СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: "Звуки [й'а], ['а]. Буквы Яя".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помощь чителю - технологическая карта рока обучения грамоте по УМК "Школа России". Тема:  "Звуки [й'а], ['а]. Буква Яя".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Звуки [й'а], ['а]. Буквы Яя".»

Технологическая карта урока по теме: "Звуки [й'а], ['а]. Буква Яя".

Учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 Садовниковой Ольги Викторовны



Тема: Звуки [й’а], [’а]. Буква Я я.

Класс: 1 «А»

Тип урока: Урок изучения и обобщения новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с буквами «Я я»; совершенствовать навыки чтения; развивать фонематический слух;речь; логическое мышление; внимание; воспитывать любовь к Родине;

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Воспитывать представления о родном языке, любознательности в процессе учения;

  2. Способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехами друзей.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

Регулятивные:

  1. Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.

Познавательные:

  1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Коммуникативные:

  1. Строить связное высказывание по предложенной теме.



Формируемые УУД: умение сравнивать звуковой состав слова и запись буквами; сопоставлять, анализировать, классифицировать звуки и буквы;

Пропедевтика: йотированные гласные;



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

КРР

  1. Этап мотивации к учебной деятельности

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку:

- Ребята, сегодня к вам на урок пришли гости. Давайте повернёмся к ним и дружно поприветствуем.

Приветствуют учителей

Проверяют свою готовность к уроку.








Личностные:

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку обучения грамоте

Развитие эмоционально – волевой сферы

  1. Этап актуализации пробного действия.

Включение в учебную деятельность.











































Постановка целей и определение темы урока:

Сегодня на уроке грамоты мы продолжим знакомиться с вашей первой книгой.

- Как она называется?

-Какая бывает речь?

-Назовите примеры устной речи;





-Назовите примеры письменной речи;

-

Из чего состоит речь?



- Из чего состоит предложение?

-

На что делятся слова?

- Что мы знаем про буквы и звуки?

-Сколько гласных букв в русском алфавите?

-А звуков? Буквы е,ё,ю,я звуками не являются. Слайд 1.

- Давайте назовём гласные буквы:

-Что вы можете сказать о гласных, которые в ленте букв находятся в верхнем ряду?



- Что вы можете сказать о гласных нижнего ряда?





-Ребята, посмотрите на слайд (слайд №2), давайте все вместе прочитаем:

Та-та-та - в нашем классе чистота. Ту-ту-ту - наводим сами красоту. Ты-ты-ты - нами политы цветы.

Ят-ят-ят - парты ровненько стоят. Ют-ют-ют - очень любим мы уют. Ло-ло-ло - на улице тепло.

- Как говорит бабушка когда видит у внучки грязные ручки?

-Какая гласная в русском алфавите самая хвастливая, как вы считаете?

(Всем известно, буква Я – самая хвастливая.Г.Юдин).

- Как думаете, какую же сегодня букву мы будем изучать на уроке?




Вступают в диалог с учителем.(Добиваемся полных ответов)

-Азбука.

- Устная и письменная.

-Рассказываем скаки, поём песни, радиопередачи слушаем…

-Пишем письма и смс-сообщения, читаем газеты и книги…

-Из предложений;



-Из слов;



- Слова делятся на слоги

-Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.

-10

-6

-А,О,У,Ы,Э,Я,Ё,Ю,И,Е

-Они обозначают твёрдость согласного звука, который стоит впереди; и обозначают только один звук;

-Они обозначают мягкость предшествующего согласного звука; Иногда обозначают 2 звука,например [й'а].





Ответы детей.









-Ай-яй-яй!



- Гласная Я.





-Букву Я.

Коммуникативные:

Уметь высказать свою точку зрения и уважать другую точку зрения

Регулятивные:адекватно реагировать на замечания одноклассников, учителя, родителей

Развитие памяти, внимания, мышления

  1. Этап построения проекта

-Молодцы Слайд 3

-Сейчас мы с вами потренируемся в построении предложений по заданному условию. Закончите каждое предложение так, чтобы последнее слово начиналось с буквы я.Слайд 4

  • Мальчик бежал и упал в … .

  • На завтрак у нас были … .

  • Солнце светит … .

  • День сегодня был тёплым и … .

  • Вдруг неожиданно налетел … .



-Понаблюдайте за этими словами. Какие звуки вы слышите в начале этих слов?

Слайд 5



- Теперь вернемся к нашей азбуке. Мы сегодня с вами познакомимся с необычной буквой, которая называется «Я».

А почему она необычная? Об этом мы и поговорим на уроке.

-А как узнать, как ведет себя буква я?

-Давайте сначала посмотрим на букву я. Откройте азбуку на странице 111. Ребята, из чего состоит буква я?

-Хорошо. А какие звуки обозначает буква я, посмотрите на первую и на вторую квадратную скобку.

-Почему в первой скобке стоит 2 буквы, а во второй стоит 1 буква? Может быть, потому что в первой скобке обозначаются 2 звука, а во второй скобке 1 звук?









-яму.

-яйца,яблоки.

-ярко.

- ясным

- ястреб.

-[й'а].


Познавательные:

Ориентироваться в информационном пространстве и осуществлять поиск необходимой информации (совместно с учителем)

Коммуникативные:

Уважать другую точку зрения

Развитие пространственного восприятия

  1. Этап реализации построенного проекта

-Обратите свое внимание на написанные слова,стр.11 на полях. Я вам их прочитаю, а вы внимательно следите: яблоки, яблони.

-Давайте посмотрим на звуковые схемы этих слов.

-Кто мне может объяснить звуковую схему слова яблоки?

-Давайте еще раз все вместе произнесем слова яблоки.

-Какой первый звук слышится?

-Назовите ещё раз 1 слог.

-Какой звук ещё есть в слоге?

-Назовите 2 слог.

-Назовите 3 слог?

-Какой слог ударный?

-Кто мне может объяснить звуковую схему слова яблони?

-Давайте еще раз все вместе произнесем слова яблони.

-Какой первый звук слышится?

-Назовите ещё раз 1 слог.

-Какой звук ещё есть в слоге?

-Назовите 2 слог.

-Назовите 3 слог?

-Какой слог ударный?

-Посмотрите на слова.

-Где в словах яблоко и яблоня стоит буква Я?

Микроитог:

-Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?

-Ребята, посмотрите, у нас остались еще 2 слова, какие?

-Ребята, а почему Зоя и Рая написаны с заглавной буквы?

-Давайте произнесем их все вместе: Зоя, Рая.

-Назовите 1 слог в слове Зоя.

-Назовите 2 слог в слове Зоя.

-Ребята, какие звуки мы слышим во втором слоге?

-Назовите 1 слог в слове Рая.

-Назовите 2 слог в слове Рая.

-Ребята, какие звуки мы слышим во втором слоге?

-Где стоит буква я в словах Зоя и Рая?

-После какой буквы стоит буква я в словах Зоя и Рая?

-Какой мы можем сделать вывод?

-Ребята, когда буква я обозначает 2 звука?

-А если буква я будет стоять после согласной?

-Давайте прочитаем слоги в столбике.

-Сколько звуков обозначает буква я после согласного?

-Ребята, а теперь давайте попробуем все наши правила соединить в одно. Давайте все вместе прочитаем правило. Внимательно следите.

-Кто может мне рассказать правило, не подсматривая в учебник?

Физминутка

-Кажется, мы готовы к прочтению текста. Я буду читать, а вы пальчиком внимательно следите по тексту.

-найдите слова в которых есть буква я.

- в каких словах буква Я обозначает 2 звука, в каких 1

-прочитайте слова, где буква Я обозначает два звука

-прочитайте слова, где буква Я обозначает один звук.

-Ребята, где вы живете, как называется наша страна?

-Что посадили у дома?

-Место, где ты родился и растёшь – это Родина. Каждый старается на родине посадить сад, цветы, построить дом.

-Кому мила родная сторона?

-Чему будут рады мама, папа, братья и сёстры?



Давайте прочитаем тему урока на стр.110.

- Что вы видите на иллюстрации?

-Название какого города можно прочитать в середине левой части карты?

-Почему именно этот город так важен для нашей страны?

-На каких видах транспорта можно добираться из одной части страны в другую?

-Какие животные живут на территории нашей страны?

-Какие деревья изображены?

-Что мы видим в нижней части иллюстрации на стр.110

-Какие цвета имеет Российский флаг?

-Составьте рассказ со словами: Россия, Родина, Москва, Земля.





-Объясните, почему так говорят?Чему учат нас ти пословицы?

Уч.стр.110(работа с пословицами и поговорками).

  • Русские трудом славны.

  • Жить – родине служить.

  • Всякому мила своя сторона.

-Ребята, сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ. Кто из вас запомнит больше слов с буквой Я?

-Ярмарка! Ярмарка! Ягоды-яблоки! Ядрышки ядрёные. Ячмень яровой. Ядрица. Яшма, яхонты, янтарь – ярусами, ящичками ясеневыми. Язи! Яства!

-Какие слова вы запомнили?

-Какие слова вам были непонятны?(Учитель объясняет значения некоторых слов: язь – название рыбы;яства – еда, кушанье).

-Проведите звуко-буквенный анализ слов ягода и Зоя.



Игра «Найди свой домик»

Один домик синий, а другой зелёный. Детям раздаются карточки с гласными буквами. Дети выходят из-за парт, гуляют возле доски, по сигналу учителя устремляются в свои домики. В какой домик они должны попасть?

Внимательно слушают чтение учителем, а затем читают сами, один ученик читает вслух.















-Яб.

-Ло.



-Ки.

-Первый.









-й`аб.



-Звук б.

-Ло.

-Ни.

-Первый.



-В начале слова.





-Буква я обозначает 2 звука когда стоит в начале слова.

-Зоя и Рая.



-Это имена.



Произносят все вместе.



-Зо.

-Я.

-йа



-Ра

-йа



-В конце слова



-После гласной



-После согласной буква я обозначает 2 звука.











«Месят тесто…»

-1























-Россия.

-Сад.





-









-Россия – Родина моя.

-Изображение нашей страны на карте.



-Москва.



- Москва – столица нашей Родины.

-Поезда,самолёты,электрички,автомобили









-
Российский флаг.

-Белый, синий,красный.



-Я живу в России. Это моя Родина. Столица России – Москва. Наш общий дом – Земля.







Дети объясняют смысл пословиц.























Учащиеся называют запомнившиеся им слова.







Под руководством учителя дети рисуют схемы в тетради.



Дети должны догадаться, что гласые а,о,у,ы,э – живут в синем домике,т.к.указываают на твёрдость согласного звука,а буквы я,ё,ю,и,е – в зелёном, т.к. указывают на мягкость согласного звука..

Коммуникативные:Умение с достаточной полной и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:выбор наиболее эффектных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий

Развитие речи

  1. Рефлексия деятельности.

Подводит итог урока:

-Как вы сами оцениваете свою работу?

-Кто из вас может сказать, что он на уроке был молодец?

Спасибо за урок!

-Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Отвечают на поставленные вопросы.

Оценивают свою работу на уроке.




Регулятивные:

адекватно реагировать на замечания одноклассников, учителя, гостей

Коррекция самооценки и саморегуляции.



































3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!