2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение материала изученного, установление новых знаний. | - Ребята, мы начинаем изучать удивительную часть речи. Для того, чтобы узнать, как она называется, надо отгадать загадку: Знаю я теперь отныне- Есть одно такое имя- Назовет любой предмет И на все нам даст ответ. Это главная часть речи Обозначает все на свете, Без нее никак нельзя. …ура! Я попрошу вас прочитать эту загадку (на слайде) Запишите предложение. Имя существительное – хлеб языка. - Объясните постановку тире. | Отвечают на вопросы. Смотрят презентацию. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
3. Выявление места и причины затруднения. 4. Целеполагание. | Эвристическая беседа. Игра. В презентациях представлена теоретическая информация по теме | - Что вы знаете о существительном? Отвечает на вопросы «кто?», «что?»; изменяется по падежам; имеет три склонения; изменяется по числам; имеет категорию рода; бывает одушевленным и неодушевленным, собственным и нарицательным; в предложении бывает чаще всего подлежащим, дополнением или обстоятельством. - Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи. | Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем делают выводы. | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков | Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа |
5. Творческая практическая деятельность | Беседа по вопросам. Анализ текста, предложенного учителем | - На столах у вас лежат карточки. На них обозначен номер вашей группы. 1. Прочитайте слова. 2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Синева, белизна, Волга движение, столица ,дрожжи, собеседование, ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Белгород, спектакль. (на слайде) 1-я группа – названия лиц и географические названия 2-я группа – названия вещей и названия фактов, событий, явлений 3–я группа – названия веществ и названия признаков. 4-я группа – названия живых существ и организмов и название действий . Задание по морфологии. Задание 1. Распределите существительные по родам (на слайде) и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении? Полночь, кактус, малыш, речь, весна, вода, корабль, крошечка, столб, окно окончание, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь, сон . Задание 2. Игровое упражнение. Учитель диктует слова. Учащиеся должны хлопнуть в ладоши, если считают, что имя существительное одушевленное. Сделайте вывод. Человек, трава цветы, медведь, земля, бегемот, вол, волк, собака, стол, дерево, нога, чашка, ведро, кошка, ребенок, карандаш, весло. . Задание 3. Распределите слова в два столбика (на слайде). По какому признаку вы их распределяли? Лермонтов, поэт, одуванчик, хамелеон, озеро, книга, Енисей, птица орел, город, Орел, доброта.. Синтаксис. - Определите, какую роль играет слово «дерево» в приведенных предложениях (на слайде). Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной. Сосна – это хвойное дерево. Из-за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов. - Расскажите о синтаксической роли существительного. Задание №4 Существительное или глагол? Мама стала печь пироги, а сын на печь залез. Ведро дало течь, и вода стала течь.. | | | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: с осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | |
6. Первичное закрепление с комментированием. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой. | Обобщение и систематизация знаний. Выполнение разноуровневых упражнений на основе текстов учебника. | - Итак, что мы узнали о существительном. Свои знания сравните с материалом учебника. По итогам этой работы составьте опорный конспект для рассказа о существительном. Опорный конспект. 1. Существительное – отвечает на вопросы… . Обозначает… . 2. Морфологические признаки: собственное и … , одушевленные и … , род (…), склонение. Изменяется по … . 3. В предложении является… . | Работают с материалом учебника, отвечают на вопросы, составляют опорный конспект, комментируют ход работы. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, комментируют ход работы | Индивидуальная, групповая Индивидуальная, групповая. | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах , умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Письменная работа. Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа. |