т.е. результатом педагогической деятельности будет ученик, ценящий труд каждого человека и то, что он сам узнал, что 1) каждый предмет, прежде чем попасть к нам в руки проделывает долгий путь превращений; 2) труд людей разных профессий важен в «превращении» окружающих его предметов и умеет устанавливать взаимосвязи людей разных профессий.
Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по установлению взаимосвязи людей разных профессий в процессе производства предметов (изделий) окружающего мира.
Учебник: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»)
Пособие для учителя Русский Окружающий мир, 1 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг» / Под ред. А.А. Вахрушева. – М.: Баласс, 2010. – 304 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Этапы урока | Цель этапа | Действия учителя | Действия обучающихся | Результат |
Оргмомент. Самоопределение к деятельности. | Формирование самооценки готовности к уроку. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Создание ситуации для оценки готовности к уроку. Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости, поприветствуйте их кивком головы. Настроение каково? (Во!) Все такого мнения? (Да!) Все без исключения? (Да!) Чтобы хорошо учиться Надо очень много знать. Каждый день шкатулку знаний Непременно пополнять. Чего вы ждете от сегодняшнего урока? Надеюсь, что сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного для себя. | Оценивают свою готовность, настрой на работу. Высказывают свои предположения, цели. | Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку. |
Актуализация знаний | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Организация деятельности обучающихся по актуализации знаний о профессиях людей. - Назовите профессии людей, с которыми каждый из вас встречается каждый день. - Вас окружает множество вещей, которые необходимы человеку каждый день. Вот азбука, по которой вы учитесь грамоте, стул, на котором сидите, дома в которых живёте, хлеб, который вы едите и многое другое. (слайд) Людям каких профессий необходимы эти вещи? (шприц, молоток, жезл, кисточки, нож, ключ) - Давайте раздадим их этим людям. | Называют профессии. Называют профессии людей, которым необходимы эти вещи. Работа с интерактивной доской, индивидуальными карточками. | Актуализированные знания, необходимые для понимания новой темы. |
Постановка учебной задачи | Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности. | Создание условий для развития у обучающихся умения ставить цель и представлять результат деятельности. - Как появились эти вещи, так необходимые людям в жизни? - Имели бы эти вещи люди, если бы существовали только те профессии, которые вы назвали? - О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? Кто догадался? - Что вы хотите узнать и чему должны научиться на этом уроке? | Сделали люди, сделал человек. Нет, необходимы люди других профессий. Ученики называют тему урока, свои цели на этом уроке. | Умение использовать научный метод познания – гипотезу. Самостоятельное определение темы и цели урока: «Труд людей разных профессий». Представление о результате: узнать, как связаны люди разных профессий; личностные результаты. |
Открытие нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. | Организация деятельности учащихся по установлению взаимосвязи людей разных профессий. Содействие развитию у учащихся умений использовать научный метод познания – наблюдение. Создание условий для развития у учащихся диалогической речи. – Отгадайте загадку. Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол. И от бабушки ушёл. У него румяный бок Кто же это? - А кто такой колобок? (сказочный герой, хлеб) - Да! Колобок – это хлеб, который можно купить в магазине, только маленький и круглый. - А знаете ли вы, что значит слово «колобок»? ( Когда-то на Руси существовало слово «колоб», которое имело значение – круглый хлебец. В свою очередь это слово было образовано от слова «коло», что означает – колесо. При помощи уменьшительного суффикса было образовано слово «колобок»). - Всегда ли Колобок был Колобком? Оказывается, Колобок – великий путешественник - Откуда он у меня появился? Давайте выясним, расставив таблички в нужном порядке. Хлебозавод, пекарня Мукомольный завод, мельница Магазин    мука тесто хлеб    продавец Рабочий, мукомол, мельник пекарь - Большой путь превращений проделал Колобок? Где этот путь превращений начинается? (в поле, в земле, в природе) Игра «А, ну-ка, расскажи!» о моем путешествии! Откуда я к вам пришёл? И еще назови профессии людей, которые помогли мне стать Колобком! - Хлеб – это наше богатство. Он дается нелегким трудом многих людей, поэтому хлеб нужно … (беречь, относиться к нему уважительно). Вывод. - Какой путь превращений совершает каждый предмет? - Кто совершает эти превращения? (люди разных профессий) - Могут ли они обойтись друг без друга? | Выполняют задание