Предмет | Окружающий мир |
Класс | 4 |
Учитель | Нагимова Мария Хайдаровна |
Авторы учебника | А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. УМК «Школа России» |
Тема урока | «Наши подземные богатства» |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Цели деятельности учителя | Сформировать представления о подземных богатствах; ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств. Формируемые УУД: Познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой; Коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; Личностные – выражать положительное отношение к процессу познания. |
Планируемые результаты | Предметные: способствовать формированию понимания учащимися разнообразия полезных ископаемых; их свойств, значения для людей; развитию навыков определения свойств полезных ископаемых по характерным признакам, самостоятельному изучению основных особенностей подземных богатств; созданию благоприятных условий для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи. Личностные (продолжить формировать): умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на успех в учебной деятельности. Метапредметные (продолжить формировать): Регулятивные – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные – умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое знание от уже известного, находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную ранее. |
Основные понятия | Полезные ископаемые, геолог, гранит, известняк, песок и глина, торф, уголь, антрацит, железная руда, чугун, сталь, нефть, природный газ, шахта, штольня, буровая вышка, скважина, цистерна, танкер, экспортёр и экспорт, плавкость, пластичность, керамика |
Ресурсы | А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир» 4 класс, Москва «Просвещение» 2015; Т.Н.Максимова «Поурочное планирование по курсу окружающий мир», Москва «Вако» 2015, Ю.Ф. Сухарев «Природоведение. Учебно-методическое пособие к учебникам Плешакова А.А. Самарская область, г.Чапаевск, 2003. |
Организация пространства | Фронтальная, групповая, парная работа |
| |
Этап урока | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность ученика |
Мотивация к учебной деятельности. Цели: -актуализировать требования к учащимся с позиции учебной деятельности; -создать условия для формирования внутренней потребности учащихся во включении в учебную деятельность; | Настрой на учебный процесс - Меня зовут Мария Хайдаровна. Сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Объяснение работы с пультами КОКЗ У каждого из вас свой индивидуальный пульт. Оборудование надо беречь и после использования положить на край парты. | - Покажите свое настроение. Выберите себе смайлик и нажмите соответствующую кнопку на пульте. А – у меня отличное настроение; В – мне хорошо; С – мне грустно. | Слушают, размышляют, делают выводы. Пробуют использовать пульты в работе. |
Постановка проблемы Цель: - включение учащихся в учебную деятельность | Показать значки полезных ископаемых | | Принимают учебную задачу |
Открытие детьми нового знания. Работа в паре Цель: - повторить изученный материал прошлых и связать с новой темой; - выяснить определение терминов; - знакомство с новым понятием. | Что же вы там увидели? Значки на карте. А что эти значки обозначают? (полезные ископаемые) ОРГАНИЗУЕТ САМООЦЕНИВАНИЕ Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (познакомиться с полезными ископаемыми и их свойствами.) Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать в парах, группах, использовать информацию учебника) Почему они полезные? Почему ископаемые? Вот это мы сегодня и должны выяснить, может пользы от них и нет совсем. Если они ископаемые, значит где они находятся? Если под землей – значит они подземные. С каким полезным ископаемым вы уже знакомились во 2 классе? (гранит), из каких минералов он состоит? (полевой шпат, кварц и слюда). Что еще вы помните про этот камень? Как называют людей, изучающих недра Земли и отыскивающих полезные ископаемые? (геологи)Для выполнения следующего задания, нам нужно объединиться в группы. | Рассмотреть знаки и предположить зачем они нужны, открыть учебник и выяснить задание - Один ученик в паре должен выбрать знак, другой найти месторождения на карте. (5 штук) - Какие из представленных на доске знаков не встретили на карте? Почему? | Исследуют карту на стр. учебника. Отвечают на вопросы Работают по заданию учителя. |
Работа в группах Цель: - способствовать изучению нового материала; - сопровождать работу групп | Делит класс на 7 групп. Выдает инструктивные карточки, карты Московской области. Проверяет работу групп. Сопровождает ответы детей в сопровождении презентации Группы: Гранит Известняк Песок и глина Торф Уголь Железная руда Нефть и природный газ | - Какие литературные герои занимались добычей полезных ископаемых? -Сегодня к вам в гости пришли гномы и каждый принес с собой полезные ископаемые. Вам нужно определить свойства и для чего используется это ископаемое. Заполнить инструктивную карточку. Выбрать со стола изделие из данного ископаемого. Вспомните правила работы в группе: Уважай своего товарища. Выслушивай мнение не перебивая. Работай сообща. Найдите на карте Московской области полезное ископаемое, над которым вы работали в группе. В Московской области добывают глину (Гжель), известняк (Воскресенск и Егорьевск), торф (Талдом, Шатура, Орехово-Зуево), кварцевые пески (Люберецкий район в районе г.Котельники), песко-гравийные смеси. | Работают в группах по плану. Выбирают изделие, связанное с полезным ископаемым из представленных группой. Работают с картой. Защищают свою работу с сопровождением презентации. |
| Организует выступления групп. ОРГАНИЗУЕТ САМООЦЕНИВАНИЕ |
Физминутка | Организует физминутку | | Выполняют физминутку |
Первичное закрепление нового материала. Работа с текстом. Цель: - выяснить причины для охраны подземных ископаемых | Организует просмотр ролика «Как добывают нефть» | -Посмотрите небольшой ролик о добыче нефти. | Смотрят фильм |
Организует работу с текстом. | - Задайте вопросы по тексту своим одноклассникам | Читают текст «Охрана подземных богатств» Придумывают вопросы и отвечают на них. |
Введение нового знания в систему изученного материала Цель: - проверить знания учащихся | Организует работу с КОКЗ | Задания в уроке по системе Interwrite | Отвечают на вопросы |
Итог урока и оценивание Цель: - подвести итог и оценить работу класса. | Организует итог урока | - Какие богатства есть в нашей стране? А какое экономически самое важное? - Как вы сегодня поработали? Чтобы изменили в своей работе? Могли бы вы работать лучше? Что вам помешало? | Оценивают себя и своих товарищей |
Рефлексия Цели: -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности | Организует рефлексию при помощи КОКЗ | Понравился вам урок? Оцените свое настроение. | Оценивают свое эмоциональное состояние |