СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки 5 класс Тема: "Музыка в баснях"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это конструкт урока музыки для 5 класса, в нем очень много интересных форм работы  и организации урока, разработан для большего интереса и познания информации детьми.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки 5 класс Тема: "Музыка в баснях"»

Технологическая карта

Класс: 5

Содержательная линия Примерной программы по музыке ООО – Музыка в семье искусств

УМК: Т. И. Науменко, В. В. Алеев «Музыка» 5 кл.

Четверть: 1

Урок: 8

Название раздела: «Музыка и литература»

Тема: «Музыка в баснях»

Тип урока: изучение и закрепление нового материала

Вид урока: комбинированный

Цель: выявление особенностей взаимодействия музыки на примере басни И.А.Крылова «Квартет» и «Струнный квартет» №2 «Ноктюрн» А.П. Бородина.

Задачи:

  • познакомить с музыкой А.П. Бородина и русским баснописцем — И.А. Крыловым;

  • развивать способности к анализу музыкальных произведений, развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения в песне «Волшебный смычок»;

  • познакомить с новыми понятиями «квартет», «струнный квартет».

Планируемый результат:

Личностный:

- формируют адекватную самооценку, готовность открыто выражать свою позицию на уроках;

- умение делать вывод по теме.

Метапредметный:

РУУД – формулируют тему урока, организовывают свою деятельность;

КУУД — осваивают диалоговую форму общения, работают с информацией, взаимодействуют в группах;

ПУУД — внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения, анализ – через задания.

Предметный:

- научатся слушать и анализировать музыкальное произведение — «Струнный квартет» 3 часть «Ноктюрн» А.П. Бородина, наблюдать в музыкальных произведениях приемы содружества нескольких видов искусства;

- получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки ( дыхание, артикуляция, интонирование) в песне — сказке «Волшебный смычок»;

- познакомятся с новыми понятиями: «квартет», «струнный квартет».

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, анализ, обобщение, слушание, исполнение, звуковысотный показ, чтение по ролям басни «Квартет», исполнение по рядам, музыкальное обобщение, художественное слово, частично - поисковый.


Музыкальный материал: А.П.Бородин «Струнный квартет»№2 3 часть «Ноктюрн» ; «Волшебный смычок» Норвежская народная песня; «Вокализ» С.В.Рахманинов; «Осень» П.И. Чайковский; А. Пахмутова «Просьба».



Информационные источники:

  • Поурочное планирование Т. И. Науменко, В. В. Алеев «Музыка» 5 кл.

  • План — конспект урока музыки 5 кл. «Музыка — главный герой басни» http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/07/09/muzyka-glavnyy-geroy-basni

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010 – 78с. – (Стандарты второго поколения).

  • Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М. : Просвещение, 2010. – 48с. (Стандарты второго поколения).

  • Рабочая учебная программа по музыке 5-7 класс / И. М. Турышева, 2015. – 14с.

  • Уроки музыки в школе / Л. Рымарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 237с. – (Здравствуй, школа!)

  • Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Л. Алексеева, Е. Д. Критская; под редакцией Г. с. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2013. – 96с. – (Работаем по новым стандартам)

  • Конспект урока музыки «Музыка в баснях» https://kopilkaurokov.ru/muzika/uroki/konspiekt-uroka-muzyki-muzyka-v-basniakh


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент





Мотивация учебной деятельности












Усвоение новых знаний

Музыкальное приветствие «Прозвенел уже звонок»

Прозвенел уже звонок, он зовет нас на урок

Петь, играть и рассуждать, много нового узнать

Здравствуйте ребята!



- Сегодня мы продолжаем разговор о музыке и литературе.

- На доске записаны строчки из литературного произведения. Прочитайте и скажите, о каком литературном жанре сегодня пойдёт речь? (слайд №1)

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.



- Что же такое басня?

- Давайте обратимся к Архивариусу: (слайд №2)Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.

- СпасибоИтак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать?

- Что для неё характерно?

- Назовите фамилию великого баснописца. (слайд №3)

- Да, правильно, Крылов - известный великий русский поэт, работавший в жанре басни.

- Как вы думаете, что объединяет эти басни (слайд №4) «Осел и Соловей», «Скворец», «Кукушка и Петух».

- Верно, в этих баснях - музыка является “главным действующим лицом”.

- Как вы думаете какова будет тема нашего урока?

- Тема сегодняшнего нашего урока звучит так «Музыка в баснях». (слайд №5)

- Для чего нужна музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение. (слайд)

  • Дуэт + квинтет - трио = ? /квартет/


- Получилось название еще одной басни Крылова “Квартет”(слайд№5).

