Технологическая карта урока обществознания в 5 классе
Технологическая карта
Тема урока: Современная семья.
Форма проведения урока: творческая мастерская.
Цель работы мастерской: написать рассуждение на тему «Роль семьи в жизни общества».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов, действий и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т.д.
(Таблицу технологической карты см. в приложении 1.)
Конспект урока
Тема урока: Современная семья.
Форма проведения урока: творческая мастерская.
Цель работы мастерской: написать рассуждение на тему «Роль семьи в жизни общества».
Тип урока: урок открытия нового знания.
1. Организационный (мотивационный) этап
Индивидуальное проектное задание в составе группы для создания диалоговой ситуации:
Основываясь на прослушивании песни «Родительский дом», ответьте на вопросы.
Прослушивание песни «Родительский дом» в исполнении Л.Лещенко.
- Почему родительский дом назван «пристанью», «причалом»?
- В чем состоит важнейшая роль семьи и родительского дома в жизни человека?
- «Началом» чего служит родительский дом?
2. Целеполагание
Основываясь на приведенном ниже стихотворении, ответьте на вопросы.
«Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!» (М. Лангер)
- О какой важной роли семьи идет речь в стихотворении?
- Почему семья «это сложно»?
- Почему именно семья делает человека счастливым?
3. Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов
(Коллективное выполнение задания при консультативной помощи учителя для создания диалоговой ситуации.)
- Найдите в тексте параграфа основные понятия по теме урока и объясните их значение. Какую роль они играют в вашей жизни?
4. Освоение нового
1) Задачи для возникновения процесса мышления и речи:
- Каких людей вы считаете членами своей семьи? Почему именно их?
- Чем для вас важна семья?
2) Прочитайте стихотворение В.Берестова. Согласны ли вы с автором стихотворения? Как вы думаете, что такое хорошая семья? На каком чувстве должны основываться отношения в семье?
Любили тебя без особых причин
За то, что ты внук, за то, что ты сын,
За то, что малыш, за то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
5. Закрепление знаний
(Фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов.)
-Закрепить знания о том, что такое семья.
- Как вы думаете, в чем состоит значение семьи для человека и общества?
6. Диагностика (самодиагностика) и рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов
(Индивидуальное выполнение задания.)
- Напишите сочинение на тему «Роль семьи в жизни общества».
7. Проектирование дифференцированного домашнего задания
1) Попробуйте сочинить небольшое стихотворение или продолжить рассказ, который начинается словами «Хорошая семья – это…».
2) Напишите сочинение на тему «Роль семьи в жизни общества».
Приложение 1
Этап урока | Цель этапа | Технологии | Деятельность учителя | УУД учащихся | Результаты учащихся |
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | предметные и метапредметные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Организационный (мотивационный) | Создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне – условия для работы в творческой мастерской (подготовка алгоритмов и памяток для составления устного и письменного речевых высказываний) | Само- и взаимодиагностика с целью определения проблемных зон в изучаемой теме; коллективная деятельность в организации творческой мастерской (диагностика с целью определения персональной роли учащегося) | Создание ситуации мотивации к обучению: организация творческой мастерской. Индивидуальные проектные задания в составе группы для создания диалоговой ситуации | Готовность к самообразованию (подготовка к проектированию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон); формулирование вопросов, необходимых для организации собственной и коллективной деятельности и сотрудничества с партнером в ходе творческой мастерской | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели 9разработать алгоритм обсуждения темы); формулирование проблемы (как построить и реализовать этот алгоритм); рецензирование собеседника | Формирование атмосферы исследования, творчества, сотворчества 9распределение ролей в исследовании) | Выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению; соблюдение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующих функций познавательного мотива; осознание самого себя как движущей силы своего научения | На основе имеющихся знаний, жизненного опыта выражение сомнения достоверности информации; обнаружение ценности или недостоверности информации, пути восполнения пробелов |
Целеполагание | Постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно: выбор (проектирование) способов и средств ее реализации | Индивидуальная и коллективная проектная деятельность (построение индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучаемом материале, формировании УУД, личностных результатов) | Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям | Самостоятельное или с помощью учителя определение цели учебной деятельности; формулирование и удержание учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата | Формирование предметных понятий, навыков систематизации знаний по предмету; уяснение сущности исследовательской работы как показателя успешности учебной деятельности | Представление конкретного содержания и сообщение его в письменной и устной формах | Освоение культурного наследия – России и общемирового культурного наследия | Использование практических умений ознакомительного, изучающего, просмотрового способов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; использование приемов работы с учебной книгой |
