Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Простые и сложные предложения"»
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия нового знания»
УМК: Русский язык. 5 класс. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. - М: Просвещение, 2014.
Технологическая карта
Тема | Простые и сложные предложения |
Цель | Познакомить обучающихся со структурными различиями между простыми и сложными предложениями, с видами сложных предложений по способу связи простых в составе сложных, научить читать предложения по схемам. |
Формируемые УУД | Личностные: использование полученной информации для решения образовательных задач и в личных целях Регулятивные: оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов, проговаривать вслух последовательность производимых действий. Познавательные: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять знания на практике. Коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать, учитывая разные мнения |
Основные понятия | Простые и сложные предложения, союзные и бессоюзные предложения, схемы предложений, границы предложений. |
Оборудование | Листы с заданиями |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | | Контроль результатов учебной деятельности |
УУД | |
I. Этап мотивации (самоопределения) к деятельности Цель. мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; (1 мин) | Доброе утро! Я рада видеть вас сегодня, надеюсь, и вы рады мне. Ребята, откройте тетради, запишите число 31 октября, классная работа. Записали? Отложите тетради на край стола и возьмите листы с заданиями. Ваша оценка за урок будет складываться из оценок за выполненные задания. Подпишите ваши листы с заданиями. | Слушают учителя, участвуют в диалоге. | | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции | Устные ответы |
II. Этап актуализации и пробного учебного действия Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» (3 мин) | Итак, первое задание. Прочитайте стихотворение Алексея Плещеева «Осенью». Осень наступила. Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты.
Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях.
Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит. Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края.
Скажите, какая картина рисуется в нашем воображении, когда мы читаем это стихотворение? Выделите грамматические основы во всех предложениях в стихотворении. | Анализируют предложения, отвечают на вопросы учителя | Задание 1. Прочитайте предложения. Выделите грамматическую основу. | Познавательные:выполняют учебно-познавательные действия, в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, высказывают свою точку зрения | Оценочный лист (проверка по эталону) |
III. Этап выявления места и причин затруднения Цель. Определить затруднение (3 мин) | Поменяйтесь в парах листами проверьте, вот что должно получиться. (На доске подчеркнуто) Если ошибок нет, ставьте 5, если одна-две ошибки – 4, если больше двух ошибок – 3. У кого возникли трудности при определении грамматической основы? Из чего состоит грамматическая основа? Сколько грамматических основ в 1 предложении? Как называется такое предложение? Сколько во втором и остальных? Как они называются? | Отвечают на вопросы | | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению Познавательные:устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные:осознают недостаточность своих знаний. | Вопросы для уточнения информации оценочный лист |
IV Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения а) сформулировать тему и цель урока; б) обозначить логическую необходимость изучения этой темы в) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия; (5 мин) | Тему сегодняшнего урока я зашифровала. Догадались, как расшифровать? Чтобы усвоить новую тему, какие цели вы поставите для себя на этот урок? Используйте опорные слова, написанные на листе с заданиями. 1.познакомиться с _____ и ______ предложениями 2. учиться различать _____ и _______ предложения 3. учиться ставить ___________ в ________ предложениях Сейчас выполните задание №2. Итак, проверьте, что у вас получилось. Если все четыре схемы правильные ставите себе 5, если правильные три схемы – 4, если две | Формулируют тему и цели урока. (Тема урока – простые и сложные предложения) Цели урока: Познакомиться с простыми и сложными предложениями. Учиться различать простые и сложные предложения Учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях | Задание 2. Сравните предложения, назовите грамматические основы. Начертите схемы предложений. 1. Снег падал хлопьями и скоро покрыл всю землю. 2. Снег падал хлопьями, и вскоре он покрыл всю землю. 3. Солнце выбралось из-за туч, и снег медленно таял в его теплых лучах. 4 Солнце выбралось из-за туч и растопило в своих теплых лучах снег. | Познавательные УУД: Самостоятельное выделение познавательной цели, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка | Устные ответы Оценочный лист (проверка по эталону) |
V. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с со структурными особенностями простых и сложных предложений, видами сложных предложений по способу связи простых в составе сложных, научить читать предложения по схемам, определять границы простых предложений в составе сложных (7 мин)
ФИЗМИНУТКА | Организует работу по «открытию нового материала» Какие вы знаете союзы? (и, а, но, как, если). Глядя на эти схемы, какой мы можем сделать вывод по постановке знаков препинания? Давайте проверим наше предположение. Прочитайте правило на странице 108 учебника.
