СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока-путешествия по зимнему лесу на тему "Времена глагола" (урок русского языка, 6 класс.Обобщающий урок)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок - путешествие по Зимнему лесу по теме "Времена глаголов". В нем представлены различные группы заданий, которые помогают полностью повторить уже известные данные о глаголе, структурировать материал, поработать над заполнением таблицы, в которой отражены морфологические признаки глагола, дифференцированны в соответствии с временем глагола.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока-путешествия по зимнему лесу на тему "Времена глагола" (урок русского языка, 6 класс.Обобщающий урок)»

прошедшее, НАСТОЯЩЕЕ и будущее время. Обобщающий урок


Цель деятельности
учителя

Актуализировать и восстановить ранее изученное о глаголе, углубить знания об особенностях функционирования глаголов в речи и дифференцировании глаголов по временам

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глаголов; уметь находить глаголы в тексте, определять такой морфологический признак, как время.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы
обучения

Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Мультимедийный проектор, доска, учебник, аудиозапись (П.И.Чайковский «Времена года» Зима. На тройке. Вивальди «Времена года» Зима)

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем; репродукции картин с зимним пейзажем

Раздаточный материал

Таблицы, смайлики




Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные

действия

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент

- Доброе утро, дорогие ребята. Я очень рада вас видеть! Сегодня 29 ноября, конец осени. Через несколько дней наступит долгожданная всеми зима, и сегодня мы с погрузимся в атмосферу этого чудесного времени года, совершим с вами урок-путешествие по зимнему лесу. Прежде чем мы с вамии сформулируем тему урока, я предлагаю вам посмотреть на экран!

Слайд 1. Картина Шишкина «Зима»

Перед вами картина Шишкина «Зима». Я вам предлагаю посмотреть на экран и настроиться на работу.

- Какие эмоции этот пейзаж вызывает?










Отвечают на вопрос:


- Эта картина погружает нас в зимнюю атмосферу, в зимний лес. Она светлая, на ней изображено много пушистого снега.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Коммуникативные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений


II. Актуализация знаний

- Ребята, обратите внимание на экран! Слайд 2 На нем представлены три слова (искрились, порхает, будут кружиться). Прочитайте данные слова и подумайте, что их объединяет? Молодцы!

А теперь подумайте, какой морфологический признак их отличает? Всё верно! Мы с вами знакомы уже с этим признаком, скажите мне, сколько времен вы знаете? Как вы определяете, к какому времени относится глагол?

Молодцы! Откройте тетради и запишите число, “Классная работа”, тему “Времена глагола. Прошедшее, настоящее и будущее”.

Отвечают на поставленные вопросы:


- Все три слова- одной части речи, глаголы.

- Это глаголы разных времён!

- Настоящее, прошедшее, будущее

- Нужно задать вопрос

Познавательные: формулируют тему урока путем анализа наглядного материала

Личностные: положительно относятся к учению,
познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.


III. Постановка учебной задачи


- И прежде, чем приступим к работе, каждый для себя поставит цель (цели), которые вы хотели бы сегодня достичь.

Опрос нескольких учащихся

Слайд 3. Цель урока

- Итак, цель нашего урока – обобщить знания по временам глагола. Посмотреть, как употребляются глаголы разных времен в тексте и какие морфологические признаки характерны для прошедшего, настоящего и будущего времен глагола.

- Для начала мы с вами вспомним, что мы знаем о глаголе. Я буду читать вопросы, а вы ответите на них- да или нет!.

Прием “Верные и неверные утверждения”. Слайд 4

Учитель читает вопросы:

1. Считаете ли вы, что глагол всегда является сказуемым? -

2. Считаете ли вы, что глагол – это самостоятельная часть речи? +

3. Считаете ли вы, что глагол изменяется по временам? +

4. Считаете ли вы, что глагол в неопределенной форме имеет окончание? -

5. Считаете ли вы, что глагол в прошедшем времени изменяется по родам? +

6. Считаете ли вы, что глагол в настоящем и будущем времени изменяется по лицам? +

7. Считаете ли вы, что у глагола в настоящем времени единственном числе 2 лице на конце пишется ь? +

8. Считаете ли вы, что глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать»? +

9. Считаете ли вы, что возвратные глаголы имеют суффикс –ть? –

- На вопросы вы ответили, молодцы!

Итак, давайте с вами вспомним: какие наклонения глагола вы знаете?

Вернемся к теме нашего урока, временам глагола! В каком наклонении мы можем определить время у глагола?

Всё верно! Молодцы! Мы будем работать сегодня только с глаголами в изъявительном наклонении, так как именно они изменяются по временам!

На экране представлена таблица, которую нужно заполнить! Слайд 5

Задание 1.


прошедшее

(что сделал?)

настоящее

(что делает?)

будущее

(что сделает?)

ЛИЦО

-

+

+

ЧИСЛО

+

+

+

РОД

+ (В ЕД.Ч.)

-

-

-Ребята! А можем ли мы определить время и эти морфологические признаки у инфинитива?

- Молодцы! Эта таблица и этот структурированный материал понадобится нам для дальнейшей работы!

А сейчас мы отправимся в путешествие по зимнему лесу и посмотрим, из каких звуков и шорохов он состоит, что происходит в лесу в это время года.

Составление предложений:

Я хочу..

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу...










Отвечают на поставленные вопросы







































- Изъявительное, условное, повелительное

- Только в

изъявительном!





















- Нет! Инфинитив – неопределенная форма глагола!

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, строят логические цепи рассуждений.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие


IV. Построение проекта выхода из затруднения

- Ребята! Чтобы усвоить правила правописания глаголов, надо, во-первых, уметь узнавать их в тексте, отличать от других частей речи, а, во-вторых, определять, в какой форме употреблен тот или иной глагол. Давайте выполним следующее задание!


Задание 2. Выпишем из отрывка стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», представленного на экране (Слайд 6), все глаголы, распределив их по временам! Определим у этих глаголов число, лицо или род.


Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.


- Итак, какие времена встречаются в тексте?

-Как изменяются глаголы в настоящем времени?

- Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

-Молодцы! А есть ли в тексте еще глаголы, у которых мы не можем определить время и эти морфологические признаки? Назовите их!

Одна колонка в нашей таблице осталось пустой: в ней нет глаголов в будущем времени!

Задание 3. Придумайте и запишите 5 глаголов, расскажите с помощью них о том, что произойдет зимой, а иллюстрации вам помогут. Слайд 7 (звучит музыкальное сопровождение)

- Итак! Какие слова у вас получились? (Опрос нескольких обучающихся)

- Как изменяются глаголы в будущем времени?

- Какими могут быть формы глаголов будущего времени?

Итак, теперь выполним орфографическую работу, вспомним с вами, от чего зависит написание окончания в глаголах, а также поработаем с синтаксисом!

Задание 4. Тренировочные упражнения.

Выполним задание. Работа в тетрадях. Слайд 8

Спишите текст, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. вставьте орфограммы. Определите время глаголов. Сделайте синтаксический разбор предложения.

По дороге зимн…й скучной
Тройка бóрзая беж…т
К…локольчик однозвуч…ный
Утомительно грем…т. («Зимняя дорога», А.С. Пушкин)

-Ребята? Что нужно определить, чтобы выбрать правильное написание окончания глагола? В каком времени здесь употреблены глаголы?

Слайд 9 (Зимний пейзаж, Лапшин Георгий). Можно включить музыку, «Времена года»







Ребята! Давайте вспомним морфемику, укажем характерные для глагола морфемы и их значения.

