Этап 2. Работа по ●Повторение сведений о фонетике как разделе языкознания; ●Повторение понятия «звук речи»; ● Умение владеть диалогом; ●Умение свободно и правильно излагать свои мысли и аргументировать свой ответ; Этап 3. Рефлексия, ●Умение оценивать свою деятельность и корректировать свои знания; ● Умение организовывать свою деятельность. | теме урока – 35 Слайд: определение понятия «Фонетика» Слайд: текст слайда появляется постепенно Слайд: определение понятия «редукция» Слайд: определение понятия «Оглушение» Слайд: определение понятия «Озвончение» Слайд: определение понятия «Упрощение групп согласных» запись домашнего | мин. Беседа. - Запишем определение понятия «Фонетика» в тетрадь. - Мы сказали с вами, что фонетика изучает звуки речи, а что значит «звук речи»? Что такое «звук»? - Верно. Какие же бывают звуки? На какие 2 основные группы делятся все звуки русского языка? - Давайте запишем, всё, что будем говорить о звуках русского языка в виде схемы: Звуки речи гласные согласные - Сколько гласных звуков в русском языке? Перечислите их. - Запишем. гласные [а],[о],[э],[у],[и],[ы] - А сколько гласных букв в русском языке? - Почему же тогда мы записали только 6 гласных звуков? - В каких случаях эти гласные обозначают два звука? Приводите примеры. - Отметим это в схеме. 2 звука обознач. в нач. слова (ёлка) е,ё,ю,я после гласной (поют) после ь и ъ знаков (льёт) - Что еще мы не сказали про гласные звуки? Какие они бывают? - Гласных звуков в русском языке шесть. Остальные согласные. Скажите, по каким двум основным признакам могут характеризоваться согласные звуки русского языка? - Т.е. согласные звуки могут быть какими? ( На слайде появляется следующая часть схемы) Согласные мг./тв. гл./зв. - Все ли согласные звуки могут быть мягкими и твердыми? - Какие не могут? Перечислите их. (На слайде появляется следующая часть схемы): всегда мг.: [ч`],[ш`],[j`]. - Не забывайте, апостроф на верху – показатель мягкости . - А всели согласные звуки могут быть твердыми и мягкими? Какие не могут? Перечислите их. (На слайде появляется следующая часть схемы): всегда тв.: [ч`],[ш`],[j`]. - А все ли согласные звуки могут быть глухими и звонкими? (На слайде появляется следующая часть схемы): всегда зв.: [м],[н],[л],[р],[ j`] всегда гл.: [х],[ц],[ш],[ч`] - А остальные согласные звуки составляют пары по звонкости-глухости, твердости –мягкости. Приведете примеры. - Мы вспомнили с вами звуки речи, повторили их классификацию. Слово учителя. - Каждое слово представляет собой набор звуков. И внутри слова могут происходить разные фонетические процессы. О этих процессах мы сейчас поговорим. Начнем с редукции. - Запишите: редукция – это ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции. Вспоминайте специальные значки. Запишем несколько слов с редукцией, чтобы было понятно. (Учитель пишет на обычной доске, сопровождаю запись комментариями и выделением слогов и т.д.): О,А _______ 1пр. + нач.сл. [/\] Опал, орех [/\] [/\] О,А _______ 2пр.. + зауд.сл. [Ъ] Золотой, дорогой, просьба [Ъ][/\] [Ъ] [/\] [Ъ] Е,Я_______ 2пр. [Иᵌ] Пятёрка, семёрка [Иᵌ] [Иᵌ] Е,Я_______ 2пр. + зауд. [Ь] Решает , лесовик [Ь] [Ь] - Следующий процесс – оглушение. Записывайте. Оглушение – это процесс, при котором звонкий согласный перед глухими или на конце произносится как глухой. (Учитель пишет на обычной доске, сопровождаю запись комментариями и выделением звуков и т.д.): Лев, луг, лёд, мёд. [ф] [к] [т] [т] Надпись, подставка, вход. [т] [т] [ф] Сходка, лодка, сковородка. [т] [т] [т] - Переходим к следующему процессу - озвончение. Запишите. Это процесс, при котором глухие в положении перед звонким произносятся как звонкие. (Учитель пишет на обычной доске, сопровождаю запись комментариями и выделением звуков и т.д.): Сдоба, сдуть, сдача. [з] [з] [з] - И последний процесс, о котором мы сегодня поговорим называется – упрощение групп согласных. При этом процессе в сочетаниях стн, здн, вст, дц, лнц происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая этот звук. (Учитель пишет на обычной доске, сопровождаю запись комментариями и выделением звуков и т.д.): Сердце, солнце. [ц] [ц] задания - 7 мин. - С какими фонетическими процессами мы познакомились сегодня на уроке? Перечислите их. - Давайте выполним следующее задание: запишите слова через строчку, укажите, какие фонетические процессы можно наблюдать в этом слове. Обозначьте их графически. Слова, которые мы не успеем рассмотреть в классе, вы рассмотрите дома. Это будет ваше домашнее задание. (Учитель диктует слова ): Лоб – оглушение. Селедка- оглушение, редукция. Сгореть- озвончение, редукция. Сдать- озвончение. Рюкзак –озвончение. Ребёнок- редукция. Дома – редукция. | Записывают. - Звук – это наименьшая единица языка, участвующая в создании внешней оболочки слов и помогающая отличать слова друг от друга. - Гласные и согласные. - В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о],[э],[у],[и],[ы]. - Их десять. - Потому что гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. - В начале слова (ёлка), перед гласной (поют), после ь и ъ знаков (прольёт). - Гласные звуки бывают ударными и безударными. - По наличию или отсутствию «смягчения». - По участию голоса и шума в их образовании. - Мягкими и твердыми, глухими и звонкими. - Нет. - Есть согласные звуки, которые всегда будут мягкими: [ч`],[ш`],[j`]. Есть согласные звуки, которые всегда будут твердыми: [ж],[ш],[ц]. - Есть согласные, которые всегда будут звонкими (сонорные): [м],[н],[л],[р],[ j`]. - Есть согласные, которые всегда будут глухими: [х],[ц],[ш],[ч`]. - [б]/[п]; [б]/[б`]. Записывают. Записывают. Записывают. Записывают. - Редукция, оглушение, озвончение, упрощение групп согласных. |