- повторить и систематизировать понятия «лексическое значение слова», «синонимы»;
- формировать у учащихся умения определять лексическое значение слова.
- способность к рефлексии.
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
- умения контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативность и самостоятельность;
- вносить необходимые коррективы в действие, высказывать свое предположение.
- умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям;
- строить логическую цепь рассуждения.
- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Торостенцова и др.; науч. ред.Н.М. Шанский.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.: ил.
Словари антонимов, раздаточный материал.
Компьютер, мультимедиапроектор.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. | Эмоциональный, психологический и мотивационный настрой учащихся на усвоение нового материала. | Создает эмоциональный настрой на работу. - Здравствуйте, ребята. С каким настроением вы пришли сегодня на урок русского языка - покажите (показывают смайлики) (см. Приложение 1) Учитель комментирует, в зависимости от того, какие преобладают. - Давайте прочитаем вместе установку на урок (Слайд1): «Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Работайте внимательно. Все делайте старательно. Ведь каждый хочет получать Только лишь отметку … (пять!)» - Сядьте правильно, выпрямите спину. Откройте тетради, запишите число, «классная работа». Тему запишем позднее. - В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность: ставить себе отметки в лист самооценки. | Приветствуют учителя. Включаются в деловой ритм. Слушают учителя. Демонстрируют готовность к работе. Читают установку. | Фрон тальная | Познавательные: осознают учебно - познавательную задачу. Личностные: эмоциональный настрой. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Устные ответы |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в учебном действии. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока | Учитель активизирует знания учащихся. - С чего начнем наше познание нового? (с повторения) - Какой раздел вы начали изучать несколько уроков назад? («Лексика»). - Что изучает лексика? - А повторять мы будем, разгадывая кроссворд. Итак, прошу вас разделиться на три группы по рядам и занять места. Посмотрим, какая команда разгадает быстрее кроссворд (см. Приложение 2) (группы разгадывают, учитель контролирует) - Молодцы, быстро справились! Какие понятия вы повторили? (лексика, лексическое значение слова - смысл, однозначные, многозначные слова, переносное значение, омонимы, синонимы) - Зачем нам нужно знать лексическое значение слова? Как вы будете использовать эти знания? (Чтобы точно выразить свою мысль) - А теперь оцените свою познавательную деятельность при заполнении кроссворда (см. Приложение 3 - лист самооценки) Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток знаний. Организует погружение в проблему, учебное взаимодействие учеников в группе. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. -Прочитайте и скажите, откуда этот отрывок? (Слайд 2) «Что за чудо! Чуть ли не под носом у него стоит человечек - крошечный, но самый настоящий человечек! В руках у него - лук и стрела, за спиной - колчан. А сам он всего в три пальца ростом. Вслед за первым человечком на него (…) взобралось еще десятка четыре таких же маленьких стрелков» (Слайд 3)(Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов») - Что вы можете сказать о лексическом значении выделенных слов? (это синонимы) - Как лилипуты называли Гулливера? (Человек - гора) - Почему они его так называли? (он большой, огромный, гигантский по сравнению с ними) - Посмотрите на эти слова (Слайд 4) В чем особенность этих слов? Что вы можете сказать о лексическом значении записанных слов? - Эти слова с противоположным значением. Такие слова называют антонимы. (Слайд 5) «Анти» – против, «онима» – имя. - Итак, какова тема нашего урока? - Запишем тему в тетради. Учитель записывает тему на доске. - Чтобы правильно подобрать синонимы и омонимы к словам, чем можно пользоваться? (словарями) - У вас на столах карточки. В группах, используя словари антонимов, подберите антонимы к данным словам. (см.Приложение 4) | Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, отвечают на вопросы. Разгадывают кроссворд Высказывают свои мысли. Строят высказывание. Высказывают свои мысли, предположение. Формулируют тему, записывают ее в тетрадь. Проводят лингвистическое исследование со словарем. | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей; осознают учебно-познавательную задачу, читают, слушают, извлекают нужную информацию, применяют ранее приобретенные знания. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы учителя и сверстников; выражают свои мысли, аргументируют свое мнение. Регулятивные: формулируют цель с помощью учителя, принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают свою деятельность. | Устные ответы, письменная работа по заполнению кроссворда, задания на карточках. |
