СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме" Непроизносимые согласные". ...

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся знакомятся с новой орфограммой, Путем создания проблемной ситуации,самостоятельно делают вывод о написании слов с непроизносимой согласной.На уроке используются различные технологии:игровая, ИКТ, работа в группах. ...

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме" Непроизносимые согласные". ...»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по русскому языку в 3 классе

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.



Таблица 2.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Название используе-мых ЭОР

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

7

1

I

АДАПТАЦИОН-НЫЙ ЭТАП

1 задача: адаптировать учащихся к деятельности на уроке








Работа в тетрадях

1.1. Мотивация к учебной деятельности

– Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

– Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке.

–Сели ровно, спинка прямая. Открыли тетради, записали сегодняшнюю дату. Пишем чисто и красиво!



2

2 задача: выявить предварительные знания учащихся и определить их границы:

интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации)












Отвечают учащиеся, ,дополняют, приводят примеры.











Отаечают, объясняют орфограмму











Высказывание своих предположений


Оценивание









Отвечают,

анализируют правильность письм

Работа в тетради

Оценивание

Высказывания детей, самостоятельно выполняют задание

1.2.Организация проверки домашнего задания

‒Каким было ваше домашнее задание?

- На какие две группы можно разделить слова с пропущенными буквами?

(Слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением и слова с парной согласной в корне слова)

-Как проверяли?

-В чём сходство и различие в подборе проверочных слов этих орфограмм?

(Сходство: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.

Различие: проверяемый гласный стоит под ударением, после согласного стоит гласный, звуки л, м, н, р, в)


1.3.Организация минутки чистописания.

– Написание каких слов будете отрабатывать на чистописании вы узнаете, отгадав загадки:

На интерактивной доске по мере отгадывания появляются рисунки: ягодка, сердце, солнце. (использование документ-камеры)

1. Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. /ягодка/

Проговорите слово. Какую орфограмму определили в слове?

2.День и ночь стучит оно, Словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг Прекратится этот стук. /сердце/

Проговорите слово. Произносится ли согласный на месте пропущенной буквы? (нет)


-Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой «д».(согласный, звонкий, парный).


3.Не огонь, а

больно жжёт.

Не фонарь, а ярко светит. /солнце/

Проговорите слово. Произносится ли согласный на месте пропущенной буквы? (нет)


-Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой «д».(согласный, звонкий, парный).


-Какое слово лишнее и почему? (Лишнее слово «ягодка», т. к.

Запишите слова с непроизносимыми согласными в корне слова по строчке. Подчеркните непроизносимые согласные.

– Знакома ли вам эта тема? Значит, вы можете предположить тему сегодняшнего урока?

Оцените себя по шкале успеха.

‒ А как вы оцениваете свои знания по теме «Непроизносимые согласные»?



























Документ-камера

2























3

2

II

ОСНОВНОЙ

ЭТАП


1 задача: формирование знаний, отношений, действий, опыта.


Запись слов





Формулирование учебной проблемы







Планирование деятельности



2.1. Создание проблемной ситуации

−Давайте проверим ваши знания.

–Запишите слова: грустный, вкусный. /2 человека у доски/.

Варианты записи: грустный, грусный, вкусный, вкустный.

– Что же получилось, задание было одно, а выполнили его по-разному?

‒ Какая возникла проблема?

–Чего мы ещё не знаем? (Например, когда надо писать согласную букву в сочетании СН, а когда не надо).

– Значит, какую цель ставим?

‒ Вы уже догадались о теме нашего урока? (Правописание слов с непроизносимыми согласными и слов, в которых нет непроизносимого согласного звука)

‒ Какие задачи стоят перед нами?

(Вспомнить алгоритм написания непроизносимого согласного


2

2 задача: разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос

Исследовательская работа








Анализ и сравнение


Составление алгоритма


Составление схемы-опоры

оценивание

2.2. Исследовательская работа

Давайте исследуем нашу прблему.

-Какие согласные не произносятся?(д, т, л, в).

- Приведите примеры. (…)

Сейчас мы вместе заполним табличку на карточках.

‒ Какие правила мы должны соблюдать при письме? (наклон, безотрывное написание, высота букв, не выходить за линию)

2.3. Составление алгоритма

Предложите план , по которому будем действовать.

План.

1.Выделим корень.

2.Смотрим на сочетаемость согласных.

3.Проговариваем слово орфоэпически и слушаем произносятся ли все согласные звуки.

4.Если звук в сочетании букв не произносится, то подбираем однокоренное слово так, чтобы согласный произносился или после непроизносимого согласного стоял гласный.

5.Делаем вывод.

2.4. Совместное заполнение таблицы


Буквы

Примеры

Сочетания букв

Проверочное слово

д

сеРДЦе, звёЗДНый

РДЦ,

ЗДН

сеРДечный

звеЗДа

т

радоСТНый

уСТЛанный

СТН

СТЛ

много радоСТи

уСТилать

л

соЛНЦе

ЛНЦ

соЛНечный

в

безмолВСТВовать

ВСТВ

безмолВие


Вопросы по таблице:

– Какие сочетания в этих словах трудно произносятся? Почему?

-Сколько согласных букв стоят рядом?(3-4)

-Назовите сочетания букв в слове, где согласный не произносится.


Вывод: Согласный может не произносится, если в слове встречается сразу 3-4 согласных.

Не все слова русского языка можно проверить подбором однокоренных слов. Их правописание надо запомнить.

Например:
лесенка, но лестница (а не лесница);
блестеть, но блеск (а не блестк).

2.5. Словарная работа.

1.Слово -приветствие.(здравствуй)

2.Сооружение в виде ступеней или перекладин для подъёма или спуска(лестница).

3.Внутреннее переживание человека.(чувство)

4.День торжества.(праздник)

-На какое правило все эти слова? (Непроизносимый согласный)


-Пользовались ли вы правилом для написания непроизносимого согласного., которое узнали сегодня на уроке? Применимо ли оно для этих слов?

(Нет. Написание этих слов надо запомнить)

−Кто хочет показать свою тетрадь и проанализировать написание сочетаний? (использование документ-камеры)






































Документ-камера



























Документ-камера

2








2












7



























5








Ф И З М И Н У Т К А

Интерактивная доска

-музык-ная физминутка

2

3

III

ТВОРЧЕСКИЙ

ЭТАП


1 задача: первичное закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения



Проговарива

ние алгоритма


Запись слов в тетради

Подбор проверочных слов



Работа в группах


Проверка




3.1. Работа по учебнику.

С.80 упр. 90

– Прочитайте задание. Давайте определим шаги выполнения этого упражнения?

–1 вариант – выписывает 3 слова с непроизносимым согласным, 2 вариант – 3 слова, в которых нет непроизносимого согласного, подберите к ним проверочные слова.

–– Кому было трудно выполнить это задание?

– О чем нужно помнить, выполняя его?


3.2. Организация работы с текстом в паре.

Редко светит солнце. Стоят ненастные дни. Грустно в эту пору в лесу.

То, что написано на доске – это текст?(да)

Докажите. (предложения связаны по смыслу)

Найдите в тексте слова на непроизносимую согласную в корне слова, подберите проверочные слова. Запишите парами. Сначала – проверочное слово. Орфограмму подчеркните.

Редко светит солнце. Стоят ненастные дни. Грустно в эту пору в лесу.

−Какие слова нашли, докажите. Проверьте друг у друга.


5














3

2 задача: повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий



Работа в группах на компьютерах












Проверка






Оценивание

3.3. Организация индивидуальной работы на компьютерах в группах.

(написание слов с произносимой согласной и без)‒ Как вас оценил компьютер?

‒ Над чем вам надо еще поработать?

̶̶̶ Я вам предлагаю выполнить задание в группах. Выберите то задание, которое вы бы хотели выполнить.

1) Подберите однокоренное слово - признак на изученную орфограмму.

Радость –

Место –

Известие –

Гигант –

Грусть –

Интерес –

2) Найдите лишнее слово в каждой строчке.

1. чес..ный, счас..ливый, яс..ный

2. извес..ный, интерес..ный, крас..ный

3. капус..ный, вкус..ный, грус..ный

4. праз..ник, сер..це, лес..ница

̶ Какое задание выбрали? Почему?

‒ Какое правило мы должны помнить?

‒Оцените себя.

Работа с компьютером (3 чел. – 1 компьютер)

5

Итог урока

Итогом урока является презентация учащимися достижения учебной цели

Примечание:


Составление вопросов по теме


Формулировка конечного результата своей работы на уроке






Осуществление самооценки

1. Итоги

- Давайте подведём итоги .


- Какова тема нашего урока? (Непроизносимые согласные в корне слова.)


- Какова цель нашего урока? (Учимся проверять и грамотно писать слова с непроизносимым согласным в корне слова.) Да, мы учились грамотно писать эти слова.


- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?


- Достигли мы цели? (Да. Нет. Не совсем.)


- На следующих уроках мы будем дальше работать над темой и всё запомним.


- Где мы можем применить новые знания? (В письменной речи на разных уроках: написание сообщений, писем, сочинений...)


2. Д/з

упр. 226. Объяснение


3. Рефлексия


Продолжите предложения:

Проводится с опорой на таблицы.


- Выбери ответ и обоснуй.


Что узнали на уроке?


интересного …

полезного …



У меня сегодня получилось …


Я и не подозревал …


Мне ещё нужно поработать над …


2


















1


2







Итого: 45 мин.




9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!