ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
ФИО учителя | Серженко Анна Михайловна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Автор УМК | Т.А.Ладыженская |
Тема урока | ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Технология | Технология проблемно-развивающего обучения |
Предметные цели урока:
Ознакомление обучающихся с двойной ролью букв Е,Ё,Ю,Я.
Осмысление, что данные буквы могут буквы могут обозначать один и два звука.
Усвоение различных позиций, в которых эти буквы обозначают один или два звука.
Применение полученного знания при фонетическом разборе слов.
Метапредметные цели урока:
Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, видеть, обозначать проблему, находить пути её решения;
Регулятивные: умение ставить цели планировать свою работу, проводить самопроверку и давать самооценку своей деятельности.
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять сбор и поиск информации, владеть разными формами речи.
Личностные : воспитание ответственности, уважения ко всем участникам образовательного процесса, привитие обучающимся интереса к урокам русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию.
Прогнозируемые результаты: обучающиеся различают позиции, в которых буквы Е,Ё, Ю,Я обозначают один и два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами, отрабатывают первичные умения в практической деятельности.
Оборудование:
Структура урока:
Самоопределение к деятельности.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний
Первичное закрепление изученного материала.
6)Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
7)Включение нового знания в систему знаний и повторение
8)Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности. 2 мин | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. - Ребята, давайте вспомним, какой праздник приближается? - А какое у вас настроение? Посмотрите друг на друга, улыбнитесь своему соседу, подарите ему частичку вашего хорошего настроения | Приветствуют учителя, оценивают готовность рабочего места | Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок. Регулятивные УУД: самоконтроль. Познавательные: самоопределение, прогноз учебной деятельности Коммуникатив-ные: готовность к учебному сотрудничеству с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Повторение изученного (4 мин) | Повторение изученного материала, необходимого для выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Проводит логическую разминку по теме. Найти логическую ошибку. В скобках даны ключи к этому заданию. а) Закричал охотник: “ОЙ! Двери гонятся за мной!» (звери) б) «Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке». (маки) в) Старый дедушка Пахом На козе скакал верхом. (коне) г) На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву. (лес) д) Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. (чайки) Вопрос по итогам разминки: -Почему я начала урок именно с такого вида разминки? Правильно! Молодцы! Сегодня у нас урок-исследование. Хотите вы быть настоящими исследователями? А что значит исследовать? Как можно выяснить значение этого слова? Что нам может помочь – Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и выясним лексическое значение этого слова. («Исследовать – подвергнуть научному изучению»). Сегодня нам предстоит исследовать несколько гласных букв. Но об этом чуть позже. Для начала давайте вспомним, какой раздел языкознания мы изучаем вот уже несколько уроков. Что изучает «Фонетика»? Как перевести это слово? Подберите слова с этим корнем. (Слайд №2). - Какие звуки существуют в русском языке? ( Гласные и согласные.) - Сколько всего гласных звуков? (6) Произнесем их все вместе. - Сколько всего гласных букв?(10) | 1 ученик отвечает на вопросы разминки,
ученики формулируют ответ на вопрос учителя, делают вывод о необходимости правильного написания и произношения слов, потому оно влияет на смысл предложения. . | Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков; повторение орфографии, расширение лексического запаса. |
3.Постановка учебной задачи Постановка проблемного вопроса (2 мин) | | - Почему происходит так, что букв 10, а звуков 6?Непонятно. (Слайд №4). (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука) - Что у нас получилось? Каких звуков нет? (Нет звуков (ю), (я), (е), (ё). Вы уже, наверное, догадались, что будет предметом нашего исследования? (Двойная роль букв е, е, ю, я.) Кто может сформулировать тему урока? (Слайд №5). - Записываем в тетради дату и тему урока. | Ученики фиксируют затруднение (буквы е,ё.ю,я могут обозначать два звука) , причина-незнание позиций Формулируют проблемный вопрос, коллективно формулируют тему урока. Записывают в тетради. | Регулятивные: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. Коммуникатив-ные: постановка вопросов и их обсуждение. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
| Обеспечение мотивации учения
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Проверка заданий. Беседа по вопросам
Обобщение, систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа,
