Организационный момент  Мотивация учебной деятельности Усвоение новых знаний | Музыкальное приветствие «Прозвенел уже звонок» Прозвенел уже звонок, он зовет нас на урок Петь, играть и рассуждать, много нового узнать Здравствуйте ребята! - Сегодня мы продолжаем разговор о музыке и литературе. - На доске записаны строчки из литературного произведения. Прочитайте и скажите, о каком литературном жанре сегодня пойдёт речь? (слайд №1) Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле, Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом.  - Что же такое басня? - Давайте обратимся к Архивариусу: (слайд №2)Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей. - Спасибо. Итак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать? - Что для неё характерно? - Назовите фамилию великого баснописца. (слайд №3) - Да, правильно, Крылов - известный великий русский поэт, работавший в жанре басни. - Как вы думаете, что объединяет эти басни (слайд №4) «Осел и Соловей», «Скворец», «Кукушка и Петух». - Верно, в этих баснях - музыка является “главным действующим лицом”. - Как вы думаете какова будет тема нашего урока? - Тема сегодняшнего нашего урока звучит так «Музыка в баснях». (слайд №5) - Для чего нужна музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение. (слайд) - Получилось название еще одной басни Крылова “Квартет”(слайд№5). | Здравствуйте - ( о басне) - дети рассуждают, выдвигают свои точки зрения - (краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает) (Иван Андреевич Крылов) - (музыка) - рассуждают - запись темы урока в тетрадь - (для того чтобы передать еще более ярко образ героя) решают уравнение | КУУД — слушают и понимают речь других, отвечают на вопросы учителя |
Решение проблемы Слушание муз. произведения: А.П.Бородин. «Струнный квартет» №2 Ноктюрн. Слушание муз. произведений: 1. С.Рахманинов «Вокализ» 2. А.Пахмутова «Раненная птица» 3. П. Чайковский «Осень» Слушание муз. произведения: «Струнный квартет» №2 Ноктюрн. (2мин26сек) Закрепление пройденного материала | - Само название «квартет» взято из литературы или из музыки? - Что такое квартет?(слайд №6) (Высвечиваю 3 определения на экране. Задание по рядам:) - Прочитайте внимательно 3 определения, посовещавшись, выберите верное определение, что такое «квартет». - А теперь проверяем. (Верное определение останется на экране, остальные исчезнут). - Так что же такое «квартет»? (запись определения) - Теперь вам понятно, что такое квартет? У вас на столах есть карточки-памятки, которые вы вклеите в тетрадь, они вам будут помощниками и вы сможете всегда к ней обратиться. Приложение 1. Соло буду петь один, А дуэт с товарищем. Трио с Сашей будем петь, Нам двоим не справиться. А квартет весёлый звонкий Будем вместе петь с Алёнкой. - Прослушайте фрагмент басни и назовите музыкальные инструменты присутствующие в басне. Проказница Мартышка, Осел, Козёл Да Косолапый Мишка Затеяли сыграть квартет Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки Пленять своим искусством свет… - Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне. (слайд №7) - Почему виолончель Крылов называет “басом”? - Я предлагаю вам попробовать прочитать басню по ролям.(выбор желающих) (слайд №8) - Какие герои участвуют в басне? - Какую роль играет музыка в басне? С какой целью она здесь использована. - Почему у «горе - музыкантов» не получилась музыка? В чем мораль басни? - Могли герои басни стать настоящими музыкантами? Почему? Давайте охарактеризуем каждого участника квартета. - Ребята скажите можно ли сразу понять, что затея сыграть квартет у зверей не пойдет? Какую подсказку дает нам автор? - Кто разоблачает их невежество? Кто стал их судьей? - Случайно ли именно к Соловью обращается автор? - Какие напутственные слова дает Соловей участникам квартета (найдите слова в тексте)?(слайд №8) - В этих строках заключается мораль басни. Почему у них не получилось сыграть? - Может ли такая музыка творить чудеса? - Как вы думаете, Иван Андреевич Крылов имел какое — нибудь отношение к музыке? - Действительно Крылов был хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете. Он обычно брал на себя партию альта. - А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка. - Один очень талантливый композитор написал «Струнный квартет» №2 Ноктюрн (запись произведения в тетрадь) (слайд№9) - Прослушайте его и подберите слова подходящие характеру этого произведения. (слайд №10) - Как вы охарактеризовали это произведение? - Как звучала музыка? - Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали? - Какие инструменты входят в состав «струнного квартета»? - А теперь запишите другое определение квартета (слайд №11) - Рассмотрите внимательно следующие картинки и скажите, можно ли назвать это «квартетом»?(слайд №12) - Квартет состоит из 4 частей. Мы прослушали 3 часть, которая называется “Ноктюрн” (слайд №13) - А кто написал эту красивую музыку мы узнаем, сделав следующее задание: Викторина: На доске пластинки из цветного картона, на них написаны названия произведений. Звучит фрагмент музыкального произведения. Ученик выходит, выбирает нужную пластинку. На обратной стороне слоги /бо/, /ро/, /дин/. 1. С.Рахманинов «Вокализ» 2. А.Пахмутова «Раненная птица» 3. П. Чайковский «Осень» - Это музыкальное произведение написал Александр Порфирьевич Бородин - русский композитор, учёный-химик. (слайд №15) - Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. - Как вы думаете что хотел сказать, передать композитор этим произведением, какова главная мысль этой музыки. - У каждого из вас есть карточка с заданием, называется оно «Я – композитор» еще раз послушайте «Струнный квартет» №2 Ноктюрн и попытайтесь определить, какими средствами музыкальной выразительности автор передал идею произведения. (слайд№14). Приложение 2. 1. Темп – умеренный, медленный, быстрый, энергичный. 2. Динамика – очень громко, громко, тихо, очень тихо. 3. Ритм – ровный, простой, острый. 4.Регистр – высокий, средний, низкий. 5. Тембр – виолончель, гобой, скрипка, барабан, труба. 6. Характер – спокойный, решительный, нежный, мрачный, светлый, жалобный, ласковый, грустный. 7. Лад – мажор, минор. - Теперь послушаем, что у вас получилось (прослушивание нескольких вариантов) - Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку? - А теперь отгадайте загадку: (слайд №16) Движенья плавные смычка Приводят в трепет струны, Мотив журчит издалека Поет про вечер лунный. Как ясен звуков перелив, В них радость и улыбка, Звучит мечтательный мотив Его выводит …. - Вспомните, с какой песней мы познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему? - Давайте, мы тоже образуем ансамбль и исполним песню «Волшебный смычек». Но перед пением нам нужно распеться. - Артикуляционная гимнастика: покусывание языка, щеточка, иголочка, часики. - Распевание песни на ЛЕ. - Повторение слов звучным шепотом в ритме песни (слайд №17) - Работа над текстом: утрированное произношение глухих окончаний фраз, вокальное пропевание гласных (сначало все вместе, потом по рядам). - Работа на скачками песни. - Прослушивание первой строчки, настрой на первый звук. - Звуковысотный показ, соединение музыки и текста. - Исполнение всей песни в ансамбле, хоре с отработанными моментами. - Ребята, у вас на партах есть задание, с которыми я думаю, вы легко справитесь (диагностика обученности – тестирование) Подпишите на листочках имя и фамилию и письменно ответе на следующие вопросы: листочки с ответами нужно будет сдать и за это вам будет поставлена оценка. Приложение 3. «Проверь себя» 1. Как называется жанр литературы, для которого характерна краткая форма, действующие лица – животные и птицы, высмеиваются пороки? 2. Назовите фамилию великого русского баснописца - 3. Коллектив, состоящий из четырёх исполнителей – это 4. Назовите автора струнного квартета – 5. Состав струнного квартета – 6. Что такое ноктюрн? - И в заключении нашего урока давайте подведём итог: какую же роль играет музыка в литературе? | - рассуждают - работа по рядам - записывают определение в тетрадь - слушают фрагмент и вычленяют главное - (две скрипки, альт, бас – виолончель) - (виолончель - самый низкий инструмент в квартете - выразительное чтение по ролям басни И.А.Крылова «Квартете») - (мартышка, осел, козел, медведь) - (Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора). - (Звери не умели играть, прежде чем играть, надо учиться. Чтобы научиться музыке, надо много трудиться). - (Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и ко всему что делает человек). - (Проказница Мартышка – существо несерьезное, неусидчивое, вертлявое. Козел – лишенный всяких музыкальных способностей. Косолапый Мишка – увалень. Осел – глупый, но дает советы). - (Баснописец уже сначала басни использует глаголы «дерут», «пленять» указывая тем самым на несуразность происходящего). - (соловей) - соловей в природе является символом музыки - «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней». - (они не умели играть) - (нет, только исполненная настоящими музыкантами музыка может творить чудеса, стать волшебной и помогать людям). - записывают в тетрадь название произведения - слушают, анализируют - ( нежный, одушевленный…) - (нежно, тихо, медленно, протяжно) - (скрипка, виолончель ) - записывают определение в тетрадь - просмотр и анализ картинок - запись в тетрадь - отгадывают музыкальную викторину - слушают, выполняют задание
- показывают проделанную работу - (музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением. В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно). - отгадывают загадку - (скрипка) («Волшебный смычок». Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба, потому, что его музыка нужна была не только ему одному, а всем людям. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища) - выполняют вокально – хоровую работу - выполнение письменной работы по пройденному материалу - (Музыка обогащает литературу, музыка часто звучит не только в стихах и сказках, но и в баснях). | КУУД - выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения. ПУУД — сравнение и анализ музыкальных произведений, отвечают на поставленные вопросы учителя КУУД — наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений ПУУД – обобщают изученный материал |