СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дана развёрнутая технологическая карта урока, прилагается рефлексия и 5 приложений.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы"»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Образовательное учреждение: МОУ Русско – Бектяшкинская ОШ

Учитель: Галкина С.Г.

Тема урока: Антонимы.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «антонимы», с местом антонимов в речи, разнообразием антонимов, антонимическими парами.

Задачи урока:

- научить распознавать антонимы; 

- раскрыть роль антонимов в речи; 

- повторить и систематизировать понятия «лексическое значение слова», «синонимы»;

- формировать у учащихся умения определять лексическое значение слова.

- развивать:

  • умения применять новые знания на практике;

  • познавательный интерес учащихся к внешней оболочке слова и его значению;

  • орфографическую зоркость;

  • речь учащихся;

  • умение строить речевые высказывания, контролировать и оценивать результаты деятельности;

  • коммуникативные навыки.

Планируемые результаты:

1)Предметные: знать содержание понятия «антонимы», смысловые и стилистические различия антонимов; знать о функции антонимов в речи, о словаре антонимов; подбирать антонимы к данным словам, исполбзовать антонимы в речи.

2) Метапредметные:

Личностные:

- способность к рефлексии.

Регулятивные:

- уметь формулировать цель деятельности;

- умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

- умения контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативность и самостоятельность;

- вносить необходимые коррективы в действие, высказывать свое предположение.

Познавательные:

- умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям;

- строить логическую цепь рассуждения.

Коммуникативные:

- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

- принимать на себя ответственность за результат своих действий;

- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Тип урока: открытие новых знаний.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Торостенцова и др.; науч. ред.Н.М. Шанский.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.: ил.

Словари антонимов, раздаточный материал.

Компьютер, мультимедиапроектор.

Образовательные технологии: игровая, здоровьесберегающая, эвристическая беседа, учебное исследование.

Основные понятия: Антонимы, синонимы, лексическое значение слова.

ФОУД: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Организационная структура урока.

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, зада­ния и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации взаимодействия­

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный

контроль

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Эмоциональный, психологический и мотивационный настрой учащихся на усвоение нового материала.


Создает эмоциональный настрой на работу.

- Здравствуйте, ребята. С каким настроением вы пришли сегодня на урок русского языка - покажите (показывают смайлики)

(см. Приложение 1)

Учитель комментирует, в зависимости от того, какие преобладают.

- Давайте прочитаем вместе установку на урок (Слайд1):

«Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Работайте внимательно. Все делайте старательно.

Ведь каждый хочет получать

Только лишь отметку … (пять!)»

- Сядьте правильно, выпрямите спину. Откройте тетради, запишите число, «классная работа». Тему запишем позднее.

- В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность: ставить себе отметки в лист самооценки.

Приветствуют учителя.

Включаются в деловой ритм.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к работе. Читают установку.

Фрон­

тальная

Познавательные:

осознают учебно - познавательную задачу.

Личностные: эмоциональный настрой.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Устные

ответы

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в учебном действии.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.









Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

Учитель активизирует знания учащихся.

- С чего начнем наше познание нового? (с повторения)

- Какой раздел вы начали изучать несколько уроков назад? («Лексика»).

- Что изучает лексика?

- А повторять мы будем, разгадывая кроссворд. Итак, прошу вас разделиться на три группы по рядам и занять места. Посмотрим, какая команда разгадает быстрее кроссворд (см. Приложение 2) (группы разгадывают, учитель контролирует)

- Молодцы, быстро справились! Какие понятия вы повторили? (лексика, лексическое значение слова - смысл, однозначные, многозначные слова, переносное значение, омонимы, синонимы)

- Зачем нам нужно знать лексическое значение слова? Как вы будете использовать эти знания? (Чтобы точно выразить свою мысль)

- А теперь оцените свою познавательную деятельность при заполнении кроссворда

(см. Приложение 3 - лист самооценки)


Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток знаний. Организует погружение в проблему, учебное взаимодействие учеников в группе. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

-Прочитайте и скажите, откуда этот отрывок? (Слайд 2)

«Что за чудо! Чуть ли не под носом у него стоит человечек - крошечный, но самый настоящий человечек! В руках у него - лук и стрела, за спиной - колчан. А сам он всего в три пальца ростом.
Вслед за первым человечком на него (…) взобралось еще десятка четыре таких же маленьких стрелков»
(Слайд 3)(Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов»)

- Что вы можете сказать о лексическом значении выделенных слов? (это синонимы)

- Как лилипуты называли Гулливера? (Человек - гора)

- Почему они его так называли? (он большой, огромный, гигантский по сравнению с ними)

- Посмотрите на эти слова (Слайд 4) В чем особенность этих слов? Что вы можете сказать о лексическом значении записанных слов?

