1 | I АДАПТАЦИОН-НЫЙ ЭТАП | 1 задача: адаптировать учащихся к деятельности на уроке | Работа в тетрадях | 1.1. Мотивация к учебной деятельности – Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. – Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке. –Сели ровно, спинка прямая. Открыли тетради, записали сегодняшнюю дату. Пишем чисто и красиво! | | 2 |
2 задача: выявить предварительные знания учащихся и определить их границы: интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации) | Отвечают учащиеся, ,дополняют, приводят примеры. Отаечают, объясняют орфограмму Высказывание своих предположений Оценивание Отвечают, анализируют правильность письм Работа в тетради Оценивание Высказывания детей, самостоятельно выполняют задание | 1.2.Организация проверки домашнего задания ‒Каким было ваше домашнее задание? - На какие две группы можно разделить слова с пропущенными буквами? (Слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением и слова с парной согласной в корне слова) -Как проверяли? -В чём сходство и различие в подборе проверочных слов этих орфограмм? (Сходство: подбор однокоренных слов, изменение формы слова. Различие: проверяемый гласный стоит под ударением, после согласного стоит гласный, звуки л, м, н, р, в) 1.3.Организация минутки чистописания. – Написание каких слов будете отрабатывать на чистописании вы узнаете, отгадав загадки: На интерактивной доске по мере отгадывания появляются рисунки: ягодка, сердце, солнце. (использование документ-камеры) 1. Была зелёной, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. /ягодка/ Проговорите слово. Какую орфограмму определили в слове? 2.День и ночь стучит оно, Словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг Прекратится этот стук. /сердце/ Проговорите слово. Произносится ли согласный на месте пропущенной буквы? (нет) -Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой «д».(согласный, звонкий, парный). 3.Не огонь, а больно жжёт. Не фонарь, а ярко светит. /солнце/ Проговорите слово. Произносится ли согласный на месте пропущенной буквы? (нет) -Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой «д».(согласный, звонкий, парный). -Какое слово лишнее и почему? (Лишнее слово «ягодка», т. к. Запишите слова с непроизносимыми согласными в корне слова по строчке. Подчеркните непроизносимые согласные. – Знакома ли вам эта тема? Значит, вы можете предположить тему сегодняшнего урока? ‒ Оцените себя по шкале успеха. ‒ А как вы оцениваете свои знания по теме «Непроизносимые согласные»? | Документ-камера | 2 3 |
2 | II ОСНОВНОЙ ЭТАП | 1 задача: формирование знаний, отношений, действий, опыта. | Запись слов Формулирование учебной проблемы Планирование деятельности | 2.1. Создание проблемной ситуации −Давайте проверим ваши знания. –Запишите слова: грустный, вкусный. /2 человека у доски/. Варианты записи: грустный, грусный, вкусный, вкустный. – Что же получилось, задание было одно, а выполнили его по-разному? ‒ Какая возникла проблема? –Чего мы ещё не знаем? (Например, когда надо писать согласную букву в сочетании СН, а когда не надо). – Значит, какую цель ставим? ‒ Вы уже догадались о теме нашего урока? (Правописание слов с непроизносимыми согласными и слов, в которых нет непроизносимого согласного звука) ‒ Какие задачи стоят перед нами? (Вспомнить алгоритм написания непроизносимого согласного | | 2 |
2 задача: разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос | Исследовательская работа Анализ и сравнение Составление алгоритма Составление схемы-опоры оценивание | 2.2. Исследовательская работа Давайте исследуем нашу прблему. -Какие согласные не произносятся?(д, т, л, в). - Приведите примеры. (…) Сейчас мы вместе заполним табличку на карточках. ‒ Какие правила мы должны соблюдать при письме? (наклон, безотрывное написание, высота букв, не выходить за линию) 2.3. Составление алгоритма Предложите план , по которому будем действовать. План. 1.Выделим корень. 2.Смотрим на сочетаемость согласных. 3.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем произносятся ли все согласные звуки. 4.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный. 5.Делаем вывод. 2.4. Совместное заполнение таблицы Буквы | Примеры | Сочетания букв | Проверочное слово | д | сеРДЦе, звёЗДНый | РДЦ, ЗДН | сеРДечный звеЗДа | т | радоСТНый уСТЛанный | СТН СТЛ | много радоСТи уСТилать | л | соЛНЦе | ЛНЦ | соЛНечный | в | безмолВСТВовать | ВСТВ | безмолВие | Вопросы по таблице: – Какие сочетания в этих словах трудно произносятся? Почему? -Сколько согласных букв стоят рядом?(3-4) -Назовите сочетания букв в слове, где согласный не произносится. Вывод: Согласный может не произносится, если в слове встречается сразу 3-4 согласных. Не все слова русского языка можно проверить подбором однокоренных слов. Их правописание надо запомнить. Например: лесенка, но лестница (а не лесница); блестеть, но блеск (а не блестк). 2.5. Словарная работа. 1.Слово -приветствие.(здравствуй) 2.Сооружение в виде ступеней или перекладин для подъёма или спуска(лестница). 3.Внутреннее переживание человека.(чувство) 4.День торжества.(праздник) -На какое правило все эти слова? (Непроизносимый согласный) -Пользовались ли вы правилом для написания непроизносимого согласного., которое узнали сегодня на уроке? Применимо ли оно для этих слов? (Нет. Написание этих слов надо запомнить) −Кто хочет показать свою тетрадь и проанализировать написание сочетаний? (использование документ-камеры) | Документ-камера Документ-камера | 2 2 7 5 |
3 | III ТВОРЧЕСКИЙ ЭТАП | 1 задача: первичное закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения | Проговарива ние алгоритма Запись слов в тетради Подбор проверочных слов Работа в группах Проверка | 3.1. Работа по учебнику. С.80 упр. 90 – Прочитайте задание. Давайте определим шаги выполнения этого упражнения? –1 вариант – выписывает 3 слова с непроизносимым согласным, 2 вариант – 3 слова, в которых нет непроизносимого согласного, подберите к ним проверочные слова. –– Кому было трудно выполнить это задание? – О чем нужно помнить, выполняя его? 3.2. Организация работы с текстом в паре. Редко светит солнце. Стоят ненастные дни. Грустно в эту пору в лесу. То, что написано на доске – это текст?(да) Докажите. (предложения связаны по смыслу) Найдите в тексте слова на непроизносимую согласную в корне слова, подберите проверочные слова. Запишите парами. Сначала – проверочное слово. Орфограмму подчеркните. Редко светит солнце. Стоят ненастные дни. Грустно в эту пору в лесу. −Какие слова нашли, докажите. Проверьте друг у друга. | | 5 3 |
2 задача: повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий | Работа в группах на компьютерах Проверка Оценивание | 3.3. Организация индивидуальной работы на компьютерах в группах. (написание слов с произносимой согласной и без)‒ Как вас оценил компьютер? ‒ Над чем вам надо еще поработать? ̶̶̶ Я вам предлагаю выполнить задание в группах. Выберите то задание, которое вы бы хотели выполнить. 1) Подберите однокоренное слово - признак на изученную орфограмму. Радость – Место – Известие – Гигант – Грусть – Интерес – 2) Найдите лишнее слово в каждой строчке. 1. чес..ный, счас..ливый, яс..ный 2. извес..ный, интерес..ный, крас..ный 3. капус..ный, вкус..ный, грус..ный 4. праз..ник, сер..це, лес..ница ̶ Какое задание выбрали? Почему? ‒ Какое правило мы должны помнить? ‒Оцените себя. | Работа с компьютером (3 чел. – 1 компьютер) | 5 |
Примечание: | Составление вопросов по теме Формулировка конечного результата своей работы на уроке Осуществление самооценки | 1. Итоги - Давайте подведём итоги . - Какова тема нашего урока? (Непроизносимые согласные в корне слова.) - Какова цель нашего урока? (Учимся проверять и грамотно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова.) Да, мы учились грамотно писать эти слова. - Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком? - Достигли мы цели? (Да. Нет. Не совсем.) - На следующих уроках мы будем дальше работать над темой и всё запомним. - Где мы можем применить новые знания? (В письменной речи на разных уроках: написание сообщений, писем, сочинений...) 2. Д/з упр. 226. Объяснение 3. Рефлексия Продолжите предложения: Проводится с опорой на таблицы. - Выбери ответ и обоснуй. Что узнали на уроке? интересного … полезного … У меня сегодня получилось … Я и не подозревал … Мне ещё нужно поработать над … | | 2 1 2 Итого: 45 мин. |