1 | Мотивация к учебной деятельности (2мин) Цели: проверка готовности обучающихся и их настроя на работу | -Добрый день, дорогие ребята! -С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям и пусть ваша улыбка принесет хорошее настроение всем присутствующим в классе. | Ученики внимательно слушают и настраиваются на урок | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
2 | Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. | Учитель актуализирует знания, полученные на прошлом уроке. -Ребята, очень хочется, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным и познавательным! А начнём мы его с проверки домашнего задания. Учитель проводит фронтальный опрос: -Что мы называем водоёмами? (Водоёмы – это хранилища воды, которая нужна всему живому) -Какие водоёмы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, ручей, канал, водохранилище) – Перечислите водоёмы нашего края. - Молодцы, а теперь выполните задания в тетради «Проверь себя» на стр. 40. | Дети отвечают на вопросы, дают четкие определения по значениям слов, выполняют проверочную работу. | Познавательные: Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. |
3. | Постановка учебной задачи. (3-5 мин) Цели: Подведение детей к теме урока и постановке задач. | - Ребята, я предлагаю вам внимательно посмотреть фрагмент из детской телепередачи «Кругосветное путешествие», и ответить на вопрос, в какое путешествие решили отправиться главные герои? Слайд 2 - О каких богатствах шла речь в просмотренным фрагменте? (алмазы, золото) - Как их можно назвать одним словом? (полезные ископаемые) - В прошлом учебном году, на уроке окружающего мира мы знакомились со многими полезными ископаемыми. -Какие же полезные ископаемые вы можете перечислить?(каменный уголь, гранит, нефть, железную руду) -Какова же тема сегодняшнего урока? (Полезные ископаемые) -Ребята, а кто назовёт раздел предметной области «Окружающий мир», который мы изучаем? (Родной край – большой страны) - Как же точно будет звучать тема урока? («Наши подземные богатства» или «Полезные ископаемые нашего края») Слайд 3 -Исходя из темы, определите цель урока? (Познакомиться с полезными ископаемыми нашего края, их свойствами, способами добычи и применением) -Какие учебные задачи нам предстоит решить, чтобы достигнуть поставленной цели? (1.Узнать, какие полезные ископаемые есть в нашем крае; 2.изучить свойства полезных ископаемых нашего края; 3.выяснить, где добывается и как применяется человеком.) | Смотрят фрагмент передачи и готовят ответ на вопрос учителя Формулируют тему, цель урока и ставят учебные задачи. | Познавательные: Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её. Коммуникативные: Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание. Регулятивные: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
4. | Построение проекта и выхода из проблемной ситуации (Открытие нового знания) | -Что же такое полезные ископаемые? (определение – полезные ископаемые – это то, что добывается из недр Земли и приносит пользу) Слайд 4 -Для решения учебных задач, я предлагаю вам план, по которому вам предстоит изучить подземные богатства нашего края. План (Слайд 5) 1.Определить название полезного ископаемого (атлас – определитель, карта области) 2.Изучить свойства полезного ископаемого (учебник с.150-158) 3.) Найти информацию о местах и способах добычи полезного ископаемого в нашем крае 4. Выяснить, как используется человеком (учебник) -Ребята, а какими полезными ископаемыми богат наш край? | Ученики совместно с учителем выстраивают план работы, по которому предстоит изучать полезные ископаемые. | Познавательные: Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу, услышанную информацию. |
5 | Реализация построенного проекта. а)организация работы в лаборатории б) изучение раздаточного материала в) осуществление деятельности по решению проблемы. г) оформление результатов. д)презентация результатов работы | - Ребята, сейчас я вам предлагаю стать учёными- исследователями и провести серьёзную исследовательскую работу по изучению полезных ископаемых нашего края. - Для работы учёным предстоит объединиться в пары.(Дети объединяются в пары) - Ребята, на столах у вас лежит инструментарий необходимый для исследования: инструкционная карта, план изучения полезного ископаемого, дополнительные источники информации – атлас – определитель, учебник, карта полезных ископаемых Курской области). В соответствии с планом, вам предстоит составить пирамиду с результатами исследования полезного ископаемого и её презентовать. - Итак, приступаем к исследовательской работе (работа с коллекцией полезных ископаемых и дополнительными источниками информации) 1 гр- известняк, торф, каменный уголь, нефть 2гр- глина, песок, железная руда, природный газ Учитель в качестве эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил сотрудничества членов группы. Группы поэтапно выполняют и оформляют работу. Учитель мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха. Учитель корректирует готовые работы групп. Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в паре на общий результат. Презентация сопровождается слайдами 6 - 13 Просмотр видео о граните. Слайд 14 Учитель обобщает исследовательскую работу. Помогает обобщить и сделать выводы. Итак, подведём итог. Полезные ископаемые делятся на рудные и нерудные. Нерудные в свою очередь делятся на строительные и горючие. (Слайд 15) | Дети распределяются по парам и вживаются в роль ученых-исследователей. Дети внимательно слушают и запоминают. Дети изучают инструктивную карту и запоминают правила оформления результатов исследования. Учащиеся работают самостоятельно, определяют полезные ископаемые, заполняют таблицу, используя атлас –определитель, физическую карту, учебник. Записывают материал в тетрадь. | Познавательные: Формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать), моделировать. Коммуникативные: Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Регулятивные: Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей, оценивать их адекватно, готовность к преодолению трудностей , формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Учитывать другие мнения Регулятивные: Способность принимать, сохранять информацию, Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. а) Игра «Да –нетка» | Учитель организует индивидуальную работу для проверки усвоения материала . -Ребята, я попрошу вас взять листочки. Сейчас я предлагаю вам в игре «Да –нетка» проверить свои знания о полезных ископаемых нашего края. Верно ли утверждение: 1.Глина обладает хорошей пластичностью. 2.Мел – это разновидность известняка. 3.Торф твердый, прочный, тяжелее воды. 4.Известняк добывают на дне моря. 5.Изделия из глины называются керамическими. 6.Известняк используется как топливо в жилых помещениях. 7.Торф образуется в болотах из остатков отмерших растений. 8.Известняк камень чёрного цвета. -Проверьте свою работу. (слайд 16) | Учащиеся индивидуально выполняют задание по теме, осуществляют самопроверку. | Познавательные: Классифицировать информацию, осуществлять действия по этой информации. Коммуникативные: Умение слушать и слышать учителя. Регулятивные: Способность принимать, сохранять информацию, обдуманно принимать решение, осуществлять самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона, оценивать свою работу. |
8 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация новых знаний, постановка дальнейших целей. | Итак, ребята, какова тема нашего урока? Что нового узнали? Что вам запомнилось сегодня на уроке? Какие полезные ископаемые добываются у нас в Курской области? Что понравилось? Сегодня хотелось бы отметить....... | Учащиеся отвечают на вопросы | Личностные: Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятие. Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. |