А теперь встаньте. Я буду читать утверждения, а вы если согласны хлопайте в ладоши, если нет – топайте. 1.Простое предложение содержит одну грамматическую основу? (да) 2.Сложные предложения всегда союзные? (нет) 3.Простые предложения в составе сложного связаны по смыслу? (да) 4.В сложном предложении перед союзом не ставится запятая? (нет) |
Отвечают на вопрос Читают параграф, анализируют предложения Отвечают на вопрос |
Учащиеся читают, готовят ответы на вопросы | Личностные:желают приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные:читают и слушают, извлекают нужную информацию Регулятивные:контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные:осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. | Устный опрос Защита схем Оценочный лист |
V1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель. А) проговорить новый способ действия во внешней речи; Б) установить состоятельность этого способа (10 мин) | Сейчас выполните упр. 235. Учитель корректирует работу учащихся. | Выполняют упражнение из учебника, проговаривая способ действия Приводят примеры использования в тексте упражнения из учебника простых и сложных предложений, аргументируют свой выбор. | . | Познавательные:выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находят нужную информацию в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные:адекватно оценивают свои достижения, осознают возникшие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные:формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Обобщение полученных на уроке сведений (5 мин) | А сейчас снова возьмите листы с заданиями и выполните тест. Проверьте себя. Выставите себе оценку за тест. ОТВЕТЫ: А-1 Б-2 В-4 Г-3 Д-2 Сколько правильных ответов такая и оценка. | Подводят итоги, делают выводы под руководством учителя, оценивают себя отвечают на вопросы. | Выполняют тест (приложение) | Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оценивание учащихся за работу на уроке |
VIII. Д/з. (1 мин) | Упр.237 Или Упр. 241 | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и выбирают домашнее задание. | | Познавательные:устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений. Регулятивные:оценивают свою работу | Оценочный лист |
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 2 мин. | Чему был посвящен наш урок? Какие затруднения вы испытали? Что помогло вам их преодолеть?
Сдайте мне листы с заданиями. Спасибо за урок. | Записывают д\з | | | |
Лист с заданиями
Фамилия, имя _____________________________________________________________________
Цели урока: 1.познакомиться с _______________________ и __________________________________ предложениями
2. учиться различать ________________________________ и ______________________________ предложения
3. учиться ставить _________________________________________________________ в _______________________________ предложениях
Задание. Прочитайте, подчеркните грамматическую основу.
«Осенью» Алексей Плещеев
Осень наступила.
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Оценка ______________
2. Задание. Сравните предложения, подчеркните грамматические основы. Начертите схемы предложений.
1. Снег падал хлопьями и скоро покрыл всю землю.
2. Снег падал хлопьями, и вскоре он покрыл всю землю.
3. Солнце выбралось из-за туч, и снег медленно таял в его теплых лучах.
4 Солнце выбралось из-за туч и растопило в своих теплых лучах снег
Оценка _________
ТЕСТ.
А. Укажите простое предложение. (Знаки препинания не расставлены.)
1.Ночью ветер злится и стучит в окно. 2.Неслись мимо леса мелькали реки. 3.Северный ветер несёт свинцовые облака и в воздухе появляются белые снежинки. 4.В ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят.
Б. Укажите сложное предложение. (Знаки препинания не расставлены.)
1. Присяду на камень и слушаю иволги плач. 2. С моря поднималась туча она походила на чёрный хребет. 3. Узкая дорога была покрыта снегом. 4. Лошадка его бежала недурно.
В. Укажите сложное предложение, соответствующее схеме [ _ _], и [ _ _]. (Знаки препинания не расставлены.)
1.Я чувствовал что город оставался у нас справа. 2.Когда мы уходили щенок скулил около забора. 3.Забор трещал потому что мы навалились на него все сразу. 4.Полил сильный дождь и земля быстро намокла.
Г. Укажите бессоюзное сложное предложение.
1.Когда наступил вечер, бабушка зажгла свечи. 2.Наступил вечер, и бабушка зажгла свечи. 3. Наступил вечер, бабушка зажгла свечи. 4. Вечером бабушка зажгла свечи
Д.Какая характеристика соответствует данному предложению?
Грачи давно расхаживали по двору и начинали вить гнёзда в роще.
сложное бессоюзное; 2) простое; 3) сложное союзное 4) простое с обращением
Оценка за тест ___________
Оценка за урок ________________
Т | Ы | П | Р | Я |
С | Е | Е | Е | И |
О | С | Ы | Д | Н |
Р | Л | Н | Л | Е |
П | О | Ж | О | Ж |