3.Выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений. | Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. | - Ребята, были ли слова, к которым вы не смогли подобрать антонимы? Почему? (не хватает знаний) | Обдумывают результаты проделанной работы и осознают, что знаний недостаточно для выполнения задания. Обдумывают ответы на вопросы. Предлагают варианты. | Фронтальная. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы | Устные ответы. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять, как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся | - Как вы думаете, ребята, каковы цели нашего урока сегодня? (например, находить антонимы, правильно употреблять) - Все ли слова могут иметь антонимы? (высказывают предположения) - Ребята, давайте найдем способы, которые помогут нам свободно подбирать антонимы, определять их как в тексте, так и в речи. Коллективная работа по составлению алгоритма, оформление его на доске и озвучивание своих действий. (1. Задать вопрос к слову. 2. Определить, какой частью речи они являются. 3. Определить лексическое значение слова. 4. Подобрать слово с противоположным значением). - Вернемся к тем словам, для которых вы затруднились с подбором антонимов. - Антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий - низкий, радость – горе и т.д. - Так есть ли антонимы у этих слов? Почему? (нет, они не соотносятся) | Формулируют цели учебной деятельности под руководством учителя, конструируют новый способ действия. Составляют план достижения цели и определяют средства. Участвуют в обсуждении содержания материала. | Фронтальная | Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: преобразовывают информацию из одной формы в другую, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебного задания, строят рассуждения, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснование. | Устные ответы |
5. Физкультминутка. | Создание условий для психоэмоциональной разгрузки. | Физминутка. (Слайд 6) - Утомились? Отдохнем! Физминутку проведем! Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Все ребятки дружно встали И на месте побежали. А сейчас попрыгаем, Ножками подрыгаем. Прыг да скок, прыг да скок, Улыбнись давай, дружок. Наклоняйся: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз, Снова вверх да потянись, И пониже наклонись! И за парту вновь садись. | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье | |
6.Реализация построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять. | Подбор слов-примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, словесно-иллюстративный рассказ. | - Назовите антонимы, которые звучали в физминутке. - Откройте учебник. Рассмотрите иллюстрацию и закончите начатые предложения. Подчеркните антонимы. Определите, какой частью речи они являются. - Давайте проверим, что у вас получилось (Желающие отвечают) - Оцените свою деятельность. - Посмотрите на слайд (Слайд 7) - Могут ли данные слова быть антонимами? (нет, они разных частей речи) - Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. | Работают заданием, формулируют собственные мысли, высказывают их, в сотрудничестве с учителем делают выводы. Оценивают свою деятельность. Высказывают свои мысли. | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении, понимают и могут рассуждать о причинах своих успехов и неудач; приобретают новые умения. Регулятивные: действуют по плану; осуществляют рефлексию способов и условий действия. Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания. | Записи в тетрадях, выполнение упражнений. |
7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: проговаривание нового знания | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике | - Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание и умение применять его на практике). - Полностью с вами согласна. - Выполним упражнение 371 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Проговаривают алгоритм вслух. | Фронтальная, в парах. | Личностные: приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия, устраняют допущенные ошибки, адекватно оценивают достижения. | Устные ответы, письменное выполнение упражнений. |
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений, обсуждение результатов, работа в группах. | - Вы уверены в своих умениях? (Да). -Как проверить? (Мы можем самостоятельно выполнить задание). - Задание для всех: составить пары - подобрать антонимы к словам на слайде (Слайд 8) Самопроверка по эталону. (Слайд 9) -Поставьте себе отметку. Применение знаний в измененной ситуации. Работа в группах (см. Приложение 5) - Какие слова называют многозначными? (имеют несколько занчений). - Подберите к словам антонимы. Свежий хлеб - …………хлеб Свежий журнал - ………..журнал Свежий ветер - ………….ветер Свежее белье - …………белье Легкий труд - …………труд Легкий путь - …………путь Легкий ветер - …………ветер Низкий дом - ………….дом Низкий поступок - ………..поступок Низкая цель - ………….