СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме "Гласные И-Ы после Ц"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по УМК Бабайцева. Использовалась для открытого урока в рамках районного конкурса "Учитель года -2017" в номинации "Молодой педагог"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Гласные И-Ы после Ц"»

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить учащихся к работе

- Приветствие.

- Запись числа.

- Работа над девизом урока.

Личностные: мотивация к учебной деятельности на личностно-значимом уровне.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем.

Регулятивные: следование в поведении моральным этическим требованиям.

2.Актуализация имеющихся знаний и способов их применения

Повторить имеющиеся знания по теме «Фонетика»

-Работа над определением слов «сыщик», «паспорт», «фонетика».

- Определение звука по его характеристике.

Познавательные: проявление познавательной активности, понимают познавательную задачу

Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Метапредметные: работа над категориями «определение» и «понятие».

3. Выявление места и причины затруднения

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока

- Выход на проблему через определение слова «цирк»

Метапредметные: умение анализировать, наблюдательность, умение сообщать о результатах деятельности; работа над категориями «определение» и «понятие».

Личностные: желание осознавать свои трудности и стремление к их преодолению; проявление способности к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: осознание недостаточности своих знаний.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные: наличие вопросов с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Создать условия для постановки учащимися цели познавательной деятельности, формулировки темы урока

- Самостоятельное формулирование темы урока.

- Постановка целей.

- Планирование дальнейшей деятельности.


Метапредметные: определение границ незнания, умение определить цель деятельности и ее этапы.

Регулятивные: планирование (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, работа по плану.

Коммуникативные: умение строить монологические высказывания.

5. Открытие новых знаний

Побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности.

- Поэтапное исследование новой темы.

- Проговаривание во внешней речи выводов по каждому этапу.

- Работа с учебником, выявление новых условий при выборе гласных И-Ы после Ц (работа в парах).

- Проговаривание во внешней речи слов-исключений.

- Знакомство с алгоритмом.

- Вывод о правописании гласных И-Ы после Ц.

Личностные: желание приобретать новые знания, умения.

Познавательные: чтение, слушание, извлечение нужной информации, а также самостоятельное нахождение ее, сравнивание с материалами учебника.

Регулятивные: контроль учебных действий, нахождение допущенных ошибок; осознание правила контроля и успешное его использование в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществление совместной деятельности в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

6. Первичное закрепление

Организация усвоения обучающимися нового способа знания, практического его применения

- Работа над понятием слова «дисциплина».

- Работа у доски, опираясь на алгоритм.


Регулятивные: работа по алгоритму.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

7. Закрепление новых знаний и отработка способа их применения

Организовать учащихся на самостоятельное выполнение заданий нового типа, на взаимоопроверку по эталону

- Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой по эталону.



Познавательные: приобретение умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: оценивание работы; исправление и объяснение ошибок.

Коммуникативные: формулирование собственных мыслей; высказывание и обоснование своей точки зрения.

Личностные: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности, умение работать в парах.

8. Физкультминутка


- Тематическая физкультминутка


9. Применение нового знания и включение в систему знаний

Организовать

повторение и закрепление изученного, создать

ситуацию успеха для каждого

- Выполнение устного задания.


Познавательные: приобретение умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: оценивание своей работы; исправление и объяснение ошибок.

Коммуникативные: формулирование собственных мыслей; высказывание и обоснование своей точки зрения

10. Рефлексия. Подведение итогов урока

Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки.

- Обобщение изученного по теме.

- Возвращение к целям урока, эпиграфу.

- Подведение итогов.


Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: оценивание своей работы.

Коммуникативные: построение небольших монологических высказываний.

11. Домашнее задание

Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

- Дифференцированное домашнее задание.




Личностные: развитие учебных мотивов, интереса к предмету, обогащение словарного запаса.

Метапредметные: планирование своих действий, структурирование знаний, подбор примеров, иллюстрирующих теоретические положения, построение связного высказывания на заданную тему.



Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация (смоопределение к учебной деятельности)

Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить учащихся к работе на уроке

- (сл)Добрый день! Меня зовут Наталья Анатольевна, и сегодня с вами я проведу урок русского языка.


Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

- Спасибо. Садитесь.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число (двадцать шестое января), классная работа. Не забудьте оставить строчку для темы.


- Девиз нашего урока:

(сл) «Мы будем успешными, у нас всё получится!».

- Как вы понимаете этот девиз? (Что нужно будет сделать, чтобы мы стали успешными и чтоб у нас все получилось?)

- Для того чтобы у нас всё получилось, мы должны работать плодотворно, быть активными, целеустремленными.


Личностные: мотивация к учебной деятельности на личностно-значимом уровне.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем.

