I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент | - Доброе утро, дорогие ребята. Я очень рада вас видеть! Сегодня 29 ноября, конец осени. Через несколько дней наступит долгожданная всеми зима, и сегодня мы с погрузимся в атмосферу этого чудесного времени года, совершим с вами урок-путешествие по зимнему лесу. Прежде чем мы с вамии сформулируем тему урока, я предлагаю вам посмотреть на экран! Слайд 1. Картина Шишкина «Зима» Перед вами картина Шишкина «Зима». Я вам предлагаю посмотреть на экран и настроиться на работу. - Какие эмоции этот пейзаж вызывает? | Отвечают на вопрос: - Эта картина погружает нас в зимнюю атмосферу, в зимний лес. Она светлая, на ней изображено много пушистого снега. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Коммуникативные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений |
II. Актуализация знаний | - Ребята, обратите внимание на экран! Слайд 2 На нем представлены три слова (искрились, порхает, будут кружиться). Прочитайте данные слова и подумайте, что их объединяет? Молодцы! А теперь подумайте, какой морфологический признак их отличает? Всё верно! Мы с вами знакомы уже с этим признаком, скажите мне, сколько времен вы знаете? Как вы определяете, к какому времени относится глагол? Молодцы! Откройте тетради и запишите число, “Классная работа”, тему “Времена глагола. Прошедшее, настоящее и будущее”. | Отвечают на поставленные вопросы: - Все три слова- одной части речи, глаголы. - Это глаголы разных времён! - Настоящее, прошедшее, будущее - Нужно задать вопрос | Познавательные: формулируют тему урока путем анализа наглядного материала Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
III. Постановка учебной задачи | - И прежде, чем приступим к работе, каждый для себя поставит цель (цели), которые вы хотели бы сегодня достичь. Опрос нескольких учащихся Слайд 3. Цель урока - Итак, цель нашего урока – обобщить знания по временам глагола. Посмотреть, как употребляются глаголы разных времен в тексте и какие морфологические признаки характерны для прошедшего, настоящего и будущего времен глагола. - Для начала мы с вами вспомним, что мы знаем о глаголе. Я буду читать вопросы, а вы ответите на них- да или нет!. Прием “Верные и неверные утверждения”. Слайд 4 Учитель читает вопросы: 1. Считаете ли вы, что глагол всегда является сказуемым? - 2. Считаете ли вы, что глагол – это самостоятельная часть речи? + 3. Считаете ли вы, что глагол изменяется по временам? + 4. Считаете ли вы, что глагол в неопределенной форме имеет окончание? - 5. Считаете ли вы, что глагол в прошедшем времени изменяется по родам? + 6. Считаете ли вы, что глагол в настоящем и будущем времени изменяется по лицам? + 7. Считаете ли вы, что у глагола в настоящем времени единственном числе 2 лице на конце пишется ь? + 8. Считаете ли вы, что глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать»? + 9. Считаете ли вы, что возвратные глаголы имеют суффикс –ть? – - На вопросы вы ответили, молодцы! Итак, давайте с вами вспомним: какие наклонения глагола вы знаете? Вернемся к теме нашего урока, временам глагола! В каком наклонении мы можем определить время у глагола? Всё верно! Молодцы! Мы будем работать сегодня только с глаголами в изъявительном наклонении, так как именно они изменяются по временам! На экране представлена таблица, которую нужно заполнить! Слайд 5 Задание 1. | прошедшее (что сделал?) | настоящее (что делает?) | будущее (что сделает?) | ЛИЦО | - | + | + | ЧИСЛО | + | + | + | РОД | + (В ЕД.Ч.) | - | - | -Ребята! А можем ли мы определить время и эти морфологические признаки у инфинитива? - Молодцы! Эта таблица и этот структурированный материал понадобится нам для дальнейшей работы! А сейчас мы отправимся в путешествие по зимнему лесу и посмотрим, из каких звуков и шорохов он состоит, что происходит в лесу в это время года. | Составление предложений: Я хочу.. Мне надо научиться… Сегодня на уроке я могу... Отвечают на поставленные вопросы - Изъявительное, условное, повелительное - Только в изъявительном! - Нет! Инфинитив – неопределенная форма глагола! | Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, строят логические цепи рассуждений. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | - Ребята! Чтобы усвоить правила правописания глаголов, надо, во-первых, уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, а, во-вторых, определять, в какой форме употреблен тот или иной глагол. Давайте выполним следующее задание! Задание 2. Выпишем из отрывка стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», представленного на экране (Слайд 6), все глаголы, распределив их по временам! Определим у этих глаголов число, лицо или род. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. - Итак, какие времена встречаются в тексте? -Как изменяются глаголы в настоящем времени? - Как изменяются глаголы в прошедшем времени? -Молодцы! А есть ли в тексте еще глаголы, у которых мы не можем определить время и эти морфологические признаки? Назовите их! Одна колонка в нашей таблице осталось пустой: в ней нет глаголов в будущем времени! Задание 3. Придумайте и запишите 5 глаголов, расскажите с помощью них о том, что произойдет зимой, а иллюстрации вам помогут. Слайд 7 (звучит музыкальное сопровождение) - Итак! Какие слова у вас получились? (Опрос нескольких обучающихся) - Как изменяются глаголы в будущем времени? - Какими могут быть формы глаголов будущего времени? Итак, теперь выполним орфографическую работу, вспомним с вами, от чего зависит написание окончания в глаголах, а также поработаем с синтаксисом! Задание 4. Тренировочные упражнения. Выполним задание. Работа в тетрадях. Слайд 8 Спишите текст, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. вставьте орфограммы. Определите время глаголов. Сделайте синтаксический разбор предложения. По дороге зимн…й скучной Тройка бóрзая беж…т К…локольчик однозвуч…ный Утомительно грем…т. («Зимняя дорога», А.С. Пушкин) -Ребята? Что нужно определить, чтобы выбрать правильное написание окончания глагола? В каком времени здесь употреблены глаголы? Слайд 9 (Зимний пейзаж, Лапшин Георгий). Можно включить музыку, «Времена года»
Ребята! Давайте вспомним морфемику, укажем характерные для глагола морфемы и их значения. Игра “Собери слово” (Слайд 10) Возьмите приставку у слова «заледенел», корень - у слова «искрить», суффиксы у слова «запорошил», еще один суффикс у слова «зажёгся» (Заискрился) - Какие морфемы характерны для глаголов? О чем они нам Проверка домашнего задания. У вас было домашнее задание – поиск стихотворений о зиме. Давайте зачитаем некоторые строки из найденных вами стихотворений и посмотрим, в каком времени глаголы чаще всего употребляют авторы лирических произведений. Подведение итога. Наше путешествие завершилось. Я благодарю вас за увлекательное путешествие по зимнему лесу. - Над какой темой мы сегодня работали на занятии? - Давайте посмотрим на нашу таблицу! | Заполняют таблицу, представленную в виде раздаточного материала, распределяют глаголы по временам и определяют у них морфологические признаки в соответствии с заданием - Настоящее и прошедшее - По лицам и числам, спрягаются. - По родам и числам -Да! «Погляди» - это глагол в повелительном наклонении Работают на месте и заполняют таблицу Несколько человек называют свои слова - По лицам и числам (спрягаются) - Могут быть простыми (прочитаю) или сложными ( буду читать) Один человек работает у доски, остальные – в тетради - Спряжение, если 1 спр- буква «е» в окончании, если 2ое – буква «и». В настоящем времени Дети зачитывают тексты, с которыми работали дома В художественном лирическом тексте больше всего глаголов в настоящем и прошедшем времени. Суффикс –и, суффикс –л (говорит о прошедшем времени), суффикс –ся (указывает на возвратность глагола) Слово: заискрился | Личностные: развитие творческих способностей, способность к наблюдению за собственной речью; имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и устной форме, осуществляют для решения учебных задач логические Коммуникативные:умение эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, участие в обсуждении работы, умение анализировать ответ товарища |