- Эти слова с противоположным значением. Такие слова называют антонимы. (Слайд 5)

«Анти» – против, «онима» – имя.

- Итак, какова тема нашего урока?

- Запишем тему в тетради.

Учитель записывает тему на доске.

- Чтобы правильно подобрать синонимы и омонимы к словам, чем можно пользоваться? (словарями)

- У вас на столах карточки. В группах, используя словари антонимов, подберите антонимы к данным словам. (см.Приложение 4)

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, отвечают на вопросы.







Разгадывают кроссворд









Высказывают свои мысли.































Строят высказывание.






Высказывают свои мысли, предположение.





Формулируют тему, записывают ее в тетрадь.



Проводят лингвистическое исследование со словарем.

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей; осознают учебно-познавательную задачу, читают, слушают, извлекают нужную информацию, применяют ранее приобретенные знания.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы учителя и сверстников; выражают свои мысли, аргументируют свое мнение.

Регулятивные: формулируют цель с помощью учителя, принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают свою деятельность.

Устные ответы, письменная работа по заполнению кроссворда, задания на карточках.

3.Выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений.

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа.

- Ребята, были ли слова, к которым вы не смогли подобрать антонимы? Почему? (не хватает знаний)

Обдумывают результаты проделанной работы и осознают, что знаний недостаточно для выполнения задания.

Обдумывают ответы на вопросы. Предлагают варианты.

Фронтальная.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

Познавательные:

устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

Устные ответы.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять, как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

- Как вы думаете, ребята, каковы цели нашего урока сегодня? (например, находить антонимы, правильно употреблять)

- Все ли слова могут иметь антонимы? (высказывают предположения)

- Ребята, давайте найдем способы, которые помогут нам свободно подбирать антонимы, определять их как в тексте, так и в речи.

Коллективная работа по составлению алгоритма, оформление его на доске и озвучивание своих действий.

(1. Задать вопрос к слову.

2. Определить, какой частью речи они являются.

3. Определить лексическое значение слова.

4. Подобрать слово с противоположным значением).

- Вернемся к тем словам, для которых вы затруднились с подбором антонимов.

- Антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий - низкий, радость – горе и т.д.

- Так есть ли антонимы у этих слов?

Почему? (нет, они не соотносятся)

Формулируют цели учебной деятельности под руководством учителя, конструируют новый способ действия.


Составляют план достижения цели и определяют средства.


Участвуют в обсуждении содержания материала.


Фронтальная

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:

преобразовывают информацию из одной формы в другую,

осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебного задания, строят рассуждения, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснование.

Устные ответы

5. Физкультминутка.

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки.


Физминутка. (Слайд 6)

- Утомились? Отдохнем! Физминутку проведем!

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Все ребятки дружно встали

И на месте побежали.

А сейчас попрыгаем,

Ножками подрыгаем.

Прыг да скок, прыг да скок,

Улыбнись давай, дружок.

Наклоняйся: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз,

Снова вверх да потянись,

И пониже наклонись!

И за парту вновь садись.

Выполняют упражнения


Фронтальная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье


6.Реализация построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

Подбор слов-примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, словесно-иллюстративный рассказ.

- Назовите антонимы, которые звучали в физминутке.

- Откройте учебник. Рассмотрите иллюстрацию и закончите начатые предложения. Подчеркните антонимы. Определите, какой частью речи они являются.

- Давайте проверим, что у вас получилось (Желающие отвечают)





- Оцените свою деятельность.



- Посмотрите на слайд (Слайд 7)

- Могут ли данные слова быть антонимами? (нет, они разных частей речи)

- Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи.


Работают заданием, формулируют собственные мысли, высказывают их, в сотрудничестве с учителем делают выводы.

Оценивают свою деятельность.

Высказывают свои мысли.

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении, понимают и могут рассуждать о причинах своих успехов и неудач; приобретают новые умения.

Регулятивные: действуют по плану; осуществляют рефлексию способов и условий действия. Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания.

Записи в тетрадях, выполнение упражнений.

7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Цель: проговаривание нового знания


Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике

- Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание и умение применять его на практике).

