Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Осуществляемые действия | познавательная | коммуникативная | регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы действия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Цели | Образовательные: Формировать умение находить в словах букву И, знать, какой звук она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию). Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в паре Формировать УУД: - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. |
Планируемый результат | Предметные: Звуки, буквы. Смыслоразличительная роль звуков в речи, слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Звуки гласные, согласные. Слог. Согласные мягкие, твёрдые, глухие звонкие. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа чтения. Ударение в слове. Сильные и слабые позиции гласных в слове. Деление слов на слоги. Членение речи на предложения и слова. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение, чтение целыми словами. Чтение вслух. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
1.Организацион ный момент. | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, настраивает на продуктивную работу. | | | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | . | Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу. | |
2. Актуализация знаний и постановка цели урока | Мотивирует учащихся. Организует деятельность учащихся по формулированию темы и цели урока На доске картинки, на которых изображены кубики, пирамидка, тигр. -Назовите предметы , изображенные на картинках. Найдите в них два общих признака и сформулируйте тему урока На доске запись: Познакомиться с … Учиться отличать … Учиться читать … С помощью данных фраз сформулируйте цели нашего урока | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Выражают свои мысли, строят догадки о теме урока Все предметы игрушки. В названии каждой игрушки есть звук [и]. значит тема сегодняшнего урока – «Звук [и], и буква , которая его обозначает Цель урока – познакомиться со звуком [и] и буквой, которая его обозначает; учиться отличать звук [и] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв; учиться читать слоги с новой буквой. | Учатся анализировать объекты с выделением общих признаков, делать выводы.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме Слушают и понимают речь других | Строить монологичес кое высказыва ние. Адекватно использовать речь Планирова ние учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; -учитывают разные мнения и обосновывают собственную позицию. | Целеполагание, т.е. постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Умение слушать собеседника и вести диалог. Высказывть свою точку зрения | Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
3.Знакомство с новым звуком | Указывает объект наблюдения. Найдите среди названий данных предметов слово,в котором один слог и четыре звука. Назовите второй звук в этом слове Работает над артикуляцией. Произносим И на счет от 1- 5 громко, Теперь закроем глаза, поднесем ладошку ко рту и произносим И на счет от 1- 5 тихо Откроем глаза , в парах глядя друг на друга произнесем звук и шёпотом, наблюдая как расположены органы речи при его произнесении. Как расположены губы зубы, язык при произнесении звука И. Покажите схему с помощью которой мы будем изображать этот звук. Работает над развитием фонематического слуха. – Я прошу внимательно послушать звуки и поймать его в ладоши, если в них вы услышите звук И: ап, их, им, ум, ат, ит, ас, ис, ри, ми, от, за, зи, и, о, у, ы, и, э, ап, их, ан, ну, ни, ты, ти, дом, мир. Развитие фонематического анализа и синтеза. Формирует умение распознавать изучаемые звук среди других Назовите предметы в которых звук [и] находится в начале слова, в середине, в конце. Подведем итог. С каким звуком мы сегодня работаем? Охарактеризуйте его. | Наблюдают и анализируют слова. Выделяют звук Это слово тигр. В этом слове второй звук [и]. Наблюдают и анализируют расположение органов речи. Губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам,. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Горло дрожит, голос есть. Дети показывают красный квадрат Объясняют расположение нового звука в слове. Звук [и] гласный, потому что при его произнесении поток воздуха проходит через горлышко свободно. Не встречая преграды Дети выбирают красный квадрат. | Учаться анализиро вать объекты с выделением заданных признаков Учаться анализировать объекты Формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | | Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками Строят монологическое высказывание Адекватно используют речь Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами | Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу Освоение способов определения гласного звука Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу | |
4.Физкультминутка | Я называю игрушки и игры. Если в них есть звук [и]., то вы его изображаете. Юла, мячик. Волейбол, погремушка, кукла, бадминтон, теннис. футбол | | Освоение способов определения гласного звука | | | Усилием воли выполнять задание в соответствии с требованиями. | |
