблоком?Молодцы! Я бы хотела вас угостить, но не знаю, как это сделать. Кто может мне подсказать? - Как записать наши действия на математическом языке? (в виде выражения) 16 : 8 = 2 (конфеты получил каждый) Что обозначает каждое число в записи? Возникает проблема в записи частного. 1: 8 = ??? (яблок получит каждый) – восьмая доля - Названия долей вы знаете, но мы ведь привыкли в математике все записывать.Как записать и прочитать частное во втором случаи? - Что обозначает частное? (доля от целого на каждого) - С помощью, каких математических символов можно записать долю целого? - Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке. На доске изображение совенка, а ниже задание (карточки с изображениями долей и ответы с буквами). - Для записи долей используется специальная запись.А вот как она называется, мы с вами узнает, если посмотрим внимательно на доску.Мудрый Совенок принес нам послание, которое поможет разгадать тему урока.Расшифруйте послание и соберите слово. - Какое слово у вас получилось? А что такое дробь? - Встречались ли вы с дробями раньше? Что вы о них знаете? - Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? Тема урока? (Что такое дробь?) - Открываем тетради и запишем число, классная работа, тема урока «Что такое дробь?» - Какие цели мы для себя поставим? 1.Познакомиться с понятием: обыкновенная дробь; 2.Научиться читать и записывать обыкновенную дробь;находить дроби на координатной прямой; 3.Научиться решать задачи с обыкновенными дробями. | Предлагают варианты выхода из ситуации (путем деления на доли). Один обучающийся записывает на доске выражения с ответом и сталкивается с проблемой записи ответа. Обучающиеся предлагают варианты записи. Два обучающихся у доски, остальные устновыполняют задание и составляют слово, которое является темой урока. Формулируют тему и записывают ее в тетрадь. Формулируют цели урока. | Познавательные:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные:умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса; работа в паре; взаимопроверка. Предметные:умения делить целое на доли, читать доли. Регулятивные:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно |
IV этап: Первичное усвоение новых знаний - 17 мин. |
Получение нового знания в результате просмотра видео урока. | Просмотр видео записи, работа над полученным знанием. Видео дает обучающимся краткое представление о новых понятиях: дробь, числитель, знаменатель.В ходе просмотра видео обучающимся задаются вопросы: была ли в вашей жизни такая ситуация(торт, хлеб, арбуз)? Что значит «поровну»? Какие доли получились? Сколько долей получил каждый? - Сейчас я предлагаю вашему вниманию видео фрагмент.  - Какие важные понятия встретились в видеофрагменте? - Запишем выражения, которое показал дедушка ворон. 1:2 = - о чем нам говорит это выражение? - Каждый вороненок получил вторую долю. Для обозначения доли используют «двухэтажную» запись из двух чисел, разделенная горизонтальной чертой. Такую запись называют дробью. Число над чертой – числитель, число под чертой – знаменатель. - Чтобы не забыть, где писать числитель, а где знаменатель, достаточно вспомнить человека и землю. Как человек стоит на земле, так и числитель стоит на знаменателе. - Назовите числитель и знаменатель данной дроби? (1 – ч; 2 – з) Работа с атласной лентой. Деление на равные части. - Теперь я предлагаю вам побыть в роли воронят. Мне нужно два добровольца. Поделите красную ленту поровну. Сколько долей получит каждый? Запишите на доске свой ответ в виде дроби. Назовите числитель и знаменатель 1:2 = ; - Верно. Еще два добровольца. Поделите эту же ленту поровну. Сколько долей получит каждые? Запишите на доске свой ответ в виде дроби. Назовите числитель и знаменатель 1:4 = ; - Молодцы! Можете занять свои места. Попрошу выйти троих. - Разделите зеленую ленту поровну. Какую часть получит каждый? (1/3) - Разрежьте желтую ленту на 6-ть частей и поделите их поровну между собой. Какую часть получит каждый? (2/6) - Попрошу остаться двоих, остальные могут занять свои места. Поделите 6 долей ленты поровну. Сколько получит каждый? (3/6) - Сравните части полученные каждым (зеленую и желтую). Какие получились кусочки? (равные) - Оказалось, что дроби могут быть равными. Об этом свойстве дробей вы узнаете на следующем уроке. - Присаживайтесь. Продолжаем работу дальше. - Что обозначает числитель и знаменатель? Чтение и запись дробей. Работа над схемой-опорой. - Как же правильно записывать и читать дроби? - Составим схему-опору.  - Приведите примеры профессий, где нужно знание дробей. (повар – деление пирога на части, при приготовлении блюда по рецепту; фармацевт – приготовление лекарств; бухгалтер - расчеты; продавец – правильно взвесить товар; сварщик - измерение длины сваренной трубы). - Приведите примеры школьных предметов, где встречались дроби (физика, биология, химия) | Обучающиеся просматривают видео, отвечают на вопросы. Выделяют новые понятия. Делают предположения,выводына математическом языке в устной и письменной форме.Находят числитель, знаменатель дроби; высказывают предположения о значении числителя и знаменателя. Разрезают ленты на две, четыре, шесть равных частей. Записывают действия в виде математического выражения. Работают в парах, группах. Высказывают предположения о значимости числителя и знаменателя. Составляют алгоритм чтения дробей. Составляют опорную схему. | Предметные результаты: записывать и читать обыкновенные дроби; Коммуникативные: участвовать в обсуждении, работать в группе, высказывать собственную точку зрения; принимать точку зрения других; владение умениями работать с различного рода информацией. Познавательные: развитие умения анализировать, моделировать, сопоставлять и оценивать информацию, составлять схему. |
V этап: Физминутка- 1 мин. |
| Обучающимся демонстрируется запись дроби, а затем учитель ее читает. Если дробь прочитана верно, обучающиеся хлопают в ладоши, если прочитана неверно – топают. | Выполняют физминутку стоя | |
VI этап: Первичное закрепление изученного материала –10 мин. |
Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов. | Работа с набором «Дроби» - Разбейтесь на две группы. Ответьте на вопросы, представленные на слайде. - Решим задачу: «В классе 7 учеников, из них 4/7 составляют девочки, а 3/7 – мальчики. Сколько в классе девочек, мальчиков?» Работа с часами. Определяют количество минут, зная часть часа. - Я просила вас принести часы. (Если кто-то не принес, то циферблат размещен на слайде). - Ответьте на вопросы. Сколько минут в…? часа. Работа с единицами измерения. - Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельно на оценку задания в рабочей тетради. Правильно решить задание вам поможет учебник. Откройте страницу 162, рассмотрите рисунок 8.9. Выполните задание - Выполните проверку (ответы на слайде) и оцените себя. - Можно ли сравнивать обыкновенные дроби, а выполнять арифметические действия над ними? Ответ на этот вопрос мы получим на следующем уроке. | Делятся на группы. Выполняют задание и делают общий вывод. Решают задачу устно. Работают с циферблатом, определяют количество минут в части от часа. Отвечают по цепочке. Самостоятельная работа по рабочей тетради с опорой на теоретический материал из учебника. Выполняют самопроветку и самооценку. Высказывают предположения. | Познавательные: самостоятельно высказывать собственную точку зрения, логически рассуждать, делать выводы. Предметные: читать и записывать обыкновенные дроби; различать числитель и знаменатель; переводить одни единицы измерения в другие. Коммуникативные: логически стройная речь, доказательность своей точки зрения, владение умениями работать с различного рода информацией. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы; прогнозирование. |
VII этап: Подведение итога урока – 2 мин |
Подвести итог урока. Обобщить полученные знания. | - В начале урока перед нами возникли вопросы, на которые мы не смогли дать ответ. Ответим? - С помощью, каких математических символов можно записать долю целого? 1 : 8 = 1/8 (дробная черта - деление) - Что обозначает числитель и знаменатель? - Посчитайте жетоны и оцените себя. Какие получились оценки? | Отвечают на вопросы. Делают выводы. | |
VIII этап: Домашнее задание- 1 мин. |
Краткая инструкция по выполнению домашнего задания | Домашнее задание дифференцированное. Обязательно для всех: базовый уровень: Р.Т. №240; У. №625 (а или б) На выбор: повышенный уровень: с опорой на исторические факты написать сказку или приготовить сообщение, или составить презентацию на тему «История возникновения дробей» | | |
IX этап: Рефлексия- 1 мин. |
Осознание обучающимисязначимости своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | - Мы с вами делили ленточки. Они нам сейчас и помогут. - На доске нарисован флаг, раскрасим его с помощью ленточек. зеленая лента – полученные знания полезны; буду применять их при выполнении заданий; желтая лента – полученные знания полезны; но применять их затрудняют; красная лента – полученные знания мне не пригодятся; не буду применять их. - Сегодня вы открыли много знаний. Все потрудились на славу! | Оценивают собственную деятельность на уроке. | Познавательные: соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке. Личностные: осознание учащимися значимости своей деятельности, осознание успехов/неуспехов, их причин (самооценка). Регулятивные: прогнозирование |