Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Орг.момент (1 мин) | | | | | |
II.Каллиграфическая минутка (2 мин) | Организует работу по списыванию пословицы, обсуждение | Списывают выбранную пословицу, объясняют ее значение. | Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её в тетрадь, соблюдая все правила каллиграфии. Проглотить хочется, да прожевать лень. Кто любит науки, тот не знает скуки. | | |
III. Самоопределение к деятельности (3 мин) Цели: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Организует работу по чтению диалога, определению отличительных признаков глагола | Слушают, отгадывают загадку, называют часть речи, указывают отличительные признаки глагола | Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Итак, приступим к уроку. - Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи. Кор.: Что вы больше всего любите делать? Часть речи: Люблю действовать! Кор.: Что вы больше всего не любите? Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ! Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете? Часть речи: Могу путешествовать во времени! Кор.: Что бы вы пожелали ребятам? Часть речи: Чтобы русский все ребята на "десятку" знали. На письме и в разговоре Меня употребляли. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду - Всё в действие придёт. - О какой части речи пойдёт речь на уроке? - Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол. - Почему я так сказала? (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё) - А что мы знаем о глаголе? | Знание грамматических признаков глагола | положительное отношение к процессу познания, к языковой деятельности; выска-зывать предположения; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи |
IV. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии (5 мин) Цель: - подготовка мышления учащихся; - осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей. | Организует работу в парах, подводящий диалог | Распределяют слова по группам (работая в парах), проверяют работу, повторяют изученное по теме «Глагол»), фиксируют собственное незнание | -Прочитайте написанные на доске слова: Выкопал, угрожают, стемнеет, сбегут, решить, привезти, сходили, пишет - Найдите в них общее (глаголы, все слова имеют безударную гласную). - Какие можете назвать различия? (число, с приставками и без приставок, время) Работа в парах - Распределите данные слова по временам и по числам. - Какие слова вызвали затруднения? | различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола | понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; высказывать предположения; осуществлять коррекцию; формулировать собственное мнение и аргументировать его |
IV. Выявления места и причины затруднения (1 мин) Цель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний | Организует выявление места и причину затруднения, помогает ученикам сформулировать причину | Находят лишние слова, объясняют причину затруднения | - Слова «решить, привезти» в какой столбик вы записали? - Почему эти глаголы оказались лишними, не попали ни в одну из ваших групп? Ваши предположения… - Кто уже догадался, что мы будем изучать на уроке? Глаголы, у которых нельзя определить время и число. | различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола | высказывать предположения; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя |
V. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин) Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации | Организует формулировку темы и цели урока учащимися, планирование ими работы на уроке | Формулируют тему и цель урока, планируют учебную деятельность | Итак, теперь мы можем сформулировать тему урока. Кто ее назовет? Что вы сегодня должны узнать? Чему вы должны научиться на этом уроке? А как можно это сделать? | | принимать и сохранять цель и учебную задачу; планировать решение учебной задачи; высказывать предположения; участвовать в учебном диалоге и строить высказывания |
VI. Реализация построенного проекта (4 мин) Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умения его применять | Организует работу с правилом; дополнение | Читают правило, находят дополнительные сведения | - Вернемся к нашим глаголам. Задайте вопрос к каждому глаголу. А теперь, давайте сделаем вывод, что такое неопределенная форма глагола. - А сейчас прочитайте правило на с. 72 и дополните наш вывод. Работа с правилом (самостоятельное чтение) - Итак, на какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? - Какая это форма глагола? - Как можно узнать глаголы в неопределенной форме? | определять признаки, по которым можно узнать неопределённую форму глагола | выполнять действия по намеченному плану; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; работать в парах, проявлять доброжела-тельное отношение к партнёру |
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин) Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Организует самостоятельную работу | Работают самостоятельно, с последующей проверкой | Выполнение упр. 149 с. 72 (самостоятельно) - Чем оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Суффиксами - ти,- ть и оканчиваются на -чь - Сделайте вывод. Такие глаголы имеют 3 названия: начальная форма, неопределенная форма и инфинитив. Какое из этих названий вам незнакомо? Инфинитив – лат. слово "неопределённый". Почему эта форма глагола называется неопределённой? | различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола, определять признаки, по которым можно узнать неопределённую форму глагола | выполнять действия по намеченному плану; осуществлять сравнение, сопоставление, класси-фикацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделен-ным основаниям; делать выводы в результате совместной работы; формулировать собственное мнение и аргументировать его |
Физминутка (2 мин) | | | Игра «Кто самый Внимательный» Я называю глаголы. Если глагол в неопределенной форме, хлопаете в ладоши, а если нет – топаете. Ходить, рисует, косит, читаем, думать, нести, плести, танцует, дышу, раскрасит, веселимся, прыгать. - Что помогло вам узнать глаголы в неопределенной форме? | различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола | |
VIII.Cамостоятельная работа с самопроверкой по эталону (8 мин) Цель: применение нового знания в типовых заданиях | Организует самостоятельную работу с последующей самопроверкой | Выполняют упр. 23 самостоятельно, проверяют по эталону | Выполнение упр. 151 с. 73. (самостоятельно). Но перед этим вы должны прочитать правило «Обратите внимание». Проверка - В каких словах вы испытали затруднение? Почему? Как называют такие слова? Как определить часть речи? | определять признаки, по которым можно узнать неопределённую форму глагола, глаголы | выполнять действия по намеченному плану; осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка |
VIII. Включение в систему знаний и повторения (5 мин) Цель: включение нового способа действий в систему знаний | Организует выполнение заданий, повторение изученного | Выполняют задание | Прочитаем письмо, пришедшее нам от жителей далекой планеты: … - Понятно ли вам содержание этого письма? - Какая часть речи употреблена в тексте с нарушением норм русского языка? - В какой форме стоят глаголы? - Как вы думаете, почему? ( Видимо, это является особенностью языка жителей той планеты). - Кто сможет перевести текст этого письма на русский язык? - Давайте ответим на их послание и расскажем о нашей стране. Задание: Глаголы, записанные в скобках, поставьте в неопределённую форму. Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша родина будет (радую) нас своей красотой. Дополнит./задание: Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы. Клевать носом - дремать Пропустить мимо ушей - прослушать Вставлять палки в колёса - мешать Делать из мухи слона - преувеличивать Обвести вокруг пальца - обмануть | употреблять неопределённую форму глагола | участвовать в учебном диалоге и строить высказывания |
IX. Рефлексии учебной деятельности на уроке (2 мин) Цель: рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке | Организует постановку вопросов по теме учащимися, оценивание учащихся | Задают вопросы и отвечают на них, обсуждают оценки | Дом. задание – Упр. 152 с. 74 - Какова была цель нашего урока? - Что вы узнали и чему научились сегодня на уроке? - Вспомните девиз нашего урока. Давайте изменим форму глаголов на неопределенную, что получится? Любить науки – не знать скуки! Желаю вам всю жизнь прожить под этим девизом. | | оценивать совместно с результат своих действий; вносить соот-ветствующие корректи-вы; проявлять доброже-лательное отношение к одноклассникам |