5. Знакомство с новой буквой. Звукобуквенный анализ слов | Знакомит с буквой И Я буду показывать буквы, если вы увидите новую то похлопаете в ладоши Итак, звук «И» обозначается вот такой буквой «И». Две палочки прямые, Меж ними ремешок. Он снизу вверх направо Идёт наискосок. 2. Построим из пальцев букву «И». Указательные пальцы Словно столбики застыли. Средний левой чуть нагнулся, Пальца правой дотянулся. Мотивирует детей на выполнение самостоятельной работы. Объясняет смысл задания. – На письме звук И обозначается буквой И. В книгах, газетах, журналах нам вссвсвстречается печатная буква И. Попробуйте найти букву в тексте. Если увидите, поймайте, обведите в кружок. Через две минуты проверим, кто из вас лучший охотник, кто самый зоркий. Игра “Охотник”. Сколько букв И встретилось на Вашем пути 1. Организует выступление учащихся каждой пары. 2. Заслушивает пары. 3. Подводит итог выступления пары. Предлагаю выполнить звукобуквенный анализ слов в парах: гиря лиса,вишня. Проводит проверку правильности звукового анализа слова Что общего у слов гиря лиса. вишня Какой можно сделать вывод? | Ребята среди изученных букв находят новую Самостоятельно работают Выполняю т работу в парах. 3 пары у доски. . Представители каждой пары объясняют звуковой анализ слова Первый звук во всех словах мягкий согласный, второй звук [и]. Буква и обозначает твердость предшествующего согласного Учащиеся делают вывод о гласном звуке и. Звук и указывает на мягкость твердого согласного. | Формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Умение анализировать Ориентировать в тетради на печатной основе. Использование знаково-символических средств для решения задачи Установление соответствия между звуком и буквой его обозначающим Осознанно строят высказывания в устной форме. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | Участвуют в обсуждении. Взаимодействуют друг сдругом в паре во время работы Взаимодействуют с учителем и классом во время проверки работы Участвуют в обсуждении Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы | Совместно договариваться о правилах работы в паре Вызванные учащиеся строят монологическое высказывание Понимают и воспринимают на слух замечания Класс: понимает и воспринимает на слух ответы учащихся Вызванный учащийся: строит монологическое высказывание | Идёт управление своей деятельностью (включается волевая саморегуляция); закрепляется умение работать самостоятельно, обучающиеся контролируют свои действия. Контролируют правильность Контролируют Правильность выбора звуковой схемы. По мере необходимости исправляют | Анализируют буквы в соответствии с эталоном Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализировать собственную работу находить ошибки Умение слушать собеседника и вести диалог. Высказывать свою точку зрения. Анализировать свою работу, находить ошибки Принимают и сохраняют учебную цель и задачу |
Закрепление знаний о гласных звуках и буквах | Организует подводящий диалог. В русском языке 10 гласных букв. Все они перед вами на звуковой ленте. Почему они размещены на двух линейках? Назовите буквы которые обозначают твердость согласного, назовите буквы, которые обозначают мягкость согласного. Подведем итог. С каким звуком мы сегодня работаем? Охарактеризуйте его | Делают вывод На первой линейке буквы. Которые обозначают твердость согласного, а на второй те которые указывают на мягкость. Буквы А, О, У, Ы, Э, указывают на твердость согласного, а буквы Я, Ю, И, Е, Ё – на мягкость. | Ориентироваться в своей системе знаний: ОТЛИЧАТЬ НОВОЕ от уже известного перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; | | Слушать и понимать речь других | | |
Чтение слогов и слов с буквой и | Организует чтение слогов с новой буквой Предлагаю прочитать слоги с изученными буквами АУ ИА ИЕ ЫЕ УЮ АЯ | Все читают слоги | Навык чтения по слогам | | | Контролируют правильность чтения | |
| Организует чтение слов Прочитайте слова и разделите их на две группы На доске написаны слова: Мишка, пупсик, мячик, футбол, прятки, снежки, догонялки, автомобиль. - Найдите лишнее слово. (футбол) - Почему? (нет новой буквы) | Все читают слова | Учатся анализировать объекты с выделением общих признаков, делать выводы, обобщения | | Формирование умения слышать и слушать, формулировать ответ | Контролируют правильность чтения | |
| Организует чтение стихов (у каждого на парте) Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу Всё равно его не брошу, Потому что он хороший. Зайку бросила хозяйка. Под дождём остался зайка. Со скамейки слезь не мог. Весь до ниточки промок. - Что общего в этих текстах? (всё об игрушках) - Кто автор этих четверостишьев? - Чем эти тексты отличаются? (в 1–м о мишке, во 2-м о зайке) - Как относятся к игрушке в 1-м тексте? (с любовью, бережно) - А во втором тексте? - Как надо относится к игрушкам? | Сравнивают стихотворения, находят ощее, различия | Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте | Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в диалоге на уроке. | Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами | Контролируют правильность чтения | |
VIII. Рефлексия. | Задает вопросы о задачах урока. За урок мы сегодня многое успели. Давайте подведем итоги нашей работы. Какой была тема урока? Какик цели ставили на урок? Достигли их? Оцените свою работу на уроке с помощью «огоньков» | Высказывают свои впечатления от урока | | Учитывают разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | | Анализируют свою работу: | Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |