СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. "Неопределённая форма глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС НОО по русскому языку. 4 класс "Неопределённая форма глагола"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. "Неопределённая форма глагола"»


Технологическая карта урока русского языка Класс: 4 «а»


Тема урока

«Неопределённая форма глагола»

Цель урока

создание условий для формирования понятия о неопределённой форме глагола

Задачи урока.


Предметно-содержательная: формировать умение написания глаголов в неопределённой форме

Деятельностно-коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.

Ценностно-ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах.




Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся научатся:

- различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён су­ществительных.

- определять признаки, по которым можно узнать неопределённую форму глагола.


Метапредметные:

Личностные УУД: положительное отношение к процессу познания, к языковой деятельности.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу; планировать решение учебной задачи, выполнять действия по намеченному плану; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Основные понятия

Глагол, время, число, неопределенная форма, инфинитив, омонимы

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы

Проектор, компьютер, карточки

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.



Технология проведения


Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Орг.момент (1 мин)






II.Каллиграфическая минутка (2 мин)

Организует работу

по списыванию пословицы, обсуждение

Списывают выбранную пословицу, объясняют ее значение.

Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её в тетрадь, соблюдая все правила каллиграфии.

Проглотить хочется, да прожевать лень.

Кто любит науки, тот не знает скуки.



III. Самоопределение к деятельности (3 мин)

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Организует работу по чтению диалога, определению отличительных признаков глагола

Слушают, отгадывают загадку, называют часть речи, указывают отличительные признаки глагола

Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Итак, приступим к уроку.

- Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи.

Кор.: Что вы больше всего любите делать?

Часть речи: Люблю действовать!

Кор.: Что вы больше всего не любите?

Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!

Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?

Часть речи: Могу путешествовать во времени!

Кор.: Что бы вы пожелали ребятам?

Часть речи: Чтобы русский все ребята

на "десятку" знали.

На письме и в разговоре

Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду -

Всё в действие придёт.

- О какой части речи пойдёт речь на уроке?

- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала? (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)

- А что мы знаем о глаголе?

Знание грамматических признаков глагола












положительное отношение к процессу познания, к языковой деятельности; выска-зывать предположения; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

IV. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии (5 мин)

Цель:

- подготовка мышления учащихся;

- осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей.


Организует работу в парах, подводящий диалог

Распределяют слова по группам (работая в парах), проверяют работу, повторяют изученное по теме «Глагол»), фиксируют собственное незнание

-Прочитайте написанные на доске слова:

Выкопал, угрожают, стемнеет, сбегут, решить, привезти, сходили, пишет

- Найдите в них общее (глаголы, все слова имеют безударную гласную).

- Какие можете назвать различия? (число, с приставками и без приставок, время)

Работа в парах

- Распределите данные слова по временам и по числам.

- Какие слова вызвали затруднения?


различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола

понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

высказывать предположения;

осуществлять коррекцию;

формулировать собственное мнение и аргументировать его

IV. Выявления места и причины затруднения (1 мин)

Цель:

осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний

Организует выявление места и причину затруднения, помогает ученикам сформулировать причину

Находят лишние слова, объясняют причину затруднения

- Слова «решить, привезти» в какой столбик вы записали?

- Почему эти глаголы оказались лишними, не попали ни в одну из ваших групп? Ваши предположения…
- Кто уже догадался, что мы будем изучать на уроке?

Глаголы, у которых нельзя определить время и число.

различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола




высказывать предположения; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя


V. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин)

Цель:

постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

Организует формулировку темы и цели урока учащимися, планирование ими работы на уроке

Формулируют тему и цель урока, планируют учебную деятельность

Итак, теперь мы можем сформулировать тему урока. Кто ее назовет? Что вы сегодня должны узнать? Чему вы должны научиться на этом уроке? А как можно это сделать?


принимать и сохранять цель и учебную задачу; планировать решение учебной задачи; высказывать предположения; участвовать в учебном диалоге и строить высказывания

VI. Реализация построенного проекта (4 мин)

Цель:

построение учащимися нового способа действий и формирование умения его применять

Организует работу с правилом; дополнение

Читают правило, находят дополнительные сведения

- Вернемся к нашим глаголам. Задайте вопрос к каждому глаголу. А теперь, давайте сделаем вывод, что такое неопределенная форма глагола.