Регулятивные: следование в поведении моральным этическим требованиям.


2.Актуализация имеющихся знаний и способов их применения

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока

- Сегодня, ребята, вы будете сыщиками.

(сл) - Скажите, кого называют сыщиком? (Сыщик - 1. Тайный агент, занимающийся слежкой. 
2. разг. Тот, кто разыскивает кого-л., что-л).


- Чтобы убедиться в том, что вы годитесь на эту роль, хочу вас проверить. Когда я шла на урок, я нашла паспорт.

- Что такое паспорт, дайте определение этому слову?

- Паспорт бывает не только у человека. Совсем недавно вы изучали фонетику.

- Что такое фонетика? Дайте определение этому понятию. Что она изучает? Сейчас мы попробуем узнать звук по его паспорту.


- Я назову характеристики, а вы определяете, о каком звуке идет речь. (сл) (Согласный, глухой, непарный, твёрдый, обозначает первую букву в слове, которое обозначает вид искусства, где есть выступления акробатов, жонглеров, клоунов, дрессированных животных?


- Звук [Ц] (сл.) к этому звуку мы сегодня отнесемся с особым вниманием.



Тот, кто разыскивает кого-либо или что-либо



- документ, удостоверяющий личность.




Фонетика- раздел науки о языкознании, который изучает звуки речи








- Ц.


Личностные:

Познавательные: проявление познавательной активности, понимают познавательную задачу

Регулятивные:

Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3. выявление места и причины затруднения


- А теперь назовите слово, которое обозначает вид искусства, где есть выступление акробатов, клоунов, дрессированных животных? (сл.) (Ц_рк)


- Молодцы, с первым заданием вы справились. Но этого пока недостаточно, чтобы назвать вас настоящими сыщиками.


Посмотрите на слайд, какую букву нужно писать на месте пропуска?

- Почему И?

- Почему Ы?

- Получается, что у нас возникла проблема, которую нам с вами предстоит решить.



Цирк.












Метапредметные: умение анализировать, наблюдательность, умение сообщать о результатах деятельности.

Личностные: желание осознавать свои трудности и стремление к их преодолению; проявление способности к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: осознание недостаточности своих знаний.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные: наличие вопросов с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Создать условия для постановки учащимися цели познавательной деятельности, формулировки темы урока и планирования деятельности.

- Посмотрите на слайд и предположите, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?

- (сл.) (тема на слайд выводится)


- запишите тему в тетради.


- Что будем делать дальше?


- Поставим цель к уроку. Ставьте цель. Что бы хотели узнать и чему научиться.


- (сл.) Вот такую цель поставила я.


- Нам предстоит провести следствие по делу и вынести приговор буквам Ы и И за их хулиганское отношение к букве Ц. Эти гласные совершенно запутали бедную Ц, и она не знает, с какой из соседок ей нужно стоять: с И или Ы.


- Как будем проводить наше расследование? (как будем достигать, поставленных целей? С помощью чего)?




- Гласные И-Ы после Ц


- поставим цели


- Узнать, когда после Ц нужно писать Ы, а когда – И.

- Научиться определять по алгоритму, где какую буква после Ц нужно писать.




Чтение правила, выполнение упражнений.

Личностные: понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей; осознание своих возможностей в учении; способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха в учении, связывание успехи с усилиями, трудолюбием.

Метапредметные: определение границ незнания, умение определить цель деятельности и ее этапы.

Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанного объяснения учителя, высказывание одноклассников, систематизация собственных знаний.

Регулятивные: планирование (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, работа по плану.

Коммуникативные: умение строить монологические высказывания.

5. открытие новых знаний

Побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности.


- Итак, следствие начинается.

- (сл.) Посмотрите на слайд, там даны слова, (цистерна, цилиндр, цикл, цитата).

- скажите, какая буква пишется после Ц?

- А в какой морфеме находится сочетание с буквой Ц?

- Какой вывод можем сделать? (сл) (в корне слова после Ц пишем И).

- давайте проговорим.

- Молодцы! Один из этапов нашего следствия позади.

- Продолжаем наше расследование.

(сл.) Снова смотрим на слайд, что мы видим на нём? Я вам здесь сразу дала небольшую подсказку, выделив часть с сочетанием (администрация, акция, анимация, адаптация).

- Какой вывод можем сделать? (сл.) снова проговариваем.

- Молодцы!


- (сл.) Но это еще не все. Смотрим следующий слайд (птицы, светлолицый, огурцы, танцы).

- В данных словах после Ц какая буква пишется?

- А здесь в какой морфеме находится сочетание с буквой Ц? (окончание)

- Какой вывод можно сделать? (сл.) давайте проговорим.


- (сл.) Посмотрите на слайд, на нем дано по одному примеру из каждой группы, над которыми мы работали. Попробуйте сами сформулировать, что нам удалось выяснить по орфограмме И-Ы после Ц.


- Хорошо! Молодцы!


- Теперь давайте посмотрим, что по этой теме нам предлагают авторы учебника.

- Открываем учебник теории, находим параграф 43, читаем текст, который дан после рамочки, где пёрышко нарисовано. Обсуждаем его в парах, рассказываем друг другу.

- Как работать в парах знаете?


- О чем было сказано вами и что нового узнали?

- Верно, мы ничего не сказали о словах с суффиксом –ын (т.к. мы с вами еще подробно не изучали имена прилагательные и пока не знакомы с данным суффиксом).


- А что можете сказать о четвертом пункте правила? Как по-другому можем назвать эти слова? (слова-исключения).


- Для того чтобы лучше запомнить эти слова, я вам предлагаю прочитать и запомнить одно предложение, в котором есть все слова-исключения по данной орфограмме.

- (сл.) Посмотрите на слайд: [Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц»].

- Проговариваем это предложение вслух все вместе два раза.


- Правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, это правило-инструкция, поэтому к нему составлен алгоритм. (сл.) Переверните карточки №1, в них дан алгоритм. Просмотрите его.


- Теперь давайте сделаем небольшой вывод, что нам уже стало известно про орфограмму сегодняшнего занятия?





- И

- корень

- в корнях после Ц пишем И









- В словах на –ция после Ц пишем И







- В окончаниях после Ц пишем Ы


















- правописание в суффиксах и слова-исключения




- слова-исключения
















- в корне слова после Ц пишем И, в словах на –ция пишем И, в окончаниях после Ц пишем Ы

Личностные: желание приобретать новые знания, умения.

Познавательные: чтение, слушание, извлечение нужной информации, а также самостоятельное нахождение ее, сравнивание с материалами учебника.

Регулятивные: контроль учебных действий, нахождение допущенных ошибок; осознание правила контроля и успешное его использование в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществление совместной деятельности в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

6. Первичное закрепление

Организация усвоения обучающимися нового способа знания, практического его применения

- Выяснили, когда после Ц должна стоять Ы, а когда И, рассмотрели алгоритм. Что будем делать сейчас?

- Верно. Нам нужно найти как можно больше доказательств, чтобы совершенно точно быть уверенными в том, что мы все правильно раскрыли.

- Но чтобы стать настоящим сыщиком нужна строгая дисциплина.

(сл) Сначала это понятие обозначало - «наука», «обучение».

- Что обозначает данное слово на сегодняшний день? (сл) «строгий порядок».

- Где в жизни нам с вами нужно соблюдать строгий порядок? Для чего? (Дисциплина нужна везде. Только дисциплинированный человек может добиться желаемого. И чем раньше мы будем стремиться быть дисциплинированными, тем лучше).

- Можем ли мы отнести данное слово к орфограмме нашего урока?

- (сл) И почему в данном слове после Ц пишем И? (корень слова).

- Хорошо. Молодцы!


- Перейдем к выполнению заданий.

- Первое задание выполним у доски. Я буду диктовать слова, ваша задача, используя алгоритм, написать слово правильно.

(сл) (Цифра, цыпленок, циркуль, овцы, цыган).


- Для чего мы выполнили это упражнение? (потренироваться в работе по алгоритму).


- Молодцы! Продолжим наше расследование.

- выполнять упражнения









- строгий порядок









- корень слова









Цифра – корень, цыпленок – исключение,

Циркуль – корень, овцы – окончание.

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваемого содержания.

Познавательные:

Регулятивные: работа по алгоритму.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

7. закрепление новых знаний и отработка способа их применения

Организовать учащихся на самостоятельное пошаговое выполнение заданий нового типа, на взаимоопроверку по эталону (образцу)


- Сегодня утром из газеты я прочитала «жутко правдивую» историю. Посмотрите внимательно на слайд и выпишите из данного рассказа слова, связанные с нашим делом (с нашей орфограммой).

- (сл.) [Когда я шла к вам, то видела, как по дороге бежал цыпленок, а за ним гналась полиция. Я удивилась и спросила цыганку. А она мне ответила: «Он из цирка сбежал». Мне стало неловко, и я перешла на другую сторону улицы].


- (сл.) Меняемся тетрадями (взаимопроверка по эталону), смотрим на слайд, проверяем (Цыпленок, полиция, цыганку, цирка, улицы).

- Ставим оценку на полях.


- У кого были выписаны все слова?