фронтально. Составляют схему «превращений» в группе. Вывод: Большой путь превращений прошел Колобок. Многим людям пришлось потрудиться Каждый предмет, прежде чем попасть к нам в руки, проделывает очень долгий путь превращений. Эти превращения совершают люди разных профессий. Они не могут обойтись без труда друг друга. Чтение вывода в учебнике на стр. 19. | Умение использовать научный метод познания – наблюдение. Коммуникативные умения – умение ставить себя в позиции «слушатель» и «критик» Осознание ценности совместной деятельности |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Организация деятельности обучающихся по первичному закреплению новых знаний о взаимосвязи людей разных профессий. - Как вы думаете, только ли хлеб совершает такой долгий путь? - Посмотрим, какую дорожку проделал стол, чтобы попасть к нам в класс? (учебник с.20.) - Люди каких профессий помогли совершить это превращение? - Могли ли они обойтись друг без друга? - Докажите. | Решение типовых заданий с проговариванием вслух (сначала фронтально, затем в парах или группах) | Опыт работы по составлению «цепочек превращений». Успешное применение нового способа. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, формирование умений осуществлять контроль и оценку учебной деятельности, создание ситуации успеха | Самостоятельная работа «Как появился свитер?» (Рабочая тетрадь, с.44, задание 2) - Соедините стрелками рисунки, изображающие путешествие свитера. Назовите, если сможете, профессии людей. (чабан/пастух, стригальный, вязальщица, продавец) Содействие развитию у учащихся навыков самоконтроля и самооценки. | Работают по карточкам. Самопроверка по эталону (слайд). Самооценка по алгоритму: -Какая была цель? - Ты получил результат? - Ты выполнил задание правильно или с ошибками? - Задание ты выполнил самостоятельно или тебе помогли? - Оцени себя. | Развитие мыслительных операций (установление логической последовательности). Умение осуществлять самоконтроль по алгоритму. |
Физминутка | Формирование ценностного отношения к своему здоровью. | Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни). | Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание. | Ценностное отношение к здоровому образу жизни. |
Включение в систему знаний и повторение | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Организация деятельности обучающихся по применению данного способа решения задачи в других ситуациях. 1)- Обсудите в группе. Составить цепочку превращений, из предложенных вариантов выберите профессии людей, которые необходимы для данных превращений. - Как выдумаете, люди данных профессий живут в городе или в сельской местности? - Ребята, а вы знаете, где работают ваши родители? Расспросите их о профессиях. Несомненно, они вам расскажут много интересного и нового. Если захотите, дома можете нарисовать, что делает ваша мама или ваш папа на работе. - Как вы думаете, ваши родители могут обойтись без труда других людей? 2) Игра «Друг без друга никуда». Как появилась книга? (написал автор, писатель) А чтобы она получилась красочной, кто ещё потрудился? (художник) Кто напечатал книгу? (печатник, работник типографии) На чем печатают книгу? (на бумаге) Где делают бумагу? ( на бумажной фабрике, на бумажной комбинате) Из чего делают бумагу? (из дерева, древесины) Где взять древесину? (в лесу) Деревья надо срубить. Кто их рубит? (лесоруб, дровосек) А чтобы вырос лес, за ним нужно ухаживать. А кто это делает? (лесник) | Работа в группе в соответствии с правилами. Подсолнух, семечки, масло. (Маслобой.) Корова, молоко, сыр. (Доярка, сыровар.) Цветок, пчела, мёд. (Пчеловод.) Рассказывают о профессиях родителей. Называют профессии людей. | Развитие коммуникативных навыков при работе в группе. Развитие коммуникативных навыков при построении свободного высказывания. Обогащение словарного запаса, знание профессий людей. |
Рефлексия | Развитие рефлексивных умений. Самооценка результатов деятельности. | Создание условий для осмысления проделанной работы на уроке; формирования и развития у обучающихся умения объективировать деятельность и значимость изученного материала. - Подведем итог нашего урока. Я буду говорить высказывания, а вы мне говорите ВЕРНО ИЛИ НЕ ВЕРНО Каждый предмет, каждая вещь, прежде чем попасть к людям, проделывает долгий путь превращений. Эти превращения выполняют люди одной профессии Они могут обойтись без труда других людей - С каким настроением вы заканчиваете наш урок? Почему? - Так что же нового появилось в вашей копилке знаний сегодня? - Достигли ли вы своей цели на уроке? - Что особенно понравилось на уроке? - Что хотели бы дома выполнить? - Когда вы вырастите, вы тоже обязательно научитесь делать что-нибудь нужное людям. Все профессии важны, все профессии нужны! | Отвечают при помощи сигнальных карточек. Высказывают свое отношение. Самооценка. | Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. |