Тема урока | | «Свойства вычитания» |
Цель урока | | Формировать умение использовать свойства вычитания при вычислении |
Задачи урока | | формировать умения вычитать одинаковые числа известными способами; совершенствовать навыки устного счета в пределах 20; развивать мыслительные действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; через игру развивать интерес к предмету; воспитывать целеустремлённость через потребности ставить перед собой цели и достигать их, чувства собственного достоинства через формирование адекватной самооценки у учащихся. |
Планируемый результат обучения | | Личностные УУД - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Предметные -знать свойства вычитания - уметь применять свойства вычитания при вычислении Метапредметные РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД - формулировать цель на уроке в сотрудничестве с учителем, проговаривать последовательность действий на уроке, преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД - уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя, строить логические рассуждения, включающие причинно-следственных связей, добывать новые знания находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД - умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Основные понятия | | из меньшего числа нельзя вычесть большее, разность двух одинаковых чисел равна 0 |
Тип урока | | Урок изучения новых знаний |
Используемые педагогические технологии | | Проблемные Игровые ИКТ |
Межпредметные связи | | Русский язык, окружающий мир, литературное чтение. |
Организация пространства | | Работа фронтальная, индивидуальная, в группах |
Ресурсы: - основные - дополнительные | | Учебно – методический комплект: 1.Рудницкая, В. Н. Математика: 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / В. Н. Рудницкая, Е. Э. Кочурова, О. А. Рыдзе. – М. : Вентана-Граф, 2012. 2. Рудницкая, В. Н. Математика : 1 класс : рабочая тетрадь № 3 для учащихся общеобразовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. – М. : Вентана-Граф, 2014. Рудницкая, В. Н. Математика : 1 класс : дидактические материалы : в 2 ч. / В. Н. Рудницкая. – М. : Вентана-Граф, 2012. Наглядный и раздаточный материал. |
Этапы урока | УУД | Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 этап - мотивация к учебной деятельности Цель – 1)создать условия для обучающихся в развитии способности анализировать собственные результаты самостоятельной деятельности. 2)выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности | Личностные УУД- Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку Регулятивные УУД- Самоорганизация и организация своего рабочего места | Эмоциональный настрой на урок - Прозвенел уже звонок? (Да!) - Только начался урок? (Да!) - Хотите учиться? (Да!) -Для чего вам это нужно? - Сегодня на уроке у нас гости - давайте поприветствуем! -Тихо сели. - Вы готовы к уроку? Проверьте: все ли вы приготовили: на парте должны лежать: учебник, тетрадь, ТПО, пенал, дневник. -Какое у вас настроение? -Давайте улыбнемся друг другу!(смайл) | 1)создание условий для пробуждения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2)актуализация требований (мотивация) учебной деятельности («мне надо»); 3)определение степени сложности учебной деятельности («смогу»). | Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу. |
2 этап - Актуализация и пробное учебное действие. Цель: 1)подготовка мышления обучающихся к анализу собственной деятельности. 2)выявление актуальности знаний через пробное учебное действие. | Познавательные УУД- Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций Личностные УУД- Осознание своих эмоций, интереса к изучению математики Регулятивные УУД-Учатся работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД- Сравнение математических записей по нескольким основаниям; нахождение закономерности; самостоятельное продолжение их по установленному правилу Регулятивные УУД- Умение принимать цель урока и следовать ей в учебной деятельности Познавательные УУД Осознание учащимися компонентов учебной деятельности и мотивов собственных действий | 1.Интеллектуальная разминка –устный счет - Посчитайте от 0 до 20. - От 20 до 0. - Назови число,которое меньше 1 - Сколько ушей у трёх мышей? - Сколько лап у двух медвежат? - У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? - Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось гореть? - В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми. -В вазе лежит 9 конфет, как разделить их между тремя детьми? -Сколько месяцев длится зима?весна? лето?осень? –Сколько месяцев в году как мы узнаем? -Сколько дней в неделе. -Сколько букв в алфавите? -А чего больше: месяцев в году или дней в неделе? -А чего меньше: дней в неделе или букв в алфавите? | 1)активизирует мыслительную деятельность обучающихся по выбору способов действий; 2)проводит проверку домашнего задания в пределах развивающего обучения; | 1) повторение пройденного материала для рефлексивного анализа; 2) анализ правильности своих ответов Учащиеся по цепочке выполняют задание с комментированием, |