Игра “Собери слово” (Слайд 10)

Возьмите приставку у слова «заледенел», корень - у слова «искрить», суффиксы у слова «запорошил», еще один суффикс у слова «зажёгся»

(Заискрился)

- Какие морфемы характерны для глаголов? О чем они нам

Проверка домашнего задания. У вас было домашнее задание – поиск стихотворений о зиме. Давайте зачитаем некоторые строки из найденных вами стихотворений и посмотрим, в каком времени глаголы чаще всего употребляют авторы лирических произведений.

Подведение итога.

Наше путешествие завершилось. Я благодарю вас за увлекательное путешествие по зимнему лесу.

- Над какой темой мы сегодня работали на занятии?

- Давайте посмотрим на нашу таблицу!


Заполняют таблицу, представленную в виде раздаточного материала, распределяют глаголы по временам и определяют у них морфологические признаки в соответствии с заданием


















- Настоящее и прошедшее

- По лицам и числам, спрягаются.

- По родам и числам



-Да! «Погляди» - это глагол в повелительном наклонении


Работают на месте и заполняют таблицу




Несколько человек называют свои слова


- По лицам и числам (спрягаются)

- Могут быть простыми (прочитаю) или сложными ( буду читать)












Один человек работает у доски, остальные – в тетради










- Спряжение, если 1 спр- буква «е» в окончании, если 2ое – буква «и».

В настоящем времени


Дети зачитывают тексты, с которыми работали дома

В художественном лирическом тексте больше всего глаголов в настоящем и прошедшем времени.







Суффикс –и, суффикс –л (говорит о прошедшем времени), суффикс –ся (указывает на возвратность глагола)

Слово: заискрился

Личностные: развитие творческих способностей, способность к наблюдению за собственной речью; имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и устной форме, осуществляют для решения учебных задач логические

Коммуникативные:умение эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, участие в обсуждении работы, умение анализировать ответ товарища

V. Рефлексия

Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось ...

Меня удивило ...

Мне понравилось ...

Мне было трудно ...

Несколько человек высказывают свое мнение

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

Домашняя работа

Написать сочинение-миниатюру о зиме с использованием глаголов в прошедшем времени (1 ряд), в настоящем времени (2 ряд), в будущем времени (3 ряд)


Всем спасибо за работу! Вы - молодцы! Рада была с вами совершить это зимнее путешествие!















Приложение 1

Задание 1. Поставьте + или – в таблицу в зависимости от наличия того или иного признака

Глаголы в изъявительном наклонении


прошедшее

(что сделал?)

настоящее

(что делает?)

будущее

(что сделает?)

ЛИЦО




ЧИСЛО




РОД





Задание 2. Выпишите глаголы в настоящем и будущем времени в таблицу. Определите лицо или род, число.


Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.


ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ


БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ







































Задание 3. Спишите, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте пунктуационный разбор. Чем выражены сказуемые?

По дороге зимн…й скучной
Тройка бóрзая беж…т
К…локольчик однозвуч…ный
Утомительно грем…т.

(«Зимняя дорога», А.С. Пушкин)








Приложение 2


ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ_______________________________6 «Б»

ФИ ученика класс


МОЯ ЦЕЛЬ:


Я хочу научиться

Поставьте √

систематизировать свои знания о глаголе


определять время глагола и соответствующие данному времени морфологические признаки


определять значение употребления того или иного времени в речи и художественном тексте


находить глаголы в тексте, определять их общее грамматическое значение и синтаксическую роль


правильно делать морфемный разбор глаголов, определять значение морфем глагола


оценивать свои результаты



ПОСТАВЬТЕ ОЦЕНКУ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ


Поставьте √

я допустил более 3 ошибок


я допустил 1-2 ошибки


я выполнил все задания верно



Я НАУЧИЛСЯ


Я научился

Поставьте √

систематизировать свои знания о глаголе


определять время глагола и соответствующие данному времени морфологические признаки


определять значение употребления того или иного времени в речи и художественном тексте


находить глаголы в тексте, определять их общее грамматическое значение и синтаксическую роль


правильно делать морфемный разбор глаголов, определять значение морфем глагола


оценивать свои результаты