СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира 4 класс "Наши подземные богатства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по Плешакову "Наши подземные богатства" 

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира 4 класс "Наши подземные богатства"»

Технологическая карта урока окружающего мира

Класс: 4 класс

Тема урока: «Наши подземные богатства»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: Сформировать представления о подземных богатствах; ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.

Планируемые результаты:

предметные: развитие навыков устанавливать и выявлять причинно –следственные связи в окружающем мире.

личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятий; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Оборудование:

  • учебник А.А.Плешаков (4 класс, часть первая) «Окружающий мир», атлас – определитель, физическая карта России, карта полезных ископаемых Курской области, карточка-помощница;

  • компьютер, проектор, экран, презентация;

  • коллекция полезных ископаемых.





























п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности (2мин)

Цели: проверка готовности обучающихся и их настроя на работу


-Добрый день, дорогие ребята!

-С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям и пусть ваша улыбка принесет хорошее настроение всем присутствующим в классе.

Ученики внимательно слушают и настраиваются на урок



Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

2

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.


Учитель актуализирует знания, полученные на прошлом уроке.

-Ребята, очень хочется, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным и познавательным!

А начнём мы его с проверки домашнего задания.

Учитель проводит фронтальный опрос:

-Что мы называем водоёмами? (Водоёмы – это хранилища воды, которая нужна всему живому)

-Какие водоёмы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, ручей, канал, водохранилище)

– Перечислите водоёмы нашего края.

- Молодцы, а теперь выполните задания в тетради «Проверь себя» на стр. 40.

Дети отвечают на вопросы, дают четкие определения по значениям слов, выполняют проверочную работу.







Познавательные:

Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

3.

Постановка учебной задачи.

(3-5 мин)

Цели: Подведение детей к теме урока и постановке задач.

- Ребята, я предлагаю вам внимательно посмотреть фрагмент из детской телепередачи «Кругосветное путешествие», и ответить на вопрос, в какое путешествие решили отправиться главные герои? Слайд 2

- О каких богатствах шла речь в просмотренным фрагменте? (алмазы, золото)

- Как их можно назвать одним словом? (полезные ископаемые)

- В прошлом учебном году, на уроке окружающего мира мы знакомились со многими полезными ископаемыми.

-Какие же полезные ископаемые вы можете перечислить?(каменный уголь, гранит, нефть, железную руду)

-Какова же тема сегодняшнего урока?

(Полезные ископаемые)

-Ребята, а кто назовёт раздел предметной области «Окружающий мир», который мы изучаем? (Родной край – большой страны)

- Как же точно будет звучать тема урока?

(«Наши подземные богатства» или «Полезные ископаемые нашего края») Слайд 3

-Исходя из темы, определите цель урока?

(Познакомиться с полезными ископаемыми нашего края, их свойствами, способами добычи и применением)

-Какие учебные задачи нам предстоит решить, чтобы достигнуть поставленной цели?

(1.Узнать, какие полезные ископаемые есть в нашем крае;

2.изучить свойства полезных ископаемых нашего края;

3.выяснить, где добывается и как применяется человеком.)

Смотрят фрагмент передачи и готовят ответ на вопрос учителя













Формулируют тему, цель урока и ставят учебные задачи.















Познавательные:

Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные:

Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание.




Регулятивные:

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания.


4.

Построение проекта и выхода из проблемной ситуации (Открытие нового знания)


-Что же такое полезные ископаемые?

(определение – полезные ископаемые – это то, что добывается из недр Земли и приносит пользу) Слайд 4

-Для решения учебных задач, я предлагаю вам план, по которому вам предстоит изучить подземные богатства нашего края.

План (Слайд 5)

1.Определить название полезного ископаемого (атлас – определитель, карта области)

2.Изучить свойства полезного ископаемого (учебник с.150-158)

3.) Найти информацию о местах и способах добычи полезного ископаемого в нашем крае

4. Выяснить, как используется человеком (учебник)

-Ребята, а какими полезными ископаемыми богат наш край?

Ученики совместно с учителем выстраивают план работы, по которому предстоит изучать полезные ископаемые.









Познавательные:

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную цель и задачу, услышанную информацию.


5

Реализация построенного проекта. 

а)организация работы в лаборатории


б) изучение раздаточного материала










в) осуществление деятельности по решению проблемы.








г) оформление результатов.




д)презентация результатов работы


- Ребята, сейчас я вам предлагаю стать учёными- исследователями и провести серьёзную исследовательскую работу по изучению полезных ископаемых нашего края.

- Для работы учёным предстоит объединиться в пары.(Дети объединяются в пары)

- Ребята, на столах у вас лежит инструментарий необходимый для исследования:

инструкционная карта, план изучения полезного ископаемого, дополнительные источники информации – атлас – определитель, учебник, карта полезных ископаемых Курской области). В соответствии с планом, вам предстоит составить пирамиду с результатами исследования полезного ископаемого и её презентовать.