Здравствуйте








- ( о басне)












- дети рассуждают, выдвигают свои точки зрения





- (краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает)

(Иван Андреевич Крылов)



- (музыка)




- рассуждают

- запись темы урока в тетрадь


- (для того чтобы передать еще более ярко образ героя)




решают уравнение


КУУД — слушают и понимают речь других, отвечают на вопросы учителя

Решение проблемы
























































































Слушание муз. произведения:

А.П.Бородин. «Струнный квартет» №2 Ноктюрн.













Слушание муз. произведений:

1. С.Рахманинов «Вокализ»

2. А.Пахмутова «Раненная птица»

3. П. Чайковский «Осень»









Слушание муз. произведения:

«Струнный квартет» №2 Ноктюрн. (2мин26сек)




















































Закрепление пройденного материала

- Само название «квартет» взято из литературы или из музыки?

- Что такое квартет?(слайд №6)

(Высвечиваю 3 определения на экране. Задание по рядам:)

- Прочитайте внимательно 3 определения, посовещавшись, выберите верное определение, что такое «квартет».

- А теперь проверяем.

(Верное определение останется на экране, остальные исчезнут).

- Так что же такое «квартет»? (запись определения)

- Теперь вам понятно, что такое квартет? У вас на столах есть карточки-памятки, которые вы вклеите в тетрадь, они вам будут помощниками и вы сможете всегда к ней обратиться.

Приложение 1.

Соло буду петь один,

А дуэт с товарищем.

Трио с Сашей будем петь,

Нам двоим не справиться.

А квартет весёлый звонкий

Будем вместе петь с Алёнкой.


- Прослушайте фрагмент басни и назовите музыкальные инструменты присутствующие в басне.


Проказница Мартышка, Осел, Козёл

Да Косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки

Пленять своим искусством свет…


- Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне. (слайд №7)

- Почему виолончель Крылов называет “басом”?


- Я предлагаю вам попробовать прочитать басню по ролям.(выбор желающих) (слайд №8)

- Какие герои участвуют в басне?



- Какую роль играет музыка в басне? С какой целью она здесь использована.





- Почему у «горе - музыкантов» не получилась музыка?

В чем мораль басни?








- Могли герои басни стать настоящими музыкантами? Почему? Давайте охарактеризуем каждого участника квартета.






- Ребята скажите можно ли сразу понять, что затея сыграть квартет у зверей не пойдет? Какую подсказку дает нам автор?




- Кто разоблачает их невежество? Кто стал их судьей?

- Случайно ли именно к Соловью обращается автор?


- Какие напутственные слова дает Соловей участникам квартета (найдите слова в тексте)?(слайд №8)


- В этих строках заключается мораль басни. Почему у них не получилось сыграть?

- Может ли такая музыка творить чудеса?

- Как вы думаете, Иван Андреевич Крылов имел какое — нибудь отношение к музыке?

- Действительно Крылов был хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете. Он обычно брал на себя партию альта.

- А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка.

- Один очень талантливый композитор написал «Струнный квартет» №2 Ноктюрн (запись произведения в тетрадь) (слайд№9)

- Прослушайте его и подберите слова подходящие характеру этого произведения. (слайд №10)

- Как вы охарактеризовали это произведение?

- Как звучала музыка?


- Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?

- Какие инструменты входят в состав «струнного квартета»?

- А теперь запишите другое определение квартета (слайд №11)


- Рассмотрите внимательно следующие картинки и скажите, можно ли назвать это «квартетом»?(слайд №12)

- Квартет состоит из 4 частей. Мы прослушали 3 часть, которая называется “Ноктюрн” (слайд №13)

  • Ноктюрн – в переводе с французского – ночной, это инструментальная пьеса лирического характера.

- А кто написал эту красивую музыку мы узнаем, сделав следующее задание:

Викторина:

На доске пластинки из цветного картона, на них написаны названия произведений. Звучит фрагмент музыкального произведения. Ученик выходит, выбирает нужную пластинку.
На обратной стороне слоги /бо/, /ро/, /дин/.

1. С.Рахманинов «Вокализ»

2. А.Пахмутова «Раненная птица»

3. П. Чайковский «Осень»

- Это музыкальное произведение написал Александр Порфирьевич Бородин - русский композитор, учёный-химик. (слайд №15)  

- Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене.

- Как вы думаете что хотел сказать, передать композитор этим произведением, какова главная мысль этой музыки.

- У каждого из вас есть карточка с заданием, называется оно «Я – композитор» еще раз послушайте «Струнный квартет» №2 Ноктюрн и попытайтесь определить, какими средствами музыкальной выразительности автор передал идею произведения. (слайд№14).

