СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока ОБЖ в 7 классе

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

комбинированный урок с применением ИКТ. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. Цели урока:  Ознакомить учащихся с общим понятием стресса, стрессовыми факторами(стрессорами),  рассмотреть влияние стресса на человека и его здоровье; Сформулировать общие принципы борьбы со стрессом для обеспечения психологической уравновешенности и сохранения здоровья; Воспитывать у учащихся сознательное и ответственное отношение к своему здоровью, адекватное поведение в различных жизненных ситуациях и желание вести ЗОЖ.

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОБЖ в 7 классе»


Технологическая карта к уроку ОБЖ в 7 классе


Тема: Стресс и его воздействие на организм человека.

Предметная область: «Основы безопасности жизнедеятельности»

Тема: Стресс и его воздействие на организм человека.

Тип урока: комбинированный урок с применением ИКТ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Цели урока:

Ознакомить учащихся с общим понятием стресса, стрессовыми факторами(стрессорами), рассмотреть влияние стресса на человека и его здоровье;

Сформулировать общие принципы борьбы со стрессом для обеспечения психологической уравновешенности и сохранения здоровья;

Воспитывать у учащихся сознательное и ответственное отношение к своему здоровью, адекватное поведение в различных жизненных ситуациях и желание вести ЗОЖ.

Подготовка к уроку:

  1. Подбор материала и набор текста.

  2. Подбор изображений из интернета и других источников для слайдов.

  3. Составление и оформление презентации.

ХОД УРОКА





№ П./П

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1.

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности.

Цель: проверка готовности учащихся к работе, настрой на урок.

Приветствие. (Слайд № 1).


Регулятивные: сформировать взаимоотношения с окружающими;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми;

2.

Актуализация

знаний и

постановка

учебной

проблемы

Цель:

подведение

детей к

формулированию темы урока.

В начале урока хотелось бы вспомнить некоторые моменты прошлого урока:

- Что значит Ч.С. природного характера? (Ч.С. природного характера - это опасные природные явления или процессы, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери)

- Как вы считаете, какое главное правило человека, попавшего в опасную ситуацию? (Не паниковать!)

- Что значит паника? (Беспокойство, волнение. Паника - крайний, неудержимый страх, сразу охватывающий человека или многих людей)

- Чем же сегодня на уроке мы будем заниматься? ( будем анализировать как паника, волнение влияют на организм человека, познакомимся с некоторыми понятиями, способами собой регулировать) (Слайд №2)

-Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с понятием СТРЕССА, со стрессовыми факторами (стрессорами), рассмотрим влияние стресса на организм человека и его здоровье, сформулируем

общие принципы борьбы со стрессом для обеспечения психологической уравновешенности и сохранению здоровья. (Слайд №3)

Личностные: социально-психологического (качество отношений с окружающими людьми);

Регулятивные: сформировать взаимоотношений с окружающими;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения со взрослыми; готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.


3.
















































































































Открытие нового.








































































































1.Понятие СТРЕССА. (Слайд № 4) Канадский патолог Ганс Селье (1907 - 1982 г.г.) сформулировал концепцию стресса, как состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных внешних воздействий. Патолог - врач специалист по патологической анатомии. Патология - наука о болезненных процессах в организме. Вот Селье определил стресс как совокупность защитных реакций организма, вызываемых каким-либо из стрессовых факторов. 2. Стрессовый фактор (стрессоры).

- Как вы думаете, в вашей жизни вы испытывали стресс? Приведите примеры. (Описать психологическое состояние). - Как вы себя чувствовали?


