Э тап 1. Организация Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность Этап 2. Работа по ●Повторение понятий адресат и адресант; ● Умение владеть диалогом; ●Умение свободно и правильно излагать свои мысли и аргументировать свой ответ; ● Развитие навыка самоконтроля; ●Умение грамотно оформлять письма | урока – 3 минуты. На доске записано число, тема урока. теме урока – 38 минут. Слайд: Определение понятия «эпистолярная литература» и обложка книги Ф.М.Достоевского «Бедные люди» Слайд: определение понятия «адресат» (по толковому словарю С.И. Ожегова) Слайд: определения понятия «адресант» (по толковому словарю С.И. Ожегова) Слайд: Семья-ценность? Слайд: Семейный альбом (старые фото из семейных архивов ребят) Слайд: определение понятия «реликвия» (по толковому словарю И.С. . Ожегова) Слайд: фотографии семейных реликвий ребят Слайд: семейные традиции | - Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Мы готовились к нему заранее. Посмотрите, что записано у нас на доске? Чему мы будем учиться на уроке? - А зачем вообще нужны письма? Может они и не нужны вовсе? Я понимаю, в XIX веке – существовал даже специальный жанр - эпистолярный. -А сейчас? Может сложиться ситуация, когда нам нужно будет написать письмо? - Т.е. мы пишем письма, когда нам нужно сообщить что-то тому, кто далеко. А как называется тот человек, которому мы пишем письмо? - А как называется человек, который отправляет письмо? - А как вы думаете, можно ли написать письмо в прошлое? А в будущее – вы говорили про капсулы времени? Кому и зачем отправлять в этом случае письма? - Согласитесь, в любом случае в таком письме мы будем говорить о чём-то действительно важном. А что в нашей жизни самое главное, самое ценное? - Семья – это ценность? - Вы описываете счастливую семью. А может ли всё, что вы перечислили дать человеку несчастливая семья? - Я согласна, это ещё раз доказывает, что семья, особенно счастливая, большая ценность. -Вот и давайте попробуем написать письмо в будущее и расскажем нашим потомкам о наших семьях. Послушаем, что вы приготовили. Всех, конечно, услышать не успеем, но обязательно продолжим эту работу на внеклассном мероприятии. Вот то, что вы приготовили дома и будет содержанием нашего письма. (По ходу составляем план основной части письма, который записывается учителем на доске) - Дома вы отвечали на вопросы анкеты (Приложение №1). Вам интересно было это делать? Что нового вы узнали о своей семье? Легко ли было отвечать на вопросы? Кто помогал? - Вы сами только что подтвердили свои слова о том, что семья – это помощь и поддержка. Без родных вы бы не смогли выполнить домашнее задание. - Знакомство с семьёй начинается с чего? (Учитель на доске записывает первый пункт плана основной части письма – Семейный альбом) - Некоторые из вас принесли самые старые фотографии своей семьи. Расскажите, кто изображен на них? - Семейный альбом хранит память о счастливых мгновениях, проведённых вместе. Но память о семье хранят не только фото, но и семейные реликвии. А что такое реликвия? - А важно ли сколько стоит такая вещь? - Давайте посмотрим, верно ли мы предположили значение этого слова. (Учитель на доске записывает первый пункт плана основной части письма – Семейные реликвии) - Какие реликвии есть в ваших семьях? - Как хорошо мы с вами подошли ещё к одному рецепту счастливой семьи – семейным традициям. Согласитесь, ведь всё о чем мы уже успели рассказать можно назвать своеобразными рецептами счастливой семьи. (Учитель на доске записывает первый пункт плана основной части письма – Семейные традиции) - Прочитала ваши анкеты. Особенно интересными мне показались традиции семьи (учитель называет фамилии ребят, чьи семейные традиции показались ему самыми интересными). Расскажите нам о них. | - Мы будем учиться составлять письмо. (Учащиеся записывают число и тему урока) - Письма нужны и сейчас их тоже часто пишут. Например, деловые. В интернете у многих есть электронная почта, многие общаются с друзьями с помощью электронных писем. А ещё есть традиция создания капсул времени. В эти капсулы кладут письма для будущих поколений. - Получатель или адресат. - Отправитель или адресант. - В прошлое писать письма можно, но их вряд ли кто сможет прочитать. А вот в будущее… В капсулы времени кладут письма с важной информацией, научной, наверное. А ещё можно в таких письмах рассказать о себе или напомнить опять же себе что-то важное! В электронной почте есть даже специальная функция – создание и отправка письма в будущее (оно проявится как непрочитанное в строго указанное время). А ещё можно написать письмо своим потомкам. - Любовь, здоровье, близкие. Семья. - Да. Она любит тебя несмотря ни на что. В ней о тебе заботятся и помогают всегда. Она воспитывает тебя. С ней ты чувствуешь себя увереннее. - Нет. Человек будет страдать, ему будет тяжело добиться успеха. - Может и дать. У каждого своё представление о счастье. Для кого-то – это деньги или дорогие игрушки, которыми могут обеспечить родители. Но это не значит, что ребёнок будет воспитанным. У него может быть «пустая душа». И наоборот, ребёнок, у которого не всё благополучно в семье, может стать хорошим человекам и сделать мир лучше, воспитаннее. Именно потому, что не захочет, чтобы в его собственной семье было так, как у родителей и т.