- А сейчас прочитайте правило на с. 72 и дополните наш вывод.

Работа с правилом (самостоятельное чтение)

- Итак, на какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- Какая это форма глагола?

- Как можно узнать глаголы в неопределенной форме?

определять признаки, по которым можно узнать неопределённую форму глагола

выполнять действия по намеченному плану;

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; работать в парах, проявлять доброжела-тельное отношение к партнёру

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин)

Цель:

усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

Организует самостоятельную работу

Работают самостоятельно, с последующей проверкой

Выполнение упр. 149 с. 72 (самостоятельно)

- Чем оканчиваются глаголы в неопределенной форме?

Суффиксами - ти,- ть и оканчиваются на -чь

- Сделайте вывод.

Такие глаголы имеют 3 названия: начальная форма, неопределенная форма и инфинитив.

Какое из этих названий вам незнакомо?

Инфинитив – лат. слово "неопределённый". Почему эта форма глагола называется неопределённой?

различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола, определять признаки, по которым можно узнать неопределённую форму глагола

выполнять действия по намеченному плану;

осуществлять сравнение, сопоставление, класси-фикацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделен-ным основаниям; делать выводы в результате совместной работы; формулировать собственное мнение и аргументировать его

Физминутка (2 мин)



Игра «Кто самый Внимательный»

Я называю глаголы. Если глагол в неопределенной форме, хлопаете в ладоши, а если нет – топаете. Ходить, рисует, косит, читаем, думать, нести, плести, танцует, дышу, раскрасит, веселимся, прыгать.
- Что помогло вам узнать глаголы в неопределенной форме?

различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола


VIII.Cамостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8 мин)

Цель:

применение нового знания в типовых заданиях

Организует самостоятельную работу с последующей самопроверкой

Выполняют упр. 23 самостоятельно, проверяют по эталону

Выполнение упр. 151 с. 73. (самостоятельно). Но перед этим вы должны прочитать правило «Обратите внимание».

Проверка

- В каких словах вы испытали затруднение? Почему? Как называют такие слова? Как определить часть речи?

определять признаки, по которым можно узнать неопределённую форму глагола, глаголы

выполнять действия по намеченному плану;

осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка

VIII. Включение в систему знаний и повторения (5 мин)

Цель:

включение нового способа действий в систему знаний


Организует выполнение заданий, повторение изученного

Выполняют задание

Прочитаем письмо, пришедшее нам от жителей далекой планеты:

- Понятно ли вам содержание этого письма?

- Какая часть речи употреблена в тексте с нарушением норм русского языка?

- В какой форме стоят глаголы?

- Как вы думаете, почему?

( Видимо, это является особенностью языка жителей той планеты).

- Кто сможет перевести текст этого письма на русский язык?

- Давайте ответим на их послание и расскажем о нашей стране.

Задание: Глаголы, записанные в скобках, поставьте в неопределённую форму.

Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша родина будет (радую) нас своей красотой.

Дополнит./задание: Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

Клевать носом - дремать

Пропустить мимо ушей - прослушать

Вставлять палки в колёса - мешать

Делать из мухи слона - преувеличивать

Обвести вокруг пальца - обмануть

употреблять неопределённую форму глагола

участвовать в учебном диалоге и строить высказывания

IX. Рефлексии учебной деятельности на уроке (2 мин)

Цель:

рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке

Организует постановку вопросов по теме учащимися, оценивание учащихся

Задают вопросы и отвечают на них, обсуждают оценки

Дом. задание – Упр. 152 с. 74

- Какова была цель нашего урока?

- Что вы узнали и чему научились сегодня на уроке?

- Вспомните девиз нашего урока. Давайте изменим форму глаголов на неопределенную, что получится?

Любить науки – не знать скуки!

Желаю вам всю жизнь прожить под этим девизом.


оценивать совместно с результат своих действий; вносить соот-ветствующие корректи-вы; проявлять доброже-лательное отношение к одноклассникам