- Итак, приступаем к исследовательской работе (работа с коллекцией полезных ископаемых и дополнительными источниками информации)

1 гр- известняк, торф, каменный уголь, нефть

2гр- глина, песок, железная руда, природный газ

Учитель в качестве эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил сотрудничества членов группы.


Группы поэтапно выполняют и оформляют работу. Учитель мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха.

Учитель корректирует готовые работы групп.


Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в паре на общий результат. Презентация сопровождается слайдами 6 - 13


Просмотр видео о граните. Слайд 14

Учитель обобщает исследовательскую работу. Помогает обобщить и сделать выводы.

Итак, подведём итог.

Полезные ископаемые делятся на рудные и нерудные. Нерудные в свою очередь делятся на строительные и горючие. (Слайд 15)

Дети распределяются по парам и вживаются в роль ученых-исследователей.














Дети внимательно слушают и запоминают.



Дети изучают инструктивную карту и запоминают правила оформления результатов исследования.



Учащиеся работают самостоятельно, определяют полезные ископаемые, заполняют таблицу, используя атлас –определитель, физическую карту, учебник.

Записывают материал в тетрадь.

Познавательные:

Формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать), моделировать.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные:

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей, оценивать их адекватно, готовность к преодолению трудностей , формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.


Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Учитывать другие мнения



Регулятивные:

Способность принимать, сохранять информацию,  


Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.



6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Игра «Ты мне я тебе»

Учитель организует взаимопроверку по усвоению изученного материала .

-Предлагаю вам поиграть в игру «Ты мне я тебе». Задайте вопросы коллегам из других лабораторий о полезном ископаемом, которое вы исследовали.


Ученики задают вопросы своим «коллегам» и отвечать на них

Коммуникативные:

Формировать умение строить грамотные ответы на вопросы и задавать их.


7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


а) Игра «Да –нетка»


Учитель организует индивидуальную работу для проверки усвоения материала .

-Ребята, я попрошу вас взять листочки. Сейчас я предлагаю вам в игре «Да –нетка» проверить свои знания о полезных ископаемых нашего края.

Верно ли утверждение:

1.Глина обладает хорошей пластичностью.

2.Мел – это разновидность известняка.

3.Торф твердый, прочный, тяжелее воды.

4.Известняк добывают на дне моря.

5.Изделия из глины называются керамическими.

6.Известняк используется как топливо в жилых помещениях.

7.Торф образуется в болотах из остатков отмерших растений.

8.Известняк камень чёрного цвета.

-Проверьте свою работу. (слайд 16)

Учащиеся индивидуально выполняют задание по теме, осуществляют самопроверку.









Познавательные:

Классифицировать информацию, осуществлять действия по этой информации.

Коммуникативные:

Умение слушать и слышать учителя.

Регулятивные:

Способность принимать, сохранять информацию,  обдуманно принимать решение, осуществлять самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона, оценивать свою работу.

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация новых знаний, постановка дальнейших целей.

Итак, ребята, какова тема нашего урока?

Что нового узнали?

Что вам запомнилось сегодня на уроке?

Какие полезные ископаемые добываются у нас в Курской области?

Что понравилось?

Сегодня хотелось бы отметить.......

Учащиеся отвечают на вопросы


Личностные: Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятие.

Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.


Домашнее задание.


Ваше домашнее задание:

Стр. 149 – 159 вопросы, Р.Т. стр. 71 – 73

Слайд 17

Учащиеся определяются с выбором и фиксируют домашнее задание в дневниках.

Личностные:

Формирование умения сделать быстро правильный выбор с учетом своих интересов.




















Название полезного ископаемого


Название полезного ископаемого


Условное обозначение на карте


Условное обозначение на карте


Основные свойства




Основные свойства




Применение




Применение




Места и способы добычи




Места и способы добычи






Название полезного ископаемого


Название полезного ископаемого


Условное обозначение на карте


Условное обозначение на карте


Основные свойства




Основные свойства




Применение




Применение




Места и способы добычи




Места и способы добычи








Верно ли утверждение:

1.Глина обладает хорошей пластичностью. ___________

2.Мел – это разновидность известняка. ____________

3.Торф твердый, прочный, тяжелее воды. _____________

4.Известняк добывают на дне моря. _____________

5.Изделия из глины называются керамическими. _______________

6.Известняк используется как топливо в жилых помещениях. _____________

7.Торф образуется в болотах из остатков отмерших растений. _____________

8.Известняк камень чёрного цвета. _______________











Верно ли утверждение:

1.Глина обладает хорошей пластичностью. ___________

2.Мел – это разновидность известняка. ____________

3.Торф твердый, прочный, тяжелее воды. _____________

4.Известняк добывают на дне моря. _____________

5.Изделия из глины называются керамическими. _______________

6.Известняк используется как топливо в жилых помещениях. _____________

7.Торф образуется в болотах из остатков отмерших растений. _____________

8.Известняк камень чёрного цвета. _______________