д. - Но счастливая семья всё-таки лучше. И, кстати, она необязательно должна быть полной. Ребята достают анкеты, которые предварительно заполнили дома. (Приложение № 2) - Отвечать было достаточно трудно. Чтобы ответить на некоторые вопросы пришлось звонить или даже ездить в деревню к бабушке и дедушке. - С ответами на вопросы помогали мама и папа. Без них вообще ответить на вопросы было нельзя. - С приветствия и имени?....С альбома, где есть фотографии всех членом семьи. (3 человека рассказывают про самые старые фотографии из своего семейного альбома). - Это старые вещи, которые есть дома. - Нет деньги здесь не главное. Важно, чтобы вещь была ценной именно для тебя, твоей семьи. - Это вообще может быть просто значок. Несколько ребят рассказывают про реликвии своей семьи. Политкин Богдан: А в нашей семье сохранился старинный самовар. Им можно пользоваться и сейчас. Когда мы приезжаем к бабушке, всегда собираемся за столом, пьём чай из этого самовара и поём песни. - Да. Несколько ребят рассказывают о традициях своей семьи. |
| Слайд: семейные легенды предания Слайд: определение понятий «легенда» и «предание» (по толковому словарю С.И. Ожегова) Слайд: правила оформления письма Слайд: правида оформления письма З адание. Рефлексия. - Слайд: домашнее задание . | - Из ваших рассказов сразу видно, что семейные традиции – это совместный отдых, основанный на заботе, любви. Они объединяют, скрепляют семью. - Самой частой семейной традицией в вашем классе стала традиция семейных чаепитий, во время которых вспоминаются самые интересные истории, происшествия, предания. Вот давайте о них и поговорим. (Учитель на доске записывает первый пункт плана основной части письма – Семейные легенды и предания) - А как вы понимаете понятия легенда и предание? - Посмотрим, какое толкование даёт словарь. (Учитель зачитывает определения) - Какие легенды и предания хранятся в ваших семьях? - Важно помнить семейные легенды и предания? Зачем? Почему их нужно хранить и передавать? - Семейные легенды и предания воспитывают уважение к истории своего рода, к старшему поколении. Они вызывают чувство гордости, радости от понимания того, что ты являешься частью чего-то большего. И твоё имя, как и весь твой род вписать в историю страны. - Итак, мы знаем, куда писать – в будущее. Мы определились с тем, о чём будем писать? (План на доске) У нас получились рецепты счастливой семьи. - Осталось только вспомнить правила оформления письма. А есть ли разница в написании письма рукописного и электронного? Какое мы будем писать? - Вспоминаем правила оформления письма. (Учащиеся в тетрадях записывают правила оформления письма). Стиль будем использовать близкий к разговорному. С чего начинаем письмо? - Правильно, это так называемые этикетные формулы (ЭТИКЕТ -а, м. Установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. Дипломатический э. Речевой э. || прил. этикетный, ая, -ое.) - Чем отличаются приветствия «здравствуйте» и «привет»? - Что идёт дальше? - Всё рассказали. Чем закончим? - И в заключении мы должны указать автора письма, т.е. адресанта 4 минуты - Запишите домашнее задание. - Вам понравился урок? Вы хотели бы продолжить нашу беседу о рецептах счастливой семьи? Комментарий работы учащихся. | - Старинные истории, которые рассказываю друг другу люди. Истории из жизни предков. - Несколько ребят рассказывают предания и легенды своих семей. - Важно. Это же истории из жизни твоих родных. Они могут быть полезными. Они напоминают о том, как раньше жили люди. Предания могут говорить о храбрости твоих предков, и это вызывает гордость. - Рукописное. Оно хранит память о том, кто его писал. Рукописное письмо получит приятнее, ведь у каждого свой почерк, и он сразу напоминает об адресанте. Ещё такое письмо можно украсить, что-то нарисовать. Будет видно, что человек старался, тратил своё время, чтобы сделать приятное адресату. И хранить их можно дольше. Электронное можно нечаянно удалить. - С приветствия и с обращения. - «Привет» можно сказать другу, однокласснику, очень близкому человеку. А «здравствуйте» - учителю, незнакомому человеку, взрослому, вообще любому. - Основная часть письма. - Можно прощанием. Можно пожеланием. Мы же пишем письмо в будущее. Учащиеся делятся впечатлениями от урока. ●Письма ребят (Приложение №4) |