Приложение 2.

1. Темп – умеренный, медленный, быстрый, энергичный.

2. Динамика – очень громко, громко, тихо, очень тихо.

3. Ритм – ровный, простой, острый.

4.Регистр – высокий, средний, низкий.

5. Тембр – виолончель, гобой, скрипка, барабан, труба.

6. Характер – спокойный, решительный, нежный, мрачный, светлый, жалобный, ласковый, грустный.

7. Лад – мажор, минор.

- Теперь послушаем, что у вас получилось (прослушивание нескольких вариантов)

- Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку?

- А теперь отгадайте загадку: (слайд №16)

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив журчит издалека

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив

Его выводит ….

- Вспомните, с какой песней мы познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?




- Давайте, мы тоже образуем ансамбль и исполним песню «Волшебный смычек». Но перед пением нам нужно распеться.

- Артикуляционная гимнастика: покусывание языка, щеточка, иголочка, часики.

- Распевание песни на ЛЕ.

- Повторение слов звучным шепотом в ритме песни (слайд №17)

- Работа над текстом: утрированное произношение глухих окончаний фраз, вокальное пропевание гласных (сначало все вместе, потом по рядам).

- Работа на скачками песни.

- Прослушивание первой строчки, настрой на первый звук.

- Звуковысотный показ, соединение музыки и текста.

- Исполнение всей песни в ансамбле, хоре с отработанными моментами.


- Ребята, у вас на партах есть задание, с которыми я думаю, вы легко справитесь (диагностика обученности – тестирование) Подпишите на листочках имя и фамилию и письменно ответе на следующие вопросы: листочки с ответами нужно будет сдать и за это вам будет поставлена оценка.

Приложение 3. «Проверь себя»

1. Как называется жанр литературы, для которого характерна краткая форма, действующие лица – животные и птицы, высмеиваются пороки?

2. Назовите фамилию великого русского баснописца -

3. Коллектив, состоящий из четырёх исполнителей – это

4. Назовите автора струнного квартета –

5. Состав струнного квартета –

6. Что такое ноктюрн?


- И в заключении нашего урока давайте подведём итог: какую же роль играет музыка в литературе?

- рассуждают



- работа по рядам






- записывают определение в тетрадь











- слушают фрагмент и вычленяют главное









- (две скрипки, альт, бас – виолончель)

- (виолончель - самый низкий инструмент в квартете

- выразительное чтение по ролям басни И.А.Крылова «Квартете»)

- (мартышка, осел, козел, медведь)

- (Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора).

- (Звери не умели играть, прежде чем играть, надо учиться. Чтобы научиться музыке, надо много трудиться).

- (Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и ко всему что делает человек). - (Проказница Мартышка – существо несерьезное, неусидчивое, вертлявое. Козел – лишенный всяких музыкальных способностей. Косолапый Мишка – увалень. Осел – глупый, но дает советы).

- (Баснописец уже сначала басни использует глаголы «дерут», «пленять» указывая тем самым на несуразность происходящего).

- (соловей)

- соловей в природе является символом музыки

- «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней».

- (они не умели играть)


- (нет, только исполненная настоящими музыкантами музыка может творить чудеса, стать волшебной и помогать людям).





- записывают в тетрадь

название произведения


- слушают, анализируют


- ( нежный, одушевленный…)

- (нежно, тихо, медленно, протяжно)

- (скрипка, виолончель )


- записывают определение в тетрадь


- просмотр и анализ картинок




- запись в тетрадь






- отгадывают музыкальную викторину














- слушают, выполняют задание












- показывают проделанную работу

- (музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением. В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно).

- отгадывают загадку









- (скрипка)


(«Волшебный смычок». Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба, потому, что его музыка нужна была не только ему одному, а всем людям. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища)


- выполняют вокально – хоровую работу











- выполнение письменной работы по пройденному материалу














- (Музыка обогащает литературу, музыка часто звучит не только в стихах и сказках, но и в баснях).


КУУД -  выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения.















































































ПУУД — сравнение и анализ музыкальных произведений, отвечают на поставленные вопросы учителя



























КУУД — наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений































































ПУУД – обобщают изученный материал






















Рефлексия учебной деятельности

На слайде начало предложений, выберите одну из фраз и продолжите ее: (слайд)

Мне понравилось...

Я узнал(а)....

Мне было интересно...

Мне было не понятно...

Для меня стало открытием...

анализируют понимание урока

РУУД — анализ собственной учебной деятельности;

Информация о домашнем задании

Вашим домашним заданием будет нарисовать наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока или составить кроссворд, чтобы ключевым словом стало слово «квартет» (слайд)