| Создание проблемной ситуации. Учитель читает стихотворение В. Левитана “История с переодеванием” (Слайд №6) Гласные звуки Купили когда-то По два нарядных костюма на брата. По два костюма купили – И рады. И то и дело меняют наряды. – По два костюма на брата?! Не много ли? Гласные звуки, я думаю, щеголи, Франты, лентяи, гуляки… – Да что ты! Звукам костюмы нужны для работы! А для чего им Переодеваться – В этом попробуй-ка сам разобраться. – Зачем букве два звука? В этом нам предстоит разобраться. “Среди многочисленных согласных звуков русского языка выделяется один, и отличается он тем, что не имеет своего определенного обозначения, своей буквы. Иногда его обозначают буквой Й, но чаще всего он скрывается под другими буквами. Что же это за звук такой хитрый? Есть он во многих словах, например, в словах подъезд, семья, гайка, шью, объявление, ель, яблоко, юнга, еж и многих других”. (Слайд № 7) - Прочитайте слова и протяните наши звуки? Что вы слышите? Какой звук повторяется в каждой букве? (Ответы детей). Ну конечно, звук [j]. “Этот звук есть во многих европейских языках: в немецком, английском, французском, чешском, польском, – но в этих языках он всегда обозначается самостоятельной буквой. А в русском языке отдельной буквы для него нет. - Как же его находить? Мы не знаем, но можем предположить или выяснить. Для полного понимания материала решим небольшую исследовательскую задачу: от каких условий будет зависеть двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я? В этом нам поможет сказка “Где прячется йот” - Перед вами слайд (№8), посмотрите и скажите, когда буквы дают два звука (не спешите)? Слайд № 9. - Когда буквы обозначают два звука? Слайд №10. - Когда еще буквы обозначают два звука? Делаем вывод: какая роль у наших букв?: (Слайд №11) (Умение обозначать два звука) - И еще одна роль есть у наших букв Е, Е, Ю, Я. Попробуйте догадаться, какая. (Слайд № 12) (После согласных звуков эти буквы передают лишь один звук и мягкость предыдущего согласного) (Слайд № 13) . Постройте таблицу, которая будет отражать все правила. (Слайд № 14-15) Обозначает 1 звук | Обозначает 2 звука | После мягких согласных (люк) | В начале слова (яма) После гласных(баян) После Ъ и Ь(съел, вьюга) | - Откройте учебник на странице 142. Прочитайте вывод параграфа 61. Мы правильно выяснили двойную роль букв? Значит, исследование доведено до конца. Подведем итоги нашего исследования и попробуем составить алгоритм.
| Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы Наблюдают, делают выводы Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность, обосновывают свою точку зрения Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
6.Физкульт-пауза (1мин) | Обучающая игра-разминка. | -— Устали? Я предлагаю вам немного поиграть. Если гласный обозначает два звука, приседают девочки, если один, то приседают мальчики. ’ Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружье, озеро, памятник, вьюга, свёкла, каюта, пень, каюта, баян. | Подготовка к следующему этапу урока. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке; создание доброжелательного настроения |
7. Самостоятель-ная работа с самопроверкой по образцу. Организация первичного контроля 8.Включение нового знания в систему знаний и повторение (10 мин) | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков; Применение нового знания в ходе фронтальной работы | -У вас на столах лежат ваши помощники-схемы. Пользуясь ими выполните небольшую работу. Поменяйтесь карточкой с соседом, проверьте работу и оцените её. Если в работе есть ошибки, попробуйте разобраться в них и выяснить причину. Поставьте оценку Индивидуальная работа : выполнить тестовое задание Выполните устно упражнение 311 Фонетический разбор слова «Россия» (Слайд 16) | Работа по алгоритму. Работа в парах с последующей взаимопроверкой (Карточки) Проверяют по эталону, выставляют отметку по критериям. Коллективная работа Выполняют упр. 311 Выполняют фонетический разбор | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. Коммуникативные: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками. : уметь слушать и понимать речь ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний. Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
9. Рефлексия (2мин) | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, качественная оценка работы класса и отдельных обучаемых . | - Вернемся к началу нашего урока. - Достигли ли мы с вами поставленных целей? - Ответили ли вы на проблемный вопрос? Какое новое знание вы для себя сегодня открыли? - Где можно применить эти знания? -Что вы можете сказать о нашей сегодняшней работе? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом | Отвечают на вопросы учителя. Составляют внутреннюю речь. Оценивают свою работу | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
|
10. Информация о домашнем задании (2мин) | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | 1.У кого остался вопрос по теме урока, тот выполняет упр 310 из параграфа 61. 2.кто научился различать позиции гласных, тот скажет себе: «Я работал хорошо» и выполнит упр. 314. -Ребята, вы хорошо сегодня работали на уроке, справились со всеми заданиями. Я благодарю вас за урок!
| Записывают домашнее задание. Подают дневники для оценки учителю. | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Приложения к уроку.