Актуализация предметных, метапредметных и личностных результатов | Первичная рефлексия: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, то есть постановка проблемы исследования | Критическое мышление, исследовательская деятельность; проблемное обучение; самоанализ, самодиагностика результатов учебной деятельности | Коллективное выполнение заданий при консультативной помощи учителя для создания диалоговой ситуации | Осуществление рефлексии своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и коррекция; осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера; умение убеждать | Умение занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых компетенций в разных видах деятельности и оценивание их при помощи соответствующих критериев | Аргументация своей точки зрения | Адекватная оценка своих возможностей достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности; адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых коррективов в исполнение (как в конце действия, так и по ходу его реализации) | Реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности;классные и домашние творческие работы |
Освоение нового | Первичное проектирование индивидуального маршрута приращения нового | Проектная деятельность, поэтапное формирование умственных действий | Включение в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами; диагностика индивидуальных способностей учащихся к участию в самостоятельной и групповой деятельности | Определение цели, функции участников, способов взаимодействия; адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых поправок | Формулирование вопросов; сотрудничество в поиске и сборе, обработке информации | Точное, последовательное и полное сообщение партнеру в процессе коммуникации необходимой информации как ориентира для построения нового действия; построение монологического контекстного высказывания | Самостоятельный контроль своего времени и способность его распределять; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самоанализ результатов и самооценка готовности к выполнению заданий разного уровня сложности | Формирование и реализация навыков составления предметного портфолио с целью накопления вспомогательного материала, направляющего выполнение домашних, самостоятельных заданий |
Закрепление знаний (Фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов) | Построение, фиксация и применение нового (предметных, метапредметных и личностных результатов): включение нового в систему усвоенного; закрепление нового при выполнении практических заданий | Поэтапное формирование умственных действий, дифференцированного подхода в обучении, проектной деятельности | Задания для создания ситуации критики и воплощения | Рефлексия своей деятельности и своего поведения в процессе урока и коррекция их результатов | Установление правил продуктивной самостоятельной учебной деятельности учащихся | Оценка суждения и своей точки зрения; установление рабочих отношений с другими; эффективное сотрудничество и способствование продуктивной работе | Использование полученного опыты, информации для обогащения предметных знаний | Составление алгоритма решения практической задачи; формулирование умений работать по алгоритму; редактирование текста ответа |
Диагностика (самодиагностика) и рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов | Самопроверка умений применять новое в типовых условиях: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы | Само- и взаимодиагностика предметных, метапредметных и личностных результатов | Индивидуальное выполнение задания. Например: написание сочинения | Проектирование способов и форм индивидуально-личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных и обозначенных индивидуальных затруднений учащихся | Заполнение индивидуальной диагностической карты с целью выработки индивидуального маршрута преодоления проблемных зон | Отображение в речи содержания совершаемых действий | Формирование программы личностных достижений, преодоления проблемных зон в знании и способах деятельности; классные и домашние творческие работы | Создание и преобразование моделей, схем, алгоритмов диагностики, рекомендаций для решения предметной задачи |
Проектирование дифференцированного домашнего задания | Составление индивидуального маршрута выполнения домашнего задания как части коллективного проекта в соответствии с индивидуальными возможностями и предметной подготовленностью учащегося | Индивидуальная и коллективная проектная деятельность; дифференцированное обучение | Ориентирование учащихся на применение памяток и алгоритмов при выполнении дифференцированного домашнего задания | На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации; находить пробелы в информации, пути восполнения пробелов | Использование практических умений ознакомительного, изучающего, просмотрового способов изучения материала | Участие в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Самостоятельный контроль своего времени и способность распределять его; самоанализ результатов и самооценка готовности к выполнению заданий разного уровня сложности | Составление предметного портфолио с целью накопления вспомогательного материала, направляющего выполнение домашних, самостоятельных заданий и способствующего реализации индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в области предметной, метапредметной деятельности |