СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Практическая работа «Выполнение образцов вышивки (Вышивка монограммы)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для 5 класса по технологии: обслуживающий труд. Тема "Практическая работа "Выполнение образцов вышивки (Вышивка монограммы)"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Практическая работа «Выполнение образцов вышивки (Вышивка монограммы)"»

Технологическая карта урока технологии 5 класс


Тема:Практическая работа «Выполнение образцов вышивки (Вышивка монограммы)»

Дата_______________Учитель Козина В.В.

Тип урока:Практическая работа

Цели урока:

Обучающая: Формирования практических навыков.

Совершенствовать навыки выполнения ручных швов.

Разработать эскиз своей монограммы.

Освоить технологию выполнения стебельчатого шва.

Развивающая: Способствовать развитию творческого мышления и художественного вкуса.

Развивать сенсорные и моторные навыки.

Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

Воспитательная: Формировать творческую активность, самостоятельность, коммуникативность.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, метод частичного поиска, упражнения, самостоятельная работа.

Приемы: рассказ, демонстрация, объяснение, практическая работа, рефлексия, игровой момент.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, текущий и итоговый контроль.

Межпредметные связи: история, изо, русский язык, информатика.

Цифровые образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Другие ресурсы: наглядность и оборудование: таблица цветовых сочетаний, образцы готовых изделий, выставка работ ручной вышивки, стенд «Сегодня на уроке» с новыми терминами, дидактический материал, нитки мулине, ножницы, салфетки из ткани, пяльцы, карандаш, учебник «Технология», «Рабочая тетрадь 5 кл.».

Ожидаемые результаты. Универсальные учебные действия.

1. Предметные умения: научить приемам вышивки стебельчатым швом.

2. Личностные умения:

  • Развитие познавательного интереса, учебной мотивации, творческого воображения.

  • Формирование личного, эмоционального отношения к себе, окружающему миру.

  • Развитие осознания адекватной позитивной самооценки.

3. Метапредметные умения:

  • Регулятивные:

- Умение определять и формулировать тему урока, планировать последовательность действий на уроке;

- Работать по коллективно составленному плану;

- Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;

- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, с заданным алгоритмом развития логического мышления.

  • Познавательные:

- Формирование представлений об окружающем мире и о себе самом.

- Умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от известного, использовать учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, проводить анализ, строить логическую цепочку рассуждений, самостоятельно решать проблемы творческого характера.

  • Коммуникативные:

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им, сотрудничать в поиске решения проблемы.


Этапы урока (системно-деятельностный подход)

Обучающие и развивающие задания

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Мотивация к учебной деятельности

1. Создание ситуации через угадывание сокровищ из сундучка, загадки.

Слайд 2.«Сундучок с сокровищами» - что в нем?

Слайд 3. "Сокровища сундучка" (задания)

1. ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =(иголка)

2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =(ткань)

3. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =(ножницы)

4. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =(нитки)

5.НОТА-ОТА+АПТЕКА-ТЕКА+ЁРШ-Ш+СТОЛ-Л+К=(напёрсток)

Слайд 4. "Загадка из сундучка"

Стихотворение:

- Должен быть всегда в кармане у Надюши, Бори, Тани,тёти Веры, дяди Пети и у всех людей на свете.

Без него никак нельзя: надо брать с собой всегда.

В театр, в парк иль на каток чистый … (носовой платок).

Поговорка « Что у господина в кармане, у мужика на рукаве». Поэтому в царской армии на рукавах мундиров солдат пришивали ряд пуговиц, приучая к пользованию носового платка.

- Каково его назначение?

- Но он может являться предметом гигиены и быть украшением – частью аксессуара человека.

- Чем он отличается от других таких же носовых платков? (оформление в углу его вышитыми буквами). Монограмма, метка

Формулирует проблему.

Создает условия для внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Использует реальные жизненные ситуации.

Обогащает кругозор учащихся.

Анализирует ситуацию.


Выполняют задание




Определяет проблему






Сравнение.

Формирование мыслительной деятельности


Умение отличать новое от известного.

II. Учебно-познавательная деятельность. Актуализация знаний

2.Слайды 5-11: Сообщение с элементами презентации «История монограммы».

- В старину живописцы и ткачи помещали на своих произведениях и предметах начальные буквы имени и фамилии. Рукодельницам этот приём пришёлся по душе.

Переплетённые в форме вензеля инициалы владельца монограммы стали вышивать на постельном белье, скатертях, сорочках, носовых платках.

Красивые вензеля вышивали на карманах или манжетах мужской сорочки, делая их в тон изделия.

И сегодня вышитые монограммы придают индивидуальность любой одежде.

Виньетка- рисунок буквы с орнаментом, который используется на сувенирах, в фамильных гербах и эмблемах, на столовых приборах, драгоценностях. Этот стиль широко использовался в старинных книгах и рукописях для украшения в начале текста.

- Где можно использовать свои метки? (для столовых салфеток, наволочек для подушки, закладок в книги и др.)Слайд 12

Организует деятельность по освоению информации

Формирование мыслительной деятельности

III. Реализация проекта

3. Слайд 13.Сформулируйте цель урока: Что надо сделать, чтобы достичь этой цели, чему научиться?

4. Планирование, обсуждение вариантов,выбор оптимального варианта и способа выполнения монограммы. ( нитки мулине, атласные ленты, бисер, аппликация и т. д.)

5. Составление алгоритма деятельности.( на стенде памятка)

Групповая работа

-Какой из этих способов рациональнее для вас в данном разделе технологии?

Выбор рациональных приёмов.

Организует деятельность по постановке учебной задачи и ее выполнению

Формулирует цель урока.

Определяет пути решения проблемы,

Ищет способы, выдвигает предположения.

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

IV. Первичное осмысление и закрепление

6. Исследовательская деятельность.

- Извилистые линии называются вензеля Выражение «выписывать вензеля» можно отнести к фигуристам на льду, танцам на льду. Почему?

Выполнение творческого задания

Индивидуальная работа.

Самореализация:

«Создание эскиза монограммы».

Планирование своей работы.

Повторение алгоритма.

Обобщение полученных знаний.

Представление результатов задания. Критерии: (размер букв, небольшая витиеватость линий, цветовое решение.)

-Стебельчатый шов- сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Каждый новый стежок начинается из середины предыдущего.

7. Слайд 19-20. Демонстрация приема выполнения стебельчатого, тамбурного шва.

8.Слайд 21. Повторение правил т/б при работе с инструментами.

9. Критерии оценивания работ:

- нитки закреплены на ткани,

- стежки одной длины.

- равномерное натяжение нитей.

- Зачем необходимо следовать этим правилам?

Девиз «Красна птица перьями, а девица – уменьями»

Обеспечивает положительную реакцию на творчество.

Организует усвоение нового способа действия при решении проблемы.

Направляет деятельность.

Оценивает результаты.

Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Развитие творческих возможностей и мышления.

Ставят цель исследования, определяют пути решения, ищут способы.

V. Практическая работа.

1. Вводный инструктаж.


2. Текущий инструктаж.




3. Заключительный инструктаж

10.Слайд 22. Самостоятельная работа по инструкционной карте.

Индивидуальная работа

11. Целевой обход рабочих мест (организация рабочего места, культура труда, соблюдение правил т/б, правильность выполнения операций, качество, степень самостоятельности. рациональное использование времени)

Самоконтроль

12.Слайд 24. Оздоровительная пауза.

13. Приведение в порядок своих рабочих мест.

Осуществление пошагового контроля.


Обеспечивает мотивацию выполнения.


Подводит итоги

Регулятивные и коммуникативные УУД : соотнесение своих действий с алгоритмом, восстановление операций.

Фиксация возможных затруднений и определение путей их устранения.

Взаимопомощь.

Сличение с эталоном.

Выполнение правил и норм поведения.

VI. Рефлексивно- оценочный этап











VII Закрепление знаний

14. Выставка – смотр выполненных работ «Моя монограмма»

Фронтальная работа

Взаимоконтроль:

- Что получилось?

- Соответствует ли тому, что задумали?

- Найдите в работах одноклассников удачные моменты.

- За что можно сказать им доброе слово?

- Какие возникали затруднения и как справились?

-Что получилось неудачно?

-Чем можно помочь? Как исправить?

- Что изменили бы, если начать работу заново?

- Кого можем назвать лучшей рукодельницей?

15. Выставление оценок.

16 Игра « Что? Где? Когда?»

Вопросы:

1. Что такое монограмма?

2. Что означает выражение «выписывать вензеля»?

3. Где можно использовать в жизни эти практические навыки? ( ими помечают одежду и носовые платочки детей в детском садике. Украшают спортивные шапочки, сумки, кошельки, мешочки с обувью в школе и т. д.)

Номинации- оценивание учащихся:

« Все правильно. Молодц»

« Очень аккуратно. Молодец»

«За аккуратность»

« За сообразительность»

Подводит учащихся к выводу, обобщению, выявлению причинно-следственных связей, акцентирует внимание на конечный результат.

Делают выводы о значимости, сложности операций.



Руководит игрой, направляет, координирует



Нацеливает на умение применять знания на практике.





Мотивирует на дальнейший успех на уроках технологии

Формирование моральной самооценки, осознание качества выполнения, адекватное восприятие оценки.

Контроль и оценка процесса и результата, самоанализ и самооценка.

Формулирует конечный результат своей работы.


Осознание адекватной позитивной самооценки.











Умение использовать жизненный опыт и полученные навыки работы.

VI.II Домашнее задание

1. Составить эскиз монограммы сестры, брата.

2. Совместно выполнить на наволочке, полотенце или столовой салфетке монограмму .

- Вышить метку на носовом платочке младшим членам семьи.

Пояснения творческого развивающего задания

Самостоятельно выбирают д/з




приложение


ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =




ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =


НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =


НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =


НОТА-ОТА+АПТЕКА-ТЕКА+ЁРШ-Ш+СТОЛ-Л+К=