- Полностью с вами согласна.
- Выполним упражнение 371 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта.


Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

Проговаривают алгоритм вслух.


Фронтальная, в парах.

Личностные: приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебные действия,

устраняют допущенные ошибки, адекватно оценивают достижения.

Устные ответы, письменное выполнение упражнений.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.


Выполнение разноуровневых обучающих упражнений, обсуждение результатов, работа в группах.

- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? (Мы можем самостоятельно выполнить задание).

- Задание для всех: составить пары - подобрать антонимы к словам на слайде (Слайд 8)

Самопроверка по эталону.

(Слайд 9)

-Поставьте себе отметку.



Применение знаний в измененной ситуации.

Работа в группах

(см. Приложение 5)

- Какие слова называют многозначными? (имеют несколько занчений).

- Подберите к словам антонимы.

Свежий хлеб - …………хлеб
Свежий журнал - ………..журнал
Свежий ветер - ………….ветер

Свежее белье - …………белье
Легкий труд - …………труд
Легкий путь - …………путь
Легкий ветер - …………ветер

Низкий дом - ………….дом

Низкий поступок - ………..поступок

Низкая цель - ………….цель.

- Что у вас получилось?

- Какой вывод можно сделать? (если это слово многозначное, то к одному слову можно подобрать несколько слов с противоположным значением).

- Легко ли было выполнять это задание? (например, не совсем, с некоторыми затруднились)

- Что вам помогло правильно подобрать антонимы к словам? (словари антонимов).

- Оцените свою деятельность.

Выполняют самостоятельно упражнения. Осуществляют самопроверку.


Проверяют себя и оценивают.


Дети выполняют задания в измененной ситуации, осуществляют самопроверку, делают выводы.


Анализируют свою деятельность.

Идивидуальная, групповая,

фронтальная.

Личностные: закрепляют новые умения, совершенствуют имеющиеся.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

Познавательные: самостоятельно применяют новые знания в измененной ситуации.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли и высказывания, осуществляют совместную деятельностьв группах, обосновывают свою точку зрения

Письменное выполнение упражнений, заданий в группах, устные ответы.

9.Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений, обсуждение результатов, индивидуальная работа.

- Что нового вы узнали на уроке? Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?

- Достаточно ли мы закрепили новое знание? («да» или «нет»)

- Давайте проверим.

А теперь пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот» (стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»)

- Я буду кидать мячик и называть слово, а тот, кому я кинула мяч, возвращает мне его и называет антоним.

Скажу я слово высоко
А ты ответишь: … (низко).
Скажу я слово далеко
Ты возразишь мне: … (близко).
Скажу я слово : потерял
А ты кричи скорей:… (нашел).
Скажу тебе с укором: трус
Ты гордо скажешь: я - … (храбрец).
Теперь начало я скажу, 
А ты ответишь: нет, … (конец).

- Выполните задания самостоятельно.

Индивидуальное задание (на карточке) (см. Приложение 6)

1. Найти неверно составленные пары антонимов:

Трудолюбивый – ленивый

Молодость – старость

Справа – слева

Низкий – высоко

Вверх - вниз

Весёлый – грустно

Светлый – тёмный

Впереди – задний

Худой – толстый.

2. Продолжи пословицу:

  • Корень учения горек, а плод …

  • Ласточка день начинает, а соловей …

  • Не бойся врага умного, а бойся друга …

  • Знай больше, говори …

  • Лучшая вещь - новая, лучший друг - …

  • Легко сказать, да….сделать.

  • По одёжке встречают – по уму ...

  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать…

Взаимопроверка.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените (Слайд 10 - 11)

Принимают участие в обучающей игре. Выполняют задание.

Фронтальная, индивидуальная.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.


Познавательные: используют знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли и высказывают свою точку зрения.


Устные ответы.

10.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Мотивирует учащихся к участию в рефлексии.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).

- Чему был посвящен урок?

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Какие затруднения мы испытали?

- Что помогло нам их преодолеть? (Новые знания)

- Как вы научились выходить из такой ситуации?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

Организует выставление отметок за работу на уроке.

- Оцените свою работу, работу своих товарищей и учебную деятельность класса, используя лист самооценки (см. Приложение 3)

На уроке я работал (активно / пассивно)

Своей работой я (доволен / недоволен)

Урок мне показался (коротким / длинным)

Мое настроение (стало лучше / стало хуже)

Материал на уроке был (понятен / непонятен; интересен / скучен; полезен / бесполезен)

Фиксируют изученный материал на уроке, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности с помощью оценочного листа.