Задание 1.
1. Лингвистическая разминка
Найти логическую ошибку. В скобках даны ключи к этому заданию.
а) Закричал охотник: “ОЙ!
Двери гонятся за мной!» (звери)
б) «Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке». (маки)
в) Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)
г) На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)
д) Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (чайки)
Задание 2.
выписать из стихотворения слова на правило «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»,
определить, сколько в них букв и звуков.
Карточка с заданием.
Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
( Пара обменивается работами, проводит взаимопроверку, исправляет ошибки).
Шкала оценивания: 5 слов (объяты, разъяренный, людоед, объявил, съест)-5б, 4сл-4б, 3сл-3балла.
“Где прячется йот”
“В славном городе Звукобуквинске жили-были Буквы и Звуки. Дружно жили. Но всякий обращал внимание на то, что все буковки выглядели крепенькими, румяными да веселыми, а звуки были вечно грустные да бледные. А все потому, что буквы занимались спортом, а звуки ленились и часто болели. Самым распространенным недомоганием у звуков считалось острое фонетическое расстройство. То у них мягкость в голосе пропадала, а то наоборот – твердость в ногах. Однажды в кабинет главного врача вошла бледная буква Я. Она прежде никогда не болела и была очень напугана своим самочувствием.
- Что с вами?- спросила взволнованная В.
– Я недомогаю… что-то мешает внутри, – ответила буква Я.
– Нужен рентген!
Сказано-сделано. Посмотрел врач на снимок и объявил:
– У вас же внутри ЙОТ!
– Это опасно? – забеспокоилась Я.
– Нет. Это случается иногда у некоторых букв. Например, вчера обращались сестры Е и Ё, а на прошлой неделе – Ю. С ними такая же история, как у вас. Понимаете, с вами играет в прятки ЙОТ! Просто так его не увидишь. Он – невидимка и любит всех подурачить.
– Какое же лекарство вы мне посоветуете?
– Как можно чаще делайте фонетический разбор тех слов, с которыми
вы работаете. Только так можно обнаружить ЙОТ!
Собрались Ю, Я, Е, Ё вместе, посоветовались друг с другом и решили: надо выяснить, когда появляется этот загадочный звук. Давайте поможем нашим буквам.
Задание 2. Познакомьтесь с таблицей и сделайте вывод, когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а когда - два звука. Приведите свои примеры.
перо | ем | боец | объезд |
полёт | ёрш | приём | съёмка |
клюв | юбка | каюта | вьюга |
мяч | яблоко | стоят | обезьяна |
Задание 3. Таблица-схема №1

Таблица-схема №2
5.Шкала рефлексии
? | Узнал, что буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, какие звуки они могут обозначать, но не до конца научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. |
! | Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Я скажу себе: « Я работал хорошо!» |
! ! ! | Научился различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один и два звука, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» |
6. Лист самооценивания.
Интерактивный тест. | Схема | Соответствие | Карточка | Пропуски | Оценка учителя | Итоговая оценка |
| | | | | | |


Выводы.
Подведем итоги. Что дает мне использование информационно-коммуникативных технологий?
Прежде всего экономию времени на уроке, глубину погружения в материал, повышенную мотивацию обучения, интегративный подход в обучении, возможность одновременного использования аудио-, видео-,мультимедиа материалов.
Таким образом, использование информационных технологий способствует активации мыслительной деятельности учащихся, развивает познавательный интерес, творческие способности учащихся, позволяет использовать на уроках различные виды контроля, способствует повышению учебной мотивации и повышению качества знаний.
Список литературы
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты.
Т.А.Ладыженская .Русский язык.5 класс. Учебник в 2 частях. М: Просвещение, 2013
Г.П.Лазаренко. Уроки русского языка в 5 классе.М:Дрофа,2006
Гин А. Приемы педагогической техники. - Москва:Вита-пресс,1999
Коптева Г.Л., Логвинова И.М. Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС, Волгоград: Учитель,2014
7) Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.
8) Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
9) Образовательные сайты : festival.1september, http://www.it-n.ru/
ИССЛЕДОВАТЬ
ИССЛЕДОВАТЬ, -дую, -дуешь; -анный; сов. и несов., кого-что.
1. Подвергнуть (-гать) научному изучению. Я. законы природы.
2. Осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-н. Я. больного.
|| сущ. исследование, -я, ср.
Задание 4.
выписать из стихотворения слова на правило «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»,
определить, сколько в них букв и звуков.
Карточка с заданием.
Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.