Тема: «Объем прямоугольного параллелепипеда.»
Цели урока:
-обучающие: вывести правило вычисления объема прямоугольного параллелепипеда, знать термины «длина», «ширина», «высота», уметь вычислять объем прямоугольного параллелепипеда; решать задачи разными способами; уметь работать с разными единицами измерения объема.
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; - воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели. Тип урока: изучение нового материала. Методы: По источникам знаний: словесные, наглядные; По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый. Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, мультимедиа проектор, компьютер, рабочие листы, модели куба, аквариум .
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Здравствуйте ,ребята! Посмотрели друг на друга, улыбнулись .С таким хорошим настроением начинаем урок . Итак сегодня на уроке мы узнаем новые знания, но как известно новые знания тесно связаны с теми знаниями, которые мы уже изучили. Давайте мы вспомним ,а чем мы занимались на прошлом уроке? | Включаются в деловой ритм урока. Рассматривали прямоугольный параллелепипед ,узнали сколько у него граней ,ребер, вершин.. |
2. Актуализация и фиксирование знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | 1 Сегодня мы продолжим работу с параллелепипедом. . | Показывают фигуру и доказывают свой выбор: прямые углы, противоположные грани равны. |
3.Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Задача1. . Узнайте, сколько литров воды можно влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 1 дм. Проблема ( как найти вместимость аквариума) Узнайте, сколько литров воды можно влить в этот аквариум ( Вместимость – объем) Итак, тема нашего урока созвучна цели урока -как называется тема нашего урока? Если мы найдём правило для вычисления объёма тогда мы напишем формулу , то найдем и вместимость аквариума.
Попробуем измерить объем данного прямоугольного параллелепипеда т.е вместимость этой коробки Как можно определить вместимость коробки? Для этого сложим ваши модели кубиков в коробку. Коробка заполнена. Сколько кубиков в неё поместилось? Скажите, чему равен объём нашей коробки? Но коробка имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Как найти его объем, зная три его измерения? Сколько столбиков? Сколько кубиков в каждом столбике? Сколько слоёв? Сделайте вывод? Выведем формулу объёма прямоугольного параллелепипеда. (слайд 7) Запишем формулу объёма в тетрадь.и на доске. Напишем формулу , что значит формула ? Учитель: кто может записать и объяснить формулу для определения объёма куба? На доске и в тетрадях: V= а3. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда умели уже в древней Греции во времена Архимеда. А кто знает, почему его обозначают латинской буквой V? Потому что на латыни объём записывается так Volume, по первой букве этого слова и стали обозначать объём. Физкультминутка | Тема урока: «Объем прямоугольного параллелепипеда.». Цель урока: мы будем находить объем прямоугольного параллелепипеда используя разные единицы измерения , вывести формулу для нахождения объема прямоугольного параллелепипеда Вместимость коробки зависит от ее размеров. Ученики по очереди укладывают кубики в коробку. 24 (сделать коробку по количеству учеников). 24 ед3 4 столбика 3 кубика в каждом столбике 2 слоя Чтобы получить 24 надо: 2*3*4 чтобы узнать объем, надо знать длину , ширину и высоту – v= длину х ширину x высоту. Делают вывод: v=a х b х с (Записали в тетрадь)формулу V= а3 |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: объем прямоугольного параллелепипеда | Вернемся к нашей задаче Теперь мы можем вычислить объём аквариума . Эксперимент Осталась последняя проблема – в описании аквариума объём дан в литрах, а у нас в кубических дециметрах. Проделаем научный эксперимент. У меня есть пустая литровая банка и пластиковый кубический дециметр. Как вы думаете, чей объём больше – банки или куба? (Банки). Проверим. Наливаю в литровую банку воду. Каков объём налитой воды? (1 литр)(1 дм3) Переливаю содержимое банки в кубический дециметр. Вода полностью поместилась в куб. Что вы думаете теперь об объёмах банки и куба. (Они равны) Чему же равен один кубический дециметр? (Литру) Современной общепринятой единицей измерения объемов жидких и сыпучих тел является литр. -Название «литр» произошло от старофранцузской единицы объема «литрон» и обозначается л Слайд. Запишите в тетрадях 1л=1 дм3. Слайд смотри Итак, теперь окончательно Решим нашу задачу (на доске решают двое) | Начинают решать задачи Ответ : |
5.Первичное закрепление | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | - Пользуясь сформулированным правилом нахождения объема прямоугольного параллелепипеда, решим задачи. На доске Учебник с. 127 № 821 (слайд 8) № 820 (б), выполняется самостоятельно, учитель следит за выполнением, оказывает помощь слабым учащимся; Взаимопроверка | |
6. Организация первичного контроля
Практическая работа | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Практическая работа Работа в группах Какой принцип действует при коллективной работе? (Взаимопомощь, взаимопонимание,сотрудничество, взаимоконтроль, взаимообучение)1 уровень 1 Приступаем к практической работе. Вы должны найти объем параллелепипеда | Самостоятельное решение в тетради. Самопроверка. |
7. Подведение итогов ур ока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | -- Что нового узнали на уроке? - Как вычислить объем прямоугольного параллелепипеда? - Какие существуют единицы измерения объемов? - Что понравилось на уроке? Нужны ли вам эти знания для дальнейшей жизни? Где в жизни вы сможете применить полученные знания? (В строительстве, для ремонта в квартире , бассейн) Сегодня на уроке все работали хорошо, особенно хочется отметить некоторых учащихся.(выставление оценок). Оцените свое отношение к уроку и насколько комфортно вы себя чувствовали на нем. | V=a*b*с литр |
8. Информация о домашнем задании | | Д\з №820(в-г) №826 Подумайте, как узнать объем круглого аквариума, | |
9. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Покрасите в зависимости от вашей самооценки вот эти рыбки В зеленый цвет ; Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей чувствовал(а) себя уверенно. В желтый - Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно. В красный - У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.. | |
1 уровень
1.Найдите объём куба с ребром 7дм.
2.Найдите объём прямоугольного параллелепипеда, если длина 4см,ширина 2см, высота 3см.
2 уровень
1. Чему равно ребро куба, если объем равен 1000 кв.см.?
2. Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько литров воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?
1 уровень
1.Найдите объём куба с ребром 7дм.
2.Найдите объём прямоугольного параллелепипеда, если длина 4см,ширина 2см, высота 3см.
2 уровень
1. Чему равно ребро куба, если объем равен 1000 кв.см.?
2. Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько литров воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?
1 уровень
1.Найдите объём куба с ребром 7дм.
2.Найдите объём прямоугольного параллелепипеда, если длина 4см,ширина 2см, высота 3см.
2 уровень
1. Чему равно ребро куба, если объем равен 1000 кв.см.?
2. Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько литров воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?
1 уровень
1.Найдите объём куба с ребром 7дм.
2.Найдите объём прямоугольного параллелепипеда, если длина 4см,ширина 2см, высота 3см.
2 уровень
1. Чему равно ребро куба, если объем равен 1000 кв.см.?
2. Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько литров воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?
Покрасьте в зависимости от вашей самооценки ваши рыбки
В зеленый цвет ;
Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей чувствовал(а) себя уверенно.
В желтый - Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.
В красный - У меня не было желания работать. Сегодня не мой день..