3 этап Локализация затруднений ( выявление места и причины затруднения). Цель: осознание причины затруднений в цепочке собственных действий и выбор способов коррекции. | Познавательные УУД- Активизация мыслительной деятельности через проблемное задание Регулятивные УУД- Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя Коммуникативные УУД- Оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений | Примеры на карточках решаем и вешаю на доску: 9-9= 15-5= 5-15= 6-6= 17-2= 2-17= Скажите, как можно назвать эту группу примеров и скажите мне тему урока: (это все примеры на вычитания) -Все ли примеры одинаковые? -Какую группу примеров мы еще можем выделить из имеющихся?(с результатом 0) -А есть ли здесь примеры, которые мы с вами по каким-то причинам решить не можем? -Можем мы сказать, что все эти примеры имеют разные свойства? -Какова будет цель урока? Научиться использовать свойство вычитания при вычислении -Какие задачи мы перед собой поставить чтобы, добиться цели: - научиться вычитать одинаковые числа известным способом, с помощью числового ряда, -выяснить, при каких условиях нельзя решить примеры способом перестановки чисел, -совершенствовать свои навыки счета предметов в пределах 20. | 1)организует работу по определению темы учебного занятия; 2)совместно формулируют цели учебного занятия. | 1)Пошаговый анализ своих действий по выполнению задания; 2)выявление места затруднения; 3)определение причины трудностей; 4)составление плана выхода из ситуации затруднений. |
4 этап Коррекция выявленных затруднений Цель: применение эффективного способа действий при устранении затруднений. Физкультминутка-1 | Познавательные УУД- Ориентирование в условных обозначениях Регулятивные УУД- Осмысление выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале Коммуникативные УУД- Участие в работе группы, распределение роли, общение друг с другом Личностные УУД- Умение применять правила охраны своего здоровья | Работа по учебнику стр 13 , №1,2,3,4 Работа в тонкой тетради №5 Работа по учебнику стр 14 №6 Работа в тонкой тетради №7 1)-Мы писали, мы писали Наши пальчики устали А теперь мы отдохнем И опять писать начнем | | самостоятельная работа по исправлению допущенных ошибок. Учащиеся предлагают фронтально свои варианты, проводится коррекция ответов и согласованный вариант фиксируется на доске: Выполняют физические упражнения, предлагаемые в тексте |
5 этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: учебное действие по выявленной проблеме и самопроверка по эталону.
Физкультминутка-2 | Регулятивные УУД- Проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности Познавательные УУД- Умение следовать образцу Познавательные УУД- Понимание смысла задания; Коммуникативные УУД- Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания | Работа в ТПО №3 Стр.12 №1,3, РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ ПО ЦЕПОЧКЕ Стр 12 №2 -СОСТАВИТЬ ЗАДАЧУ УСТНО И ЗАПИСАТЬ РЕЩЕНИЕ И ОТВЕТ СТР 12 №4- НАЙТИ НЕВЕРНУЮ ЗАПИСЬ И УКАЗАТЬ ЕЕ СТР 13 №5- ПОДЧЕРКНУТЬ ЧИСЛА, КОТОРЫЕ МОЖНО ВЫЧЕСТЬ ИЗ 7 СДЕЛАЙТЕ САМОПРОВЕРКУ СТР 13 №6- Решение примеров на повторение пройденного материала-самостоятельное, Затем поменяться тетрадями и сделать взаимопроверку выполненного задания 2)У меня есть две руки – и правая, и левая! Они в ладоши могут бить – и правая, и левая! Они мне могут нос зажать- и правая, и левая! За ухо могут потрепать!- и правая, и левая! Увидев маму, помахать – и правая, и левая! Воздушный поцелуй послать – и правая, и левая! И могут так меня обнять – и правая, и левая! | | 1)выполнение заданий, аналогичных тем, в которых были допущены ошибки; 2)самопроверка по эталону; )фиксация преодоления возникших ранее затруднений. Учащиеся работают самостоятельно. По окончании времени, отведенного на выполнение самостоятельной работы, учащиеся проверяют ее по эталону для самопроверки. |
6 этап Включение плана коррекции затруднений в систему деятельности. Цель: формирование алгоритма действий в системе деятельности по устранению затруднений. | Личностные УУД- Формирование личного отношения к содержанию задания. Коммуникативные УУД- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Работа у доски С 15 №8 Составление примеров на вычитание так, чтобы действие выполнялось | | 1)самостоятельное составление заданий по выявленным проблемам; 2)выполнение заданий с последующими выводами |
7 этап Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Цель – самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя и одноклассников | Личностные УУД- Оценивание разного вида деятельности на уроке Регулятивные УУД- Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность | -Чем сегодня на уроке мы занимались?-Что нового для себя вы узнали? 1)ЕСЛИ ИЗ КАКОГО-ТО ЧИСЛА ВЫЧЕСТЬ ЭТО ЖЕ ЧИСЛО, ТОПОЛУЧИТСЯ 0 2)ИЗ МЕНЬШЕГО ЧИСЛА НЕЛЬЗЯ ВЫЧЕСТЬ БОЛЬШЕЕ. - Скажите, решили мы задачи, которые поставили перед собой, чтобы достигнуть цели урока? -Какое настроение у вас в конце урока?(смайл) -Оцените свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек.- Дополните предложения: На уроке мне было …Я узнал … Я научился …Молодцы!!! Сегодня на уроке отлично работали следующие учащиеся:….Необходимо быть активнее и внимательнее на уроке:.. Д/з ТПО с.13 №7,8 | | 3)фиксация способов деятельности по устранению затруднений по изученной теме; 2)соотнесение цели урока и результатов собственной деятельности; 3)оценка полученных результатов обучающимися и учителем, установление степени их соответствия. |