Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить учащихся к работе | - Приветствие. - Запись числа. - Работа над девизом урока. | Личностные: мотивация к учебной деятельности на личностно-значимом уровне. Коммуникативные: взаимодействие с учителем. Регулятивные: следование в поведении моральным этическим требованиям. |
2.Актуализация имеющихся знаний и способов их применения | Повторить имеющиеся знания по теме «Фонетика» | -Работа над определением слов «сыщик», «паспорт», «фонетика». - Определение звука по его характеристике. | Познавательные: проявление познавательной активности, понимают познавательную задачу Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Метапредметные: работа над категориями «определение» и «понятие». |
3. Выявление места и причины затруднения | Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока | - Выход на проблему через определение слова «цирк» | Метапредметные: умение анализировать, наблюдательность, умение сообщать о результатах деятельности; работа над категориями «определение» и «понятие». Личностные: желание осознавать свои трудности и стремление к их преодолению; проявление способности к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: осознание недостаточности своих знаний. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Коммуникативные: наличие вопросов с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Создать условия для постановки учащимися цели познавательной деятельности, формулировки темы урока | - Самостоятельное формулирование темы урока. - Постановка целей. - Планирование дальнейшей деятельности. | Метапредметные: определение границ незнания, умение определить цель деятельности и ее этапы. Регулятивные: планирование (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, работа по плану. Коммуникативные: умение строить монологические высказывания. |
5. Открытие новых знаний | Побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности. | - Поэтапное исследование новой темы. - Проговаривание во внешней речи выводов по каждому этапу. - Работа с учебником, выявление новых условий при выборе гласных И-Ы после Ц (работа в парах). - Проговаривание во внешней речи слов-исключений. - Знакомство с алгоритмом. - Вывод о правописании гласных И-Ы после Ц. | Личностные: желание приобретать новые знания, умения. Познавательные: чтение, слушание, извлечение нужной информации, а также самостоятельное нахождение ее, сравнивание с материалами учебника. Регулятивные: контроль учебных действий, нахождение допущенных ошибок; осознание правила контроля и успешное его использование в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществление совместной деятельности в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
6. Первичное закрепление | Организация усвоения обучающимися нового способа знания, практического его применения | - Работа над понятием слова «дисциплина». - Работа у доски, опираясь на алгоритм. | Регулятивные: работа по алгоритму. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
7. Закрепление новых знаний и отработка способа их применения | Организовать учащихся на самостоятельное выполнение заданий нового типа, на взаимоопроверку по эталону | - Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой по эталону. | Познавательные: приобретение умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: оценивание работы; исправление и объяснение ошибок. Коммуникативные: формулирование собственных мыслей; высказывание и обоснование своей точки зрения. Личностные: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности, умение работать в парах. |
8. Физкультминутка | | - Тематическая физкультминутка | |
9. Применение нового знания и включение в систему знаний | Организовать повторение и закрепление изученного, создать ситуацию успеха для каждого | - Выполнение устного задания. | Познавательные: приобретение умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: оценивание своей работы; исправление и объяснение ошибок. Коммуникативные: формулирование собственных мыслей; высказывание и обоснование своей точки зрения |
10. Рефлексия. Подведение итогов урока | Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки. | - Обобщение изученного по теме. - Возвращение к целям урока, эпиграфу. - Подведение итогов. | Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: оценивание своей работы. Коммуникативные: построение небольших монологических высказываний. |
11. Домашнее задание | Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | - Дифференцированное домашнее задание. | Личностные: развитие учебных мотивов, интереса к предмету, обогащение словарного запаса. Метапредметные: планирование своих действий, структурирование знаний, подбор примеров, иллюстрирующих теоретические положения, построение связного высказывания на заданную тему. |
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация (смоопределение к учебной деятельности) | Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить учащихся к работе на уроке | - (сл)Добрый день! Меня зовут Наталья Анатольевна, и сегодня с вами я проведу урок русского языка. Скажем «Здравствуйте» руками! Скажем «Здравствуйте» глазами! Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом! - Спасибо. Садитесь. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число (двадцать шестое января), классная работа. Не забудьте оставить строчку для темы. - Девиз нашего урока: (сл) «Мы будем успешными, у нас всё получится!». - Как вы понимаете этот девиз? (Что нужно будет сделать, чтобы мы стали успешными и чтоб у нас все получилось?) - Для того чтобы у нас всё получилось, мы должны работать плодотворно, быть активными, целеустремленными. | | Личностные: мотивация к учебной деятельности на личностно-значимом уровне. Коммуникативные: взаимодействие с учителем. Регулятивные: следование в поведении моральным этическим требованиям. |
2.Актуализация имеющихся знаний и способов их применения | Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока | - Сегодня, ребята, вы будете сыщиками. (сл) - Скажите, кого называют сыщиком? (Сыщик - 1. Тайный агент, занимающийся слежкой. 2. разг. Тот, кто разыскивает кого-л., что-л). - Чтобы убедиться в том, что вы годитесь на эту роль, хочу вас проверить. Когда я шла на урок, я нашла паспорт. - Что такое паспорт, дайте определение этому слову? - Паспорт бывает не только у человека. Совсем недавно вы изучали фонетику. - Что такое фонетика? Дайте определение этому понятию. Что она изучает? Сейчас мы попробуем узнать звук по его паспорту. - Я назову характеристики, а вы определяете, о каком звуке идет речь. (сл) (Согласный, глухой, непарный, твёрдый, обозначает первую букву в слове, которое обозначает вид искусства, где есть выступления акробатов, жонглеров, клоунов, дрессированных животных? - Звук [Ц] (сл.) к этому звуку мы сегодня отнесемся с особым вниманием. | Тот, кто разыскивает кого-либо или что-либо - документ, удостоверяющий личность. Фонетика- раздел науки о языкознании, который изучает звуки речи - Ц. | Личностные: Познавательные: проявление познавательной активности, понимают познавательную задачу Регулятивные: Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
3. выявление места и причины затруднения | | - А теперь назовите слово, которое обозначает вид искусства, где есть выступление акробатов, клоунов, дрессированных животных? (сл.) (Ц_рк) - Молодцы, с первым заданием вы справились. Но этого пока недостаточно, чтобы назвать вас настоящими сыщиками. Посмотрите на слайд, какую букву нужно писать на месте пропуска? - Почему И? - Почему Ы? - Получается, что у нас возникла проблема, которую нам с вами предстоит решить. | Цирк. | Метапредметные: умение анализировать, наблюдательность, умение сообщать о результатах деятельности. Личностные: желание осознавать свои трудности и стремление к их преодолению; проявление способности к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: осознание недостаточности своих знаний. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Коммуникативные: наличие вопросов с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Создать условия для постановки учащимися цели познавательной деятельности, формулировки темы урока и планирования деятельности. | - Посмотрите на слайд и предположите, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? - (сл.) (тема на слайд выводится) - запишите тему в тетради. - Что будем делать дальше? - Поставим цель к уроку. Ставьте цель. Что бы хотели узнать и чему научиться. - (сл.) Вот такую цель поставила я. - Нам предстоит провести следствие по делу и вынести приговор буквам Ы и И за их хулиганское отношение к букве Ц. Эти гласные совершенно запутали бедную Ц, и она не знает, с какой из соседок ей нужно стоять: с И или Ы. - Как будем проводить наше расследование? (как будем достигать, поставленных целей? С помощью чего)? | - Гласные И-Ы после Ц - поставим цели - Узнать, когда после Ц нужно писать Ы, а когда – И. - Научиться определять по алгоритму, где какую буква после Ц нужно писать. Чтение правила, выполнение упражнений. | Личностные: понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей; осознание своих возможностей в учении; способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха в учении, связывание успехи с усилиями, трудолюбием. Метапредметные: определение границ незнания, умение определить цель деятельности и ее этапы. Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанного объяснения учителя, высказывание одноклассников, систематизация собственных знаний. Регулятивные: планирование (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) необходимых действий, операций, работа по плану. Коммуникативные: умение строить монологические высказывания. |
