Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. Рассматривание карты «Природные зоны» | Читает стихотворение: Необъятная страна Если долго-долго-долго В самолёте нам лететь, Если долго-долго-долго На Россию нам смотреть. То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, | Ленты рек, озёра, горы… Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна. И поймём тогда, какая Наша Родина большая, Необъятная страна. (Т. Бокова.) | – Природа нашей страны очень разнообразна. Как вы думаете, почему? предлагает рассмотреть карту природных зон. – Что обозначают зоны на этой карте? Почему эти территории объединили в зоны? – Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны, познакомимся с природными зонами России, с обитателями этих территорий | слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. Рассматривают карту, отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничества с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания. Конкурс мини- сочинений «Какой я представляю Россию, глядя на карту». Игра «Я знаю географические объекты». Игра «Найди “лишний” географический объект» | вызывает троих учеников к доске. Предлагает классу послушать их сочинения, а остальным сдать мини-сочинения на проверку. называет горы, моря, реки, озера России. Предлагает учащимся объяснить, почему объект «лишний»: а) Лена, Волга, Байкал, Енисей; б) Дон, Марс, Енисей, Днепр; в) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское; г) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал. д) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый | Читают сочинения. Двое учащихся у доски соревнуются: кто быстрее найдет данный географический объект | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково - символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета | Устные ответы, сочинения на заданную тему |
III. Изучение нового материала | демонстрация опыта. Определение названий природных зон. Знакомство с природными зонами. | Демонстрирует движение Земли вокруг солнца (используется прибор теллурий). – Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света, а следовательно, и тепла. – Солнечные лучи на эту часть земного шара падают отвесно (прямо), а к северу и к югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше. Благодаря такому явлению природа нашей страны разнообразна и меняется в направлении с севера на юг. Совместными усилиями определим, какие природные зоны существуют в России. Предлагает карточки с буквами для определения названий природных зон: арктика, тундра, лес, степь, пустыня. Демонстрируя видеофрагменты, кратко рассказывает об основных признаках каждой природной зоны, ее обитателях и растительности; обозначении и местонахождении на карте. Свой рассказ дополняет иллюстрациями с изображением природных зон и располагает их в порядке смены с севера на юг. | Рассматривают опыт. Самостоятельно формулируют вывод. Рассматривают карточки с заданием. Составляют и отгадывают слова. карточки с названием зон прикрепляют на доску. Задают уточняющие вопросы. | Фронтальная, индивидуальная. | Устные ответы, выполненные задания |
| Задания из электронного приложения к учебнику | Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Выполняют задания | Индивидуальная | |
IV. Практическая деятельность | Знакомство с обитателями, растительностью природных зон. Формирование умений связно высказываться. Закрепление понятий | предлагает иллюстрации природных зон, животных, растений, которые находятся в поле зрения учащихся, по периметру рабочего места. Оказывает помощь ученикам. Если объект на картинке не известен учащимся, они знакомятся с названием на обратной стороне иллюстрации. Корректирует ответы учащихся. Раздает карточки с изображением природных зон. Предлагает задание: распределить карточки в порядке смены их с севера на юг | На иллюстрацию природной зоны наклеивают изображения тех животных, которые обитают в этой зоне. Составляют рассказ о природной зоне по плану, слушают, вносят дополнения, задают вопросы. Дополняют иллюстрации природных зон одноклассников «лишними» картинками. Выполняют задания. Коллективная проверка | Фронтальная, индивидуальная, групповая Парная | Познавательные: осуществляют логические действия; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения - | Устные ответы, записи в тетради Выполненные задания |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Как прекрасен каждый уголок нашей любимой Родины, мы еще раз убедимся, прочитав стихи русских поэтов о родной природе: Листопад Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца… (И. С. Бунин.) | На севере диком На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой – В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет. (М. Ю Лермонтов.) | | Внимательно слушают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Коммуникативные: умеют слушать собеседника. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
| | Рассвет Вот – полосой зеленоватой Уж обозначился восток; Туда – тепло и ароматы Помчал со степи ветерок; | Бледнеют тверди голубые; На горизонте – все черней Фигуры, словно вырезные, В степи пасущихся коней… | (А. Н. Майков.) | | | | |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 30–34. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач | |