Учебный предмет | русский язык |
Учебник | Канакина В.П.,Горецкий В.Г. Русский язык |
Программа | «Школа Росии» |
Класс | 2 |
Тип урока | Формирование новых учебных действий |
Технология построения урока | проблемно-диагностическая |
Тема урока | Имя существительное |
Цель урока | создание условий для получения обучающимися новых знаний по теме; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования интереса к предмету |
Основные термины и понятия | часть речи, значение слова, на какие вопросы отвечает |
Составитель | Костина Мария Александровна |
Планируемые результаты |
Предметные - познакомить с именем существительным, как частью речи, - наблюдать за значением имён существительных, - уметь классифицировать имена существительные, - уметь находить признаки имён существительных, - применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе. | Метапредметные Личностные УУД: -формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; -устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); -определять общие для всех правила поведения; -определять правила работы в парах, в группах; -устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Регулятивные УУД: -строить речевое высказывание в устной форме; -выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; -устанавливать причинно-следственные связи; -делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; -моделировать информацию; -уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. |
Организация пространства |
Формы работы | Средства обучения |
Методы обучения По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые. По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации. | Технологии исследовательская, технология ТРИЗ, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные |
Этапы урока | Цель этапа Формируемые УУД | Результат | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Оценка |
Организационный момент | Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке | Готовность к работе | Организует ситуацию настроя детей на работу -Здравствуйте, ребята! -У вас хорошее настроение? Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Настраиваемся на рабочую волну и вспомним наш девиз: «НАБЛЮДАЮ-ЗАМЕЧАЮ-РАЗМЫШЛЯЮ-ДЕЛАЮ ВЫВОД!» | Настраиваются на активную работу на уроке | -проверьте своё рабочее место. Всё ли готово у вас к уроку. |
Минутка чистописания | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Актуализация изученных знаний письма букв с соединениями | -Какой сегодня день недели? (четверг) -Какое сегодня число? (10 апреля) Организует работу детей в тетради -Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику: Мы капусту рубим, рубим. Мы морковку трем, трем. Мы капусту солим, солим. Мы капусту жмем, жмем. -Натянули «волшебные перчатки», прописываем первую строчку: -Задание для чистописания подскажет скороговорка. Послушайте и повторите скороговорку: в цветнике цветут цветы -Какой звук произносим в начале каждого слова? (Звук ц). -Расскажите про этот звук.( согласный, глухой твердый) -Пропишем в воздухе строчную и заглавную буквы Ц,ц. (Работа с анимацией «Чистописание») -А теперь самостоятельно пропишите в тетрадях по образцу буквы и их соединения. (Ц ц Цц Ца це Ци цы) -Кто подскажет, когда пишем «ци», а когда «цы». (в конце слова «цы") | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. | Делают зарядку для пальцев рук. |
Актуализация знаний | Повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, необходимые для введения данной темы. | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. | Организует работу детей в тетради -Запишите скороговорку. Подумайте, чем интересны слова в этом предложении. -Выделим корень в каждом слове. Подчеркнем в этом предложении главные члены. | Работа в тетрадях. Один ученик диктует предложение, проговаривая -Все слова родственные; однокоренные. | Записывают в тетради. |
Постановка учебной задачи -Проблемная ситуация -решение проблемы | Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого Организация коммуникативного взаимодействия для восприятия нового материала. Зафиксировать практически полученные знания. | Фиксация во внешней речи причины затруднения. Выполнение задания. Развитие умения работы с информацией учебника. Формулировка темы и целей урока. | Организует парную работу со словарным словом -Отгадайте ребус. -Расскажите о слове. -Что обозначает это слово? (предмет) Организует работу в группах, работу в тетрадях -На какие группы можно разделить эти слова? Почему? Разделите их в три столбика коньки, думать, веселый, свадьба, играть, большой, медведь, дождь, бежать, хороший, рисовать, золотой коньки свадьба медведь дождь | веселый большой хороший золотой | думать играть бежать рисовать | -Что