5. открытие новых знаний | Побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности. | - Итак, следствие начинается. - (сл.) Посмотрите на слайд, там даны слова, (цистерна, цилиндр, цикл, цитата). - скажите, какая буква пишется после Ц? - А в какой морфеме находится сочетание с буквой Ц? - Какой вывод можем сделать? (сл) (в корне слова после Ц пишем И). - давайте проговорим. - Молодцы! Один из этапов нашего следствия позади. - Продолжаем наше расследование. (сл.) Снова смотрим на слайд, что мы видим на нём? Я вам здесь сразу дала небольшую подсказку, выделив часть с сочетанием (администрация, акция, анимация, адаптация). - Какой вывод можем сделать? (сл.) снова проговариваем. - Молодцы! - (сл.) Но это еще не все. Смотрим следующий слайд (птицы, светлолицый, огурцы, танцы). - В данных словах после Ц какая буква пишется? - А здесь в какой морфеме находится сочетание с буквой Ц? (окончание) - Какой вывод можно сделать? (сл.) давайте проговорим. - (сл.) Посмотрите на слайд, на нем дано по одному примеру из каждой группы, над которыми мы работали. Попробуйте сами сформулировать, что нам удалось выяснить по орфограмме И-Ы после Ц. - Хорошо! Молодцы! - Теперь давайте посмотрим, что по этой теме нам предлагают авторы учебника. - Открываем учебник теории, находим параграф 43, читаем текст, который дан после рамочки, где пёрышко нарисовано. Обсуждаем его в парах, рассказываем друг другу. - Как работать в парах знаете? - О чем было сказано вами и что нового узнали? - Верно, мы ничего не сказали о словах с суффиксом –ын (т.к. мы с вами еще подробно не изучали имена прилагательные и пока не знакомы с данным суффиксом). - А что можете сказать о четвертом пункте правила? Как по-другому можем назвать эти слова? (слова-исключения). - Для того чтобы лучше запомнить эти слова, я вам предлагаю прочитать и запомнить одно предложение, в котором есть все слова-исключения по данной орфограмме. - (сл.) Посмотрите на слайд: [Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц»]. - Проговариваем это предложение вслух все вместе два раза. - Правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, это правило-инструкция, поэтому к нему составлен алгоритм. (сл.) Переверните карточки №1, в них дан алгоритм. Просмотрите его. - Теперь давайте сделаем небольшой вывод, что нам уже стало известно про орфограмму сегодняшнего занятия? | - И - корень - в корнях после Ц пишем И - В словах на –ция после Ц пишем И - В окончаниях после Ц пишем Ы - правописание в суффиксах и слова-исключения - слова-исключения - в корне слова после Ц пишем И, в словах на –ция пишем И, в окончаниях после Ц пишем Ы | Личностные: желание приобретать новые знания, умения. Познавательные: чтение, слушание, извлечение нужной информации, а также самостоятельное нахождение ее, сравнивание с материалами учебника. Регулятивные: контроль учебных действий, нахождение допущенных ошибок; осознание правила контроля и успешное его использование в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществление совместной деятельности в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. |
6. Первичное закрепление | Организация усвоения обучающимися нового способа знания, практического его применения | - Выяснили, когда после Ц должна стоять Ы, а когда И, рассмотрели алгоритм. Что будем делать сейчас? - Верно. Нам нужно найти как можно больше доказательств, чтобы совершенно точно быть уверенными в том, что мы все правильно раскрыли. - Но чтобы стать настоящим сыщиком нужна строгая дисциплина. (сл) Сначала это понятие обозначало - «наука», «обучение». - Что обозначает данное слово на сегодняшний день? (сл) «строгий порядок». - Где в жизни нам с вами нужно соблюдать строгий порядок? Для чего? (Дисциплина нужна везде. Только дисциплинированный человек может добиться желаемого. И чем раньше мы будем стремиться быть дисциплинированными, тем лучше). - Можем ли мы отнести данное слово к орфограмме нашего урока? - (сл) И почему в данном слове после Ц пишем И? (корень слова). - Хорошо. Молодцы! - Перейдем к выполнению заданий. - Первое задание выполним у доски. Я буду диктовать слова, ваша задача, используя алгоритм, написать слово правильно. (сл) (Цифра, цыпленок, циркуль, овцы, цыган). - Для чего мы выполнили это упражнение? (потренироваться в работе по алгоритму). - Молодцы! Продолжим наше расследование. | - выполнять упражнения - строгий порядок - корень слова Цифра – корень, цыпленок – исключение, Циркуль – корень, овцы – окончание. | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваемого содержания. Познавательные: Регулятивные: работа по алгоритму. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
7. закрепление новых знаний и отработка способа их применения | Организовать учащихся на самостоятельное пошаговое выполнение заданий нового типа, на взаимоопроверку по эталону (образцу) | - Сегодня утром из газеты я прочитала «жутко правдивую» историю. Посмотрите внимательно на слайд и выпишите из данного рассказа слова, связанные с нашим делом (с нашей орфограммой). - (сл.) [Когда я шла к вам, то видела, как по дороге бежал цыпленок, а за ним гналась полиция. Я удивилась и спросила цыганку. А она мне ответила: «Он из цирка сбежал». Мне стало неловко, и я перешла на другую сторону улицы]. - (сл.) Меняемся тетрадями (взаимопроверка по эталону), смотрим на слайд, проверяем (Цыпленок, полиция, цыганку, цирка, улицы). - Ставим оценку на полях. - У кого были выписаны все слова? - У кого были допущены ошибки? По какой причине вы ошиблись? - Скажите, как вы думаете, а для чего мы выполняли это задание? (Умение находить в тексте слова с нужной орфограммой). | Умение находить в тексте слова с нужной орфограммой. | Познавательные: приобретение умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: оценивание работы; исправление и объяснение ошибок. Коммуникативные: формулирование собственных мыслей; высказывание и обоснование своей точки зрения. Личностные: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности, умение работать в парах. |
8. Физкультминутка | | - (сл.) Ну что, сыщики, устали? -Давайте немного отдохнем. - Тематическое задание на физкультминутку: потянуться, если в слове после буквы Ц пишем букву И, присесть, если в слове после буквы Ц пишем Ы. Слова: ОВЦЫ, ЦЫПЛЯТА, ЦИРКУЛЬ, СЕКЦИЯ, ЦЫГАН, ПАНЦИРЬ, ЦИРК, У ЯЩЕРИЦЫ, ЦИКЛ. - Для чего мы ее делаем на каждом уроке физкультминутку? ( На слух определять правильный вариант). | | |
7. Применение нового знания и включение в систему знаний | Обеспечить включение нового знания в систему знаний; организовать повторение и закрепление изученного, создать ситуацию успеха для каждого; | -Отдохнули, а теперь давайте дальше продолжать наше расследование. (сл) Посмотрите на слайд, там даны слова, вам нужно будет на месте пропуска поставить нужную букву и объяснить свой выбор. Работаем устно. (сл) (сл) (сл) (сл) (сл) (сл) (сл) (сл) - Скажите, на какие пункты правила нет на слайде слов? (И в корне, И в суффиксе) - Теперь смотрим на слова, особое внимание обращаем на первые буквы этих слов. Какое слово получилось? (сл) (Отлично). - Значит мы верно выполнили задание. -Молодцы! | В корне и в суффиксе | Познавательные: приобретение умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: оценивание своей работы; исправление и объяснение ошибок. Коммуникативные: формулирование собственных мыслей; высказывание и обоснование своей точки зрения |
9. Рефлексия. Подведение итогов урока | Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки. | - Подходит к концу наш урок. - Дело рассмотрено, материалы изучены. Вынесем приговор: (сл) когда же надо писать И, а когда Ы после Ц? - Приговор вынесен и обжалованию не подлежит. Так тому и быть. - (сл.) Вспоминаем, кто какие цели ставил на урок. - Кто достиг поставленной цели, поднимите руки ладошками кверху, кто не достиг – ладошками книзу, кто частично достиг – одну кверху, вторую книзу. - Что помешало достижению вашей цели? - (сл.) Оцените, как на ваш взгляд прошел наш урок. - (сл) Давайте возвратимся к нашему девизу. У нас всё получилось? Мы успешны? - Скажите, где в жизни вам могут понадобиться то, о чем мы говорили на уроке? - Молодцы! Я думаю, что вас смело можно назвать сыщиками! | | Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Познавательные: Регулятивные: оценивание своей работы. Коммуникативные: построение небольших монологических высказываний. |
10. Домашнее задание | Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Применить новые знания в творческой ситуации. | - (сл.) А настоящие сыщики работают не только на уроке, но и дома. И поэтому сейчас давайте запишем домашнее задание. Оно у нас дифференцированное. У каждого из вас будет возможность выбрать то, что больше понравится. - Кто бы хотел заработать оценку «5», вам нужно будет выполнить задание, которое дано на карточке розового цвета (Составь небольшой рассказ 3-4 предложения на тему «У бабушки», используя словосочетания: желтенькие ц_плята, цветущая акац_я, ловкая кошка – ц_ркачка). Кто бы хотел получить «4», вам надо будет выполнить задания с зеленого листочка (Задание: Вставь пропущенные буквы И или Ы. Составь 3 предложения, используя данные слова. Ц…трусовые, ц…рковой, огурц…, уздц…, работниц…, дикц…я, ц…плята, ц…линдр, ц…ганский, организац…я, птенц…, акац…я, молодц…, образц…, ц…ганка, ц…ркуль, секц…я, ц…нга). - Домашнее задание записали. Есть ко мне вопросы по выполнению домашнего задания? - (сл.) Все молодцы. Были активными, мне понравилось с вами работать. Спасибо за урок! Идите отдыхайте. | | Личностные: развитие учебных мотивов, интереса к предмету, обогащение словарного запаса. Метапредметные: планирование своих действий, структурирование знаний, подбор примеров, иллюстрирующих теоретические положения, построение связного высказывания на заданную тему. |