Фронтальная, индивидуальная.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: обобщение полученных знаний.

Регулятивные: оценивают свою работу, работу товарищей.


11.Информация о домашнем задании.




Объявление дифференцированного домашнего задания.


Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам в дальнейшем преодолеть трудности. Запишите в дневник то, которое выбрали (Слайд 12):

1) Выполнить упр. 370.

2) Составить тест по данной теме (вопросы по теме для одноклассников).

3) Написать лингвистическую сказку с употреблением антонимов.

- Спасибо, и я вами довольна. Урок окончен, до свидания.

Записывают задание, которое понравилось в дневник,

задают уточняющие вопросы.


Выражают свои эмоции по поводу урока, настроения.

Индивидуальная.

Коммуникативные: высказывание по поводу своих эмоций, настроения.

Регулятивные:

умение слушать в соответствии с целевой установкой.




Приложение 1.

Плохое настроение Мне грустно

Мне весело Мне скучно

Приложение 2.

Кроссворд.


3



о

д


5

п

е

р

е

н

о

с

н

о

е



6


о


4

м

н

о

г

о

з

н

а

ч

н

ы

е



м


н




о

а


2

н

ч

с

7

с

и

н

о

н

и

м

ы



м


ы


ы



ы

1

л

е

к

с

и

к

а



л


  1. Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка. (Лексика)

  2. Лексическое значение – это … (Смысл)

  3. Слова, имеющие одно лексическое значение. (Однозначные)

  4. Слова, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные)

  5. Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение. (Переносное)

  6. Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение,

называются… (Омонимы)

  1. Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются… (Синонимы)

Приложение 3.

Оценочный лист.

Тема урока: _________________________________________

Фамилия, имя ученика__________________________________________

Задания

Самооценка

Оценка учителя

Итоговая оценка

  1. 1.Выполнение задания «Кроссворд» (повторение по теме: «Лексика»).




  1. 2.Выполнение упражнения из учебника.




  1. 3.Выполнение упражнения 371




  1. 4.Выполнение задания.

Составить пары - подобрать антонимы к словам на слайде.




  1. 5.Выполнение задания.

Подобрать антонимы к многозначным словам.




  1. 6.Выполнение ндивидуального задания (на карточке)




Итоговая оценка за урок




Я оцениваю работу класса





Критерии оценивания:

«5» – выполнил все задание правильно;

«4» - выполнил все задание, иногда  ошибался;

«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;

«2» – почти ничего не смог выполнить правильно.

Рефлексия.

На уроке я работал (активно / пассивно)

Своей работой я (доволен / недоволен)

Урок мне показался (коротким / длинным)

Мое настроение (стало лучше / стало хуже)

Материал на уроке был (понятен / непонятен; интересен / скучен; полезен / бесполезен)


Приложение 4.

Используя словари антонимов, подберите антонимы к данным словам.

Вход - ………., рука - …………, враг - …………., высокий - ………….., молчать - ………….., добро - ………….,

худой - ………, стеклянный - …………….


Приложение 5.

Работа в группах (на карточке).

- Подберите к словам антонимы.

Свежий хлеб - …………хлеб

Свежий журнал - ………..журнал

Свежий ветер - ………….ветер

Свежее белье - …………белье

Легкий труд - …………труд

Легкий путь - …………путь

Легкий ветер - …………ветер.

Низкий дом - ………….дом

Низкий поступок - ………..поступок

Низкая цель - ………….цель.

Приложение 6.

Индивидуальное задание (на карточке)

1. Найти неверно составленные пары антонимов:

Трудолюбивый – ленивый

Молодость – старость

Справа – слева

Низкий – высоко

Вверх - вниз

Весёлый – грустно

Светлый – тёмный

Впереди – задний

Худой – толстый.

2. Продолжи пословицу:

  • Корень учения горек, а плод …

  • Ласточка день начинает, а соловей …

  • Не бойся врага умного, а бойся друга …

  • Знай больше, говори …

  • Лучшая вещь - новая, лучший друг - …

  • Легко сказать, да….сделать.

  • По одёжке встречают – по уму ...

  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать…


Список источников.

  1. https://www.uroki.net

  2. http://geo.1september.ru/urok/

  3. http://www.gramota.ru/slovari/info/lv

  4. www.zavuch.info


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!