СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку "Фонетика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сопровождается презентацией. Особое внимание во время проведения урока следует уделить самостоятельным ответам учащихся, т.к.  с основными сведениями раздела "Фонетика" они познакомились ещё в средней школе. Можно при желании подготовить специальные карточки (для каждого ученика) с  символьными обозначениями гласных звуков.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку "Фонетика"»

Технологическая карта урока

Учебный предмет

Русский язык

Класс

10 «А»

Тема урока

Звуки речи, их классификация и изменения в потоке речи

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

А) Предметные: повторить сведения о фонетике как разделе языкознания ; повторить понятие «звук речи»; повторить классификацию звуков; познакомиться с фонетическими процессами , происходящими в слове.

Б) Личностные: формирование интереса к родному языку, увеличение словарного запаса.

В) Метапредметные: развивать умение составления схем , формировать навыки самоконтроля и самокоррекции, развивать умение свободно и правильно излагать мысли в устной форме.


Основные термины

и понятия

Фонетика, звук, фонетический процесс, редукция, оглушение, озвончение, упрощение групп согласных.

Образовательные

ресурсы

Учебник по русскому языку под ред. В.Ф. Грекова.


Планируемые результаты

Предметные результаты:


- повторение сведений фонетике как разделе языкознания;

- повторение понятия «звук речи»;

- умение распознавать различные фонетические процессы (редукцию, оглушение, озвончение, упрощение групп согласных).


Личностные результаты:


- увеличение объема словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;


Метапредметные результаты:

- формирование навыка самоконтроля, самокоррекции;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА




Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа)

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

Виды деятельности учащихся

и формы ее организации

Этап 1. Организация


Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность



урока – 3 минуты.


Слайд: тема урока



- Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы приступаем к повторению первого раздела науки о русском языке. Мы поговорим о фонетике. Давайте вспомним, что изучает фонетика?




- Вот о звуках речи, их классификации, изменениях мы и поговорим. Запишите, пожалуйста, число и тему урока: «Звуки речи, их классификация и изменения в потоке речи».






- Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка. Фонетика изучает звуки речи, их классификацию, изменения.






Записывают.

Этап 2. Работа по



●Повторение сведений о фонетике как разделе языкознания;


●Повторение понятия «звук речи»;


● Умение владеть диалогом;



●Умение свободно и правильно излагать свои мысли и аргументировать свой ответ;


































































































































































































Этап 3. Рефлексия,


●Умение оценивать свою деятельность и корректировать свои знания;






● Умение организовывать свою деятельность.





теме урока – 35



Слайд: определение понятия «Фонетика»

















Слайд: текст слайда появляется постепенно
































































































Слайд: определение понятия «редукция»
















































Слайд: определение понятия

«Оглушение»



















Слайд: определение понятия

«Озвончение»












Слайд: определение понятия

«Упрощение групп согласных»












запись домашнего

мин.


Беседа.

- Запишем определение понятия «Фонетика» в тетрадь.


- Мы сказали с вами, что фонетика изучает звуки речи, а что значит «звук речи»? Что такое «звук»?





- Верно. Какие же бывают звуки? На какие 2 основные группы делятся все звуки русского языка?



- Давайте запишем, всё, что будем говорить о звуках русского языка в виде схемы:


Звуки речи



гласные согласные


- Сколько гласных звуков в русском языке? Перечислите их.



- Запишем.


гласные

[а],[о],[э],[у],[и],[ы]


- А сколько гласных букв в русском языке?

- Почему же тогда мы записали только 6 гласных звуков?


- В каких случаях эти гласные обозначают два звука? Приводите примеры.



- Отметим это в схеме.


2 звука обознач.

в нач. слова (ёлка)

е,ё,ю,я после гласной (поют)

после ь и ъ знаков (льёт)


- Что еще мы не сказали про гласные звуки? Какие они бывают?


- Гласных звуков в русском языке шесть. Остальные согласные. Скажите, по каким двум основным признакам могут характеризоваться согласные звуки русского языка?





- Т.е. согласные звуки могут быть какими? ( На слайде появляется следующая часть схемы)


Согласные


мг./тв. гл./зв.


- Все ли согласные звуки могут быть мягкими и твердыми?


- Какие не могут? Перечислите их.


(На слайде появляется следующая часть схемы):

всегда мг.: [ч`],[ш`],[j`].


- Не забывайте, апостроф на верху – показатель мягкости .