обозначают слова каждой группы? -Все ли части речи нам знакомы? -Я согласна с учениками, которые считают, что нам не все известно. На уроке более подробно познакомимся с одной из частей речи -Обратите внимание на словарное слово. Что мы можем о нем сказать? -Теперь обратите внимание на слова, находящиеся в 1-ом столбике. -С какой частью речи мы будем работать? | Учащиеся предлагают ответ на задание ребуса, обосновывая свой выбор, отвечают на вопросы учителя. -Коньки -2 слога; опасная гласная в 1 слоге; 5 букв, 4 звука; Дети предлагают различные способы деления на группы, обосновывая свой выбор, отвечают на вопросы учителя, записывают слова 1-го столбика в тетрадь -1-предметы, 2-признаки, 3-действия -Да, нет. -обозначает предмет, отвечает на вопрос что? -частью речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?, что? | Разгадывают ребус. Работа в парах. Работа в группах. На доске фиксируются варианты ответов |
Постановка темы и целей урока. | Формулировка цели и доведение ее до сознания учащимися. | Формулировка цели и доведение ее до сознания учащимися. | -Попробуйте сформулировать тему и цели урока. | Формулируют тему и цели урока. Расширить свои знания о части речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?, что?. Мы договорились учиться оценивать себя и составлять алгоритмы. | Формулируют тему и цели урока. |
Введение нового материала с частичной его отработкой | Ввести новое понятие и способ действия. | Вводится новое понятие и способ действия. | -Видите какое длинное название у этой части речи, поэтому нам неудобно общаться. Давайте дадим ей более короткое название. -Какое название вы бы дали этой части речи? -Давайте проверим правильность наших выводов и обратимся к учебнику с.112 правило. | Дети предлагают и обосновывают различные варианты названия данной части речи. Чтение правила. | Соответствие названия сути этой части речи. |
Практическая деятельность учащихся | Осуществление учащимися учебных действий | Работа над темой | Организует работу учащихся -С каким словом сегодня знакомились? -Какие бывают коньки? (рисунок-ответы детей) -Назови лишний предмет. Почему? -Как называются такие предметы? (клик мышкой-выводится слово»одушевленные») -Как вы понимаете это слово? -Они отвечают на вопрос Кто? -А как можно назвать все остальные существительные? -На какой вопрос они отвечают? -Давайте проверим правильность наших выводов и обратимся к учебнику с 115 правило. Задание№1. Игра «Рассади пассажиров». Учитель организует групповую работу. | -коньки -Он живой -одушевленные -те, у кого есть душа-животные и люди -придумывают названия-бездушные,... неодушевленные -Что? Взаимопроверка. Работа в группах. | Самостоятельное выполнение упражнения. |
Осуществление контроля. | Осуществление учащимися самостоятельного выполнения задания с последующим контролем (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) | Самостоятельное выполнение упражнения, самоконтроль, взаимоконтроль. | Задание№1.-Спишите с доски. Подчеркните имена существительные. Аисты свили гн_здо на крыше дома. В гн_зде п_щ_ли пт_цы. -Проверьте орфографию (клик мышкой-вывод образца) -Были ли трудности в подборе проверочных слов? Кто готов дать справку? -Проверьте, все ли существительные вы нашли? -По каким приметам вы узнали имена существительные? -Что интересного заметили в словах? -Как думаете, какова тема следующего урока? | Самостоятельное выполнение задания, взаимопроверка. -Гнездо-гнёзда, пищали-писк,ча-ща, птенцы-птенчик. Аисты и птенцы стоят во множественном числе, гнездо, крыша, дом-в единственном. -Число имен существительных. | Взаимопроверка. |
Рефлексия | Подвести итоги урока. Самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей. | Подводятся итоги урока. Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). | -С какой частью речи мы работали с вами на уроке? -Какое задание понравилось? -Чью работу на уроке вы бы могли оценить? -Оцените себя и свои знания по шкале. -Спасибо за работу. | Подводят итог урока. Самооценивание, оценивание товарищей. -Имя существительное. | Самооценивание, оценивание товарищей. |
Домашнее задание. | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. | Выбирают д.з. с учётом индивидуальных возможностей. | -Спишите. Найти имена существительные, подчеркните, задайте вопрос. Дается 3 варианта дидактического материала: а) легкий вариант 1: Наступить, весна, длинный, сосулька, зачирикать, воробей, яркий, расцвести. б) средней сложности, вариант 2: С грузом бежит, без груза лежит. Осторожно ветер из калитки вышел, постучал в окошко, пробежал по крыше. в) трудный, вариант 3: Прилетели к нам метели, залепили снегом щели, на окне старик- мороз льдинкой росписи нанес. | Выбирают вариант домашнего задания. | |