цель. - Что у вас получилось? - Какой вывод можно сделать? (если это слово многозначное, то к одному слову можно подобрать несколько слов с противоположным значением). - Легко ли было выполнять это задание? (например, не совсем, с некоторыми затруднились) - Что вам помогло правильно подобрать антонимы к словам? (словари антонимов). - Оцените свою деятельность. | Выполняют самостоятельно упражнения. Осуществляют самопроверку. Проверяют себя и оценивают. Дети выполняют задания в измененной ситуации, осуществляют самопроверку, делают выводы. Анализируют свою деятельность. | Идивидуальная, групповая, фронтальная. | Личностные: закрепляют новые умения, совершенствуют имеющиеся. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Познавательные: самостоятельно применяют новые знания в измененной ситуации. Коммуникативные: формулируют собственные мысли и высказывания, осуществляют совместную деятельностьв группах, обосновывают свою точку зрения | Письменное выполнение упражнений, заданий в группах, устные ответы. |
9.Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений, обсуждение результатов, индивидуальная работа. | - Что нового вы узнали на уроке? Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? - Достаточно ли мы закрепили новое знание? («да» или «нет») - Давайте проверим. А теперь пришел черед Сыграть в игру «Наоборот» (стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра») - Я буду кидать мячик и называть слово, а тот, кому я кинула мяч, возвращает мне его и называет антоним. Скажу я слово высоко, А ты ответишь: … (низко). Скажу я слово далеко, Ты возразишь мне: … (близко). Скажу я слово : потерял, А ты кричи скорей:… (нашел). Скажу тебе с укором: трус, Ты гордо скажешь: я - … (храбрец). Теперь начало я скажу, А ты ответишь: нет, … (конец). - Выполните задания самостоятельно. Индивидуальное задание (на карточке) (см. Приложение 6) 1. Найти неверно составленные пары антонимов: Трудолюбивый – ленивый Молодость – старость Справа – слева Низкий – высоко Вверх - вниз Весёлый – грустно Светлый – тёмный Впереди – задний Худой – толстый. 2. Продолжи пословицу: Корень учения горек, а плод … Ласточка день начинает, а соловей … Не бойся врага умного, а бойся друга … Знай больше, говори … Лучшая вещь - новая, лучший друг - … Легко сказать, да….сделать. По одёжке встречают – по уму ... Не откладывай на завтра то, что можно сделать… Взаимопроверка. - Обменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените (Слайд 10 - 11) | Принимают участие в обучающей игре. Выполняют задание. | Фронтальная, индивидуальная. | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: используют знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли и высказывают свою точку зрения. | Устные ответы. |
10.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Мотивирует учащихся к участию в рефлексии. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). - Чему был посвящен урок? - Какую задачу ставили? - Удалось решить поставленную задачу? - Какие затруднения мы испытали? - Что помогло нам их преодолеть? (Новые знания) - Как вы научились выходить из такой ситуации? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? Организует выставление отметок за работу на уроке. - Оцените свою работу, работу своих товарищей и учебную деятельность класса, используя лист самооценки (см. Приложение 3) На уроке я работал (активно / пассивно) Своей работой я (доволен / недоволен) Урок мне показался (коротким / длинным) Мое настроение (стало лучше / стало хуже) Материал на уроке был (понятен / непонятен; интересен / скучен; полезен / бесполезен) | Фиксируют изученный материал на уроке, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности с помощью оценочного листа. | Фронтальная, индивидуальная. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: обобщение полученных знаний. Регулятивные: оценивают свою работу, работу товарищей. | |
11.Информация о домашнем задании. | Объявление дифференцированного домашнего задания. | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. - Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам в дальнейшем преодолеть трудности. Запишите в дневник то, которое выбрали (Слайд 12): 1) Выполнить упр. 370. 2) Составить тест по данной теме (вопросы по теме для одноклассников). 3) Написать лингвистическую сказку с употреблением антонимов. - Спасибо, и я вами довольна. Урок окончен, до свидания. | Записывают задание, которое понравилось в дневник, задают уточняющие вопросы. Выражают свои эмоции по поводу урока, настроения. | Индивидуальная. | Коммуникативные: высказывание по поводу своих эмоций, настроения. Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой. | |
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно.
Материал на уроке был (понятен / непонятен; интересен / скучен; полезен / бесполезен)
Используя словари антонимов, подберите антонимы к данным словам.
Вход - ………., рука - …………, враг - …………., высокий - ………….., молчать - ………….., добро - ………….,
худой - ………, стеклянный - …………….
- Подберите к словам антонимы.
Легкий ветер - …………ветер.
Низкая цель - ………….цель.
1. Найти неверно составленные пары антонимов:
Худой – толстый.
2. Продолжи пословицу: