СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку "Урок письма"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка заняла I место в региональном  этапе XI Всероссийского конкурса "Лучший урок письма", который проводился с целью возрождения и поддержания лучших отечественных традиций эпистолярного жанра.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку "Урок письма"»

Учитель: Сафрыгина А.С.

Технологическая карта урока

Учебный предмет

Русский язык

Класс

6

Тема урока

Урок письма

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

А) Предметные: повторить сведения о видах письма, повторить сведения о правилах оформления письма.

Б) Личностные: формирование интереса к родному языку, увеличение словарного запаса,

увеличение интереса к традициям, преданиям семьи, формирования уважительного отношения к истории своей семьи, формирования уважительного отношения к старшему поколению.

В) Метапредметные: развивать умение извлекать необходимую информацию из устных и письменных источников, формировать навыки самоконтроля и самокоррекции, развивать умение свободно и правильно излагать мысли в устной форме.


Основные термины

и понятия

Письмо, жанр, эпистолярная литература, адресат, адресант, стиль речи, подпись, реликвия, предание, легенда

Образовательные

ресурсы



Планируемые результаты

Предметные результаты:


- повторение понятий адресат и адресант;

- повторение сведений о правилах оформления письма.

Личностные результаты:


- увеличение объема словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- умение использовать язык для создания собственного текста;

- интерес к традициям, преданиям семьи;

- уважительное отношение к истории своей семьи;

-уважительное отношение к старшему поколению.


Метапредметные результаты:

- умение понимать и извлекать необходимую информацию;

- формирование навыка самоконтроля, самокоррекции;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Формирование

конкретного образовательного результата

Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа)

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

Виды деятельности учащихся

и формы ее организации

Э тап 1. Организация


Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность




Этап 2. Работа по






●Повторение понятий адресат и адресант;




● Умение владеть диалогом;



●Умение свободно и правильно излагать свои мысли и аргументировать свой ответ;

● Развитие навыка самоконтроля;


●Умение грамотно оформлять письма




урока – 3 минуты.


На доске записано число, тема урока.








теме урока – 38 минут.




Слайд: Определение понятия «эпистолярная литература» и обложка книги Ф.М.Достоевского «Бедные люди»








Слайд: определение понятия «адресат» (по толковому словарю С.И. Ожегова)



Слайд: определения понятия «адресант» (по толковому словарю С.И. Ожегова)






















Слайд: Семья-ценность?





















































Слайд: Семейный альбом (старые фото из семейных архивов ребят)

















Слайд: определение понятия «реликвия» (по толковому словарю И.С. . Ожегова)



Слайд: фотографии семейных реликвий ребят










Слайд: семейные традиции



- Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Мы готовились к нему заранее. Посмотрите, что записано у нас на доске? Чему мы будем учиться на уроке?







- А зачем вообще нужны письма? Может они и не нужны вовсе? Я понимаю, в XIX веке – существовал даже специальный жанр - эпистолярный.


-А сейчас? Может сложиться ситуация, когда нам нужно будет написать письмо?






- Т.е. мы пишем письма, когда нам нужно сообщить что-то тому, кто далеко. А как называется тот человек, которому мы пишем письмо?




- А как называется человек, который отправляет письмо?


- А как вы думаете, можно ли написать письмо в прошлое? А в будущее – вы говорили про капсулы времени? Кому и зачем отправлять в этом случае письма?













- Согласитесь, в любом случае в таком письме мы будем говорить о чём-то действительно важном. А что в нашей жизни самое главное, самое ценное?

- Семья – это ценность?





- Вы описываете счастливую семью. А может ли всё, что вы перечислили дать человеку несчастливая семья?

















- Я согласна, это ещё раз доказывает, что семья, особенно счастливая, большая ценность.

-Вот и давайте попробуем написать письмо в будущее и расскажем нашим потомкам о наших семьях. Послушаем, что вы приготовили. Всех, конечно, услышать не успеем, но обязательно продолжим эту работу на внеклассном мероприятии. Вот то, что вы приготовили дома и будет содержанием нашего письма.

(По ходу составляем план основной части письма, который записывается учителем на доске)


- Дома вы отвечали на вопросы анкеты (Приложение №1). Вам интересно было это делать? Что нового вы узнали о своей семье? Легко ли было отвечать на вопросы? Кто помогал?






- Вы сами только что подтвердили свои слова о том, что семья – это помощь и поддержка. Без родных вы бы не смогли выполнить домашнее задание.

- Знакомство с семьёй начинается с чего?

(Учитель на доске записывает первый пункт плана основной части письма – Семейный альбом)

- Некоторые из вас принесли самые старые фотографии своей семьи. Расскажите, кто изображен на них?


- Семейный альбом хранит память о счастливых мгновениях, проведённых вместе. Но память о семье хранят не только фото, но и семейные реликвии. А что такое реликвия?

- А важно ли сколько стоит такая вещь?



- Давайте посмотрим, верно ли мы предположили значение этого слова.

(Учитель на доске записывает первый пункт плана основной части письма – Семейные реликвии)


- Какие реликвии есть в ваших семьях?







- Как хорошо мы с вами подошли ещё к одному рецепту счастливой семьи – семейным традициям. Согласитесь, ведь всё о чем мы уже успели рассказать можно назвать своеобразными рецептами счастливой семьи.


(Учитель на доске записывает первый пункт плана основной части письма – Семейные традиции)


- Прочитала ваши анкеты. Особенно интересными мне показались традиции семьи (учитель называет фамилии ребят, чьи семейные традиции показались ему самыми интересными). Расскажите нам о них.






- Мы будем учиться составлять письмо.

(Учащиеся записывают число и тему урока)








- Письма нужны и сейчас их тоже часто пишут. Например, деловые. В интернете у многих есть электронная почта, многие общаются с друзьями с помощью электронных писем. А ещё есть традиция создания капсул времени. В эти капсулы кладут письма для будущих поколений.




- Получатель или адресат.





- Отправитель или адресант.






- В прошлое писать письма можно, но их вряд ли кто сможет прочитать. А вот в будущее… В капсулы времени кладут письма с важной информацией, научной, наверное. А ещё можно в таких письмах рассказать о себе или напомнить опять же себе что-то важное! В электронной почте есть даже специальная функция – создание и отправка письма в будущее (оно проявится как непрочитанное в строго указанное время). А ещё можно написать письмо своим потомкам.




- Любовь, здоровье, близкие. Семья.


- Да. Она любит тебя несмотря ни на что. В ней о тебе заботятся и помогают всегда. Она воспитывает тебя. С ней ты чувствуешь себя увереннее.


- Нет. Человек будет страдать, ему будет тяжело добиться успеха.

- Может и дать. У каждого своё представление о счастье. Для кого-то – это деньги или дорогие игрушки, которыми могут обеспечить родители. Но это не значит, что ребёнок будет воспитанным. У него может быть «пустая душа». И наоборот, ребёнок, у которого не всё благополучно в семье, может стать хорошим человекам и сделать мир лучше, воспитаннее. Именно потому, что не захочет, чтобы в его собственной семье было так, как у родителей и т.д.

- Но счастливая семья всё-таки лучше. И, кстати, она необязательно должна быть полной.












Ребята достают анкеты, которые предварительно заполнили дома.

(Приложение № 2)






- Отвечать было достаточно трудно. Чтобы ответить на некоторые вопросы пришлось звонить или даже ездить в деревню к бабушке и дедушке.

- С ответами на вопросы помогали мама и папа. Без них вообще ответить на вопросы было нельзя.







- С приветствия и имени?....С альбома, где есть фотографии всех членом семьи.




(3 человека рассказывают про самые старые фотографии из своего семейного альбома).





- Это старые вещи, которые есть дома.


- Нет деньги здесь не главное. Важно, чтобы вещь была ценной именно для тебя, твоей семьи.

- Это вообще может быть просто значок.




Несколько ребят рассказывают про реликвии своей семьи.


Политкин Богдан: А в нашей семье сохранился старинный самовар. Им можно пользоваться и сейчас. Когда мы приезжаем к бабушке, всегда собираемся за столом, пьём чай из этого самовара и поём песни.






- Да.









Несколько ребят рассказывают о традициях своей семьи.














Слайд: семейные легенды предания









Слайд: определение понятий «легенда» и «предание» (по толковому словарю С.И. Ожегова)

































Слайд: правила оформления письма



















Слайд: правида оформления письма




























З адание. Рефлексия. -



Слайд: домашнее задание



.


- Из ваших рассказов сразу видно, что семейные традиции – это совместный отдых, основанный на заботе, любви. Они объединяют, скрепляют семью.


- Самой частой семейной традицией в вашем классе стала традиция семейных чаепитий, во время которых вспоминаются самые интересные истории, происшествия, предания. Вот давайте о них и поговорим.


(Учитель на доске записывает первый пункт плана основной части письма – Семейные легенды и предания)

- А как вы понимаете понятия легенда и предание?



- Посмотрим, какое толкование даёт словарь. (Учитель зачитывает определения)

- Какие легенды и предания хранятся в ваших семьях?




- Важно помнить семейные легенды и предания? Зачем? Почему их нужно хранить и передавать?





- Семейные легенды и предания воспитывают уважение к истории своего рода, к старшему поколении. Они вызывают чувство гордости, радости от понимания того, что ты являешься частью чего-то большего. И твоё имя, как и весь твой род вписать в историю страны.


- Итак, мы знаем, куда писать – в будущее. Мы определились с тем, о чём будем писать? (План на доске) У нас получились рецепты счастливой семьи.


- Осталось только вспомнить правила оформления письма. А есть ли разница в написании письма рукописного и электронного? Какое мы будем писать?












- Вспоминаем правила оформления письма. (Учащиеся в тетрадях записывают правила оформления письма). Стиль будем использовать близкий к разговорному. С чего начинаем письмо?

- Правильно, это так называемые этикетные формулы (ЭТИКЕТ -а, м. Установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. Дипломатический э. Речевой э. || прил. этикетный, ая, -ое.)

- Чем отличаются приветствия «здравствуйте» и «привет»?






- Что идёт дальше?


- Всё рассказали. Чем закончим?




- И в заключении мы должны указать автора письма, т.е. адресанта



4 минуты

- Запишите домашнее задание.


- Вам понравился урок? Вы хотели бы продолжить нашу беседу о рецептах счастливой семьи?

Комментарий работы учащихся.

















- Старинные истории, которые рассказываю друг другу люди. Истории из жизни предков.


- Несколько ребят рассказывают предания и легенды своих семей.



- Важно. Это же истории из жизни твоих родных. Они могут быть полезными. Они напоминают о том, как раньше жили люди. Предания могут говорить о храбрости твоих предков, и это вызывает гордость.











- Рукописное. Оно хранит память о том, кто его писал. Рукописное письмо получит приятнее, ведь у каждого свой почерк, и он сразу напоминает об адресанте. Ещё такое письмо можно украсить, что-то нарисовать. Будет видно, что человек старался, тратил своё время, чтобы сделать приятное адресату. И хранить их можно дольше. Электронное можно нечаянно удалить.



- С приветствия и с обращения.





- «Привет» можно сказать другу, однокласснику, очень близкому человеку. А «здравствуйте» - учителю, незнакомому человеку, взрослому, вообще любому.

- Основная часть письма.

- Можно прощанием. Можно пожеланием. Мы же пишем письмо в будущее.






Учащиеся делятся впечатлениями от урока.


●Письма ребят (Приложение №4)





Все ответы в графе «Виды деятельности учащихся

и формы ее организации» принадлежат учащимся 6 «А» класса.

После этого урока, по инициативе учащихся, было проведено внеклассное мероприятие, на котором ребята не просто рассказали о семейных легендах, преданиях, родных, участвовавших в разных войнах, но и показали семейные реликвии. (Приложение №3)У некоторых даже появилось желание составить своё негеологическое древо и нарисовать стенгазеты, посвящённые своим родным.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!