- У кого были допущены ошибки? По какой причине вы ошиблись?


- Скажите, как вы думаете, а для чего мы выполняли это задание? (Умение находить в тексте слова с нужной орфограммой).






















Умение находить в тексте слова с нужной орфограммой.

Познавательные: приобретение умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: оценивание работы; исправление и объяснение ошибок.

Коммуникативные: формулирование собственных мыслей; высказывание и обоснование своей точки зрения.

Личностные: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности, умение работать в парах.

8. Физкультминутка


- (сл.) Ну что, сыщики, устали?

-Давайте немного отдохнем.

- Тематическое задание на физкультминутку: потянуться, если в слове после буквы Ц пишем букву И, присесть, если в слове после буквы Ц пишем Ы. Слова: ОВЦЫ, ЦЫПЛЯТА, ЦИРКУЛЬ, СЕКЦИЯ, ЦЫГАН, ПАНЦИРЬ, ЦИРК, У ЯЩЕРИЦЫ, ЦИКЛ.

- Для чего мы ее делаем на каждом уроке физкультминутку? ( На слух определять правильный вариант).



7. Применение нового знания и включение в систему знаний

Обеспечить включение нового знания в систему знаний;

организовать

повторение и закрепление изученного, создать

ситуацию успеха для каждого;


-Отдохнули, а теперь давайте дальше продолжать наше расследование.

(сл) Посмотрите на слайд, там даны слова, вам нужно будет на месте пропуска поставить нужную букву и объяснить свой выбор.

Работаем устно.

(сл) (сл) (сл) (сл) (сл) (сл) (сл) (сл)


- Скажите, на какие пункты правила нет на слайде слов? (И в корне, И в суффиксе)


- Теперь смотрим на слова, особое внимание обращаем на первые буквы этих слов. Какое слово получилось? (сл) (Отлично).

- Значит мы верно выполнили задание.

-Молодцы!










В корне и в суффиксе

Познавательные: приобретение умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: оценивание своей работы; исправление и объяснение ошибок.

Коммуникативные: формулирование собственных мыслей; высказывание и обоснование своей точки зрения

9. Рефлексия. Подведение итогов урока

Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки.

- Подходит к концу наш урок.


- Дело рассмотрено, материалы изучены. Вынесем приговор: (сл) когда же надо писать И, а когда Ы после Ц?


- Приговор вынесен и обжалованию не подлежит. Так тому и быть.


- (сл.) Вспоминаем, кто какие цели ставил на урок.

- Кто достиг поставленной цели, поднимите руки ладошками кверху, кто не достиг – ладошками книзу, кто частично достиг – одну кверху, вторую книзу.

- Что помешало достижению вашей цели?

- (сл.) Оцените, как на ваш взгляд прошел наш урок.


- (сл) Давайте возвратимся к нашему девизу. У нас всё получилось? Мы успешны?


- Скажите, где в жизни вам могут понадобиться то, о чем мы говорили на уроке?


- Молодцы! Я думаю, что вас смело можно назвать сыщиками!


Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные:

Регулятивные: оценивание своей работы.

Коммуникативные: построение небольших монологических высказываний.

10. Домашнее задание

Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Применить новые знания в творческой ситуации.

- (сл.) А настоящие сыщики работают не только на уроке, но и дома. И поэтому сейчас давайте запишем домашнее задание. Оно у нас дифференцированное. У каждого из вас будет возможность выбрать то, что больше понравится.

- Кто бы хотел заработать оценку «5», вам нужно будет выполнить задание, которое дано на карточке розового цвета (Составь небольшой рассказ 3-4 предложения на тему «У бабушки», используя словосочетания: желтенькие ц_плята, цветущая акац_я, ловкая кошка – ц_ркачка).

Кто бы хотел получить «4», вам надо будет выполнить задания с зеленого листочка (Задание: Вставь пропущенные буквы И или Ы. Составь 3 предложения, используя данные слова.

Ц…трусовые, ц…рковой, огурц…, уздц…, работниц…, дикц…я, ц…плята, ц…линдр, ц…ганский, организац…я, птенц…, акац…я, молодц…, образц…, ц…ганка, ц…ркуль, секц…я, ц…нга).


- Домашнее задание записали. Есть ко мне вопросы по выполнению домашнего задания?


- (сл.) Все молодцы. Были активными, мне понравилось с вами работать.

Спасибо за урок!

Идите отдыхайте.


Личностные: развитие учебных мотивов, интереса к предмету, обогащение словарного запаса.

Метапредметные: планирование своих действий, структурирование знаний, подбор примеров, иллюстрирующих теоретические положения, построение связного высказывания на заданную тему.