(Слайд №5) Стрессовый фактор– это воздействие на психику человека, которое вызывает стрессовый ответ. Пример: Как будет себя вести человек после того, как попал в автомобильную аварию? (разные люди по разному, одни будут кричать, реветь, метаться; ДРУГИЕ ЗАМРУТ, ОСТОЛБЕНЕЮТ, из них не выдавишь ни слова). - Попробуйте назвать несколько стрессовых ситуаций из жизни.. (перемены в жизни, эмоциональный конфликт, страх, усталость, физическая травма, резкие изменения температуры наружного воздуха, шум, заболевания и др.) - Верно! А когда действия стрессоров суммируется и накапливается, становится больше в данный период жизни, тем выше будет уровень стресса. (Слайд № 6)-Стресс как ответ организма на стрессовый фактор включает в себя сотни измеряемых физиологических изменений в организме (повышение кровяного давления, учащение пульса, замедление и остановка пищеварения, увеличение уровня сахара в крови и другие).

3. Общий адаптационный синдром. - В этих изменениях Селье выделил три стадии: Стадия мобилизации, сопротивления, истощения.

О них нам расскажут ваши одноклассники, они подготовили сообщения. (Слайд № 7)

(Приложение № 1, сообщения для детей)

Стадия мобилизации: В ответ на воздействия стрессора возникает тревога. Эта реакция мобилизирует организм, готовит его к срочным действиям, к защите. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья (например, в Ч.С.), так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются возможности и деятельность организма. Но если все эти приготовления не переходят незамедлительно в действия, долговременное пребывание в таком состоянии может привести к различным нарушениям функций организма.

Пример: Человек всегда готов постоять за себя, даже в очень сложных обстоятельствах. Всегда в форме. Но не надо всегда ждать неприятностей. Они сами тебя найдут.

Стадия сопротивления:

Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.

Пример: Человеку ставили очень страшный и серьезный диагноз болезни, но под вопросом. И вот врач объявил, что опасения напрасны, диагноз не подтвердился. Этот человек будет так рад и счастлив, что другие стрессоры для него в данный момент ничего не значат, он на них даже реагировать не будет.

Вот как стресс может сделать человека счастливым.

Стадия истощения:

Если уровень стресса слишком долго остается высоким, наступает стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создает такие физиологические условия, при которых способность организма оказывать сопротивление стрессорам уменьшается. Сильный стресс сигнализирует о себе определёнными симптомами: нервозность, смутная тревога, быстрая утомляемость, раздражительность, чувство беспомощности, головные боли, бессонница, потеря аппетита и другие. На этой стадии иммунная система человека ослабевает и возможно возникновение различных заболеваний. В состоянии истощения человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.


Пример: Жизнь в шумном городе, неблагоприятная обстановка на работе, проблемы в семье и другие.


- Вы встречаетесь в жизни с разными ситуациями, которые вас заставляют думать о вашем поведении, анализировать свои действия.

- Как вы считаете, стресс всегда приносит вред? А может он нужен нашему организму? (Да, есть стадии мобилизации и сопротивления)


4. Стресс во благо. Но, необходимо отметить, что стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе обеспечивается достижение поставленных целей без истощения жизненных сил организма. Приятные моменты после забот.

Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (состояние спортсмена перед стартом, парашютиста перед полетом, роды женщины). Отмечено, что не столько события (стрессоры) сами по себе определяют подверженность человека стрессу, сколько реакция человека на эти события: «Мир не такой, какой он есть, а такой каким мы его видим». А.Шопенгауэр. (Слайд № 8) Например: Причиной стресса не может быть сама контрольная работа, а вот твоя неподготовленность может.

У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний.

Пришло время отдохнуть.

Физминутка:

Цель: Снятие мышечных зажимов в области плеч, шеи, позвоночника, расслабление.


Инструкция:

Точечный массаж: 1. постукивание пальчиками обеих рук; 2. другу по парте постучать по спине.

Анализ: Как вы чувствуете себя после такого массажа? Приятно или нет было выполнять эти упражнения? Поднялось ли настроение?


5. Влияние стресса на организм человека.

- Прочитайте текст, который лежит перед вами, и найдите информацию о том, как влияет стресс на человека. После мы с вами запишем в тетрадь. (Слайд № 9, постепенно включать)

(Приложение № 2, работа с текстом)

Велика роль стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, при этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются и количество кислорода, поступающего к сердечной мышце, уменьшается.

Сильный продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведет к увеличению риска, инфекционных заболеваний. Сильный стресс может привести к язве желудка и двенадцатиперстной кишки. При этом необходимо отметить, что каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса. В некоторых пределах стресс психически благоприятен, но когда он переходит границы оптимального уровня, то истощает психическую энергию организма и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

Разные люди реагируют на стресс по-разному. Одни начинают много есть, другие теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, другие испытывают сонливость даже днем. Некоторые преуспевают в такие ситуациях, когда другие быстро приходят в стадию истощения. Несмотря на это, есть общие принципы выхода из состояния сильного стресса.


Записать в тетрадь:

Влияние стресса на организм человека:

- вызывает болезнь сердца;

- приводит к увеличению кровяного давления;

- нарушает работу иммунной системы организма, что увеличению риска инфекционных заболеваний;

- ведёт к язве желудка и двенадцатиперстной кишки;

- истощает психическую энергию организма;

- приводит к нарушению нормальной деятельности человека.


Последствия стресса:


- Нам необходимо знать, как бороться со стрессом, сейчас вы сделаете вывод по всему, что мы сегодня говорили…










Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни; социально-психологического (качество отношений с окружающими людьми);

Регулятивные: прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам; моделировать ситуации; сформировать взаимоотношения с окружающими;

Познавательные: познакомиться с новыми понятиями, стадиями адаптационного синдрома;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение из приемами и навыками общения с взрослыми, готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредметных результатов обучения.


4.

Закрепление.

Общие принципы борьбы со стрессом. (Слайд № 10)

Дети читают со слайда и комментируют свое понимание прочитанного, дают свою оценку.

 Вырабатывайте у себя убеждения, что только вы сами отвечаете за своё эмоциональное и физическое благополучие;

 Нужно быть оптимистом (человек, который видит больше положительных моментов в жизни…)

 Знайте: источником стресса является не событие само по себе, а ваше восприятие;

 Смотрите на жизнь в более светлых тонах (не надо омрачать происходящее);

 Регулярно занимайтесь физической культурой и спортом;

 Ставьте перед собой посильные задачи (с чем вы реально можете справиться);

 Нужно радоваться жизни, получать радость от каждого дня;

 Соблюдать рациональное питание (витамины, объем, режим питания 3-х разовое);

 Соблюдать режим дня (вовремя ложиться спать, отдыхать и работать чередуя);

 Необходимо спать в хороших условиях и не менее 8-9 часов;

 Отказаться от вредных привычек (не употреблять алкоголь, наркотики, не курить).


Несмотря на то, что мы можем бороться со стрессом, все же не соблюдаем эти принципы.


Для этого надо уметь снять…


Снятие нервно-психического напряжения:

(Приложение № 3)

Памятка. (Дана каждому ученику, как раздаточный материал)

Способы:

• Спортивные занятия;

• Контрастный душ; (холодная вода, теплая, горячая и наоборот)

• Стирка белья;

• Мытьё посуды;

• Пальчиковое рисование;

• Скомкать газету и выбросить;

• Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть как можно подальше;

• Порвать газету на мелкие кусочки, выбросить;

• Громко спеть любимую песню; (а-а-а)

• Смотреть на горящую свечу;

• Вдохнуть глубоко 10 раз;

• Погулять по лесу, покричать;

• Посчитать зубы языком с внутренней стороны.


Эту памятку приклейте в тетрадь и при необходимости, пользуйтесь ею.


Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных

Регулятивные: уметь анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни и причины их возникновения; сформировать навыки саморегуляции; моделировать ситуации

Познавательные: познакомиться с общими принципами борьбы со стрессом.

5.

Домашняя работа

Записывают домашнее задание. (Слайд № 11)

Домашнее задание.

Написать мини-сочинение «Как я борюсь с переживаниями». Не менее 10 предложений. Отразите в нем своё отношение к происходящим событиям в жизни и как вы стараетесь перебороть страх или волнение (назовите способы какими вы пользуетесь).


