Цель: Сформировать у обучающихся представление об особенностях, флоре и фауне природных зон России.
| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена | Формы организации | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся | Результат взаимодействия учителя и учащихся | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Орг.момент | Предварительная организация класса | Фронтальная | Учитель проверяет готовность рабочих мест, внешнего вида и рабочей позы учащихся. | Приветствуют учителя | Дети готовы к уроку | Визуально |
2 | Этап мотивации к учебной деятельности; | Настроить детей на учебную деятельность. Обеспечение нормальной обстановки на уроке | Фронтальная | Учитель спрашивает: А с каким настроением вы хотели бы оказаться в конце урока? Чтобы уйти с урока с хорошим настроением вы должны на уроке хорошо потрудиться и настроиться на положительный результат. | Дети отвечают: - С хорошим. Слушают учителя | Учащиеся настроены на учебную деятельность. | Визуально |
3 | Этап актуализации знаний | Воспроизведение учащимися знаний, необходимых для открытия «нового знания» | Фронтальная | Для того чтобы узнать тему урока, предлагаю вам отгадать кроссворд. Зачитывает вопросы учащимся, ответы появляются на интерактивной доске. СЛАЙД 2. | Отвечают на вопросы к кроссворду | Учащиеся вспомнили термины, с которыми познакомились на предыдущих уроках окружающего мира и из своего опыта. | Заполнение кроссворда. |
4 | Этап целеполагания | Постановка целей и задач урока | Фронтальная | Учитель организует беседу с учащимися: Какая тема нашего урока? А какую цель мы перед собой поставим? Какие задачи для этого нужно решить? | Тема урока - «Природные зоны России». Цель урока: познакомиться с природными зонами России. Задачи: Узнать что такое природные зоны. Какие они бывают. Какие животные и растения там есть. | Дети поставили перед собой цель и составили план её достижения. | По ответам учащихся. |
5 | Этап выявления места и причины затруднения; | Осознание учащимися того, в чем именно состоит недостаточность их знаний. | Фронтальная | Учитель организует беседу. Вот посмотрите, перед вами изображение нашей планеты. Какие природные зоны существуют на земле? Кто может показать, где находится Россия? К какому климатическому поясу можно отнести нашу страну? СЛАЙД 3 Посмотрите карту природных зон России. Какая природная зона самая большая? Кто сможет показать на карте, где находится наш край? СЛАЙД 4. Какая природная зона преобладает в красноярском крае? Какие еще природные зоны мы можем здесь увидеть? К какой природной зоне вы бы отнесли Ужурский район? Почему? | Дети отвечают на вопросы учителя и показывают на карте мира Россию, на карте России – Красноярский край, на карте Красноярского края находят – город Ужур. | У учащихся вопрос о том, к какой природной зоне относится Ужурский район, должен вызвать затруднение. Осознают пробел в своих знаниях. | По ответам учащихся. |
6 | Этап построения проекта выхода из затруднения; | Выбор способа и средств реализации проектной деятельности. | Групповая | Учитель организует в классе работу над проектом «Природные зоны России», применяя частично-поисковый метод работы. Делит детей на группы, выдает им карточки с информацией о природных зонах, картинки с изображениями растений и животных данной зоны. Карточку с таблицей «Природные зоны России». Знакомит с требованиями по выполнению проекта и критериям оценивания. Заполнить листы самооценки по работе в группе. | Учащиеся составляют план работы над проектом, выделяют из текста необходимые материалы, отбирают наглядный материал. Когда работа над проектом закончена, заполняют в таблице строку, которая соответствует их природной зоне. Готовятся к защите проекта. Заполняют листы самооценки. | Учащиеся создали проект, получили новые знания об одной природной зоне. | Готовый проект у каждой группы. |
7 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | Закрепить полученные знания | Групповая/ фронтальная/ индивидуальная | Учитель организует выступление групп и самостоятельную работу над заполнением таблицы «Природные зоны России» | Учащиеся защищают проект: рассказывают новую информацию в соответствии с планом, отвечают на вопросы по своему проекту. Дети заполняют недостающую информацию в таблицы | Учащиеся проговаривают информацию о своей природной зоне, а остальные получают знания о других природных зонах. | Выступление групп, заданные вопросы и заполнение таблицы |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения; | Повторить и обобщить полученные знания. | Фронтальная | Учитель организует проверку заполнения таблицы по эталону СЛАЙД 14. Учитель организует игру «Звуки моей Родины» - Отгадайте на слух, звуки какой природной зоны вы сейчас слышите? Включаются звуки из 6 мультимедийных панорам природы России (диск «Детская энциклопедия Кирилла Мефодия») | Учащиеся проговаривают заполненные строки таблицы. Отгадывают принадлежность звуков природы к природным зонам. | Повторение полученных знаний. | На основе ответов детей. |
9 | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Фронтальная | Учитель проводит беседу по рефлексии деятельности на уроке: В начале урока мы с вами определили цель и задачи урока. Какие? Мы познакомились с природными зонами? Узнали что это такое, какие они бывают? Каков их растительный и животный мир? Мы выполнили цель урока? В какую природную зону вы бы хотели поехать? Почему? Отметьте смайликами, какое у вас сейчас настроение. (Выяснить у нескольких детей, чем обоснован выбор). Откройте дневники и запишите домашнее задание. Одно из трех на выбор. СЛАЙД 15. | Отвечают на вопросы учителя. Выходят к доске и приклеивают смайлики. Выбирают один из вариантов домашнего задания и записывают в дневник. | Соотносят поставленные цели и задачи урока с результатами своей учебной деятельности. | На основе ответов детей и выбора смайлика ребенком. |