- А всели согласные звуки могут быть твердыми и мягкими? Какие не могут? Перечислите их.



(На слайде появляется следующая часть схемы):

всегда тв.: [ч`],[ш`],[j`].


- А все ли согласные звуки могут быть глухими и звонкими?



(На слайде появляется следующая часть схемы):

всегда зв.: [м],[н],[л],[р],[ j`]

всегда гл.: [х],[ц],[ш],[ч`]

- А остальные согласные звуки составляют пары по звонкости-глухости, твердости –мягкости. Приведете примеры.

- Мы вспомнили с вами звуки речи, повторили их классификацию.

Слово учителя.

- Каждое слово представляет собой набор звуков. И внутри слова могут происходить разные фонетические процессы. О этих процессах мы сейчас поговорим. Начнем с редукции.

- Запишите: редукция – это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции. Вспоминайте специальные значки.

Запишем несколько слов с редукцией, чтобы было понятно. (Учитель пишет на обычной доске, сопровождаю запись комментариями и выделением слогов и т.д.):

О,А _______

1пр. + нач.сл. [/\]

Опал, орех

[/\] [/\]


О,А _______

2пр.. + зауд.сл. [Ъ]

Золотой, дорогой, просьба

[Ъ][/\] [Ъ] [/\] [Ъ]

Е,Я_______

2пр. [Иᵌ]

Пятёрка, семёрка


[Иᵌ] [Иᵌ]

Е,Я_______

2пр. + зауд. [Ь]

Решает , лесовик

[Ь] [Ь]

- Следующий процесс – оглушение. Записывайте. Оглушение – это процесс, при котором звонкий согласный перед глухими или на конце произносится как глухой.

(Учитель пишет на обычной доске, сопровождаю запись комментариями и выделением звуков и т.д.):

Лев, луг, лёд, мёд.

[ф] [к] [т] [т]

Надпись, подставка, вход.

[т] [т] [ф]

Сходка, лодка, сковородка.

[т] [т] [т]

- Переходим к следующему процессу - озвончение. Запишите. Это процесс, при котором глухие в положении перед звонким произносятся как звонкие.

(Учитель пишет на обычной доске, сопровождаю запись комментариями и выделением звуков и т.д.):

Сдоба, сдуть, сдача.

[з] [з] [з]

- И последний процесс, о котором мы сегодня поговорим называется – упрощение групп согласных. При этом процессе в сочетаниях стн, здн, вст, дц, лнц происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук.

(Учитель пишет на обычной доске, сопровождаю запись комментариями и выделением звуков и т.д.):

Сердце, солнце.

[ц] [ц]

задания - 7 мин.

- С какими фонетическими процессами мы познакомились сегодня на уроке? Перечислите их.

- Давайте выполним следующее задание: запишите слова через строчку, укажите, какие фонетические процессы можно наблюдать в этом слове. Обозначьте их графически. Слова, которые мы не успеем рассмотреть в классе, вы рассмотрите дома. Это будет ваше домашнее задание.

(Учитель диктует слова ):

Лоб – оглушение.

Селедка- оглушение, редукция.

Сгореть- озвончение, редукция.

Сдать- озвончение.

Рюкзак –озвончение.

Ребёнок- редукция.

Дома – редукция.




Записывают.






- Звук – это наименьшая единица языка, участвующая в создании внешней оболочки слов и помогающая отличать слова друг от друга.



- Гласные и согласные.







- В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о],[э],[у],[и],[ы].




- Их десять.

- Потому что гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.


- В начале слова (ёлка), перед гласной (поют), после ь и ъ знаков (прольёт).





- Гласные звуки бывают ударными и безударными.



- По наличию или отсутствию «смягчения».

- По участию голоса и шума в их образовании.

- Мягкими и твердыми, глухими и звонкими.





- Нет.

- Есть согласные звуки, которые всегда будут мягкими: [ч`],[ш`],[j`].






Есть согласные звуки, которые всегда будут твердыми: [ж],[ш],[ц].




- Есть согласные, которые всегда будут звонкими (сонорные): [м],[н],[л],[р],[ j`].

- Есть согласные, которые всегда будут глухими: [х],[ц],[ш],[ч`].



- [б]/[п]; [б]/[б`].











Записывают.


























Записывают.











Записывают.






Записывают.










- Редукция, оглушение, озвончение, упрощение групп согласных.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!