6.

Рефлексия

(Слайд №12)

Когда вы пойдете с урока, то на столе оставьте тот кружочек, который посчитаете нужным.

Красный: я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.


Желтый: урок был интересен, и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.


Зеленый: пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов.

Личностные: социально-психологического (качество отношений с окружающими людьми).

Регулятивные: сформировать взаимоотношений с окружающими.

Познавательные: Выучить правила безопасного поведения, умение контролировать свои эмоции, Коммуникативные: владение приемами и навыками общения с взрослыми; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

7.

Итог урока

V. Итог по уроку.

- Ребята, скажите, вы сможете теперь выйти победителем из сложной ситуации?

- Благодаря каким знаниям вы сможете это сделать? (принципы и памятка)

- И к какому выводу мы с вами пришли?

Вам и всем людям необходимо учиться овладевать эффективными методами борьбы с повседневными стрессорами, и чем раньше, тем лучше. Необходимо уметь вырабатывать у себя привычки ЗОЖ.

Высокий уровень здоровья и счастливая жизнь стоят этого.

Оценивают работу на уроке. (Слайд № 13)

Личностные: социально-психологического (качество отношений с окружающими людьми);

Регулятивные: сформировать взаимоотношений с окружающими;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми.





(Приложение № 1, сообщения для детей)

Стадия мобилизации: В ответ на воздействия стрессора возникает тревога. Эта реакция мобилизирует организм, готовит его к срочным действиям, к защите. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья (например, в Ч.С.), так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются возможности и деятельность организма. Но если все эти приготовления не переходят незамедлительно в действия, долговременное пребывание в таком состоянии может привести к различным нарушениям функций организма.


Стадия сопротивления:

Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.

Пример: Человеку ставили очень страшный и серьезный диагноз болезни, но под вопросом. И вот врач объявил, что опасения напрасны, диагноз не подтвердился. Этот человек будет так рад и счастлив, что другие стрессоры для него в данный момент ничего не значат, он на них даже реагировать не будет.

Стадия истощения:

Если уровень стресса слишком долго остается высоким, наступает стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создает такие физиологические условия, при которых способность организма оказывать сопротивление стрессорам уменьшается. Сильный стресс сигнализирует о себе определёнными симптомами: нервозность, смутная тревога, быстрая утомляемость, раздражительность, чувство беспомощности, головные боли, бессонница, потеря аппетита и другие. На этой стадии иммунная система человека ослабевает и возможно возникновение различных заболеваний. В состоянии истощения человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.



(Приложение № 2, работа с текстом)

Велика роль стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, при этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются и количество кислорода, поступающего к сердечной мышце, уменьшается.

Сильный продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведет к увеличению риска, инфекционных заболеваний. Сильный стресс может привести к язве желудка и двенадцатиперстной кишки. При этом необходимо отметить, что каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса. В некоторых пределах стресс психически благоприятен, но когда он переходит границы оптимального уровня, то истощает психическую энергию организма и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

Разные люди реагируют на стресс по-разному. Одни начинают много есть, другие теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, другие испытывают сонливость даже днем. Некоторые преуспевают в такие ситуациях, когда другие быстро приходят в стадию истощения. Несмотря на это, есть общие принципы выхода из состояния сильного стресса.



Снятие нервно-психического напряжения:

(Приложение № 3)

Памятка. (Дана каждому ученику, как раздаточный материал)

Способы:

• Спортивные занятия;

• Контрастный душ; (холодная вода, теплая, горячая и наоборот)

• Стирка белья;

• Мытьё посуды;

• Пальчиковое рисование;

• Скомкать газету и выбросить;

• Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть как можно подальше;

• Порвать газету на мелкие кусочки, выбросить;

• Громко спеть любимую песню; (а-а-а)

• Смотреть на горящую свечу;

• Вдохнуть глубоко 10 раз;

• Погулять по лесу, покричать;

• Посчитать зубы языком с внутренней стороны.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!