Урок по разделу «Фонетика».
Тема урока: Фонетика. Гласные звуки.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты деятельности уч-ся и способы выявления уровня знаний, умений, навыков, способов деятельности, УДД, принципы системно- деятельностного подхода |
Организационный | Организовать готовность учащихся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке. | Приветствие уч-ся, отметка отсутствующих на уроке. Поверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением: Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. | Приветствие учителя. Наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника. | Готовность к работе на уроке. Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха. Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные |
Коррекция знаний учащихся. | Проанализировать ошибки, допущенные в контрольном диктанте | Анализ результатов контрольного диктанта. | Учащиеся анализируют ошибки. Пишут на выбор «Письмо ученому соседу» или самодиктант «Мои любимые ошибки». Графически обозначают орфограммы. Учащиеся, выполнившие работу на отлично, выполняют роль консультантов. | Заинтересованность учащихся в выявлении пробелов в знаниях. |
Актуализация знаний. Мотивационно- организующий этап. | Обеспечить мотивацию учения, Совместно сформулировать цели урока Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме. | Учитель. Мы приступаем с вами к изучению нового раздела науки о языке. Я зашифровала с помощью транскрипции его название. Отгадайте, как он называется? А на какие группы делятся звуки речи? Запишем тему урока «Фонетика. Гласные звуки». Исходя из темы урока, сформулируйте его цели. (Узнать, какой раздел науки о языке называется фонетикой и что он изучает, как образуются звуки речи, на какие группы они делятся). Учитель. Ребята. Я приглашаю вас совершить путешествие в загадочную страну «Фонетика» и думаю, что мы с вами сделаем много удивительных открытий. Слайд 1. Посмотрим, с чем мы познакомимся в этой стране. | Работают над постановкой целей урока. | Самостоятельно определить цель урока, пути ее достижения. Создание уверенности, что четко поставленная цель даст возможность эффективно получить знания |
Изучение нового материала | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала учащимися. | Слайд 2. Запишите буквами звуки, которые издают изображенные на фотографиях животные. Такие звуки называются звукоподражательными. Можем мы с вами общаться с помощью записанных звуков? А какие звуки помогают нам в общении? Когда мы говорим, мы произносим звуки речи. Так что же изучает фонетика как раздел науки о языке? Фонетика изучает звуки речи. Запомните, как произносится это слово. Звук произносится твердо. Произнесем это слово. А сейчас поработаем в парах. Вспомните и запишите слова, в состав которых входит корень слова фон со значением «звук». Слайд 4. Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности все не так просто, в нашем организме в это время работает целый завод по производству звуков. Посмотрите на схему. Расскажите, опираясь на схему, как образуются звуки речи. Слайд 5 А сейчас проведем небольшой эксперимент. Работа в творческих лабораториях. Произнесите вместе с этим забавным человечком гласные звуки (рисунок в презентации). Их в русском языке шесть. Ощутили ли вы преграду при произнесении гласных звуков? А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком. Их в русском языке 36. Какие препятствия встречаются при образовании согласных звуков? Сделайте выводы. | Работают в парах. Записывают слова ,в состав которых входит корень слова фон со значением «звук». Отвечают на вопрос, что объединяет эти слова. Проводят словарную работу. Работаю со схемой. Участвуют в научном эксперименте, делают выводы. | Работать в парах . Уметь применять ранее полученные знания. |
Закрепление знаний и способов действий | Обеспечить закрепление знаний и способов действий. Обеспечить в ходе закрепления повышенного уровня осмысления материала, глубины его понимания. Коррекция пробелов | Ребята, мне прислали письмо. На нем написано «МБОУ СОШ № 5 классу, от звуков речи». Учитель читает письмо: « Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам ответить на вопрос: «Кто из нас важнее: гласные и согласные?». Поможем звукам речи? Я предлагаю вам расшифровать текст известной песни. Первые две строчки я записала с помощью согласных букв, следующие две- при помощи гласных. Отгадайте песню. В лс рдлсь лчк. В лс рсл Ио и ео оая. В каком случае отгадать легче: там , где гласные или согласные? Какие звуки важнее: гласные или согласные? Как же мы ответим на письмо? Работа в группах. Составление таблицы «Гласные звуки», заполнение таблицы примерами. Чтение учителем стихотворения: Гласные тянутся к песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь… Какие качества звуков обыгрываются в данном отрывке? | Работают в группах, делают вывод, что согласные звуки выражают лексическое значение слова, а гласные придают речи мелодичность, благозвучие. Отвечают на письмо звуков речи. Работают в группах. Заполняют таблицу, приводят примеры. | Развивать умение применять новые знания. Принцип деятельности УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, работа над формированием логических умений, анализ, сравнение, обобщение. |
Контроль знаний. | Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Определить недостатки в знаниях и умениях. | Выполняют тест по теме урока. | Выполняют тест с последующей самопроверкой. | 85% учащихся сделали тест правильно. Обобщить, сделать выводы, самооценка. |
Информация о д/з | Обеспечить понимание цели содержания и способов выполнения задания | Выполнить упр 267 Написать сказку о звуках речи или « Мое путешествия по стране «Фонетика» | Записывают д/з в дневники. | Мотивация на выполнение д/з. |
Итоги урока. Рефлексия. | Дать оценку работы класса и отдельных учащихся (оценить уровень достижений ТДЦ) | Выставить оценки в дневник. Какую цели ставили себя в начале урока? Достигли ли цели урока? Что мешало и что помогало достичь цели? Как оцениваете свою работу на уроке? | Выставляют оценки в дневник. Отвечают на вопросы. А для того, чтобы узнать эффективно ли прошла исследовательская работа, я прошу вас выбрать соответствующие жетоны. Если вы: ТЕОРЕТИК – знаю все правила, умею применять их на практике ПРАКТИК – не все запомнил в теории, но смогу работать практически УЧЕНИК – мне еще надо поработать над этой темой | Рефлексивная оценка уч-ся. Уметь обосновывать выбор оценки. |